Рабочая программа по биологии 6 класс ЗПР

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа для класса коррекции составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина 5-11 классы, Методических рекомендациях составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ.

Рабочая программа для коррекционного 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ЗПР навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

В программу внесены некоторые корректировки, а именно: в первом разделе по программе предусмотрена теме «Деление клетки», в моем календарном планирование на эту тему часов не отводится, так как изучение митоза и мейоза является трудной темой для учащихся коррекционного класса. Данное время отводится на более подробное изучение тканей животных и лабораторную работу. В разделе 3 «Среда и организм» по программе 2 часа, мною предусмотрено 4, данное время отводится на обобщение материала за курс и подготовке к итоговой контрольной работе.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Эти курсы разработаны по двум из основных линий биологического образования (авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров).

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

Реализация национально - регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта в процессе изучения тем осуществляется по нескольким содержательным линиям: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно - информационной (знает), ценностно - ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го коррекционного класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 68 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента.

Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.

Учебно-методический комплекс:

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина 5-11 классы.

  • Методические рекомендации составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ.

  • Учебник. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. -М.: Дрофа, 2006. - 176с.;





























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов (22 часа )

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (2 часа )

Многообразие живых организмов . Основные свойства живых организмов : клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздрожимость, движение, размножение.

Тема 1.2 Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа. Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологические хромоомы.

Вирусы - неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4 Деление клетки (2 часа)

Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5 Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и прктаческие работы. Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов.

Тема 1.4 Органы и системы органов (10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые истемы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение вещест по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разноообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные практические работы. Изучение органов цветочного растения. Распознавание органов у животных.

Тема 1.5 Растения и животные как целостные организмы (2 часа)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма (36 часов)

Тема 2.1 Питание и пищеварение (8 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хролофилла в поглащении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбиоты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Осоьенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образования крахмала на свету, поглащение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (3 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа. Передвижение воды и миниральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4 Выделение (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выдельнительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5 Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы ратений. Опорные системы животных. Наружний и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа. Разнообразие опрных систем животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов . Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные и практические работы. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздрожиость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества ратений.

Тема 2.8 Размножение (4 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий

Тема 2.9 Рост и развитие (4 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия проростания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы. Прямое и непрямое развитие насекомых ( на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов и семян; проростания семян.

РАЗДЕЛ 3 Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы . Взаимосвязи живых организмов .

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов , пищевые цепи и сети.

Тема 3.2 Природные сообщества

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация иллюстраций.





Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Практика (практические, лабораторные работы)

Контроль (контрольные работы, зачеты, сам. работы)

1

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

22

Лаборат. работы: Определение состава семян пшеницы. Строение клеток живых организмов. Корневые системы. Строение почки. Простые и сложные листья. Строение семян. Строение цветка.

Практическая работа 1. «Распознование органов у животных»



Контрольная работа Контрольная работа № 1 по теме: Ткани растений и животных»

Контрольная работа №2 по теме «Строение и свойства живых организмов»


Называет основные признаки живого, определяет понятия по теме урока, наблюдает части и органоиды клетки под микроскопом и описывает их, выделяет существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки, различает на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Извлечение необходимой информации из текста, использование знаково- символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, установление причинно- следственных связей, выполнение действий по алгоритму

2

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

36

Лаборатор. работы: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений. Строение костей животных. Движение инфузории туфельки. Вегетативное размножение растений. Прорастание семян. Прямое и непрямое развитие насекомых.

Практическая работа 2 «Определение всхожести семян»

Контрольная работа 3 Передвижение веществ в организме

Контрольная работа 4

«Жизнедеятельность организмов».

Выделяет существенные признаки биологических процессов, сравнивает процессы жизнедеятельности у разных организмов, делает выводы на основе сравнения, ставит биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняет их результаты, выявляет взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями, сравнивает бесполое и половое размножение, проводит наблюдения за ростом и развитием организмов, наблюдает и описывает поведение животных

Извлечение необходимой информации из текста, использование знаково- символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, установление причинно- следственных связей, выполнение действий по алгоритму

3

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

4


Объясняет значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, выявляет типы взаимодействия разных видов в экосистеме, приводит доказательства необходимости защиты окружающей среды.

Извлечение необходимой информации из текста, использование знаково- символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, установление причинно- следственных связей, выполнение действий по алгоритму

4

ОБОБЩЕНИЕ.

5


Всего

68























Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.


Контроль и оценка планируемых результатов.

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-5 недочетов по текущему материалу; не более 2ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. В тетрадь (и в дневник) выставляет две отметки (5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- записи ведутся некаллиграфическим почерком;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Выставление четвертных и годовых отметок.

