- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа для 10 – 11 классов (углубленный уровень) авторов В. К. Шумного, Г. В. Дымшица
Рабочая программа для 10 – 11 классов (углубленный уровень) авторов В. К. Шумного, Г. В. Дымшица
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Порошина М.В. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно тематическое планирование биологии в 11 «в» (профильный уровень) классе
№
Тема урока
Планируемые результаты (знания и умения учащихся)
Домашнее задание
Дата
Коррекция
По плану
По факту
Повторение материала 10 класса (7 ч.)
1.Общая биология - учебный предмет об общих и основных закономерностях живой природы
Знать: сущность понятия «жизнь»; отличие живого от неживого; уровни организации живой материи; сущность классификации живых организмов.
Уметь: вычленять критерии живого при изучении природных объектов; определять уровни организации жизни в окружающей живой природе.
Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
2.Повторение. Клетка - структурная и функциональная единица живого.
Знать:представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; особенности строения клеток прокариот и эукариот; этапы создания и основные положения клеточной теории.
Уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы, применять знания на практике.
Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
3.Повторение. Метаболизм.
Знать: сущность обмена веществ и энергии; его этапы.
Уметь: объяснять сущность реакций метаболизма, применять знания на практике.
Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
4.Повторение. Размножение и развитие организмов.
Знать:механизм митотического и мейотического цикла, их биологическую роль; особенности протекания каждой фазы; способы размножения живых организмов.
Уметь: объяснять механизмы обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток; применять полученные знания для доказательства материального единства органического мира; применять знания на практике.
Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
5.Повторение. Основные закономерности наследственности и изменчивости.
Знать: основные генетические понятия и термины, место каждого из них в теме; опыты Менделя; законы Менделя, типы наследования признаков.
Уметь: правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; давать объяснения законам Менделя, Моргана; решать задачи, используя генетическую символику; применять знания на практике.
Запись в тетради, решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
6, 7. Входная контрольная работа.
Знать:основные понятия курса биологии 10 класса.
Уметь:применять знания на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
Раздел 1 (3) Эволюция
1.1 Возникновение и развитие эволюционной биологии (11 ч)
1.Возникновение и развитие эволюционной биологии. Введение. Зарождение представлений о возникновении и развитии органического мира.
Знать: характеристику трудов Линнея, Ламарка;предпосылки появления учения Ч. Дарвина.
Уметь: сравнивать проэволюционные взгляды, находить их достоинства и недостатки, уметь работать с дополнительной литературой
С.3,4,5, сообщение «Ж.Б. Ламарк»
2. Первые эволюционные концепции. Эволюционная теория Ламарка.
с. 6-8 §52 (в.1-3), сообщение «К. Линней»
3. К. Линней -основоположник систематики.
с. 6-8 §52 (в.1-3), сообщение «Ч. Дарвин»
4. Ч. Дарвин и его теория.
Знать: биографию и труды Ч.Дарвина
Уметь:самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.
§53 с. 9 (в.1-3)
5. Основные принципы эволюционной теории Дарвина.
Знать:основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Уметь:приводить примеры для положений эволюционного учения
§53 с. 9 (в.1-3)
6. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена
Знать: популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С. Четвериковыми И.И. Шмальгаузеным.
Уметь: характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения.
§53, стр 9-10
7.Палеонтологические свидетельства эволюции.
Знать:особенности доказательств эволюции - палеонтологических, биографических, сравнительно-анатомических и молекулярных.
Уметь: приводить примеры данных доказательств,самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.
§54
8.Биогеографические свидетельства эволюции.
§55
9.Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции.
§56
10.Молекулярные свидетельства эволюции.
§57
11.Контрольная работа №2(тестирование) по теме: «Возникновение и развитие эволюционной биологии».
Знать:основные понятия темы.
Уметь:применять знания на практике.
Терминологический
кроссворд
1.2. Механизмы эволюции (31 ч)
1.Популяция - элементарная единица эволюции.
Л.р № 1«Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян)»
Знать:понятие «популяция» - как структурная единица вида и эволюции.
Уметь:приводить доказательства того, что популяция структурная единица вида, выявлять изменчивость у особей одного вида.
§58,с28-30
2.Изменчивость природных популяций.
Знать: сущность генетических процессов в популяциях и их результаты.
Уметь: вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.
