• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа для 10 – 11 классов (углубленный уровень) авторов В. К. Шумного, Г. В. Дымшица

Рабочая программа для 10 – 11 классов (углубленный уровень) авторов В. К. Шумного, Г. В. Дымшица

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно тематическое планирование биологии в 11 «в» (профильный уровень) классе

Тема урока

Планируемые результаты (знания и умения учащихся)

Домашнее задание

Дата

Коррекция

По плану

По факту

Повторение материала 10 класса (7 ч.)

1.Общая биология - учебный предмет об общих и основных закономерностях живой природы

Знать: сущность понятия «жизнь»; отличие живого от неживого; уровни организации живой материи; сущность классификации живых организмов.

Уметь: вычленять критерии живого при изучении природных объектов; определять уровни организации жизни в окружающей живой природе.

Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


2.Повторение. Клетка - структурная и функциональная единица живого.

Знать:представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; особенности строения клеток прокариот и эукариот; этапы создания и основные положения клеточной теории.

Уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы, применять знания на практике.

Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


3.Повторение. Метаболизм.

Знать: сущность обмена веществ и энергии; его этапы.

Уметь: объяснять сущность реакций метаболизма, применять знания на практике.

Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


4.Повторение. Размножение и развитие организмов.

Знать:механизм митотического и мейотического цикла, их биологическую роль; особенности протекания каждой фазы; способы размножения живых организмов.

Уметь: объяснять механизмы обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток; применять полученные знания для доказательства материального единства органического мира; применять знания на практике.

Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ



5.Повторение. Основные закономерности наследственности и изменчивости.

Знать: основные генетические понятия и термины, место каждого из них в теме; опыты Менделя; законы Менделя, типы наследования признаков.

Уметь: правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; давать объяснения законам Менделя, Моргана; решать задачи, используя генетическую символику; применять знания на практике.

Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


6, 7. Входная контрольная работа.

Знать:основные понятия курса биологии 10 класса.

Уметь:применять знания на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


Раздел 1 (3) Эволюция

1.1 Возникновение и развитие эволюционной биологии (11 ч)

1.Возникновение и развитие эволюционной биологии. Введение. Зарождение представлений о возникновении и развитии органического мира.

Знать: характеристику трудов Линнея, Ламарка;предпосылки появления учения Ч. Дарвина.

Уметь: сравнивать проэволюционные взгляды, находить их достоинства и недостатки, уметь работать с дополнительной литературой

С.3,4,5, сообщение «Ж.Б. Ламарк»


2. Первые эволюционные концепции. Эволюционная теория Ламарка.

с. 6-8 §52 (в.1-3), сообщение «К. Линней»


3. К. Линней -основоположник систематики.

с. 6-8 §52 (в.1-3), сообщение «Ч. Дарвин»


4. Ч. Дарвин и его теория.

Знать: биографию и труды Ч.Дарвина

Уметь:самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

§53 с. 9 (в.1-3)


5. Основные принципы эволюционной теории Дарвина.

Знать:основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Уметь:приводить примеры для положений эволюционного учения

§53 с. 9 (в.1-3)


6. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена

Знать: популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С. Четвериковыми И.И. Шмальгаузеным.

Уметь: характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения.

§53, стр 9-10


7.Палеонтологические свидетельства эволюции.

Знать:особенности доказательств эволюции - палеонтологических, биографических, сравнительно-анатомических и молекулярных.

Уметь: приводить примеры данных доказательств,самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

§54


8.Биогеографические свидетельства эволюции.

§55


9.Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции.

§56


10.Молекулярные свидетельства эволюции.

§57


11.Контрольная работа №2(тестирование) по теме: «Возникновение и развитие эволюционной биологии».

Знать:основные понятия темы.

Уметь:применять знания на практике.

Терминологический

кроссворд

1.2. Механизмы эволюции (31 ч)

1.Популяция - элементарная единица эволюции.

Л.р № 1«Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян)»

Знать:понятие «популяция» - как структурная единица вида и эволюции.

Уметь:приводить доказательства того, что популяция структурная единица вида, выявлять изменчивость у особей одного вида.

§58,с28-30


2.Изменчивость природных популяций.

Знать: сущность генетических процессов в популяциях и их результаты.

