Рабочая программа Юный натуралист

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа факультативного курса в пятом классе «Юный натуралист» соответствует целям ФГОС и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6-7 классах. Помимо всего выше сказанного, у ученика есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии. Для этого у школьника будет возможность принимать участие в предметных неделях, научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии.Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложитьосновы жизненно важных компетенций.

Цель и задачи изучения данного факультативного курса.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

- Формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе.

- Формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере.

- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним.

- Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений.

- Формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.

- Освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.

Место в базисном плане

На внеурочную деятельность отводится 34 часа. Рекомендовано данное распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся, природно-климатических условий территории и целеполагания. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли ученых-биологовразличных направлений биологических специальностей. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведенияразличных опытов ученикиотвечают на вопросы, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Юный натуралист» в 5 классе будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Юный натуралист» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся. Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями. При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Практические работы

Введение

1

Список тем проекта выдать учащимся для выбора.

Раздел 1 Почувствуй себя исследователем (4 часа)

Почувствуй себя натуралистом

1

.

Почувствуй себя антрополог

1

Почувствуй себя фенологом

1

Лабораторная работа №1 Составление макета этапов развития семени фасоли

Почувствуй себя ученым

1

Раздел 2. Невидимый мир (5 часов)

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

1

Лабораторная работа№2 «Изучение строения микроскопа»

Почувствуй себя цитологом

1

Почувствуй себя гистологом

1

Лабораторная работа №3 «Строение тканей животного организма»

Почувствуй себя биохимиком

1

Лабораторная работа №4«Химический состав растений»

Почувствуй себя физиологом

1

Лабораторная работа №5 «Исследование процесса испарения воды листьями»

Раздел 3. Развитие живого мира (15 часов)

Почувствуй себя эволюционистом

1

Почувствуй себя библиографом

1

Творческая мастерская Создание картотеки великих естествоиспытателей

Почувствуй себя систематиком -

1

Творческая мастерская Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов

Почувствуй себя вирусологом

1

Творческая мастерская Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов

Почувствуй себя бактериологом

1

Творческая мастерская Изготовление бактерий из подручного материала.

Почувствуй себя альтологом

1

Лабораторная работа №6 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Почувствуй себя протозоологом

1

Лабораторная работа №7 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Почувствуй себя микологом

1

Лабораторная работа №9 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

Почувствуй себя орнитологом

.1

Творческая мастерская Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма

Почувствуй себя экологом

1

Творческая мастерская

Игра - домино «Кто, где живет»

Почувствуй себя физиологом

1

Творческая мастерская Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений овес

Почувствуй себя аквариумист

1

Творческая мастерская Создание макета аквариума. Условный макет из коробки пленки из чего угодно, внутренности

Почувствуй себя исследователем природных сообществ

1

Творческая мастерская

Лента природных сообществ Лента, мини- конференция

Почувствуй себя зоогеографом

1

Творческая мастерская Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах Создать Игру - путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы по природным зонам.

Почувствуй себя дендрологом

1

Картотека и фотокалаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев.

Почувствуй себя этологом

1

Лабораторная работа № 10 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца.

Почувствуй себя фольклористом

1

Творческая мастерская Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

Почувствуй себя палеонтолог

1

Творческая мастерская №17 Работа с изображениями останков человека и их описание Фотокалаж. Работать с изображениями и описаниями ископаемых останков человека

Почувствуй себя ботаником

1

Творческая мастерская Изготовление простейшего гербария цветкового растения Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции.

Почувствуй себя следопытом

1

Творческая мастерская Создание биологической игротеки «Узнай по контуру животное» Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь.

Почувствуй себя зоологом

1

Лабораторная работа №11 «Наблюдение за передвижением животных»Приготовление микропрепарата. Сравнение передвижения разных одноклеточных организмов. Делать вывод о значении движения для животных. В лужи

Почувствуй себя цветоводом

1

Лабораторная работа №12 «Создание клумбы и правил ухода за ней Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями.

Почувствуй себя экотуристом

.

