• Преподавателю
  • Биология
  • Обобщение опыта по темеТехнология группового самостоятельного обучения на уроках биологии

Обобщение опыта по темеТехнология группового самостоятельного обучения на уроках биологии

Примоделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемное задание вгруппе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у негоразвиваются способности находить решение в новых ситуациях, т. е. развивается интеллект. Привлекательность группы стимулирует желание учащихся выполнять групповое учебное задание. При этом, во-первых, сильнее страх перед санкциями группы ( неодобри...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская общеобразовательная школа №5»

Кулундинского района Алтайского края




Обобщение опыта.

Тема: «Технология группового самостоятельного обучения на уроках биологии».




Чапала Елена Николаевна

учитель биологии

















Кулунда


При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т. е. развивается интеллект.

Привлекательность группы стимулирует желание учащихся выполнять групповое учебное задание. При этом, во-первых, сильнее страх перед санкциями группы ( неодобрительные взгляды, насмешка, неприятие идеи и т.д. ), во-вторых, сильнее проявляется подражание авторитетным учащимся. Эти закономерности, сформулированные французскими учеными М. Робером и .Ф. Тильманом, объясняют эффективность внутреннего воздействия группы на каждого ученика в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы и развития его интеллектуальных способностей.

Особую значимость в группе приобретают действия лидера, которому стремятся подражать другие члены группы, поэтому учителю необходимо в процессе формирования учебных групп провести специальную работу с лидерами, которые выполняют функцию консультанта .

Разработанная модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся формируются в разноуровневые группы постоянного состава от 3 до 7 человек ( количество групп зависит от числа учащихся класса ). Каждая группа работает под руководством ученика-лидера ( консультанта ). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке учителем плана изучения курса. Учителю важно проводить целенаправленную работу с консультантами во внеурочное время, так как результативность работы группы во многом зависит от умения лидера управлять познавательной самостоятельной деятельностью учащихся и выполнять организаторские функции в процессе учебного занятия.

При групповом самостоятельном обучении особую структуру и содержание имеют задания для учащихся. При конструировании важно учитывать следующие правила:

- количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе;

- в течении года каждый ученик выполняет разные виды заданий;

- в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;

- количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяются в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной возможности учащихся;

- при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.

Вот пример группового задания для самостоятельной работы учащихся на уроке изучения нового материала.

Групповое задание.

Прочитайте текст учебника на странице …

Выполните задания:

  1. Разработайте опорный конспект ( ЛОС ) содержания учебной статьи;

  2. Подготовьте краткий пересказ содержания статьи;

  3. Сконструируйте репродуктивные вопросы для взаимопроверки усвоения знаний статьи;

  4. Сконструируйте проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на уроке;

  5. Ответьте на вопросы учителя ( предлагается 2-3 вопроса разного уровня сложности ( по выбору ) для письменной работы учащихся );

  6. Подготовьте рассказ к тексту учебной статьи, используя дополнительную литературу;

  7. Разработайте свой вариант домашнего задания по теме урока.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ.

При моделировании уроков важно учитывать следующее:

  1. Групповая работа продолжается в течении двух уроков;

  2. 2. Объем учебного материала охватывает не менее двух параграфов учебного пособия;

  3. Отчет групп осуществляется последовательно, не нарушая логики изучения содержания учебного материала;

  4. С целью организации активной деятельности школьников в процессе учебного занятия учитель каждому ребенку раздает специальный маршрутный лист, в котором содержатся контрольные задания по содержанию учебного материала, предлагаемого каждой группой

  5. В конце учебного занятия учитель собирает маршрутные листы на проверку;

  6. Работа с маршрутным листом строится по следующему алгоритму:

- перед ответом у доски группа предлагает классу контрольные вопросы (2-3 ) репродуктивнрго и творческого характера; каждый школьник записывает эти вопросы в своем маршрутном листе;

- в процессе ответа у доски группа обоснованно отвечает на репродуктивные вопросы и не дает прямых ответов на вопросы творческого характера;

- учитель по ходу отчета группы направляет деятельность учащихся класса, управляет дискуссией и дает время на выполнение контрольного задания.

Модель системы уроков состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Последовательность блоков предполагает усложнение деятельности школьников и изменение характера их взаимодействия внутри группы.

