Методическая разработка урока по теме Генетика-основы наследования признаков

План конспект урока разработан по методике Шадрикова. Тип урока - практическое занятие, что позволяет детально проверить уровень знаний и умений по пройденному разделу. Урок разделен на четыре этапа. На каждый этап поставлены цели как для преподавателя, так и для учащихся. В начале урока указаны требования к знаниям учащихся в виде таблицы. Обозначены общие компетенции, которые формируются на уроке. На уроке применяется кейс технология. Каждый учащиеся во время урока работает с листом ...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Данзановой Аюны Юрьевны

Дисциплина «Биология»

Тема занятия: «Генетика- основы наследования признаков»

Цель урока: проверить качество полученных учащимися знаний по пройденным темам: 1,2 законы Менделя, генетика пола.

Задачи:

- сформировать умение логически мыслить: понимать и применять полученные знания на практике, при решении задач;

- научить, обучающихся проводить оценку своей учебной деятельности по выполнению теоретических и практических заданий;

- развивать творческие способности студентов;

- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности за свои результаты.

Формируемые компетенции:

ОК 1.Понимать и проявлять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Работать в коллективе и команде.

Методы:

преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный;

учения: репродуктивные, частично-поисковые

Тип урока: практическая работа

Вид урока: кейс-метод


1. Организационный момент.

Цели для преподавателя:

- создать условия для включения в обучающихся в учебную деятельность;

- способствовать повышению мотивации учения у студентов через разъяснение значимости этого урока для дальнейшей практической работы

- перечислить требования к знаниям и умениям к сегодняшнему уроку;

- объяснить как будет проходить урок, что обучающиеся должны будут сделать и каким образом.

-Цели для обучающихся:

- включиться в учебную деятельность;

- подготовиться к выполнению кейс заданий за счет концентрации внимания;

1. Вводный инструктаж

1.1.Проверка наличия обучающихся.

Начинаем урок. Отметим отсутствующих на уроке.

1.2. Целевая установка на урок.

Сегодня мы с вами проводим урок на тему: Генетика. Основные закономерности наследственности

- Цель урока:проверить качество полученных знаний и умений по пройденным темам.

Обучающиеся записывают тему урока.

Давайте обратимся к вашим таблицам: «Требования к знаниям и умениям».

- Что вы должны знать и уметь по пройденным темам?

Обучающиеся рассматривают таблицу и отвечают

Акцентирует внимание на сегодняшней теме и подробно рассказывает о требованиях знаний и умений к сегодняшнему уроку.

Тема

Знания, умения

История развития генетики. Моногибридное ,дигибридное скрещивание.

Знать:Историю развития генетики, вклад Г.Менделя в генетику, определения основных понятий и законов (ген, генотип, наследственность, изменчивость, фенотип, генетика, гибриды, 1 и 2 законы Менделя, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный, рецессивный гены)

Уметь: решать задачи на 1 и 2 законы Менделя, раскрывать сущность основных понятий генетики, объяснять значимость генетики в жизни, медицине.

Генетика пола

Знать: аутосомные, половые хромосомы у мужчин и женщин, их отличия, способы передачи, причины, которые могут вызвать нарушения распределения хромосом при мейозе, сущность наследования признаков , сцепленных с полом.

Уметь: объяснять механизм определения пола, различие между признаками, сцепленные с полом и признаками, зависимыми от пола, решать задачи на генетику пола.

Решение задач

Уметь: раскрывать суть задачи, понимать и использовать генетические термины, решать задачи.

2. Контроль знаний и умений

Цели для преподавателя:

- обеспечить объяснение хода работы на уроке, выполнение задач направленных на его выполнение;

- проверить знания, полученные на предыдущих уроках;

- проверить умения решать генетические задачи;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством использования, самостоятельной работы.

Задачи для преподавателя:

- обеспечить понимание выполнения кейс-заданий через объяснение;

- организовать активные совместные и самостоятельные действия обучающихся с содержанием кейс-заданий

Цели для обучающихся:

- показать и применить свои знания и умения при выполнении кейс-заданий.

Задачи для обучающихся:

- внимательно слушать преподавателя при объяснении выполнения заданий

- делать записи в карточках учета знаний по указанию преподавателя;

- выполнять кейс-задания;

- проявлять интеллектуальную инициативу при решении генетических задач, проводить самоконтроль и взаимоконтроль выполнения генетических задач.

Преподаватель :

1. Дает разъяснение о кейс-методе, что это такое?

2. Ставит проблемный вопрос, который должны решить к концу урока:

Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь-дальтоник. Возможно ли такое?

3.Объясняет ход работы обучающихся на уроке.

Сегодня, вы работает с кейс-заданиями. Их будет 4. Они помогут нам решить и ответить на проблемный вопрос. И в конце урока будет небольшой электронный тест.

4. Раздает карточки учета знаний каждому обучающемуся и объясняет, как с ним работать.


Карточка учета знаний

Кейс задания

Как выполнять.

Баллы за работу.

