Проекты и исследования учащихся по биологии в урочной и неурочной деятельности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проекты и исследования учащихся по биологии в урочной и неурочной деятельности

Матюнина Надежда Константиновна, МБОУ «СОШ № 5 с УИОП г.Шебекино Белгородской области».

Аннотация. Учебные занятия урочной и внеурочной деятельности, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в парах и группах, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т.д. Обучающиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности.

Проектный метод представляет собой способ обучения, как «обучение через деление» (Дж. Дьюи) - когда обучающийся включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Оригинальность мышления, творчество и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в разнообразной учебно-исследовательской деятельности.

Особую роль в развитии обучающихся играют учебные исследовательские проекты, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы. Основные требования, которые к ним предъявляются, следующие: наличие значимой ( социально или личностно) проблемы, требующей исследовательского поиска решения; теоретическая или практическая значимость предполагаемых результатов; организация самостоятельной ( индивидуальной, парной, групповой) деятельности обучающихся; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов - определение проблемы и вытекающие из нее задач работы, выдвижение гипотез для их решения, оформление результатов, анализ полученных данных , выводы.

Отсюда считаю, что проектно- исследовательская деятельность наиболее приемлема при работе с одаренными детьми, т.к. повышает уровень восприятия материала по предмету; формирует навыки исследования и эксперимента; приобретаются ораторские способности и навыки публичных выступлений; формирует навыки самообучения и самоанализа.

Текст доклада. В работе с одаренными детьми использую проектно-исследовательскую деятельность, как в урочной форме, так и внеурочной. По данной проблеме работаю с 2010 года, как учитель - инноватор региональной инновационной площадки « Создание муниципального ресурсного центра по работе с одаренными детьми» на базе СОШ №5. Разработала программу индивидуальной инновационной деятельности по предмету, имею результаты педагогических исследований по работе с одаренными детьми. Активно участвую в организации интеллектуальных мероприятий ресурсного центра.

В своей педагогической практике использую следующие формы работы с одаренными детьми:

1. В урочной деятельности применяю работу в парах, в малых группах, разноуровневые тестовые задания, индивидуальные творческие задания, дискуссии, консультирование, ролевые игры, викторины, тематические проекты.

2. Во внеурочной деятельности - проведение элективных курсов на основе проектно - исследовательской деятельности « Экологический практикум» (2011г); участие во всероссийских олимпиадах школьного и муниципального уровня (2010-2015гг.); участие во всероссийских турнирах (2010-2015гг.) и конкурсах, межшкольных научно - практических конференциях; работа в НОУ «Мысль»; работа в школьном каникулярном лагере «Олимпийский резерв»; работа с родителями одаренных детей.

Мониторинг участия одаренных обучающихся в конкурсах, олимпиадах, турнирах

эколого - биологической направленности за 2011-2012 учебный год:

Класс

Количество участников

Победители и

призеры

Участие в реализации сетевых мини-проектах

Результат

5-7, 10

20

Школьный каникулярный лагерь

« Олимпийский резерв»

дневник-отчет, проектно - исследовательская деятельность

5 - 7, 10

15

1.Журавлев Валерий-5 «а»

2.Гаенко Анастасия-

10 «б»

3.Воронцов Костантин-

7 «в»

Всероссийский

Ломоносовский

34 -35 турниры

3 грамоты

10

5

Гаенко Анастасия-

10 «б»

Межшкольная

научно - практическая конференция

призер,

грамота

5-7

5-7

10

10

10

10

Районная акция «Живи, елка!».

Районная экологическая операция «Первоцвет -

2012»

грамота, 3 место

грамота, 2 место


Итоговый мониторинг участия обучающихся в сетевых мини-проектах по биологии и

экологии за 2011-2012 учебный год:

год

классы

общее количество

участников

количество

одаренных

обучающихся

уровень

мероприятий

результат

2011 - 2012

5-7, 10

60

5

школьный,

муниципальный,

всероссийский.

5 грамот

Мониторинг качества знаний обучающихся в углубленных и профильных классах

за 2011 - 2012 учебный год:

класс

количество

обучающихся

профиль

УО

КЗ

1полугодие

КЗ

2полугодие

КЗ

год

10 «б»

22

социально - гуманитарный,

с изучением элективного курса «Экологический практикум»

100 %

77,27 %

77,27 %

77,27 %

Результаты опроса одаренных обучающихся и их родителей:

Вопросы опроса обучающихся

и родителей

Лоскутова

Анастасия

6 «г»

Котлярова

Анастасия

6 «а»

Журавлев

Валерий

5 «а»

Воронцов

Константин

5 «в»

Гаенко

Анастасия

10 «б»

родители

1.Предпочтение предмета:

*биология

*экология

*




*

2.Методы вашей работы:

*исследование

*наблюдение



*


3.Результат работы:

*научно-исследовательский проект

*социально -ориетированный

проект



*



4.Предпочтение:

*научно-практическая конференция

*всероссийская олимпиада



*

*


*

5.Оценка деятельности:

*удовлетворительная

*неудовлетворительная

*



*


Активность в организации интеллектуальных мероприятий ресурсного центра
(2011 -2012 учебный год)

Мероприятия

Характер работы

Дата проведения

1. Ломоносовский турнир

организатор

2010 - 2012 гг.

2. Межшкольные научно- исследовательские конференции:

« Я - исследователь»

« Старт в науку»

член жюри

член жюри

2011г.

2012г.

3. Муниципальный этап

всероссийской

олимпиады по экологии

член жюри

2011г.

4. Реализация программ углубленного, профильного обучения и элективных курсов

- программа по элективному курсу (10 класс)

« Экологический практикум»;

- углубление по предмету в 6 «а» классе.

2011г.

2012г.

5. АПО, муниципальный уровень

2010г.

6. Каникулярный школьный лагерь « Олимпийский резерв»

Руководитель профильного отряда

2012г.

7. Работа в ресурсном центре.

Руководитель эколого-биологической секции НОУ « Мысль»

2010-2012гг.

8. Работа в ГМО учителей биологии

член ГМО

2010-2012гг.

9. Работа в психолого- медико- педагогическом консилиуме школы

член ПМПк школы

2011-2012гг.

Литература:1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.,1981.

2.Волков И.П. Много ли в школе талантов. М.,1989.

3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.,1991.

4. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. М., 1981.

5. « Биология в школе»: №7-1999; №2-2001; №5-2002; №1,6-2003; №3-2005.

4

© 2010-2022