1 БЛОК.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - научить учащихся разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи.

Учащиеся работают в разноуровневых группах постоянного состава. Учитель, моделируя уроки, учитывает следующие положения:

  1. все группы выполняют одинаковое по объему, сложности и содержанию задание;

  2. отвечает у доски одна группа, которая определяется жеребъевкой;

  3. остальные группы дополняют ответы у доски, анализируют содержание ответа, участвуют в дискуссии по решению проблемных задач;

  4. в зависимости от цели урока учитель может использовать разные варианты подведения итогов самостоятельной работы в группах.

ТЕМА УРОКА «Особенности организации Хордовых».

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: научить школьников умениям находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста;

конструировать репродуктивные вопросы по содержанию учебной статьи;

определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ (5 человек).

Прочитайте текст учебника на с. 174-175. Рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:

- составьте рассказ о типе хордовых;

- выделите основные признаки типа хордовых. Назовите основные подтипы хордовых. Приведите примеры;

- сравните подтипы хордовых и объясните черты различия бесчерепных и позвоночных;

- сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи и рисункам для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов;

- сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии на уроке.

2 БЛОК.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - научить учащихся планировать свою работу, управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности.

Учащиеся продолжают работать в разноуровневых группах постоянного состава, но выполняют разные по содержанию задания. Количество заданий зависит от количества групп в классе и логики учебного материала.

ТЕМА УРОКА «Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанных с водной средой обитания» (2ч).

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: научить школьников умениям конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи; характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе.

В начале урока фронтально изучаются особенности внешнего строения рыб. При конструировании задания педагог учитывает, что тип Хордовые одна из первых тем, которые изучаются в курсе 7 класса.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1-й ГРУППЫ

Прочитайте текст учебника на с. 177 «Скелет рыб», «Мышечная система». Рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:

- подготовьте рассказ о строении скелета и мышечной системе рыб;

- найдите отделы скелета рыб на рисунке, таблице, натуральном объекте или препарате;

- заполните таблицу:

Отделы скелета рыб Кости, образующие отделы Функции отделов

- в определенных частях тела рыбы имеются мускулы, благодаря действию которых рыба быстро продвигается вперед. Назовите эти части;

- сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2-й ГРУППЫ

Прочитайте текст учебника на с. 177-178 «Нервная система», «Органы чувств». Рассмотрите рисунок и выполните следующие действия:

- подготовьте рассказ о строении нервной системы и органов чувств рыб;

- заполните схему:

Нервная система

…………… …………….

………….. ………….. ……….. ………..

- назовите отделы головного мозга рыб на рисунке учебника и муляже.

- рыбы легко ориентируются в мутной воде. Объясните почему;

- прочитайте статью «Чувство слуха у рыб» в книге А.А.Яхонтова «Зоология для учителя» (т. 2. М.: Просвещение, 1968 ) и сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3-й ГРУППЫ

Прочитайте текст учебника на с. 178 «Кровеносная система», «Дыхательная система». Рассмотрите рисунок и выполните следующие учебные действия:

- подготовьте рассказ о строении кровеносной системы рыб;

- решите какими цифрами на рисунке (с. 185) обозначены органы кровеносной и дыхательной системы рыб. Покажите на таблице у доски отделы сердца рыб;

- составьте схему передвижения крови по организму рыб и укажите места газообмена;

- расскажите о работе жаберного аппарата рыб по рисунку (с. 178);

- сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4-й ГРУППЫ

Прочитайте текст учебника на с. 178 «Пищеварительная система». Рассмотрите рисунок и выполните следующие действия:

- перечислите приспособления пищеварительной системы рыб к водной среде обитания;

- составьте схему продвижения пищи по пищеварительной системе рыбы;

- подготовьте рассказ о происхождении плавательного пузыря рыб;

- благодаря чему происходит увеличение или уменьшение объема плавательного пузыря рыб?