1

Творческая мастерская Виртуальное путешествие по Красной книге Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов

Содержание программы

Раздел 1. Почувствуй себя исследователем (4 часа)

Экскурсия

Живая и неживая природа

Творческая мастерская Построение ленты времени, по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития

Лабораторная работа №1Составление макета этапов развития семени фасоли

Творческая мастерская

Работа в группах по основным методам. Наблюдаем и исследуем.

Раздел 2. Невидимый мир (5 часов)

Лабораторная работа№2 «Изучение строения микроскопа»

Творческая мастерская Создание модели клетки из пластилина

Лабораторная работа №3 «Строение тканей животного организма»

Лабораторная работа №4«Химический состав растений»

Творческая мастерская

Раздел 3. Развитие живого мира (15 часов)

Выяснить, откуда появляются новые живые существа (опыт Реди)

Творческая мастерская Создание картотеки великих естествоиспытателей

Творческая мастерская Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов

Творческая мастерская Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов

Творческая мастерская Изготовление бактерий из подручного материала

Лабораторная работа №6 «Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Лабораторная работа №7 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Лабораторная работа №9 «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом»

Творческая мастерская Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные кормушки. Проведение заготовок корма.

Творческая мастерская

Игра - домино «Кто, где живет»

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

- Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.

- Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметныерезультаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
- Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

- Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
- Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основных правил поведения в природе.
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника - наука о растениях. Зоология-наука, предметом изучения которой являются представители царстваживотных. Микробиология - наука о бактериях.Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия- наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология - раздел биологии, изучающий строение тканейорганизмов. Физиология - наука о жизненных процессах. Эмбриология - наука о развитии организмов. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология - научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология-наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наукаоводорослях называется альтологией. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.






Используемая литература.

  1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибыАвтор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013

  2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012

  3. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
    Издание: Академия: 2012

  4. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013

  5. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007

  6. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006

  7. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011

  8. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012








Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

Введение

1

2

Раздел 1 Почувствуй себя исследователем (4 часа)

Почувствуй себя натуралистом

1

.

3

Почувствуй себя антропологом

1

4

Почувствуй себя фенологом

1

5

Почувствуй себя ученым

1

6

Раздел 2. Невидимый мир (5 часов)

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

1

7

Почувствуй себя цитологом

1

8

Почувствуй себя гистологом

1

9

Почувствуй себя биохимиком

1

10

Почувствуй себя физиологом

1

11

Раздел 3. Развитие живого мира (15 часов)

Почувствуй себя эволюционистом

1

12

Почувствуй себя библиографом

1

13

Почувствуй себя систематиком -

1

14

Почувствуй себя вирусологом

1

15

Почувствуй себя бактериологом

1

.

16

Почувствуй себя альтологом

1

17

Почувствуй себя протозоологом

1

18

Почувствуй себя микологом

1

19

Почувствуй себя орнитологом

.1

20

Почувствуй себя экологом

1

21

Почувствуй себя физиологом

1

22

Почувствуй себя аквариумистом

1

23

Почувствуй себя исследователем природных сообществ

1

24

Почувствуй себя зоогеографом

1

25

Почувствуй себя дендрологом

1

26

Почувствуй себя этологом

1

27

Почувствуй себя фольклористом

1

28

Почувствуй себя палеонтолог

1

29

Почувствуй себя ботаником

1

30

Почувствуй себя следопытом

1

31

Почувствуй себя зоологом

1

32

Почувствуй себя цветоводом

1

33

Почувствуй себя экотуристом

.

1

.

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании МО __________

___________________________

Протокол №_____от _________

Руководитель МО___________

_Морозова К.В.______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Р.Б. Хусаинова

____________________

«_____»________2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №19»

_____________А.А.Марченко

Введено в действие

приказом №___

от «______»__________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общекультурное направление

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определенного уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)

Кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Юный натуралист»

(наименование)

2015-2016г.г.

(срок реализации программы)

11 лет

(возраст обучающихся)

Уровень базовый

Классы 5класс

Учитель Кочетовская О.А.

Учебный год 2015-2016г.г.


© 2010-2022