- Преподавателю
- Биология
- Доклад Проектная деятельность на уроках биологии
Доклад Проектная деятельность на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадмацыренова О.В. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бадмацыренова Оюна Владимировна,
учитель биологии
Кижингинской СОШ №1 им. Х. Намсараева
Республики Бурятия
Школьный проект или проектная деятельность на уроках биологии
Историческая справка
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в США в 20-е гг. XX в. Этот метод еще называли проблемным и связывали с идеями гуманистического направления в педагогике. Один из основоположников метода У. Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняемую «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. Другой основоположник этого метода американский ученый Дж. Дьюи связывал метод проектов с целесообразной практической деятельностью учащихся, сообразуясь с их личным интересом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения биологии активным и личностно значимым.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.Л. Блонского, А.С. Ма-каренко, С.Т. Шацкого, В.Я. Шульгина. В 30-е гг. XX в. метод проектов активно применялся в биологии. Однако вследствие того, что данный метод внедрялся в школу недостаточно продуманно и последовательно, без должного учебно-методического обеспечения, он в конце 30-х гг. XX в. стал считаться «непедагогическим». Лишь в последние годы в связи с модернизацией образования к проектному обучению возник интерес у учнтелей биологии и ученых-методистов (А. Летягин, О.В. Крылова, А.А. Лобжанидзе, Н.Н. Петрова). Особенно интенсивно проекты реализуются в олимпиадных заданиях (А.И. Даныпин, А.С. Наумов, О.А. Климано-ва, С.В. Рогачев). [ 12, 37 ]
Актуальность проектного обучения
В переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперёд», т.е. замысел в виде прообраза объектов [ 8, 102 ]. Слово «проект» более привычно преподавателям технических наук и учителям информатики. Учителям других школьных дисциплин обычно не приходится сталкиваться с такой формой организации учебного процесса. В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы - как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность - один из возможных способов достижения указанных целей.
Формирование у школьников целостной картины мира можно осуществить с помощью межпредметных связей проектной деятельности, которая даёт возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объёмно», с позиций разных дисциплин.
Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх неё) через взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составления перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляется в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует.
Проект выполняет основную свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.
Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребёнка и позволяет ему успешно справится с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода даёт ребёнку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.
[ 8, 102 ]
Цели и задачи проектного обучения:
Основная цель проектного обучения - создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта.
Цель использования метода проектов на уроках биологии - это самостоятельное постижение учащимися биологических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.
Основная задача - самостоятельное освоение школьниками материала и создание конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. [ 12, 37 ]
Данный метод предполагает «проживание» учащимися определённого отрезка времени в учебном процессе, а так же приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материальным продуктом является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развёрнутое решение проблемы в виде макетов, поделок, схем, таблиц, планшетов, газеты, стен - газеты, интервью, аудио и видеоролики. [ 12, 37 ]
Основное содержание.
Принципы метода проектов.
При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная), деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Работая над проектом в учебном процессе по биологии, учащиеся овладевают комплексом биологических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
На мой взгляд, существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самодеятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
Организация обучения биологии по методу проектов предполагает превращение учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным «Я», так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М.М.Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная географическая информация становится личностно значимой. Разрешением
Креативность связана с проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся вследствие того, что они
обнаруживают противоречие между известным им географическим содержанием и невозможностью выявить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся. . [ 12, 37 ]
Креативная деятельность ученика - наиболее оптимальный путь становления в человеке творческого потенциала. Креативность (от англ, «творение», «творческий»), являясь существенным признаком одаренности, характеризует способность человека создавать интеллектуальные продукты путем использования нестандартных способов интеллектуальной деятельности. Конкретно креативность проявляется в способности находить оригинальные идеи при решении задачи или в постановке новых идей, в способности высказывать «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных, осознавать пробелы и противоречия в знаниях, формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, в готовности гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.