Отметка за четверть по предмету биология определяется как среднее арифметическое текущих отметок в четверти с обязательным учетом качества выполнения наиболее значимых работ (тематические контрольные работы, лабораторные и практические работы, экскурсии) и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

5.2. Итоговая отметка за год по предмету определяется как среднее арифметическое четвертных отметок.

Календарно - тематическое планирование


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Практика (Л/р, п/р, экскурсии)

Элементы содержания

ОП- основные понятия

РК- региональный компонент.

Вид, формы контроля

Домашнее задание

Раздел 1 Строение и свойства живых организмов (22 часа)

1

Многообразие живых организмов, их основные свойства

1

Многообразие живых организмов

ОП- живые организмы

Текущий контроль.

Фронтальный контроль

Изучить текст учебника на с. 6-7, ответить на вопросы на с. 11. Нарисовать схему «Основные признаки живого организма»

2

Основные свойства живых организмов

1

. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

ОП- биосфера, среда питания, обмен веществ, раздражимость, саморегуляция.

РК- Многообразие живых организмов Хабаровского края.

Текущий контроль.

Фронтальный контроль

§1 изучить до конца. Ответить на вопросы на с. 11. Подготовить сообщения об интересных проявлениях живых организмов.


ОБЖ: Лекарственные и съедобные растения

3-4

Строение растительной клетки.

2

Лабораторная работа №1. Строение растительной клетки

Клетка - элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их

значение.

ОП- клетка, вакуоль, рибосомы, пластиды, ЭПС.

Индивидуальный.

Лабораторная работа

§3. Выучить новые слова и определения. Ответить на вопросы на с.24

5-6

Строение животной клетки.


2

Лабораторная работа №2. Строение животной клетки

Клетка -элементарная частица живого. Строение животного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра

ОП- лизосома, аппарат Гольджи, клеточный центр.

Тестирование.

Лабораторная работа

Закончить составление отчета по лабораторной работе. Повторить §3

7


Химический состав клетки.


1

Лабораторная работа №3 «Определение состава семян»

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

ОП- белки, жиры, углеводы.

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Изучить §2, ответить на вопросы.

8-9

Ткани растений.


2

Лабораторная работа №3 «Ткани растений»

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения

ОП- Ткань, межклеточное вещество, образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная ткань.

Фронтальный.

Лабораторная работа

Изучить §5(до тканей животных). Подготовить сообщение о культуре бонсай, стрижке кустарников и обрезке плодовых деревьев.

10

Ткани животных: эпителиальная и соединительная.

1

Строение организма животного: ткани. Типы тканей: эпителиальная, соединительная, их строение и функции

ОП- Эпителиальная, соединительная,

Текущий контроль, устный контроль

Изучить §5 с.33, подготовить сообщения о пересадке тканей и пластических операциях, о переливании крови.

11

Мышечные ткани.

1

Строение организма животного: ткани. Типы тканей: мышечные, их строение и функции

ОП- мышечная ткань

Текущий контроль, устный контроль

Изучить § 5, с.34

12

Нервная ткань.

1

Лабораторная работа № 4

«Ткани животных»

Строение организма животного: ткани. Типы тканей: нервная, их строение и функции

ОП- нервная ткань

Индивидуальный контроль, лабораторная работа.

Изучить до конца § 5, выполнить задания рубрики «Подумайте»

13

Контрольная работа № 1 по теме: Ткани растений и животных»

1

Проверка ЗУН

Нет задания

14

Органы цветковых растений. Корень.

1

Лабораторная работа № 5

«Корневые системы»

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

ОП- Орган, система органов, корень, побег, низшие растения, высшие.

Индивидуаль-ный.

Лабораторная работа

§.6, с.36-39,

15

Побег.

1

Лабораторная работа №6

«Строение побега»

Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья

ОП- побег, лист, почка

Индивидуаль-ный.

Лабораторная работа

§.6, с.40 - 43

16

Цветок и плод.

1

Лабораторная работа № 7

«Строение цветка»

Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие.

ОП- Соцветия, цветок, пестик, тычинка.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных

РК- Съедобные и ядовитые ягоды и орехи

Индивидуаль-ный.

Лабораторная работа

§6, с.44 - 46, вопр 10 - 12 с.49

17

Строение семян, их функции.

1

Лабораторная работа № 8

«Строение семян

Строение семян двудольных и однодольных растений.

ОП- семя, однодольные, двудольные

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Изучить §6 до конца, ответить на вопросы.

18-19

Органы и системы органов животных.

2

П/р № 1

«Распознование органов у животных»

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыха-тельная, выделитель-ная, опорно-двига-тельная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции

ОП- Орган, система органов, гормон, эндокринная система

Тестирование.

Самостоятельная работа

Изучить §7, выучить термины.