§58,с30-34
3.Генетическая структура популяции. Уравнение и закон Харди-Вайнберга.
§59
4.Практикум. Решение задач на закон Харди-Вайнберга.
Знать:основные понятия темы.
Уметь:применять знания на практике.
§59, решить задачу
5.Мутации как источник генетической изменчивости популяций.
Знать: понятие мутации, причины их возникновения.
Уметь:анализировать, почему большая часть мутаций не проявляется внешне.
§60, таблица «Виды мутаций»
6.Случайные изменения частот аллей в популяциях.
Знать: понятия «микроэволюция», «дрейф генов», «популяционные волны».
Уметь: называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывать, что популяции - элементарные единицы эволюции.
§61,с 41-45
7.Дрейф генов.Популяционные волны.
§62
8.Борьба за существование
Знать: формы взаимоотношений между организмами внутри популяций, между организмами разных видов, организмов с факторами неживой природы.
Уметь: определять формы борьбы за существования в природе.
§63, понятия
9.Формы борьбы за существования.
§63
10.Естественный отбор - направляющий фактор эволюции
Знать: содержание понятия «естественный отбор», формы естественного отбора - движущий, стабилизирующий, дизруптивный.
Уметь: обосновывать ведущую роль естественного отбора в эволюции и его творческий характер.
§64
11.Основные формы естественного отбора.
§65, понятия
12.Половой отбор.
§66
13.Адаптация организмов как результат действия естественного отбора.
Знать:приспособленность организмов к среде обитания, относительный характер приспособлений, причины формирования приспособлений и миграций.
Уметь: выявлять примеры приспособлений и относительность их характера, объяснять, как они могли возникнуть
§67
14. Л.р. № 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
§66-67
15. Миграции как фактор эволюции.
§68
16. Вид. Критерии и структура вида.
Знать:понятия «вид», «критерии вида», примеры многообразия видов и рационального их использования.
Уметь: приводить примеры многообразия видов родного края и рационального использования их для сохранения этого многообразия, проводить наблюдения и описания вида по морфологическому критерию.
§69, понятия
17. Л. р. № 3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)».
§69, понятия
18. Видообразование-результат микроэволюции.
Изоляция как пусковой механизм видообразования.
Знать:значение изоляции при рассмотрении образования новых видов, вследствие увеличения численности мутаций.
Уметь: доказывать на природных объектах значение изоляции как эволюционного фактора
§70
19.Аллопатрическое видообразование.
Знать: признаки понятия микроэволюция и макроэволюция; процессы видообразования на примерах аллотропического и симпатрического видообразования.
Уметь: применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения, сравнивать процессы микроэволюция и макроэволюция.
§71
20.Симпатрическое видообразование.
§71
21.Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции.
§72, понятия
22.Направления макроэволюции.Дивергенция, конвергенция и параллелизм
Знать: понятия «дивергенция», «конвергенция» и «параллелизм», гомологичные и аналогичные органы.
Уметь:приводить примеры гомологов и аналогов. Отличать проявления дивергенции и конвергенции.
§73, понятия
23.Параллелизм.
§73
24.Биологический прогресс и регресс.
Знать: понятия «биологический прогресс и регресс», «ароморфоз», «идиадаптация», «общая дегенерация».
Уметь: приводить примеры ароморфозов, идиоадаптации и дегенерации; выявлять данные направления у живых организмов.
§74, понятия
25.Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации.
§74 понятия
26.Общая дегенерация.
§74, понятия
27.Л.р. №4 Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных»
§73-74
28.Единое древо жизни - результат эволюции.
Знать: понятие «филогенез», сущность правил эволюции, результаты эволюции.
Уметь: приводить доказательства необратимости эволюции.
§75
29.Обобщающий урок
по теме: «Механизмы эволюции».
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Повторить §58-75
30.Практикум. Решение заданий части С по теме: «Механизмы эволюции.»
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
31.Контрольная работа (тестирование )№3 по теме «Механизмы эволюции»
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
1.3. Возникновение и развитие жизни на Земле (13 ч.)
1.Сущность жизни. Определение живого. Представления возникновения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера.
Знать: различные взгляды на возникновение жизни на Земле; понятие «абиогенеза»; роль эксперимента в развитии научных противоречий; абиогенное возникновение органических молекул и дальнейшие процессы, приведшие к появлению первых примитивных существ на Земле.