Количество баллов

Кейс №1

Вопросы

Устно отвечать на вопросы, поднимая руку. (За каждый правильный ответ 1 балл)


Кейс №2

Задача на моногибридное скрещивание

Решить задачу

0 баллов - нет решения

1 балл - частично решил

2 балла - решил полностью


Кейс №3

Задача на дигибридное скрещивание

Решить

Решить задачу

0 баллов - нет решения

1 балл - частично решил

2 балла - решил полностью


Кейс №4

Решение проблемной задачи

Решить

Решить задачу

0 баллов - нет решения

1 балл - частично решил

2 балла - решил полностью


Задание на закрепление учебного материала

Тест

Выполнить тестна

10 вопросов

10-9 баллов - 1 ошибка

8 баллов - 2 ошибки

7 баллов - 3 ошибки

6 баллов - 4 ошибки

5 баллов - 5 ошибок

4 балла - 6 и более ошибок

Выставляется оценка


«5»- 19-21баллов

«4»- 15-18 баллов

«3»- 11-14 баллов

«2»- ниже 11 баллов


Кейс задания показаны на слайде.

Преподаватель зачитывает задания. Объясняет ход выполнения ( если обучающиеся сами затрудняются выполнить задание), проверяет правильность выполнения.

Обучающиеся выполняют кейс-задания, консультируются с преподавателем, заполняют карточки учета знаний, проверяют свои работы.

Некоторые обучающиеся выполняют задания у доски.

Кейс 1.

Вопросы:

Синквейн - 5 слов

1. Что такое генетика? 5 слов

2. Объясните термины: наследственность, изменчивость, ген, фенотип, гибрид, доминантный, рецессивный.

3. Что обозначают эта запись: АА, Аа, аа, ААВВ, АаВВ, АаВв, аавв, Р, G, F1.

Кейс №2

Задача на моногибридное скрещивание

- Что такое моногибридное скрещивание?

1.В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем обычные - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

Кейс №3

Задача на дигибридное скрещивание

- Что такое дигибридное скрещивание?

Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные несцепленные признаки.

Вопросы:

1. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по двум признакам.

2. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а второй супруг гетерозиготен по этим признакам?

Кейс №4

Решение проблемной задачи.

Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь - дальтоник. Возможно ли такое?

Преподаватель предлагает сделать вывод по задаче.

Обучающиеся делают вывод.

3. Закрепление учебного материала.

Цели для преподавателя:

- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения путем анализа тестирования;

- формировать у обучающихся самооценку качества своей учебной деятельности

Цели этапа урока достигаются посредством:

-анализа результатов выполнения задач

- оценки индивидуальной работы обучающихся;

Преподаватель раздает пульты для проведения электронного теста. Объясняет ход выполнения теста.

Обучающиеся регистрируются, выполняют тесты.

Вопросы Электронного теста .

Задание: Выберите правильные вариант (варианты) ответов

1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:

А) генотипом; б) фенотипом; в) геном

2. Как называется первый закон Менделя

А) закон единообразия первого поколения; Б) закон расщепления;

В) неполное доминирование

3. Гомозиготными особями являются:

А) Аа, Аа; б) АА, аа; в) АА, Аа

4. Количество возможных гамет у особи с генотипом Аа равно:

А) 1; б)2; в)4

5. Соотношение генотипов гибридов, полученных при моногибридном скрещивании, составляет:

А) 1:2:1 в) 2:1

Б)3:1 г)1:1

6. Фенотип - это совокупность:

А) генов данной популяции или вида

Б) генов организма

В) внешних и внутренних признаков организма

7. Доминантные гены это:

А) сильные гены; б) слабые гены

8. Какой парой представлены половые хромосомы у женщин:

А) ХУ; б) ХО; в)ХХ

9. Потомство, развивающее в результате объединения генетического материала разных организмов, называется:

А) гибридом; б)гетерозисным; в) гетеротрофным

10. Выберите гетерозиготные организмы:

А) ААВв б)ААВВ в)АаВВ г) ааВв.

По окончании электронного теста преподаватель вместе с учащимися анализирует выполненную работу.

Критерии оценки выполнения электронного теста.

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено свыше 90 % заданий

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено 75-90 заданий;

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено 60-75 % заданий;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если выполнено меньше 60 % заданий, неправильно выполнены задания.

Учащиеся после анализа заполняют карточки учета знаний и выставляют себе оценку за урок. Сдают карточки преподавателю.

4. Задание на дом.

Цели для преподавателя:

- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания).

Задачи для преподавателя

- определить готовность обучающихся к успешному выполнению домашнего задания в соответствии с актуальным уровнем развития;

Задачи для обучающихся:

- понять суть домашнего задания через поставленную цель преподавателем (Что они должны сделать? и как?)

- записать домашнее задание;

Выставление отметок.

Учащиеся сдают свои карточки учета знаний с оценками, которые преподаватель выставляет в журнал.

Определение задания на дом.

Напоминаю, что домашнее задание было составить одну задачу на генетику пола.


© 2010-2022