20

Организм растения - единое целое.

1

Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда.

ОП- организм.

Текущий контроль, устный контроль

§7, Составить экологическую сказку на тему: «Растения(животные)- целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий.

21

Целостность животного организма

1

Животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и сред

Повторить §7

22

Контрольная работа №2 по теме «Строение и свойства живых организмов»

1


Проверка ЗУН

Нет задания

Раздел 2 Жизнедеятельность организма (36 часов)

23

Питание. Почвенное питание растений.

1

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание

ОП- Гетеротрофы, автотрофы, удобрения.

Текущий контроль, устный контроль.

.§10 с.62, ответить на вопросы.

Сообщение

«Роль фотосинтеза в жизни растений и на Земле»

24

Фотосинтез.

1

Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы

ОП- фотосинтез. хлоропласт, устьице, устьичная щель,

Текущий контроль, устный контроль.

§10 с. 62 - 63

25

Питание животных.

1

Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупояды, симбионты, паразиты.

ОП- Растительноядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты, ротовой аппарат,

Текущий контроль, устный контроль.

.§10 с.64 - 68

Подготовить сообщения о способах добычи пищи разными животными.


зубы, клыки, резцы,

коренные зубы

26

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты

1

Лабораторная работа № 9

«Действие слюны на крахмал»

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты и их значение.

ОП- Пищеварение, питание

Тестирование.

Лабораторная работа

§10 Сообщение

Роль знаний о дыхании в процессе выращивания растений

27

Особенности строения пищеварительных систем животных.


1

Особенности строения пищеварительных систем животных.

ОП- Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник, прямая кишка, анальное отверстие, фермент, катализатор, слюна, железа

Текущий контроль, устный контроль

28

Дыхание у растений

1

Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

ОП- дыхание, устьица, чечевички, воздушное

Фронтальный

Самостоятельная работа

§ 11 с. 73, 76


питание, клеточное дыхание, воздушные корни

29

Дыхание у животных

1

Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

ОП- дыхальца, трахеи, жабры, легкие, кожное дыхание.

Текущий контроль

Индивидуальный

§11, ответить на вопросы.

30

Передвижение воды и минеральных веществ в растении

1

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса минеральных веществ

ОП- Сосуды древесины, ситовидные трубки луба, сосудисто -волокнистый пучок, клубень, видоизменённый побег.

Текущий контроль

Самостоятельная работа

§12, с. 78 -79, 82

31

Передвижение органических веществ в растении.

1

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса органических веществ

Индивидуальный фронтальный

§12, с. 78 -79,

32

Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.

1

Особенности переноса веществ в организмах беспозвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части

ОП- Артерии, вены, капилляры, сердце, предсердие, желудочек, замкнутая и незамкнутая кровеносные системы, кровяные клетки, плазма, гемоглобин, гемолимфа

Индивидуальный, фронтальный

§12 с.78 - 80

33

Перенос веществ в организме позвоночных животных.

1

Лабораторная работа № 10 «Строение клеток крови лягушки и человека»

Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части

ОП- кровяные клетки, плазма, гемоглобин, гемолимфа

Индивидуальный, самостоятельная работа

§12 с.81 - 82

34

Обобщающий урок по теме: «Передвижение веществ в организме».

1

Проверка ЗУН

Индивидуальный, самостоятельная работа

Нет задания

35

Выделение.

1

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов

ОП- Выделение, листопад

Текущий контроль, устный контроль

§13 с. 84 - 86 (1абз)

36

Выделение у растений и позвоночных животных.

1

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

ОП-метанефридии, мальпигиевые сосуды. почка, мочеточник, мочевой пузырь

Индивидуальный, самостоятельная работа

§13вопросы

«Подумайте» с. 90

37

Обмен веществ и энергии у растений.

1

Жизнедеятельность растений: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений.

ОП- обмен веществ,

Текущий контроль, устный контроль.

§14 с.91 - 92

38

Обмен веществ и энергии у животных.

1

Жизнедеятельность животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у животных

Текущий контроль, устный контроль.

§14, выполнить задания №18, с 96.

39

Опорные системы и их значение в жизни организмов.

1

Строение растительного и животного организма: опорные системы, их значение в жизни организма.

ОП- Опорная система, скелет,

Текущий контроль, устный контроль.

§15 с.97 - 98 (1 абз)

40

Опорные системы растений и позвоночных животных.

1

Опорные системы растений и животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных

ОП- хрящевая,

костная, механическая

ткань, внутренний,

наружный, известковый. Хитиновый скелет

Индивидуальный, самостоятельная работа

§15, выполнить задание № 10 рубрика «Проверь свои знания»

41

Движение.