Особое значение в развитии креативных способностей учащихся имеет проектная работа. Эта область деятельности позволяет ученикам стать создателями нового продукта, самостоятельно определять формы, методы и сроки решения проблем, поскольку выполнение данной работы не ограничивается рамками жесткой программы. Проектная деятельность развивает такие личностные качества, как самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует умения планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.
При организации проектной работы нужно учитывать следующие факторы: опыт учащихся, их интересы, потребности, мотивацию, уровень знаний. Важно не сузить исследовательское поле учащихся и не упростить задачи проектной работы. Отличительными чертами проектной деятельности
- личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика;
- комплексный характер работы;
- широкие возможности творческого развития;
- проблемность;
- альтернативность и вариативность;
- авторское решение, авторская доказательная позиция. [13,60]
Контекстность этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознавать место биологии в общей системе человеческого бытия. Учебные биологические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико - преобразующей, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности человека (табл. 1).
Важно подчеркнуть, что конструирование учебного процесса, ориентированного на решение учащимися проектов, строится не в логике учебного предмета биологии, а в логике исследовательской деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, для переработки исходного плана и его повторной реализации на более высоком уровне (эффект «прерванного действия»). Выполнение проектов предлагается в индивидуальном темпе, нередко в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся.
Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов. Интегративность обусловлена свойствами биологии.
Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности. При выборе тем проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса биологии я руководствуюсь следующими критериями:
-
значимость данной информации для учащихся;
-
социальная значимость проекта;
-
наличие в проекте воспитательного потенциала;
-
связь с изучаемыми темами курса географии;
-
возможность постановки проблемы;
-
время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
-
возможность реализации межпредметных связей;
-
соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.
Выбор для учащихся осуществляется на различных этапах проектной деятельности и может быть как внешним, так и внутренним. Внешний выбор - это выбор самого проекта, вида задания, роли партнеров по деятельности, материала и форм его представления в проекте, способа выполнения работы, опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъектным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.
Классификация типов проектов.
В настоящее время существуют различные классификации проектов, используемые в географии. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов. Оценивая каждый тип проектов, обратим внимание на следующее. В географическом образовании применяются проекты, раскрывающие различные аспекты содержания образования. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике.
По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета; межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов, и надпредметные, которые выполняются на основе сведений, не входящих в учебную программу. Эти проекты вызывают особый интерес у учащихся.
По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные - парные между парами участников и групповые - между группами школьников. Практико-ориентирован-ные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.
По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты. Их всех отличает то, что они реализуются в творческой, самостоятельной обстановке.
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение: микро-социологичес!сихТ1сследбванйй по выявлению отношения населения к определенным проблемам, решение конкретных экологических проблем своего края, изучение этнических традиций своего региона. В любом исследовательском проекте - проявление творчества учащихся.
В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории; моделирование; путешествие по маршруту.
Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного географического журнала, видеофильм, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек и т. д.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т. д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.
Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы отдельные учащиеся или целые классы принимают участие в международных проектах с помощью системы Интернет «Грин», «Аквадата» и др.
По использованию средств обучения различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярная и художественная литература), наглядные (таблицы, схемы, рисунки карты), технические средства и т. д. и средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся ПЭВМ, периферийное оборудование, средства технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий. Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм). По Продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (мини-проекты), они могут занимать время от одного-двух уроков до нескольких недель. Среднесрочные проекты нередко занимают время в несколько месяцев и долгосрочные - разрабатываются в течение учебного года, чаще осуществляются во внеучебное время. Однако процесс выполнения проекта не пускается на самотек. Этапы работы над проектом учителем обслуживаются на уроках или организуются консультации. [ 12,37 ].
Типология выбранного проекта может быть самой различной. Школьные проектные работы можно классифицировать следующим образом.
Классификация по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные проекты.