- сконструируйте 2-3 вопроса репродуктивного характера по тексту учебной статьи.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 5-й ГРУППЫ

Прочитайте текст учебника на с. 179 «выделительная система», «Органы размножения» и выполните следующие действия:

- последовательно запишите органы выделительной системы рыб;

- составьте рассказ о развитии рыб по рисунку ( с. 179 );

- прочитайте статью в книге А,С,Молиса «Книга для чтения по зоологии».-М.:Просвещение, 1985 (с. 96-97 ) и расскажите, как рыбы проявляют заботу о своем

потомстве ;

- прочитайте статью «Миграция рыб» в книге А,С,Молиса на с.98-101.Сконструируйте прблемное задание для групповой дискуссии;

- ихтиологи установили, что рыба-луна выметывает до 300 млн икринок в период нереста. Объясните, почему при высокой плодовитости рыба-луна редко встречается в морях.

По результатам работы каждая группа предлагает свой отчет.

3 БЛОК.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - научить учащихся продуктивному взаимодействию в творческих парах. Структура и содержание группового задания изменяются и роль лидера, так как он уже не выполняет задание сам, а управляет самостоятельной работой двух или трех пар, помогает выбрать задание каждой паре, координирует действие пар, консультирует и оценивает работу каждого ученика, каждой пары и группы в целом.

ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ может быть следующим:

  1. Прочитайте текст учебника на странице…. ;

  2. Выполните задания , работая в парах (по выбору учащихся ):

- подготовьте выступление по содержанию учебной статьи и дополнительной литературе; разработайте ЛОС по содержанию выступления;

- сконструируйте проблемные задания, предложите свои варианты ответа (письменно );

- разработайте вариант творческого домашнего задания по теме Урока.

В этом блоке проводится два варианта урока:

первый - группы выполняют одинаковое задание по содержанию учебного

материала;

второй - группы выполняют разные задания.

ТЕМА УРОКА «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с водной и наземно-воздушной средами обитания».

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: научить школьников умениям характеризовать объекты; конструировать вопросы разного уровня сложности по тексту учебной статьи; устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи.

Внутри группы формируются пары, которые выполняют одно задание.

ЗАДАНИЕ.

Прочитайте текст учебника на с. 186-192, рассмотрите рисунки. Заполните таблицу.


Приспособления земноводных

к водной среде

Приспособления земноводных

к наземно-воздушной среде


Основной материал статьи запишите в тетрадь и подготовьте выступление о приспособлениях земноводных к водной среде обитания;

Сконструируйте 5-6 вопросов разного уровня сложности по содержанию выступления. Запишите их в тетрадь.

В конце урока заслушиваются ответы творческих пар. Учащиеся корректируют ответы творческих пар. Учащиеся корректируют результаты работы в тетрадях. Затем каждая группа предлагает свои вопросы, учащиеся класса отвечают.

4 БЛОК.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - подготовить учащихся к самостоятельной работе в группах.

В ходе уроков предполагается отработать приемы учебной работы с путеводителем ( путеводитель - это система заданий для самостоятельной работы, отражающая по дидактической цели все звенья процесса обучения ).

Система групповой работы включает пять усложняющихся от урока к уроку заданий.

ЗАДАНИЕ 1.

  1. Прочитайте текст учебника на странице….

  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем ( учащиеся в группе работают с одним путеводителем, консультант распределяет работу и организует оформление отчета группы ).

ЗАДАНИЕ 2.

  1. Прочитайте текст учебника на странице….

  2. Заполните путеводитель, предложенный учителем ( каждому ученику предлагается свой путеводитель, после выполнения организуется обсуждение ответов на вопросы и задания внутри группы, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, один ученик делегируется для ответа у доски ).

ЗАДАНИЕ 3.

  1. Прочитайте текст учебника на странице…..

  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя по содержанию текста учебной статьи.

  3. Ответьте на вопросы путеводителя ( каждый ученик, работая с текстом учебника, разрабатывает свой вариант путеводителя, готовые путеводители обсуждаются в группе, отбирается лучший из них, либо конструируется новый по совокупности лучших идей в группе, один ученик делегируется для ответа у доски ).

ЗАДАНИЕ 4.

  1. Прочитайте текст учебника на странице…..

  2. Сконструируйте свой вариант путеводителя (два экземпляра ) Один экземпляр передайте группе-партнеру, второй- используйте для разработки эталона ответа на вопросы и задания.

