- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по дисциплине «Пластическая анатомия»
Рабочая программа по дисциплине «Пластическая анатомия»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дмитриева В.В. |
Дата | 06.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пластическая анатомия
(наименование дисциплины)
-
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью при основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 100116 Парикмахерское искусство.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО
100116 Парикмахерское искусства
с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять пропорции головы и лица;
- выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы;
В результате освоения дисциплины, обучающихся должен знать:
-строение опорно- двигательного аппарата человека и его пластику;
-пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосложения;
-основы грамоты рисунка.
Результатом освоения программы общепрофессиональной дисциплины является овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя.
ПК 2.2.
Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя
ПК 2.1.
Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя
ПК 2.2.
Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цвет типа, особенностей пропорций и телосложения).
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 75 часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -50 часов;
самостоятельной работы обучающегося -25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
Виды учебной работы
Объем часов
1.
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
2.
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
50
В том числе:
Лабораторные работы
-
Практические занятия
30
Контрольные работы
-
3.
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачет
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Пластическая анатомия»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
Раздел 1.
Строение-двигательного аппарата человека и его пластика.
Тема 1.1.
Строение-двигательного аппарата человека и его пластика
Под тема, содержание учебного материала
2-2
1.
Введение
Цели и задачи дисциплины «Пластическая анатомия», ее связь с другими учебными дисциплинами и роль в освоении профессиональной образовательной программы и в профессиональной деятельности парикмахера. Краткие исторические сведение о развитии пластической анатомии как наука о внешней форме тела человека. Основные понятия и термины пластической анатомии.
2
Самостоятельная работа №1.
Выполнение рисунка соединения плечевой кости с предплечьем и кистью.
2
Практическая работа №1.
Выполнение и анализ графических схем строения скелета человека.
2-4
Лабораторная работа
-
3
Контрольные работы
-
Под тема, содержание учебного материала
Тема 2.1.
Скелет человека
2.
Скелет человека. Пластическая анатомия скелета туловища и конечностей
Определение понятия «скелет». Общая характеристика скелета человека. Отделы скелета. Функции скелета в организме человека .
Пластика всех отделов скелета, основные формообразующие элементы пластические точки.
2
Самостоятельная работа №2.
Разработка пропорциональной схемы построения мозгового и лицевого черепа.
2
Практическая работа №2.
Выполнение анатомической зарисовки черепа в двух поворотах( в фас и ¾)
2-8
3
2
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
3.
Пластическая анатомия черепа
Определение понятия «череп». Общая характеристика скелета головы, особенности строения костей, форма черепа и формообразование головы человека. Строение мозгового и лицевого черепа. Пластика черепа, ее влияние на форму головы и внешность человека.
2-10
Самостоятельная работа№3. Выполнение реферата по теме: «Подкожная жировая клетчатка и ее влияние на пластику фигуры человека».
2
Практическая работа №3.
Выполнение анатомической зарисовки черепа в двух поворотах(в фас и 3/4)
2-12
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
4.
Мышечная система человека. Пластическая анатомия мышц туловища и конечностей
Определение понятий «мышцы». Общие понятия о мышечной системе и ее формообразовании. Строение мышц по пластам. Поверхностные группы мышц по малым формам. Тренировка мышечной системы.
2-14
Самостоятельная работа №4.
Разработка электронного учебного пособия по теме: «Группы мышц» (мимические, жевательные).
2
Практическая работа №4.
Выполнение зарисовки поверхностных мышц туловища человека с указанием пластических точек.
2-16
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
5.
Пластическая анатомия мышц головы и шеи
Определение понятия «мимика».
Мышцы головы человека, особенности их строения и распределения на группы (мимические и жевательные), название мышц и их расположе-ние. Мышцы шеи их название и расположение. Работа мимических мышц: мимика человека, эмоции, характер.
2-18
Самостоятельная работ №5.
Разработка электронного учебного пособия по теме: «Группы мышц» (мимические, жевательные)
2
Практическая работа №5.
Выполнение зарисовки поверхностных мышц туловища человека с указанием пластических точек.
2-20
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
6.
Пластика деталей лица и кожи
Определение понятия «пластические точки». Особенности деталей лица и кожи. Пластические точки лица. Пластика бровей, глаз, ресниц, носа, ушей, губ. Связь пластики деталей лица с особенностями характера личности. Кожа лица, подкожная жировая клетчатка, пластика кожи.
2-22
Самостоятельная работа №6. Разработка электронного учебного пособия по теме: «Детали лица и мода современная и историческая».
2
Практическая работа №6.
Выполнение сравнительного анализа пластики лица, мимики и работы мимических мышц на основе иллюстраций (работа с каталогами)
2-24
Лабораторная работа
-
Контрольные работы
2
Раздел 2.
Пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосложения.
Под тема, содержание учебного материала
Тема 2.1.
Пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосло-жения.
1.
Пропорции большой формы.
Определение понятий « пропорция», «канон».