Индивидуальный проект выполняет один ученик под руководством научного консультанта. Над групповым проектом работают от двух до десяти учеников, между всеми участниками четко разделены обязанности. В коллективном проекте участвует большой коллектив (класс-проект, общешкольный проект). Коллективный проект выполняется тогда, когда проблему невозможно решить небольшим количеством участников.
Классификация по доминирующему виду деятельности: исследовательские, творческие, информационные проекты.
Исследовательский проект подчинен логике научного исследования, тот же подход к работе, аргументация научной новизны, актуальность темы, анализ данных литературных источников, выдвижение гипотез, определение путей решения проблемы, формулировка выводов на основании полученных результатов.
Творческий проект нацелен на создание творческого продукта(видеофильм, сайт компьютерной программы и др.
Информационный проект предполагает сбор информации о каком-либо объекте или явлении с использованием широкого спектра информационных источников (электронные базы данных, интервьюирование, анкетирование и др.).
Классификация по продолжительности выполнения работы: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты. Краткосрочный проект рассчитан на выполнение от одного урока до нескольких недель, средней продолжительности - на один-два месяца, долгосрочный - на полугодие, год.
Этапы работы над проектом.
Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Проектный цикл мы определяем как отрезок времени, в который осуществляется совместная деятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта и личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.
Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентированного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного (табл.3).[12,37].
Первый этап проектного цикла - ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт учителей, на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.
Второй этап - конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план, собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, карты, дневника и т. д.). Учитель на данном этапе консультирует учащихся, старается организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других школьников. Нередко на этапе конструирования учитель подключает к работе консультантов, т. е. школьников, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задач. Роль учителя на данном этапе - помочь школьникам выразить свои мысли, стимулировать их поисковую деятельность. Этот период самый длительный по времени.
Третий этап - оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу.
Четвертый этап - презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация - результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.
Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих 'суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.
Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта». [ 12,37 ].
Алгоритм проектного обучения:
Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.
Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причём все идеи принимаются на рассмотрение. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов), то необходимо перед началом работы выбрать 1-2 человек - «секретарей» - для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10 - 15 минут.
Этап 2. Выбор одной темы проекта.
Он довольно сложен, т. к. нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесён в проект по замыслу учителя. Выбор темы для проекта длится 15 - 20 минут. При проведении первого проекта учитель может сам указать тему, в этом случае первые 2 этапа опускаются. Так, например, было в моём случае при организации проекта «Многообразие рыб» в 8 «в» классе 2000 г., «Составление пищевого рациона школьника» в 9 «г» классе 2001г.
Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.
Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк - это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, представив право выбора им самим. Задача «секретарей» - зафиксировать результат.
Форма презентации. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчётов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Поскольку в конце обсуждения учащиеся должны назвать выбранные методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15 - 20 минут.
Этап 4. Работа над проектом.
Занимает основное время. Время определяется учителем, исходя из календарно - тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время, так и вне уроков. Так, например, мной был проведён проект по охране природы «Экологические традиции и обычаи народов нашего региона» в 10 «а» классе 2003г. Ребята во внеурочное время занимались подбором материала, проведение тестирования, анкетирования, социологического опроса, интервью, составление диаграмм и графиков, видеосъёмкой. Также на каждом уроке отводилось по 10 минут на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 - 3 недель, в зависимости от возраста школьников.
Этап 5. Презентация проекта.
Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жёстко. Учитель может выбрать и определить оптимальное для данного класса время.
При интеграции объединение учителей в плодотворно работающие команды, «переключение» учащихся на новые, нетрадиционные формы работы - длительный и сложный, но оправдывающий себя процесс.
