- Преподавателю
- Биология
- Презентация на тему Разнообразие растений (6 класс)
Презентация на тему Разнообразие растений (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Винокурова А.С. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Сердце. Круги кровообращения
Цель: Изучить особенности строения системы кровообращения человека.
Задачи:
образовательные: раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий.
воспитательные: воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, словесные, наглядные
Оборудование: таблицы: "Строение сердца", "Круги кровообращения", "Работа сердца". Модель "Сердце", мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
!. Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний.
- Звучит музыка, на ее фоне стук сердца (1 слайд). Презентация
Вопрос: С чем ассоциируется стук в человеческом организме?
Ответ: с работой сердца.
Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О сердце)
Давайте составим синквейн понятия «сердце»
Правила составления синквейна:
1 - понятие(слово)
2 - прилагательные(два слова)
3 - глаголы (три слова)
4 - предложение (из четырех слов)
5 - существительное (одно слово)
-
Сердце
-
Неутомимое, работающее, сильное
-
Бьется, работает
-
Голова - холодная, сердце - горячее
-
Мышца
- Я вам предлагаю разыграть небольшую сказку, чтобы выяснить какое же значение имеет сердце для нашего организма?
Сценка: Наука, Сила, Сердце, Разум.
В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и сила.
Наука, не закрывая их, - впереди.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились за помощью ко мне.
Сила. Послушай, наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я - благодарность и милосердие. Я - нежность и твердость. Сердце - это жизнь! Что вы без меня Сила и Разум?
Наука. Уважаемая сила, все, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты - сторонник неправды - приходит беда, много от тебя пользы, но немало и зла. Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желание и плохих и хороших людей. Я не хочу Вас ссорить друг с другом. Я призываю Вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит, соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце. Все берутся за руки, поднимая вверх рисунок Сердца.
Стихотворение.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой.
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Разум. К какой части тела ни приложишь руку (прикладывает руку к пульсу), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Вопрос (слайд 4). В какой части тела расположено сердце в нашем организме?
Ответ. Сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, поэтому удары сердца максимально ощущается слева от грудины. Слово "сердце" происходит от слова "середина".
- Из сценки можно было понять о том, что сердце - это жизнь, что вы думаете? (ответ учащихся)
Ответ (5 слайд). Сердце - это насос, который перекачивает кровь по сосудам.
Вопрос. Вспомним, какие вы знаете кровеносные сосуды?
Ответ. Аорта - самый крупный.
Артерии - сосуды, выходящие из сердца и несущие кровь к органам.
Вены - Сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.
Капилляры - мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.
Вопрос. А сейчас нам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно преодолело в своем историческом развитии. Обратите внимание на слайды, на них представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.
Ответ:
У ланцетника роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, выполняет сосуд - брюшная аорта (слайд 6).
У рыб двухкамерное сердце. Это сделало возможность повышения кровяного давления, что способствовало повышению уровня жизнедеятельности (слайд 7).
У земноводных трехкамерное сердце. Кровь в желудочке смешивается, но мало. У них существует целая система перераспределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими и внутренними органами и мозгом (слайд 7).
Сердце большинства пресм. трехкамерное, которое имеет довольно сложную перегородку, и причем сохраняется возможность перераспределения крови, в процессе эволюции сердце становится 4 камерное.
Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (слайд 8, 9).
III. Переход к изучению нового материала.
- Мы сегодня неоднократно говорили о том, что сердце - это насос, перекачивающий кровь. Какие особенности строение помогают сердцу выполнять такую функцию.
(Слайд 10) Сердце располагается в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать, кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение.
Пользуясь рис. 41 на стр. 80, обозначьте на схеме части сердца (слайды 11).
-
Аорта
-
Легочная артерия
-
Левое предсердие
-
Левый желудочек
-
Правый желудочек
-
Правое предсердие
-
Легочные вены
-
Верхняя полая вена
Теперь заглянем внутрь, оказывается сердце - это полый мускульный мешок. Наружный слой - соединительная ткань, средний мощный мышечный слой - миокард, внутренний - эпителиальная ткань.
Постановка проблемного вопроса:
Выяснили, какое же строение имеет сердце, выполняя функцию насоса, но есть одна проблема: любая мышца через некоторое время работы утомляется, т.е. теряет работоспособность. Почему же сердце работает всю жизнь, без остановки?
Работа в парах ().
- Пользуясь рисунком 42 стр. 81 определите фазы, которые можно выделить в работе сердца (слайд 12).
- Составьте схему сердечного цикла.
Различают три фазы сердечной деятельности.
Сокращение предсердий 0,1 с.
Сокращение желудочков 0,3 с.
Пауза 0,4 с. . - предсердия и желудочки одновременно расслаблены
Можно сделать вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течении всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.
Слайд 13
В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.
Круги кровообращения - это путь по которому осуществляется движение крови.
Кровь человека движется по двум кругам кровообращения- малому и большому.
А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.
Откройте учебник стр. 82, рис. 44. Я буду показывать на слайде, а вы в учебнике проследите путь крови по сосудам.
Слайд №14
БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом-венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук.
А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы (слайд №15)
Слайд №16
МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.
Слайд №17
Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной:гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу.
Слайд №18
От левого и от правого легких к левому предсердию направляются две лёгочные вены, несущие артериальную кровь. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.
А теперь вновь работаем в тетрадях. Составляем схему малого круга кровообращения.
Сделаем выводы слайд №19
V. Закрепление изученной темы.
- Давайте выясним, как вы усвоили тему. Выполните тест (слайды 20,21, 22).
Задания типа А
А 1. Кровь в аорту поступает из:
А) правого желудочка; Б) левого предсердия;
В)левого желудочка; Г) правого предсердия
А 2. Артерии - это сосуды, несущие:
А) только артериальную кровь;
Б) только венозную кровь;
В)кровь от органов к сердцу;
Г) кровь от сердца к органам.
А 3.Любой круг кровообращения начинается в :
А) одном из предсердий;
Б) одном из желудочков;
В)предсердии или в желудочке;
Г) тканях внутренних органов.
А 4. Малый круг кровообращения заканчивается в:
А) в правом предсердии; Б) левом предсердии;
В)правом желудочке; Г) левом желудочке.
А 5. При малокровии у человека уменьшается количество:
А) антител; Б) лейкоцитов;
В)фибриногена; Г) гемоглобина.
Задания типа В
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения:
Кровь
Кровь - это _________(А). В ее состав входят ______(Б) и форменные элементы красные клетки -эритроциты, белые клетки - __________(В) и кровяные пластинки - тромбоциты. Кровь,________(Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
Перечень терминов:
1. лимфа
2.лейкоцит
3.вода
4.плазма
5.белок
6.сыворотка
7.покровная ткань
8.соединительная ткань
Ответы к заданиям А:
-
1
2
3
4
5
В
Г
Б
А
Г
Ответы к заданию В:
-
А
Б
В
Г
8
4
2
1
Рефлексия.
Мы сегодня с вами познакомились с сердцем.
Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы, потому что у многих из вас пытливое сердце. Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым…
Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга.
Подведем итоги.
- Что было главным на уроке?
-Какие затруднения у вас возникли на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересно?
Чему научились?
Слайд домашнее задание
В данной разработке урока использована технология: проблемно-диалогическое обучение; критическое мышление. Стратегия: подводящий от проблемы диалог. На уроке идёт работа с информационными материалами, например, параграф учебника, дополнительная литература.». В течение 45 минут обучающиеся самостоятельно "открывают" новые знания, дают окончательный ответ на вопрос, заданный в начале урока. В качестве рефлексии предлагаются вопросы на закрепление материала, творческое задание.