Способы определения пропорций фигуры человека в истории изобразительного искусства. Единица измерения канона в различные исторические периоды и в настоящее время (модуль и малая единица модуля). Каноны Древнего Египта, Древнего Рима ( Античный квадрат, Античный круг) Каноны А. Дюрера, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи. Типы конструкции и типы телосложения фигуры человека.
Возрастная изменчивость пропорций фигуры на протяжении всей жизни человека от младенчества до старости.
2-26
3
Самостоятельная работа №7.
Разработка электронного учебного пособия по теме: «Типы телосложений фигуры человека»
2
Практическая работа №7.
Выполнение пропорциональной схемы для рисования мужской, женской и детской фигур.
2-28
Лабораторная работа
-
2
Контрольная работа
-
2.
Пропорция головы.
Определение понятия «канон».
Каноны пропорции головы (по Л.П. Лысенко, К. Шебуеву, Ф. Майнеру и Г. Баммесу) Соотношение деталей лица. Элементы лица ,влияющие на пропорции головы человека. Средние данные пропорции лица.
2-30
Самостоятельная работа №8.
Выполнение рисунка пропорциональной схемы головы человека(в фас).
2
Практическая работа №8.
Выполнение графического и описательного анализа зарисовок форм лица человека.
2-32
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
2
Под тема, содержание учебного материала
Тема3.1.
Пластика образа и художестве-нный образ.
1.
Пластика и художественный образ.
Определение понятия «художественный образ». Понятие художествен-ного и исторического образа в различных видах изобразительного искусства.
2
Самостоятельная работа №9.
Реферат по теме «Исторический образ».
2
Практическая работа №9.
Разработка художественного образа девушки с длинным волосом
с элементом «локоны».
2-36
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
2.
Пластика и имидж.
Значение пластики в создании художественного образа. Художествен-
ные образы в коллекциях современных парикмахеров визажистов, стилистов. Понятие, значение и создание имидж, как разновидности. Художественного образа в повседневной реальной жизни.
2-38
Самостоятельная работа №10.
Доклад по теме «Художественный имидж».
2
Практическая работа №10.
Разработка и выполнение эскизов женских причесок..
2-40
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
Практическая работа №1.
Разработка и выполнение эскиза мужские прически.
2-42
Самостоятельная работа №11.
Презентация по теме «Художественный образ».
2
Практическая работа №12.
Разработка и выполнение эскиза художественного образа ребенка
2-44
Самостоятельная работа №.12.
Опорный конспект по теме «Имидж».
2
Практическая работа №13. Разработка и выполнение эскиза художественного образа молодого человека.
2-46
Самостоятельная работа №13.
Презентация по теме «Коллекция современных визажистов и стилистов».
1
Практическая работа №14.
Разработка и выполнение эскиза художественного образа пожилого
человека
2-48
Практическая работа №15.
Разработка и выполнение эскиза художественного образа ребенка.
1-49
Лабораторная работа
-
Контрольные работы
-
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
1-50
Всего:
50
25
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 Условия реализации программы дисциплины.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета рисунка и живописи.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета рисунка и живописи:
комплект материалов и инструментов для выполнения графических работ;
объемные наглядные пособия: модели, гипсовые слепки частей лица человека т.д.;
комплект нормативной документации;
комплект учебно-методической документации;
графические наглядные пособия: учебные таблицы-плакаты, карточки с индивидуальными заданиями для выполнения графических зарисовок.
Технические средства обучения:
проектор;
ноутбук;
планшет;
экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Павлов, Г.Г. Пластическая анатомия: - М.: Элиста АПП Джангар, 2001, - 296 с;
2. Рабинович, М.П. Пластическая анатомия человека: - М.: Высшая школа, 2000 - 678 с;
3. Чиварди, Д. Пластическая анатомия человеческого тела: - М.: Эконом Пресс, 2002 - 736 с;
Дополнительные источники:
1. Барчаи, Е. Академия художеств: - Будапешт - М.: Контракт: Искусство, 2005 - 528 с;
2. Воробьев, В.П. Атлас анатомии человека: Ми; М.: Хараест, АСТ, 2001 - 458 с;
3. Гайворовский, И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для СПО, - М.: Академия, 2008 - 640 с;
4. Дринбоход, Ю.Ю. Пособие для косметологов: СПБ ИД «Весь», 2006, - 511 с;
5. Мельник, А.А. Основы построения скульптурного рисунка:- М.: Высшая школа, 2003 - 108 с;
6. Привест, Г.Г. Анатомия человека учеб. пособие / Лысенков,М.К, Бушкович, В.И. - М.: - С; П6; Гиппократ, 2004 - 528 с;
7. Хигорт Б. Динамическая основа для художников М; Издательство АСТ,2001;
8. Интернет -ресурсы.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-определять пропорции головы человека;
Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических зданий.
Оценка выполнения практического здания в ходе зачета.
-выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей лица;
Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий.
Оценка выполнения практического задания в ходе зачета.
Знания:
-строение опорно-двигательного аппарата;
Тестирование ,устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, зачета.
-пластические особенности внешности:
пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосложения;
Тестирование ,устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, зачета.
-основы грамоты рисунка;
Тестирование ,устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, зачета.
3