• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по теме: Экосистемы (в рамках эксперимента по компетентностно-ориентированному обучению)

Урок по теме: Экосистемы (в рамках эксперимента по компетентностно-ориентированному обучению)

Экосисте́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.Экосисте́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Экосистемы.

Этап урока: Генезис.

Цель урока: Повторить теоретический материал по теме «Экосистемы», научить решать ключевые задачи по теоретическому материалу.

Оборудование: рабочие тетради, раздаточный материал, таблицы, схемы, мультимедийный проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке продолжим изучение темы «Экосистемы». На последних двух уроках мы с вами записали в тетрадях текстовую матрицу - основной теоретический материал в виде схем и таблиц по данной теме. На данном уроке будем решать ключевые задачи по теоретическому материалу.


  1. Повторение теоретического материала. Блиц - опрос.

Я задаю вопрос, вы, основываясь на знание материала, быстро отвечаете.


  1. Какая система называется экосистемой?

  2. Экология?

  3. Какие взаимоотношения характерны для живых организмов?

  4. Приведи примеры позитивных взаимоотношений.

  5. Приведи примеры негативных взаимоотношений.

  6. Приведи примеры нейтральных взаимоотношений.

  7. Какие бывают организмы по типу питания?

  8. Дай определение цепи питания.

  9. Назови структурные компоненты экосистемы.

  10. Что называют экологическими факторами?

  11. На какие группы делятся экологические факторы?

  12. Назови естественные сообщества живых организмов.

  13. 13 Чем они отличаются?

3. Решение ключевых задач по взаимоотношениям живых организмов.

Работа в парах.

В данной таблице приведены примеры взаимоотношений организмов, определите к какому типу взаимоотношений они относятся.


Тип взаимоотношений

Примеры взаимоотношений

данного типа

1. ?

Заяц - беляк - заяц русак

Пшеница - бодяк полевой

2.

Человек - аскарида

Смородина - тля

3.

Береза - подберезовик

Горох - клубеньковые азотфиксирующие

бактерии

4.

Цапля - лягушка

Росянка - муха

Щука - карась

Амеба - водные бактерии

5.

Лев - шакал

Акула - рыба - лоцман

Ответы: конкуренция, паразитизм, мутуализм (симбиоз), хищничество, комменсализм.


  1. Решение ключевых задач по пищевым цепям.

Ниже предложены 4 группы организмов, объединенные по определенному признаку.

Один организм в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним.

Определите, какой организм лишний и почему?

1 вариант.

1. Лошадь, овца, кролик, бабочка, лисица.

2. Цианобактерии, подберезовик, ель, береза, боярышник.

3. Дождевой червь, бактерия, гусеница бабочки, мокрица, рак речной.

4. Уж, сокол, олень, лисица, волк.

2 вариант.

  1. Корова, баран, заяц, кузнечик, волк.

  2. Мухомор, сосна, хламидомонада, клен, лещина.

  3. Жук - навозник, рак речной, тля, дождевой червь, почвенная бактерия.

  4. Гадюка, сова, ласка, лось, кошка.


  1. Решение ключевых задач по экологическим факторам.

Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические.

А) Химический состав воды

Б) Разнообразие планктона

В) Влажность, температура почвы

Г) Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д) Скорость течения воды

Е) Засоленность почвы

Ж) Разнообразие растений

З) Химический состав воздуха

И) Наличие в воздухе бактерий

Ответ:

Абиотические факторы: А, В, Д, Е, З.

Биотические факторы: Б, Г, Ж, И.

  1. Решение ключевых задач по цепи питания.

Из данных организмов составь 3 цепи питания.

Ястреб, карась, речной рак, короеды, бактерии, элодея, паразитические черви, снегирь, жуки - могильщики, клен, кукушка, рябина, бактерии гниения.

Ответ:

  1. Элодея -- карась -- паразитические черви - бактерии гниения

  2. Рябина - снегирь - ястреб - жуки - могильщики

  3. Клен - короеды - кукушка -- бактерии


  1. Итог урока. Домашнее задание.


© 2010-2022