Уметь: вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

§58,с30-34


3.Генетическая структура популяции. Уравнение и закон Харди-Вайнберга.

§59


4.Практикум. Решение задач на закон Харди-Вайнберга.

Знать:основные понятия темы.

Уметь:применять знания на практике.

§59, решить задачу


5.Мутации как источник генетической изменчивости популяций.

Знать: понятие мутации, причины их возникновения.

Уметь:анализировать, почему большая часть мутаций не проявляется внешне.

§60, таблица «Виды мутаций»


6.Случайные изменения частот аллей в популяциях.

Знать: понятия «микроэволюция», «дрейф генов», «популяционные волны».

Уметь: называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывать, что популяции - элементарные единицы эволюции.

§61,с 41-45


7.Дрейф генов.Популяционные волны.

§62


8.Борьба за существование

Знать: формы взаимоотношений между организмами внутри популяций, между организмами разных видов, организмов с факторами неживой природы.

Уметь: определять формы борьбы за существования в природе.

§63, понятия



9.Формы борьбы за существования.

§63


10.Естественный отбор - направляющий фактор эволюции

Знать: содержание понятия «естественный отбор», формы естественного отбора - движущий, стабилизирующий, дизруптивный.

Уметь: обосновывать ведущую роль естественного отбора в эволюции и его творческий характер.

§64


11.Основные формы естественного отбора.

§65, понятия


12.Половой отбор.

§66


13.Адаптация организмов как результат действия естественного отбора.

Знать:приспособленность организмов к среде обитания, относительный характер приспособлений, причины формирования приспособлений и миграций.

Уметь: выявлять примеры приспособлений и относительность их характера, объяснять, как они могли возникнуть

§67


14. Л.р. № 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

§66-67


15. Миграции как фактор эволюции.

§68


16. Вид. Критерии и структура вида.

Знать:понятия «вид», «критерии вида», примеры многообразия видов и рационального их использования.

Уметь: приводить примеры многообразия видов родного края и рационального использования их для сохранения этого многообразия, проводить наблюдения и описания вида по морфологическому критерию.

§69, понятия


17. Л. р. № 3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)».

§69, понятия


18. Видообразование-результат микроэволюции.

Изоляция как пусковой механизм видообразования.

Знать:значение изоляции при рассмотрении образования новых видов, вследствие увеличения численности мутаций.

Уметь: доказывать на природных объектах значение изоляции как эволюционного фактора

§70


19.Аллопатрическое видообразование.

Знать: признаки понятия микроэволюция и макроэволюция; процессы видообразования на примерах аллотропического и симпатрического видообразования.

Уметь: применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения, сравнивать процессы микроэволюция и макроэволюция.

§71



20.Симпатрическое видообразование.

§71



21.Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции.

§72, понятия


22.Направления макроэволюции.Дивергенция, конвергенция и параллелизм

Знать: понятия «дивергенция», «конвергенция» и «параллелизм», гомологичные и аналогичные органы.

Уметь:приводить примеры гомологов и аналогов. Отличать проявления дивергенции и конвергенции.

§73, понятия


23.Параллелизм.

§73


24.Биологический прогресс и регресс.

Знать: понятия «биологический прогресс и регресс», «ароморфоз», «идиадаптация», «общая дегенерация».

Уметь: приводить примеры ароморфозов, идиоадаптации и дегенерации; выявлять данные направления у живых организмов.

§74, понятия


25.Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации.

§74 понятия


26.Общая дегенерация.

§74, понятия



27.Л.р. №4 Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных»

§73-74


28.Единое древо жизни - результат эволюции.

Знать: понятие «филогенез», сущность правил эволюции, результаты эволюции.

Уметь: приводить доказательства необратимости эволюции.

§75


29.Обобщающий урок

по теме: «Механизмы эволюции».

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Повторить §58-75


30.Практикум. Решение заданий части С по теме: «Механизмы эволюции.»

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


31.Контрольная работа (тестирование )№3 по теме «Механизмы эволюции»

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ

1.3. Возникновение и развитие жизни на Земле (13 ч.)

1.Сущность жизни. Определение живого. Представления возникновения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера.

Знать: различные взгляды на возникновение жизни на Земле; понятие «абиогенеза»; роль эксперимента в развитии научных противоречий; абиогенное возникновение органических молекул и дальнейшие процессы, приведшие к появлению первых примитивных существ на Земле.

