Урок по биологии для 9-11 классов по теме «Что такое человек?»

"Описание материала: На уроке обобщается информация о человеке как уникальном явлении, полученная на уроках биологии, обществознании и литературы. Урок предназначен для учащихся 9, 10 и 11 классов. Можно использовать при проведении предметной недели. Предварительная подготовка: выбор учащимися стихотворений для заучивания, оформление фотомонтажа из газетных и журнальных изданий о достижениях и кризисных моментах в деятельности человека. Материалы урока можно использовать как подведение итогов...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межпредметный урок «Что такое человек?»

В проведении урока участвуют учителя биологии. обществознания и литературы, а также ученики 10 и11 классов.

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «гоминиды», «культура», «социогенез», ознакомить с теориями происхождения человека, объяснить особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке научно-материалистического мировоззрения, гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ

Подготовка: оформление выставки фотографий по материалам СМИ «Что такое человек», распределение стихотворений по теме среди учащихся.

Оформление: модель каменного топора, изображение древнего человека, презентация «Семь чудес света», АРМ учителя. На доске эпиграф к уроку: «Человек есть принципиальная новизна в природе.» (Н.А. Бердяев).

Ход урока.

1. Организационный момент. (Учитель обществознания)

Сегодня мы обратимся к одному из вечных вопросов философии - «что такое человек?» Над этим вопросом люди задумывались давно. Например, древнегреческий философ Платон отвечал на него так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится». Современная наука исходит из того, что по своей сути человек двухсоставное существо - биологическое и социальное. Может быть это и будет основой для понимания «принципиальной новизны» человека. Чтобы понять это, мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Человек как этап эволюции животных. 2. Становление общества. 3. Человек как результат биологической и социокультурной революции. 4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

2. Новый материал.

Сначала была биологическая эволюция человека, она длилась два с половиной миллиона лет. Как это было? Слово учителю биологии.

(Учитель биологии.) На уроках биологии мы изучили тему «Антропогенез» и умеем доказывать то, что человек - выходец из животного мира. Давайте определим место человека разумного в царстве животных. (Учащийся объясняет систематическое положение человека. Тип Хордовые; класс Млекопитающие; отряд Приматы; семейство Гоминиды или Люди; род Человек; вид Человек разумный.) Чем же отличалась эволюция человека от путей развития остального органического мира, что привела к такому неординарному результату, как человек? Кто нам расскажет о движущих силах антропогенеза и выделит их особенность? (Учащийся рассказывает о биологических и социальных факторах эволюции человека, о том, что без участия в антропогенезе труда, речи, общественного образа жизни, мышления, сознания человек бы не появился. На роль социальных факторов указал Ф.Энгельс) Самыми убедительными доказательствами происхождения человека от древних обезьян были палеонтологические находки наших обезьяноподобных предков. Эти находки позволили представить ступени формирования человека. Перечислите стадии антропогенеза. (Вызванный учащийся говорит о древнейших людях - синантропах и питекантропах, о древних людях - неандертальцах и о неоантропах - кроманьонцах) Происходит ли эволюция человека сегодня? Биологическая эволюция человека завершилась, так как человек вышел из-под контроля естественного отбора, а социальная идёт с увеличивающейся скоростью. Биологические перспективы вида Homo sapiens по мнению некоторых биологов незавидны. Благодаря развитию медицины выживают самые слабые особи. Нарастает генетический груз мутаций. С каждым поколением люди становятся более слабыми. Положение усугубляется стремительным ухудшением состояния окружающей среды. Вид существует на планете в среднем три миллиона лет. Человек разумный не проживёт и половины этого срока.

(Учитель обществознания.) Получив природное начало, человек изначально оказался самым не приспособленным к жизни в природе из всех живых существ. В одиночку он был слаб перед дикими животными, грозными явлениями природы. Зададимся вопросом; что первично, человек или общество? Человеку сразу было предопределено жить в обществе себе подобных. Были случаи, когда маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться предметами; они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные. Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. Научиться мыслить, разговаривать, трудиться можно только в обществе. Предлагаю вам поработать над понятием «общество». Что означает это слово в узком и в широком смысле? Обозначим ступени развития человеческого общества. Кто охарактеризует первобытное стадо? (Ученик перечисляет его черты) Охарактеризуйте традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Мы рассмотрели этапы становления человеческого общества. Именно в обществе 40 тысяч лет назад началась социальная эволюция человека. Всё, что приобрёл человек в последние 40 тысяч лет связано не с биологией, а с культурой и обществом. Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде. Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека. Он подобен драгоценному камню, но камень этот не обработан и не имеет оправы. Следовательно очень важно в чьи руки он попадёт. Я сравниваю ребёнка с чистым листом бумаги в который общество вписывает то, от чего зависит судьба человека. Сейчас я дам один чистый лист бумаги десятиклассникам, а другой одиннадцатиклассникам. Пусть каждый напишет, что ему дало общество, а я после этого зачитаю всё, что вы записали. (Учитель забирает листы у учеников, зачитывает, уточняет записи) Ребята, всё, что вы написали, это культурные ценности. Именно они отличают человека от других существ. Что такое культура? (Духовная, материальная) Вот камень. Он отвалился от скалы. Этот природный объект. Первобытный человек поднял его с земли и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры. (Учитель демонстрирует модель каменного топора) Культура - это вторая искусственно созданная природа человека, это отражение деятельности именно человека. Разве могли животные создать такие памятники культуры (вспомните семь чудес света), построить дороги, космические корабли? Это поработали руки человека. Давайте посмотрим презентацию «Семь чудес света» (Демонстрация презентации). А сколько интересных книг, стихов написано благодаря словесному языку, средству человеческого общения. Слово вашему учителю литературы.

(Учитель литературы.) Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, самолёты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков общая задача - помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, «Человеческое слово стрелы острее», «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». Писатель А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Признанными мастерами слова являются поэты. Давайте послушаем стихотворения, которые подготовили к этому уроку учащиеся 11 класса. (Ученики читают произведения Р.Киплинга «Завещание», Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути», Ю.Левитанского «Каждый выбирает по себе», Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

3. Итог урока.

(Учитель обществознания.) Главной особенностью человека является его двойственная природа. Подводя итог урока, заполним таблицу:

Биологическое в человеке

Социальное в человеке


Закончить наш урок хочется словами С. Лосева: «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена»

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаю вам написать сочинение -эссе, совпадающее по теме с темой нашего урока «Что такое человек?»

© 2010-2022