  3. Получите путеводитель, подготовленный группой-партнером; ответьте на вопросы путеводителя группы партнера.

  4. Обменяйтесь путеводителями с целью проверки результата работы партнеров.

  5. Делегируйте одного ученика к доске для анализов результатов деятельности группы-партнера ( результаты работы каждой группы вывешиваются на классной доске ).

ЗАДАНИЕ 5.

  1. Прочитайте текст учебника на странице……

  2. Сконструируйте путеводитель с целью участия на конкурсе творческих работ учащихся. Задание выполняется по желанию учащихся индивидуально, в творческих парах или малых творческих группах ( три человека ), которые формируются с учетом интересов и возможностей школьников.

  3. Подготовьте свой вариант ответа на вопросы и задания путеводителя.

  4. Представьте творческую работу на конкурс.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА:

  1. путеводитель конструируется с учетом содержания всей учебной статьи по теме урока;

  2. вопросы и задания разного уровня сложности должны отражать все этапы усвоения новой учебной информации: повторение учебного материала, изучение новых знаний, закрепление новых знаний, формирование умений применять знания, проверка уровня усвоения знаний и умений;

  3. в путеводителе должно быть оригинальное домашнее задание по тексту учебника и дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроке;

  4. путеводитель должен содержать приложение - авторский вариант ответов на вопросы и задания.

ТЕМА УРОКА «Особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных»

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: научить школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи; сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ 1.


  1. Прочитайте текст учебника на странице 196-200. Рассмотрите рисунки.

  2. Заполните схему:

Класс Пресмыкающиеся

Отряд….. Отряд……. Отряд…… Отряд……..

  1. Сравните строение пресмыкающихся с земноводными. Заполните таблицу.


ПРИЗНАКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Сходство в строении земноводных

Отличие в строении от земноводных

Покровы тела

Скелет и мускулатура

Нервная система

Кровеносная система

Дыхательная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Половые органы

Способы оплодотворения



  1. Ученые считают, что древние пресмыкающиеся и древние земноводные могли иметь общего предка. Почему ?

  2. Докажите, что пресмыкающиеся- настоящие наземные позвоночные.

ТЕМА УРОКА «Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом».

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить обучение школьников умениям устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ 2.


  1. Прочитайте текст учебника на с.206-210. Рассмотрите чучело птицы.

  2. Перечислите известные вам приспособления птиц к полету:

а) ……..

б) ……..

в) …….. и т. д.

Продолжите фразы:

-кости птиц легкие, так как имеют….;

-прочность скелета обеспечивается …;

-мышцы, опускающие крыло, прикрепляются к … ;

-самые мощные мышцы птиц …;

-в головном мозге птиц хорошо развиты …;

-сердце птиц состоит из …;

-двойному газообмену у птиц способствуют ..

-МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ У ПТИЦ ….;

-ПОЛОВАЯ СИСТЕМА У САМОК СОСТОИТ ИЗ … ;

-ЗАРОДЫШ РАЗВИВАЕТСЯ В …;

3. Орнитологи установили, что переваривание пищи у воробьиных происходит за 8-10 минут, у насекомых за 1 час, у растительноядных за 2-3 часа. Чем можно объяснить факт быстрого переваривания пищи ? Почему птица в полете не задыхается ?

5 БЛОК.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - подготовить школьников к самостоятельной работе в режиме проектного обучения .

Учащиеся организуются в творческие группы с учетом их интересов и возможностей, выбирают лидера и работают в течение одного учебного занятия. В начале уроков каждая группа выбирает одну из проблем, предложенных учителем. Задания для самостоятельной работы группы конструируется по следующему алгоритму.

ЗАДАНИЕ 1

1. Прочитайте текст учебника на странице…

2. Выберите одну из проблем по теме урока.

3. Скомплектуйте творческую группу.

ЗАДАНИЕ 2 ( работа в творческой группе )

1. Выберите один из информационных источников ( дополнительную литературу предлагает учитель ), подготовьте свой вариант решения проблемы.

2. Подготовьте ответ письменно, указывая источник информации, оформив цитаты, сделайте вывод.

3. Предложите свой вариант решения проблемы для обсуждения в группе.

4. Заслушайте ответы каждого участника групповой работы ; выберите лучший ответ, дополните его сведениями из других источников.