1

Лабораторная работа № 11

«Наблюдение за движением дождевого червя»

Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

ОП- Амёбоидное,

жгутиковое, ресничное,

мышечное движение

Проверочная работа,

Самостоятельная работа

§16 с.103 - 105

42

Движение многоклеточных животных в водной среде.

1

Движение животных. Приспособления к передвижению животных в водной среде.

Текущий контроль, устный контроль

§16 с.106 - 107

43

Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах.

1

Движение животных. Приспособления к передвижению животных в воздушной и наземной среде.

ОП- полет, воздушные мешки.

Текущий контроль, устный контроль

§16 с. 108 - 110

44

Особенности передвижения наземных млекопитающих и движения растений.

1

Движение животных. Приспособления к передвижению млекопитающих животных в наземной среде. Двигательные реакции растений.

Текущий контроль, устный контроль

§16(до конца), ответить на вопросы.

45-46

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

1

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения.

ОП- Раздражимость, чувствительность, таксис, тропизм.

Текущий контроль, устный контроль

§17 с. 114 - 117, 124, ответить на вопросы рубрики «Подумайте»

47

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой.

1

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения.

ОП- рефлекс, Рефлекс, инстинкт, безусловные, условные рефлексы. Нервная регуляция.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§17. с.118 - 119

Наблюдение за поведением домашних животных, объяснить

48

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

1

Эндокринная система, её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

ОП- Эндокринная система, железы внутренней секреции, гормоны, щитовидная железа, гипофиз,.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§17 с. 120 - 121

49

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

1

Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества

ОП- ростовые вещества

Письменный, самостоятельная работа

§17 с.122 - 123

50

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

1

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры.

ОП- Рост и развитие, зигота зародыш, проросток, индивидуальное развитие, семядоли, эндосперм, почкование.

Письменный, самостоятельная работа

§18 с.127 - 128 до вегет.размножения

51

Вегетативное размножение растений.

1

Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение растений.

ОП- вегетативное размножение, корневище, черенки, клубень.

Индивидуальный,

фронтальный

§18 с.128 - 131

52

Половое размножение животных.

1

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение

ОП- половое размножение, раздельнополые животные, обоеполые животные, оплодотворение.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§19, ответить на вопросы.

53

Половое размножение растений.

1

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

ОП- гаметофит, спорофит, опыление, перекрестное опыление.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§20, ответить на вопросы.

54

Рост и развитие растений.

1

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§21 с.145 - 146 (1 абз, Подготовить сообщения на тему: Гиганты и карлики растительного мира»


ОП- рост, развитие, индивид,

55

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

1

Практическая работа №2

«Определение всхожести семян»

Индивидуальное развитие растений. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

ОП- индивидуальное развитие, семя, проросток.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§21 до конца,

56-57

Рост и развитие животных.

2

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых»

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

ОП- Дробление, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, мезодерма, энтодерма, прямое и непрямое развитие.

Индивидуальный, лабораторная работа

§22, 23с. 108 - 110

58

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организмов».

Контрольная работа

Нет задания

Организм и среда (4 часа)

59

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы.

ОП- среда обитания, экологический фактор.

РК- экологические проблемы ДВ

Индивидуальный, самостоятельная работа

§24 с.158 - 162 (2 абз)

Сообщение «Экологические проблемы нашего региона»


60

Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека

1

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

РК- экологические проблемы нашего региона

Индивидуальный, самостоятельная работа

§24 с. 162 - 166

61

Природные сообщества.

1

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

ОП- экосистема, пищевая цепь, сообщество.

Индивидуальный, самостоятельная работа

§25, ответить на вопросы

62

Обобщающий урок по теме:

«Организм и среда. Природные сообщества».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

Индивидуальный, самостоятельная работа


Повторить §25

63

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

1

Обобщение и систематизация знаний

Итоговая контрольная работа.

Нет задания

Повторение

64

Строение и состав клетки.

1

Повторение состава и строения клетки.

Устный контроль

повторить §3

65

Ткани растений и животных.

1

Повторение видов тканей растений и животных и особенности их строения в зависимости от выполняемых функций.

Устный контроль

повторить §5

66

Органы цветкового растения

1

Повторить что такое орган на примере цветкового растения, понятие об органе растения и значения корня в жизни растений, видах корней и их функциях и др.

Устный контроль

повторить §6

67

Системы органов животных

1

Повторить системы органов животных.

Устный контроль

повторить §7

68

Экскурсия в природу.

1

Сделать отчет по экскурсии.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с.


  1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2005. - 256 с.


  1. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. М.: Дрофа, 2003. - 192 с.


  1. 3. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005-06 гг.;


  1. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н.Березина. - М.: ВАКО, 2010. 112 с.


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. 2009. - 138 с.;

  2. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011-54с.







© 2010-2022