Самоанализ работы

Главная цель современного образования – подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире и обеспечить его возможности и способности к саморазвитию.Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.Моей методической темой является «Использование инновационных технологий на уроках биологии». В пер...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя биологии, химии

Суцкель Татьяны Михайловны

МАОУ СОШ с.Минаевки Асиновского района Томской области

Главная цель современного образования - подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире и обеспечить его возможности и способности к саморазвитию.

Одним из средств достижения данного результата являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Моей методической темой является «Использование инновационных технологий на уроках биологии». В период за 2010-2012 учебный год я ознакомилась с разработками других учителей биологии с помощью образовательных интернет-ресурсов. Прошла курсы по повышению квалификации в ТОИПКРО по теме «Фестиваль Проектов-2010».

У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Основным направлением учителя биологии и химии как преподавателя естественнонаучного цикла, должно быть практикоориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают своими руками. И необходимо стараться, по возможности, давать им на каждом уроке возможность реализовывать свои творческие и исследовательские задатки, что существенно повышает мотивацию изучения моего предмета и повышает качество обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, то есть имели сформированные познавательные потребности. Зачастую педагогам кажется, что это всё придёт само, нужно только ученикам внимательно слушать на уроках и старательно выполнять домашние задания. Получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность. Решению данной проблемы способствует внедрение в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного цикла технологии проблемного обучения.

В рамках нового ФГОС основной целью обучения становится не получение какого-то определённого набора знаний, а овладение всеми методами и приёмами для самостоятельного получения знаний в различных областях своей деятельности.

Если уделять достаточное внимание формированию способов, навыков, учебных действий через включение в определенную деятельность на основе внутренних мотивов, то рано или поздно большинство ребят входят во вкус такой работы. И это понятно, ведь они становятся успешными. При этом совсем не обязательно, что их интересы концентрируются на биологии. Возникшая потребность учиться, познавать мир при наличии адекватных умений позволяет им проявиться в других областях школьного образования.

Сегодня трудно представить работу учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ проводить уроки, внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя. Сейчас школьники больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах. Поставив перед собой цель - повысить эффективность образовательного процесса, при подготовке и проведении уроков я начала использовать новые информационные технологии.

Основными направлениями моей работы являются:

1.работа с готовыми продуктами.

Я использовала различные CD-диски по химии, биологии. Но недостаток таких продуктов в том, что материал, как правило, в них лекционный, направленный больше на подготовку к экзаменам, к зачётам.

В настоящее время есть сайт, где собраны лучшие материалы по химии, полностью отвечающие школьной программе: fcior.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/.

Представленные на нем модули можно без корректировки использовать на уроках для изучения нового материала, при подготовке и выполнении лабораторных работ, домашних заданий, для контроля, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.

2.Создание обучающих презентаций, используемых при изучении нового материала: на таких занятиях излагается основной теоретический материал, составляются опорные конспекты, предлагаются алгоритмы решения типовых задач.

Современные информационные технологии помогают учащимся самостоятельно добывать, систематизировать свои знания по химии. Работа на сайте fcior.edu.ru, является интерактивной. При этом ученик не получает готовые знания, а учится приобретать их, выполняя различные интерактивные упражнения, дает ученику оценить свою работу, увидеть допущенные ошибки и с помощью подсказок понять варианты исправления их.

Информационные технологии в интерактивном преподавании позволяют значительно снизить время на изучение материала в форме лекции. Большее внимание отводится самостоятельной работе по отработке умений и навыков учащихся. Учитель работает индивидуально с каждым ребенком, давая задания, рассчитанные на разную подготовленность ребёнка и его психологические особенности. Следовательно, фронтальная работа в интерактивном обучении сведена к минимуму, личностно-ориентированный подход является доминирующим.

Многие думают, что готовиться к урокам с использованием ЭОР легче. Тот, кто добросовестно подходит к подготовке к уроку, кому не безразлично, с какими знаниями и каким настроение учащиеся покинут урок, тот скажет, что на подготовку к уроку с использованием ЭОР затрачивается больше времени, чем к обычному уроку.

Уроки с использованием ИКТ - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, настоящим и будущим, одним словом - актуальный. Актуальный (лат. - деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени.

Каким должен быть ЕГО урок - решать каждому учителю лично.

Использую разнообразные формы обучения. Для формирования умений, знаний и навыков - лекции- конференции, экскурсии, консультации, практические занятия, семинары.