5. Подготовьте творческий отчет группы для публичного выступления ; делегируйте одного выступающего для защиты творческой работы группы.

Защита творческой работы осуществляется в процессе дискуссии, в которой принимают участие заранее назначенные учителем эксперты, оппоненты, рецензенты. Учащиеся класса по ходу защиты творческой работы оформляют записи в рабочей тетради, коротко фиксируя информацию по решению каждой из предложенных проблем, предлагают вопросы уточняющего и дискуссионного характера. В конце урока выполняется контрольная работа, о которой учитель предупреждает учащихся заранее.

ТЕМА УРОКА «Многообразие млекопитающих».

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ УРОКА :

Научить школьников умениям реконструировать текст учебной статьи, выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа текста.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

1. Отберите информацию из текста учебной статьи по теме урока.

2. Отберите дополнительную информацию по теме урока из научно-популярной литературы. Сконструируйте новый (авторский )текст по изученным источникам.

3. Подготовьте информационное сообщение по авторскому тексту.

4. Разработайте структуру сайта ( странницу в Интернете ) по теме урока. Озаглавьте рубрики сайта и наполните их содержанием.

ПРИМЕР САЙТА :

Многообразие млекопитающих

Проблемы

- Утконос- это птица со звериной шкурой или зверь с птичьим клювом ?

- Китообразные живут в воде. Их внешнее сходство с рыбами столь велико, что даже Линней в первых изданиях своей «системы природы» отнес их к этому классу и только впоследствии исправил свою ошибку. Обоснуйте решение Линнея.

-Может ли очеловечиться «Высшая знать» животного мира ?

-Почему сумчатые отсутствуют в Старом Свете ?

- «Интеллигенты» морских пучин плачут, слышат и разговаривают ?

- Еж как «живое ископаемое» Старого Света.

- «Самые, самые, самые..».

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

250 видов сумчатых появились 60 млн лет назад;

впервые описал Ф,Пельсарт;

встречаются в Австралии и Америке.

Сумчатые рождают очень слабых и недоразвитых детенышей, которые более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. У самого крупного кенгуру новорожденный кенгуренок совсем крошечный- длиной около 3 см, массой до 2 г.

Это беспомощное существо способно проползти по животу матери к отверстию сумки, отыскать сосок и прикрепиться к нему ртом. Молоко впрыскивается ему в рот матерью при помощи сокращения особой мышцы-сжимателя молочной железы.

Самый крупный кенгуру- самец рыжего кенгуру, обитающий в Австралии, достигает роста ( стоя на задних ногах ) 1,8м.Его длина вместе с хвостом 2,85м, масса- до 90 кг.

Самое разборчивое в еде млекопитающее - коала питается почти исключительно листьями эвкалипта. Он выбирает отдельные, самые вкусные деревья и предпочитает их листья всем остальным. Иногда он перебирает до 9кг листьев в день, чтобы отыскать нужные ему 0,5 кг, которые придутся по вкусу.

Ископаемые остатки сумчатых были найдены в Европе в отложениях третичной системы. Однако быстрое развитие плацентарных млекопитающих привело к вымиранию сумчатых на всей территории Старого Света. Иное произошло в Австралии, которая еще в конце палеозоя потеряла связь с другими материками: туда не успели проникнуть плацентарные млекопитающие, а сумчатые оказались там процветающей группой этого класса. Они оттеснили «в подполье» более примитивных яйцекладущих, заняли все экологические ниши, образовав множество жизненных форм- крупных, мелких, хищных,

растительноядных, лесных, степных, лазающих, скачущих и даже роющихся в земле.

Южная Америка в начале третичного периода так же была изолированным материком, но туда успели проникнуть плацентарные млекопитающие. В результате крупные формы сумчатых там вымерли и уцелели только мелкие опоссумы.

Итак, систематическое выполнение групповых заданий для самостоятельной работы позволяет школьникам развить интеллектуальные умения.

Качественно новый результат, приобретаемый учащимися, - высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.

ЛИТЕРАТУРА____________________________________________________________

1. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография.-М.:Тюмень, 1994.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Д.М.Фельдштейна.-М.:Международная педагогическая академия, 1995.





© 2010-2022