Уметь: характеризовать и объяснять различные представления о возникновении жизни на Земле

Анализировать и оценивать: различные гипотезы о возникновении жизни

§76, доп. мат. По теме.


2.Л.Р. № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

§76


3.Современные представления о возникновении жизни.

Доп. материал по теме


4.Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров

§77


5.Образование и эволюция пробионтов.

Знать:Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью.

Уметь:объяснять образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.

§78


6.Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии

Знать:главные события ранней жизни на Земле - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию; работать с геохронологической таблицей, дополнительной литературой, на конкретных примерах делать теоретические обобщения

§79


7.Геохронологическая летопись Земли. Развитие жизни на Земле в криптозое. Катархей, архей, протерозой.

§80, сообщение


8.Развитие жизни на Земле в фанерозое. Палеозой

§81, сообщение


9.Мезозой.

§81, сообщение


10.Кайнозой.

§81


11.Практикум. Решение заданий части С по теме: Возникновение и развитие жизни на Земле.

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


12.Контрольная работа № 4 «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


13.Внеаудиторное занятие. Экскурсия в краеведческий музей.

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ

1.4. Возникновение и развитие человека - антропогенез (10 ч.)

1.Место человека в системе живого мира.

Знать: место человека в системе животных организмов; движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; основные этапы эволюции человека.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию

§82, знать место человека в системе живой природы


2.Место человека в системе животного мира. Цитологические и молекулярно - биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян

§83


3.Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки.

§84


4.Первые представители рода Homo.

Знать: движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; основные этапы эволюции человека; особенности строения и жизнедеятельности древнейших людей, разнообразие форм древних людей.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

§85


5.Появление человека разумного. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

§86


6.Биологические факторы эволюции человека.

§87


7.Социальные факторы эволюции человека - мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Знать: роль труда в происхождении человека и развитии современного человека; единство и взаимосвязь человека и среды.

Уметь: сравнивать предков человека между собой; объяснять причины сходства и различия.

§87, сообщение «Расизм»


8.Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

Знать:определение понятиям «раса», «расизм».

Уметь:приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас. Обосновывать механизм формирования человеческих рас.

§87


9.Практикум. Решение заданий части С по теме: « Возникновение человека- антропогенез».

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


10. Контрольная работа №5«Возникновение человека -антропогенез».

Тестирование.

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ

1.5. Селекция и биотехнология (8 ч.)

1.Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции

Знать: основные методы селекции - отбор и гибридизацию; понятие «сорт» и «порода», «штамм».

Уметь: объяснять биологические основы методов селекции; доказывать, что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе важных генетических закономерностей

§88


2.Центры происхождения культурны растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.

§88


3.Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Комбинативная селекция

§89


4.Явление гетерозиса и его применение в селекции.

§90


5.Клеточная инженерия и клеточная селекция.

Знать: понятия «биотехнология» «клеточная и генетическая инженерия». Достижения и основные на правления современной селекции.

Уметь: объяснять значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

§91


6.Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции

§91


7.Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.

§91


8.Контрольная работа №6 «Селекция и биотехнология». Тестирование.

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ

Раздел 2 (4) Организмы в экологических системах

2.1. Организмы и окружающая среда (10 ч.)

1.Взаимоотношение организмов и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.

Знать: взаимодействие факторов среды; ограничивающий фактор, результат проявления его действия.

Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы

§92


2.Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение.

Знать: разнообразие приспособленности организмов к среде обитания.

Уметь: применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения

§93


3.Популяция как природная система.

Знать: основные характеристики биомов; понятие «экологическая система»; структуру и компоненты биоценоза.

Уметь: самостоятельно работать, составлять характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей.

§94


4.Структура популяций

§95


5.Динамика популяций. Жизненные стратегии

§96


6.Вид как система популяций

§97


7.Вид и его экологическая ниша.

§98


8.Жизненные формы.

§98


9.Практикум. Решение заданий части В и С по теме: «Организмы и окружающая среда».

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ


10. Контрольная работа №7«Организмы и окружающая среда». Тестирование.

Знать:основные понятия темы

Уметь:применять знания и умения на практике.

Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ

2.2. Сообщества и экосистемы








© 2010-2022