При контроле за усвоением знаний, умений, навыков провожу зачёт-собеседование, практикум олимпиаду, учебно-практическое занятие, экзамен.

Как учитель биологии я не могу не уделять здоровью обучающихся.

Урок - главная составная часть учебного процесса, длится 40 минут и это достаточно длительный период, чтобы ученик успел и заинтересоваться, и заскучать. Поэтому на занятиях должны проводиться динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, производственная физзарядка и физкультминутки на уроках.

Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом оставляем повторение или творческие работы.

В укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых - растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

Очень важной мне представляется и организация в школе проектной и исследовательской деятельности учащихся как лучший способ для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Вот уже несколько последних лет такая работа организована и в нашей школе.

Мне бы хотелось поделиться опытом работы в этом направлении. Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной, творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применении полученных знаний в жизни. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество, на успех?

Этот вопрос подвинул меня на поиск новых форм работы, успешными из которых, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность. Именно работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, развивать коммуникативные навыки. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме.

Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе, а это во многом зависит от учителя, его умения организовать деятельность, показать её ценность, признать значимость достигнутых результатов ученика в глазах сверстников, окружающих.

Основным направлением наших исследований стали работы экологической направленности.

Содержательными и интересными получились работы: «Биоритмы», «Домашние синоптики», «Ориентиры в лесу», «Сколько весит портфель ученика» и другие.

Наша школа является с 2012 года Экологическим центром в рамках реализации областной программы непрерывного экологического образования. Уже несколько лет являюсь руководителем кружков «Семицветик» и «Родник», члены кружка участвуют в районных слётах и соревнованиях по экологии.

Работы «О вреде пожаров», «Новый взгляд на мусор», «Воспитание экологической культуры» были удостоены грамотами и премией Томской Продовольственной Компанией, которая проводила акцию «Защити природу».

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Свои работы мы с ребятами выставляем и сайт школы или на мой сайт

nsportal.ru/suckel-tatyana-mihaylovna на котором выставлены ещё и методические разработки уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Создала блок на портале ТГУ shkola.tsu.ru/blog/index.php?page=post&blog=suzkelsuzkel-blog-sh&post_id=1886, где обмениваемся мнением и разработками с коллегами.

Являюсь участником Всероссийской Педагогической Видеоконференции на Сайте завуч. инфо. по темам ««Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства» и «Пути совершенствования продуктивного мышления в работе с учебной книгой».

Участвовала в Первой Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании» опубликовали статью «Россия - всё, чем я живу, к чему во сне и наяву душа стремиться не устала» на сайте moi-mummi.ru Международный институт Развития «ЭкоПро» .

Учитель - одна из профессий, требующая постоянного совершенствования, самообразования.

Свое профессиональное мастерство совершенствую, посещая уроки коллег школы, изучая передовой опыт преподавателей МО района, участвуя в работе научно-методических семинаров, педагогических советов, повышая курсы квалификации и участвуя в профессиональных конкурсах.

В 2012г прошла курсы повышения квалификации в ТОИПКРО «Технологический подход к организации коррекционно-развивающей работы в рамках требований ФГОС с детьми с проблемами развития и здоровья».

Много времени уделяю содержанию кабинета в надлежащем виде, накоплению методического и дидактического материала. Учебный кабинет - место для творческой работы преподавателя и его учеников. За время работы в кабинете создана достаточно полная дидактическая база по предмету: самостоятельные и контрольные работы, тесты, материалы к уроку. Раздаточный материал классифицирован по темам, классам.

При современном уровне развития общества образование также не должно стоять на месте. Его стремительное развитие и всеуровневая модернизация становится не пожеланием, а необходимостью.

Применение различных новаторских или же обновлённых традиционных форм обучения способствует раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей учащегося, развитие у него познавательных способностей, а значит исконного природного детского любопытства, которое помогает познавать окружающий мир. В творческом обучении формируется личность ребёнка, его мировоззрение, нравственные и гражданские убеждения, происходит его социализация, вырабатываются коммуникативные и ораторские навыки, развивается логическое и аналитическое мышление, формируется система навыков самообразования. А всё это является важнейшими атрибутами любого успешного человека в нашем стремительном мире.

Главная радость для учителя - это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут наши ученики, тем большее удовлетворение от своей работы мы получим.


© 2010-2022