Уметь: характеризовать и объяснять различные представления о возникновении жизни на Земле
Анализировать и оценивать: различные гипотезы о возникновении жизни
§76, доп. мат. По теме.
2.Л.Р. № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
§76
3.Современные представления о возникновении жизни.
Доп. материал по теме
4.Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров
§77
5.Образование и эволюция пробионтов.
Знать:Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью.
Уметь:объяснять образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
§78
6.Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии
Знать:главные события ранней жизни на Земле - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию; работать с геохронологической таблицей, дополнительной литературой, на конкретных примерах делать теоретические обобщения
§79
7.Геохронологическая летопись Земли. Развитие жизни на Земле в криптозое. Катархей, архей, протерозой.
§80, сообщение
8.Развитие жизни на Земле в фанерозое. Палеозой
§81, сообщение
9.Мезозой.
§81, сообщение
10.Кайнозой.
§81
11.Практикум. Решение заданий части С по теме: Возникновение и развитие жизни на Земле.
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
12.Контрольная работа № 4 «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
13.Внеаудиторное занятие. Экскурсия в краеведческий музей.
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
1.4. Возникновение и развитие человека - антропогенез (10 ч.)
1.Место человека в системе живого мира.
Знать: место человека в системе животных организмов; движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; основные этапы эволюции человека.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию
§82, знать место человека в системе живой природы
2.Место человека в системе животного мира. Цитологические и молекулярно - биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян
§83
3.Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки.
§84
4.Первые представители рода Homo.
Знать: движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; основные этапы эволюции человека; особенности строения и жизнедеятельности древнейших людей, разнообразие форм древних людей.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.
§85
5.Появление человека разумного. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
§86
6.Биологические факторы эволюции человека.
§87
7.Социальные факторы эволюции человека - мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Знать: роль труда в происхождении человека и развитии современного человека; единство и взаимосвязь человека и среды.
Уметь: сравнивать предков человека между собой; объяснять причины сходства и различия.
§87, сообщение «Расизм»
8.Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Знать:определение понятиям «раса», «расизм».
Уметь:приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас. Обосновывать механизм формирования человеческих рас.
§87
9.Практикум. Решение заданий части С по теме: « Возникновение человека- антропогенез».
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
10. Контрольная работа №5«Возникновение человека -антропогенез».
Тестирование.
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
1.5. Селекция и биотехнология (8 ч.)
1.Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции
Знать: основные методы селекции - отбор и гибридизацию; понятие «сорт» и «порода», «штамм».
Уметь: объяснять биологические основы методов селекции; доказывать, что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе важных генетических закономерностей
§88
2.Центры происхождения культурны растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
§88
3.Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Комбинативная селекция
§89
4.Явление гетерозиса и его применение в селекции.
§90
5.Клеточная инженерия и клеточная селекция.
Знать: понятия «биотехнология» «клеточная и генетическая инженерия». Достижения и основные на правления современной селекции.
Уметь: объяснять значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
§91
6.Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции
§91
7.Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.
§91
8.Контрольная работа №6 «Селекция и биотехнология». Тестирование.
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
Раздел 2 (4) Организмы в экологических системах
2.1. Организмы и окружающая среда (10 ч.)
1.Взаимоотношение организмов и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.
Знать: взаимодействие факторов среды; ограничивающий фактор, результат проявления его действия.
Уметь: работать с текстом, обсуждать результаты работы
§92
2.Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение.
Знать: разнообразие приспособленности организмов к среде обитания.
Уметь: применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения
§93
3.Популяция как природная система.
Знать: основные характеристики биомов; понятие «экологическая система»; структуру и компоненты биоценоза.
Уметь: самостоятельно работать, составлять характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей.
§94
4.Структура популяций
§95
5.Динамика популяций. Жизненные стратегии
§96
6.Вид как система популяций
§97
7.Вид и его экологическая ниша.
§98
8.Жизненные формы.
§98
9.Практикум. Решение заданий части В и С по теме: «Организмы и окружающая среда».
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
10. Контрольная работа №7«Организмы и окружающая среда». Тестирование.
Знать:основные понятия темы
Уметь:применять знания и умения на практике.
Решение заданий из сборников тематических тестов по подготовке к ЕГЭ
2.2. Сообщества и экосистемы