Конспект урока по теме Лишайники

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме ЛишайникиКонспект урока по теме Лишайники

Урок-исследование по биологии в 6 классе

по теме:

«Лишайники»

Урок разработан с позиции СДП по ФГОС

учителем высшей квалификационной категории

Москалёвой Л.В.

Конспект урока по теме Лишайники

Суземка - 2015

Тема: «Лишайники»

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

  2. Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гетеротрофное и автотрофное типы питания, гифы гриба, фотосинтез.

  3. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.

  4. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные: Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы (показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека).

Личностные:

  1. Самостоятельно определяют цели своего обучения.

  2. Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию.

  3. Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз, лихенология, лихеноиндикация.

Тип урока: урок изучения нового с элементами исследовательской деятельности.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с научным текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом, моделирование.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства ведения урока: учебник 6 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, магнитная доска.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?II. Формулировка темы урока, постановка цели (5 мин)

Сегодня мы с вами будем изучать новый организм. О чем пойдет речь на уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.

Кроссворд


в

о

д

о

р

о

с

л

и






х

л

о

р

о

ф

и

л

л











ш

л

я

п

к

а




н

о

ж

к

а







м

и

ц

е

л

и

й









г

р

и

б

н

и

ц

а









с

и

м

б

и

о

з






м

и

к

о

р

и

з

а


  1. Низшие растения, обитающие в основном в водной среде.

  2. Пигмент зеленого цвета.

  3. Верхняя часть плодового тела шляпочного гриба.

  4. Нижняя часть плодового тела шляпочного гриба.

  5. Часть шляпочного гриба, находящаяся в почве.

  6. Другое название мицелия.

  7. Взаимовыгодные отношения.

  8. Симбиоз гриба и корней деревьев.

Итак, тема нашего урока: «Лишайники». (слайд №1)

Давайте определимся с целью урока. Вы знаете, что такое лишайник? Значит нужно это выяснить.

Цель: Выяснить, что такое лишайник.

Что для этого нужно сделать? (узнать строение)

Задачи:

  1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

  2. Узнать о многообразии лишайников.

  3. Раскрыть их значение в природе и жизни человека. (слайд №2)

III. Изучение нового

Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди растений, то лишайники, несомненно, стали бы первыми претендентами на победу.

Эти организмы сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. (слайд №3)

Создание проблемной ситуации.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству относить лишайники - растений или грибов?

Внимательно рассмотрите раздаточный материал.

Что такое лишайник?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Лишайник

растение гриб ?


Опыт: Увлажним тело лишайника и поместим его в стакан. Через 10 дней можно наблюдать разросшиеся белые тонкие нити - это гифы гриба. Увлажненный и измельченный лишайник поместим в другой стакан, поставим его на свет. Через 10 дней наблюдаем зеленый налет на стенках стакана. Рассмотрим налет под микроскопом. Как вы думаете, что это? (водоросли)

В теле лишайника совмещены два организма - гриб и водоросль.

Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом?

СИМБИОЗ ------------------------ ПАРАЗИТИЗМ

? ?

Какие взаимоотношения между грибом и водорослью

в лишайнике?

Первичное осмысление учебного материала

Чтобы это понять, рассмотрим внутреннее строение лишайников.

Откройте учебник на с. 69, внимательно прочитайте "Строение и питание лишайников".

Моделирование. Изготовьте модель внутреннего строения лишайников пользуясь рис. 43. Вам понадобится пластилин и картон.

Глубокое осмысление учебного материала

Вопросы:

1. Что на вашей модели показано белыми тонкими нитями? (гифы гриба)

2. А зелеными кружочками? (водоросль)

3. Почему вы взяли именно зеленый пластилин? (водоросль содержит хлорофилл, она фотосинтезирует)

4. Как называется такой способ питания? (автотрофное)

5. Почему на ваших моделях клетки водорослей находятся внутри, а гифы гриба снаружи? (гифы гриба образуют корковые слои, защищают водоросль от неблагоприятных условий, прикрепляют к субстрату)

6. А какую еще функцию выполняют гифы гриба? (поглощают воду и минеральные вещества)

7. А как питаются грибы? (гетеротрофно, готовыми органическими веществами)

8. А где они их берут? (у водоросли)

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом.

- Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике? (Симбиоз - взаимовыгодные отношения)

Лишайники - это симбиотическая группа организмов, состоящая из автотрофного компонента - водоросли и гетеротрофного компонента - гриба. (записать в рабочий лист)

Водоросль, входящая в состав лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб - нет.

Задание № 1 (в рабочих листах). Подпишите слои лишайника: верхний и нижний корковые, сердцевина, слой водорослей. (слайд №4)

Физкультминутка.

Закройте глаза, поводите глазами под веками влево, вправо, вверх, вниз. Опустите голову вперед, назад, поверните влево, вправо.

Изучением лишайников занимается наука лихенология.

Лихенология - наука, изучающая лишайники. (записать в рабочий лист)

Я просила Ксению узнать, откуда произошло название лишайник.

Сообщение: В 1860 г русский ученый Андрей Николаевич Бекетов предложил термин "лишайник". Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Тело лишайников называется таллом или слоевище.

(Слайд №5) 3 группы лишайников.

- Чем отличаются эти лишайники по внешнему виду? (формой слоевища)

- На что похожи слоевища каждой группы? (накипь, листики, кустики)

Лишайники

накипные листоватые кустистые

Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией в рабочих листах и заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала. (работа в парах)

Тип слоевища

Особенности строения

Примеры

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Тип слоевища

Особенности строения

Примеры

Накипные

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Леканора, ризокарпон, бацидия.

Листоватые

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Пармелия, гипогимния, ксантория.

Кустистые

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Кладония ( ягель), уснея.

Проверка (слайд №6)

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. (слайд №7) Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника.

Размножение лишайников (слайд №8)

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами - группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Значение:

1. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох - ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм. Мне кажется, что этот процесс очень напоминает заваривание лапши быстрого приготовления.

3. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.) Метод подсчета количества лишайников называется лихеноиндикация.

4. Лишайники употребляют в пищу.

Легенда о «Манне небесной»

Ребята, вы часто слышали выражение «что ты ждешь успехов, как «манны небесной!» Оказывается это выражение напрямую связано с темой урока. Послушайте строки из Библии: « И сказал Господь Моисею:- Вот, я пошлю вам хлеба с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день»

В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.

«Подождите до утра» - просил их Моисей. На следующий день, как только рассвело, появившийся ветер погнал по песку какие-то комочки. Ветер будто играя, поднимал их, то вверх, то вниз. Всем казалось, что они падают с неба.

«Манна! - кричали они радостно - манна небесная!» Комочков оказалось много: их ели сухими, варили кашу, делали лепешки. (Манна в переводе на русский - «что это»).

5. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой - синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. Если почвы кислые, их нужно известковать.

(Опыт с лимоном).

IV. Первичное закрепление.

Задание № 4. Выбери номера правильных суждений (в нужную клетку поставь знак «+»)

1. Лишайники - это организмы-симбионты.

2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайника - кустистый.

5. Лишайники размножаются только половым путём.

6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.


1

2

3

4

5

6

Да

+

+




+

Нет



+

+

+


V. Рефлексия.

  • Над какой темой работали?

  • Удалось ли выполнить поставленные задачи?

  • Узнали ли вы на уроке что-то новое?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание (слайд 10)

& 13 (пересказ).

  1. Сообщение: «Лишайники, занесенные в Красную книгу»

  2. Проблемная задача: Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами». Объясните почему?

Наш урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Мне было очень приятно сегодня работать с вами, и я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.

На доске я нарисовала дерево, а вы, если довольны уроком прикрепите к нему цветочки, если не очень - листочки.









Рабочий лист к уроку по теме «Лишайники».


Лишайники - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наука, изучающая лишайники - ----------------------------------------------

Тело лишайников называется _________________________________________________________

Задание № 1. Строение лишайников:

Конспект урока по теме Лишайники

Задание № 2. Заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала.

Тип слоевища

Особенности строения

Примеры

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек.

Задание № 3. Заполните схему «Значение лишайников».


Лишайники


Задание № 4. Выбери номера правильных суждений (в нужную клетку поставь знак «+»)

1. Лишайники - это организмы-симбионты.

2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайника - кустистый.

5. Лишайники размножаются только половым путём.

6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.


1

2

3

4

5

6

Да







Нет







Домашнее задание

& 13 (пересказ).

  1. Сообщение: «Лишайники, занесенные в Красную книгу»


  1. Проблемная задача: Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами». Объясните почему?







© 2010-2022