Следующим шагом в освоении проектной деятельности может стать мини-проект, базирующийся на материале какой-либо одной дисциплины, но включающий одну или несколько других дисциплин в незначительном объёме. В этом случае «вспомогательные» предметы предоставляют учащимся либо готовый фактический материал для расширения темы проекта, либо специфические для данного предмета методы изучения проблемы. Например, составление проекта «Витамины» в 9 «а» классе 2004г. Успешно проведённые проекты и мини-проекты послужили мне индикатором готовности учащихся к проведению более крупного проекта. [ 8, 106 ]
Экспертная оценка проекта
Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проект обучения отличается от выполнения обычных проблемных заданий.
Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов - стандартизованного, формализованного характера, связанных с глубиной раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информативностью в соответствующей области, умениями решения поставленных задач, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, выполняющих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т. д. Нередко эксперты (из числа школьников, учителей) проводят экспертизу по пяти- или десятибалльной шкале. Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.
-
Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов.
-
Ценностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей, окружающей среды.
-
Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблемы.
-
Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам.
-
Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.
Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.
Использование метода проектов в школьном курсе биологии мы рассматриваем как «высший пилотаж» учителя в технологии личностно ориентированного образования, так как учитель создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы. [12,37]
Качество выполнения проекта зависит от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта и т.д. Наиболее значимой в данном процессе является творчество учащегося, для развития которого предоставляются широкие возможности. [13,60]
Как показывает опыт работы , учащиеся испытывают затруднения на этапе экспертизы проекта, не владеют приемами оценки деятельности товарищей в процессе защиты проекта.
Выполнение и защита каждого проекта оценивались проектантом, учителем и учащимися класса. Оценка проводилась в баллах (0; 5; 10; 20) по пяти критериям (см. табл.) каждого вида работы. Рейтинговая оценка рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей. [10,21]
Оценка деятельности проектанта [10,21]
Суммарная оценка защиты проекта: Отлично - 155-200 баллов. Хорошо-100-154 балла. Удовлетворительно - менее 150 баллов. В процессе обучения проектированию важно обращать внимание на развитие у школьников системы проектировочных уме-ми: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами оформления творческих работ, публично выступать, оценивать себя.
При обучении учащихся приему оценивать себя Т.И.Шамова предлагает следующий алгоритм рефлексии:
Я- как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
Мы - насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне, - что было больше; авторитетен ли я в вопросе...; у меня были затруднения в работе с группой.
Дело- я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умении и приобретают новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Моделирование учебных занятий
При моделировании учебного занятия необходимо соотнести структурные компоненты его (или системы учебных занятий) со следующими этапами работы над проектом: запуск проекта, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.
Для большей наглядности модель учебного занятия представлена в виде таблицы. В ней отражены структурные компоненты занятия, этапы работы над проектом, деятельность учителя и учащихся.
Рассмотрим, как я моделирую учебное занятие средствами технологии исследовательского проекта. [10,21]
Практическое применение проектной деятельности
на уроках биологии.
Доказательством тому может служить опыт работы над проектами учащихся с использованием видео- и информационных технологий. При создании подобного рода проектов творческая креативная деятельность учащихся проявилась в поисках собственного, нестандартного исследовательского подхода, в выборе темы и постановке задач, в способах их выполнения, в презентации проекта. Широкое использование в проектах информационных технологий давало возможность аккумулировать полученные данные, как в текстовой, так и в графической форме. Телевидение, видео, компьютерная графика также помогали учащимся образно изложить информацию в ходе презентации и защиты своих проектов.
Одним из приемов, позволяющим активизировать познавательную деятельность, а также помогающим учащимся осознанно воспринимать учебный материал, является работа над подготовкой мультимедийного реферата. Например, создание мультимедийного реферата «Изучение традиций и обычаев как один из способов решения экологических проблем» (Хумаев Жамбал 11а кл.). Работа выполнялась для участия в республиканской конференции «Шаг в будущее» (4 место) и в республиканской этно-экологической конференции «К истокам» (1 место, Диплом 1 степени и право поступления в ВУЗ), которая была завершающим этапом изучения темы «Рациональное природопользование» Данная работа оформлена в виде презентации, которая была представлена на конференции.
