Презентация на тему Разнообразие растений (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Сердце. Круги кровообращения

Цель: Изучить особенности строения системы кровообращения человека.

Задачи:

образовательные: раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий.

воспитательные: воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, словесные, наглядные

Оборудование: таблицы: "Строение сердца", "Круги кровообращения", "Работа сердца". Модель "Сердце", мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

!. Организационный момент (1 мин.)

II. Актуализация знаний.

- Звучит музыка, на ее фоне стук сердца (1 слайд). Презентация

Вопрос: С чем ассоциируется стук в человеческом организме?

Ответ: с работой сердца.

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О сердце)

Давайте составим синквейн понятия «сердце»

Правила составления синквейна:

1 - понятие(слово)

2 - прилагательные(два слова)

3 - глаголы (три слова)

4 - предложение (из четырех слов)

5 - существительное (одно слово)

  1. Сердце


  1. Неутомимое, работающее, сильное


  1. Бьется, работает


  1. Голова - холодная, сердце - горячее


  1. Мышца

- Я вам предлагаю разыграть небольшую сказку, чтобы выяснить какое же значение имеет сердце для нашего организма?

Сценка: Наука, Сила, Сердце, Разум.

В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и сила.

Наука, не закрывая их, - впереди.

Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились за помощью ко мне.

Сила. Послушай, наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.

Разум. Позволь, сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я - благодарность и милосердие. Я - нежность и твердость. Сердце - это жизнь! Что вы без меня Сила и Разум?

Наука. Уважаемая сила, все, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты - сторонник неправды - приходит беда, много от тебя пользы, но немало и зла. Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желание и плохих и хороших людей. Я не хочу Вас ссорить друг с другом. Я призываю Вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

Ты Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит, соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце. Все берутся за руки, поднимая вверх рисунок Сердца.

Стихотворение.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой.

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Разум. К какой части тела ни приложишь руку (прикладывает руку к пульсу), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Вопрос (слайд 4). В какой части тела расположено сердце в нашем организме?

Ответ. Сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, поэтому удары сердца максимально ощущается слева от грудины. Слово "сердце" происходит от слова "середина".

- Из сценки можно было понять о том, что сердце - это жизнь, что вы думаете? (ответ учащихся)

Ответ (5 слайд). Сердце - это насос, который перекачивает кровь по сосудам.

Вопрос. Вспомним, какие вы знаете кровеносные сосуды?

Ответ. Аорта - самый крупный.

Артерии - сосуды, выходящие из сердца и несущие кровь к органам.

Вены - Сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.

Капилляры - мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.

Вопрос. А сейчас нам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно преодолело в своем историческом развитии. Обратите внимание на слайды, на них представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.

Ответ:

У ланцетника роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, выполняет сосуд - брюшная аорта (слайд 6).

У рыб двухкамерное сердце. Это сделало возможность повышения кровяного давления, что способствовало повышению уровня жизнедеятельности (слайд 7).

У земноводных трехкамерное сердце. Кровь в желудочке смешивается, но мало. У них существует целая система перераспределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими и внутренними органами и мозгом (слайд 7).

Сердце большинства пресм. трехкамерное, которое имеет довольно сложную перегородку, и причем сохраняется возможность перераспределения крови, в процессе эволюции сердце становится 4 камерное.

Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (слайд 8, 9).

III. Переход к изучению нового материала.

- Мы сегодня неоднократно говорили о том, что сердце - это насос, перекачивающий кровь. Какие особенности строение помогают сердцу выполнять такую функцию.

(Слайд 10) Сердце располагается в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать, кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение.

Пользуясь рис. 41 на стр. 80, обозначьте на схеме части сердца (слайды 11).

  1. Аорта

  2. Легочная артерия

  3. Левое предсердие

  4. Левый желудочек

  5. Правый желудочек

  6. Правое предсердие

  7. Легочные вены

  8. Верхняя полая вена

Теперь заглянем внутрь, оказывается сердце - это полый мускульный мешок. Наружный слой - соединительная ткань, средний мощный мышечный слой - миокард, внутренний - эпителиальная ткань.

Постановка проблемного вопроса:

Выяснили, какое же строение имеет сердце, выполняя функцию насоса, но есть одна проблема: любая мышца через некоторое время работы утомляется, т.е. теряет работоспособность. Почему же сердце работает всю жизнь, без остановки?

Работа в парах ().

- Пользуясь рисунком 42 стр. 81 определите фазы, которые можно выделить в работе сердца (слайд 12).

- Составьте схему сердечного цикла.

Различают три фазы сердечной деятельности.

Сокращение предсердий 0,1 с.

Сокращение желудочков 0,3 с.

Пауза 0,4 с. . - предсердия и желудочки одновременно расслаблены

Можно сделать вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течении всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

Слайд 13

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.

Круги кровообращения - это путь по которому осуществляется движение крови.

Кровь человека движется по двум кругам кровообращения- малому и большому.

А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.

Откройте учебник стр. 82, рис. 44. Я буду показывать на слайде, а вы в учебнике проследите путь крови по сосудам.

Слайд №14

БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом-венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук.

А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы (слайд №15)

Слайд №16

МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.

Слайд №17

Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной:гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу.


Слайд №18

От левого и от правого легких к левому предсердию направляются две лёгочные вены, несущие артериальную кровь. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.

А теперь вновь работаем в тетрадях. Составляем схему малого круга кровообращения.

Сделаем выводы слайд №19

V. Закрепление изученной темы.

- Давайте выясним, как вы усвоили тему. Выполните тест (слайды 20,21, 22).

Задания типа А

А 1. Кровь в аорту поступает из:

А) правого желудочка; Б) левого предсердия;

В)левого желудочка; Г) правого предсердия

А 2. Артерии - это сосуды, несущие:

А) только артериальную кровь;

Б) только венозную кровь;

В)кровь от органов к сердцу;

Г) кровь от сердца к органам.

А 3.Любой круг кровообращения начинается в :

А) одном из предсердий;

Б) одном из желудочков;

В)предсердии или в желудочке;

Г) тканях внутренних органов.

А 4. Малый круг кровообращения заканчивается в:

А) в правом предсердии; Б) левом предсердии;

В)правом желудочке; Г) левом желудочке.

А 5. При малокровии у человека уменьшается количество:

А) антител; Б) лейкоцитов;

В)фибриногена; Г) гемоглобина.

Задания типа В

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения:

Кровь

Кровь - это _________(А). В ее состав входят ______(Б) и форменные элементы красные клетки -эритроциты, белые клетки - __________(В) и кровяные пластинки - тромбоциты. Кровь,________(Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.

Перечень терминов:

1. лимфа

2.лейкоцит

3.вода

4.плазма

5.белок

6.сыворотка

7.покровная ткань

8.соединительная ткань

Ответы к заданиям А:

1

2

3

4

5

В

Г

Б

А

Г

Ответы к заданию В:

А

Б

В

Г

8

4

2

1

Рефлексия.

Мы сегодня с вами познакомились с сердцем.

Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы, потому что у многих из вас пытливое сердце. Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым…

Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга.

Подведем итоги.

- Что было главным на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

Слайд домашнее задание

В данной разработке урока использована технология: проблемно-диалогическое обучение; критическое мышление. Стратегия: подводящий от проблемы диалог. На уроке идёт работа с информационными материалами, например, параграф учебника, дополнительная литература.». В течение 45 минут обучающиеся самостоятельно "открывают" новые знания, дают окончательный ответ на вопрос, заданный в начале урока. В качестве рефлексии предлагаются вопросы на закрепление материала, творческое задание.

© 2010-2022