Основные технологии критического мышления применяемые на уроках

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретические аспекты и приемы технологии критического мышления на уроках.

Особенностями критического мышления являются:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Этапы развития критического мышления:

1) вызов,

2) осмысление содержания,

3) рефлексия.

Стадией вызова называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Вторая стадия - осмысление

дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, учебником.

Третья стадия- рефлексия - позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму.

Приемы отражающие часть методических разработок направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе: 1) ИНСЕРТ- Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2) МОЗГОВАЯ АТАКА. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

3) ГРУППОВА ДИСКУССИЯ. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

4) ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ - Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

5) КЛАСТЕРЫ - Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

6) СИНКВЕЙН - Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.

7) «ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ».

Суть формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов - осмысление - рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

8) ЭССЕ.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

9) КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

10) ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

11) ТАБЛИЦА «З - Х -У» («ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ - УЗНАЛ»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

12) ВЗАИМООПРОС

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».

13) БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ

обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

14) «П-М-И»: ТАБЛИЦА «ПЛЮС-МИНУС- ИНТЕРЕСНО», либо модификация данной таблицы «Плюс-минус-вопрос». При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

-позитивный характер (графа «П»);

-негативный характер (графа «М»);

-наиболее интересные и спорные факты (графа «И»).

Если графа «И» заменяется графой «?», то туда записываются факты, которые вызывают вопросы или требуют дополнительного пояснения учителя. Способ не только активного восприятия и систематизации, но и оценки информации.

15) ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» и «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

16) МЕТОД ДЖИГСО может использоваться сразу на двух стадиях урока (осмыслении и рефлексии). В его основе лежит групповая работа. Формируется столько групп, сколько вопросов учитель планирует рассмотреть на данном уроке, например, четыре. Группы можно формировать по силам, либо спонтанно, в зависимости от подготовленности обучающихся и степени сложности материала.

17) «РОМАШКА ВОПРОСОВ» («Ромашка Блума») - это систематика вопросов, по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Шесть лепестков - шесть типов вопросов:

1) Простые (назвать факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию)

2) Уточняющие (целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал)

3) Интерпретационные или объясняющие (обычно начинаются со слов «Почему?»)

4) Творческие (если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза)

5) Оценочные (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов)

6) Практические (эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой).

18) «КОРЗИНА» идей, понятий, имен….,

применяется и на семинарских занятиях и во внеклассной работе. Занимая

на уроке, достаточно большое количество времени, тем не менее, он является

эффективным приемом, помогает организовать индивидуальную и групповую работу обучающихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний.

Что дает технология критического мышления ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Думать критически:

Проявлять любознательность

Использовать исследовательские методы

Ставить перед собой вопросы

Осуществлять планомерный поиск ответов

Вскрывать причины и последствия фактов

Сомнение в общепринятых истинах

Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Что дает технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.



© 2010-2022