Создание реферата по этой теме позволило расширить представления школьников о том, что всё-таки есть способ решения экологических проблем. При выполнении этой работы школьники использовали знания по истории, географии, экономике, биологии для подбора научных и справочных данных, по информатике для создания слайдов, по русскому языку для составления грамотного текста на слайдах и для звукового сопровождения.
В проекте приведены некоторые статистические данные, представленные на графиках и схемах.
Подобные мультимедийные рефераты можно использовать в дальнейшем полностью или отдельными фрагментами в урочное и внеурочное время. Данная работа представлена в школьном музее, она служит действенным средством для пробуждения и поддержки интереса школьников к изучаемому материалу.
Примером интеграции биологии, химии и экологии является создание учебно-исследовательского проекта «Методы определения нитратов и нитритов. Азотсодержащие соединения и их влияние на организмы» (7 «в» кл).
В работе рассматриваются роль азота в жизни растений, влияние солей азотной кислоты на жизнедеятельность растений при их избытке и недостатке, факторы, влияющие на содержание солей азотной кислоты в растениях и почве, действие нитратов на организмы животных и человека, методы качественного и количественного определения нитратов в овощах, фруктах, воде. Работа представлена в виде реферата, видеоряда и видеоролика, в котором демонстрируется опыт по качественному определению нитратов в соке овощей. Данный проект связывает теоретические знания с практикой, с проблемами окружающей среды, а видеоролик позволяет зрителям «поучаствовать» в эксперименте.
Работа «Витамины. Их роль в жизни человека. Методы определения витаминов»(9 «г» кл, 9 «а» кл.), продемонстрировала пример интеграции биологии, химии и экологии. В данном проекте были рассмотрены классификация и характеристика витаминов, приведены их нормы и некоторые методы количественного определения витаминов. В экспериментальной части дано теоретическое обоснование методики определения витамина С, разработанной на основе имеющихся реактивов и оборудования, и описан ряд экспериментов по определению витамина в различных соках. Отдельный раздел посвящен экологии питания, в приложении представлены разработки тестов «Возрастные нормы потребления витаминов», «Обеспеченность организма витаминами».
С целью более широкого распространения информации о витаминах школьниками была подготовлена электронная версия работы - мультимедийный реферат, а также видеоролик по определению витамина С, тесты, составлен информационный листок, содержащий сведения об обеспеченности организма витаминами и рецепты некоторых витаминных салатов.
Урок - экспедиция на тему «В мире рыб» был дан в 8 «в» классе. Целью урока было: познакомить учащихся с многообразием рыб, раскрыть экологические причины уменьшения рыбных запасов, дальнейшее формирование понятия о классификации (систематических группах рыб). Специфика содержания материала и особенности класса показали мне, что эффективней было провести урок в виде экспедиции, а отчёт в форме проекта, по тому что по материал данной темы урока объёмен, а выделить главное и существенное можно только лишь организовав самостоятельную работу учащихся в группах (командах), а также индивидуально, т.е. ребята объединялись в экспедиционную группу, давали ей название, выбирали капитана команды (4 команды), а также в группе каждый учащийся был задействован, защищал проект.
Таким образом, был актуализирован и скопанован материал дополнительной литературы, осуществлена интеграция с географией, экологией, историей, краеведением с использованием НРК - национально- регионального компонента.
Каждая команда готовила и защищала свой маршрут:
-
Рыбы озера Байкал
-
Рыбы рек и озер Бурятии
-
Рыбы рек и озер нашей страны
-
Рыбы морей и океанов
Каждая команда выпустила планшет, собрала рисунки и фотографии с изображением рыб, собрала рецепты рыбных блюд.
Урок на тему «Расход энергии. Норма и гигиена питания» я провела в 9 «г» классе. Ребята приготовили проект «Составление школьного меню» используя разнообразные методы - экспериментирование, анализ литературных источников, социологический опрос, изготовление и использование наглядного материала. Работая над проектом учащиеся расширили представления о гигиене питания, научились оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам. Класс разделился на группы по выполняемым работам:
-
Анализ продуктов
-
Расчёт калорийности питания
-
Изучение режима питания
-
Социологический опрос
-
Создание рекламного видеоролика
-
Изготовление наглядных пособий
-
Изучение традиций потребления пищи
Все материалы работ представлялись специально созданной «Группе врачей диетологов».
Таким образом проведенные уроки доказали мне еще раз, что метод школьного проекта активизирует учащихся в ходе подготовки к уроку и на уроке.
Заключение.
Проектная технология, ориентированная на обучение конкретного ученика, а не среднестатистического учащегося, требует от школьного учителя личностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно в условиях индивидуализации обучения появляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ученика. Не секрет, что среди учеников в классе есть интеллектуальные бездельники, которые умеют, но не желают учиться. Причина данного явления порой кроется в том, что обучение потеряло сокровенный смысл, превратившись в сообщение определенных знаний. Между тем учение может стать увлекательным занятием, если теоретические знания рассматривать как фундамент для собственного творчества.
Приведенные примеры показывают, что в проектной деятельности появляется возможность учета корпоративных интересов. Очень важно, что проектные работы позволяют раскрыть связи между школьными предметами и областями знаний, которые в школе практически не изучаются. При выполнении работ учащиеся не только реализуют свои знания, находят новые идеи, факты, концепции, но и демонстрируют умение понимать, принимать, применять информацию и доносить ее для своих сверстников в необычной, интересной форме.
Рассмотренные выше работы включают, помимо текстового материала, графический, а также видеоматериал, которые сами по себе становятся ценными источниками информации по исследованной теме и могут служить учебным материалом по программе «Дети - детям».
В целом, давая оценку роли проектной деятельности учащихся, можно сказать, что она помогает подготовить учащихся к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию общеценностных качеств человека.
В заключение отметим, что в проектной технологии обучения заложены возможности для развития креативной деятельности не только ученика, но и учителя. Задача педагога в данной работе состоит в том, чтобы ненавязчиво выявлять и развивать творческие способности участников проекта, а для этого учитель должен уметь осуществлять диалог с учеником, сделать педагогический процесс действенным процессом общения. В отличие от классно-урочной системы, в проектной деятельности проще создать атмосферу сотворчества и сотрудничества. Общение педагога с учащимися становится поистине глубинным, а их взаимодействие рефлексивным, что создает условия для раскрытия личностного потенциала и творческого становления молодого человека.
Литература:
-
Балабанова В. В. «Открытые уроки по биологии» Волгоград, Учитель 2001
-
Гузеев В.В. «Современные педагогические технологии» М. 1999
-
Лизинский В. М. «Диагностико-аналитические процедуры и акривно-игровые формы в управлении школой» М, Педагогический поиск, 1996
-
Молис С. С. «Активные формы и методы обучения биологии» М, Просвещение,1988
-
Поташник М. М. «Организация опытно-экспериментальной работы в школе» М, Класс-сервис, 1991
-
Роберт И. В. «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы, использование» М., 1994.
-
Селевко М. «Педагогические технологи» М. 1998
-
Тарасов А. «Весёлый урок» Смоленск, Русич, 1999
-
Щелкунова А. Я. «Я иду на урок биологии» М, Первое сентября, 2000 ст.102
-
Журнал «Биология в школе» № 3, 2003. Русских Г.А. «Технология проектного обучения» ст. 21.
-
Журнал «Биология в школе» № 8, 2003. Русских Г.А. «Проектирование игровой деятельности» ст. 30.
-
Журнал «География в школе» № 2, 2003. Николина В.В. «Метод проектов в географическом образовании» ст. 37.
-
Журнал «Химия в школе» № 5, 2003. Фандо Р.А., Гордова МюА. «Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся» ст. 60.
18