Конспект урока Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лизиновская СОШ

Разработка открытого урока по теме:

«Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека»

Класс - 7



Урок разработан учителем

биологии-химии

Курочкиной Татьяной Андреевной,

1-ая квал. категория

2014г.

Тема « Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека».

Тип урока: комбинированный

Цель :

сформировать теоретические знания об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой обитания;

раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

- рассмотреть особенности строения членистоногих на примере ракообразных;

-- выявит характерные черты строения и процессов жизнедеятельности ракообразных;

-- познакомить с многообразием ракообразных и их значением в природе и жизни человека;

Развивающие

-- развивать логическое мышление;

-- умения устанавливать причинно-следственные связи; умения сравнивать, обобщать.

-- навыки самостоятельной работы;

-- развивать коммуникативные способности учащихся (навыки общения).

Воспитательные

-- воспитывать культуру труда;

-- экологическую культуру, культуру бережного отношения к природе.

Методы:

Словесные - мини-лекция (сообщения учащихся, объяснение учителя)

Наглядные - фотографии, картинки, рисунки из презентационной работы

Метод самостоятельной работы в группах

Метод коллективного решения творческих задач

Оборудование:

Микроскоп, микропрепараты (дафния, циклоп), культура «живая капля»

Ноутбук, проектор, презентация; пакеты с заданием.

Основные этапы урока

Название этапа

Основное содержание

время

1.Организационный момент

Слово учителя, психологический настрой учащихся на успех

2мин

2.Опрос по пройденному материалу

Работа в малых группах с индивидуальным заданием (пакет), результаты на доске для проверки, выставление оценок группе «лидером»

(метод самостоятельной работы в группах, метод решения творческих заданий)

  1. мин

3.Основной материал (новый)

Сообщение учащихся (мини лекция) с записью учащихся в тетради по вопросу «многообразие и значение ракообразных». (Использование изображений животных, рассмотрение микропрепаратов с ракообразными)

Общая характеристика ракообразных

физминутка

  1. мин

4.Закрепление

Контроль полученных знаний - тестирование с проверкой по ключу.

5мин

5.Задание на дом

разобрать вопросы, вызвавшие затруднения для обсуждения на следующем уроке

3 мин

Ход урока:

  1. организационный момент - приветственное слово учителя

  2. опрос с актуализацией знаний

для повторения вопросов из пройденного материала мы с вами разобьемся на группы из 4-3 человек с выбором лидера, которому доверим оценивание наших знаний.

Задание 1-ой группы - «общая характеристика членистоногих» результат должен быть отображен на доске в виде кроссворда.

Дать ответы на поставленные вопросы. Оформить ответ в виде кроссворда по схеме (на доске). Ответы (слова) могут быть и в прилагательной форме; на один вопрос может быть несколько ответов

Вопросы к кроссворду:

  1. Муха, рак, паук относятся к типу …. (ключевое слово написать сверху вниз)

  2. симметрия тела рака…

  3. у рака полость тела …

  4. название классов изучаемого типа …

  5. животные данного типа произошли от ….. червей.

  6. Тело у животных сег……..ое.

  7. конечности у данного типа …., отсюда произошло и название самого типа.

  8. Покров тела состоит из … .

Задание 2-ой группы - «внешнее строение речного рака» , результат отображается на доске в виде таблицы(заполнение таблицы).

Части тела рака

Особенности строения

Значение(дополнительный вопрос)

Покровы

хитин

Отделы тела (количество и название)

Два, головогрудь и брюшко

Глаза (количество простые или сложные, расположение)

1пара сложные, на передней части головогруди

Усики (кол-во и расположение)

2 пары, короткие (обоняние), длинные (осязание), на головогруди

Количество ходильных ног

5 пары

Количество брюшных ног

4-5 пар

Сделать вывод о приспособленности речного рака к среде обитания.

Задание группы 3 - «внутреннее строение речного рака» , карточка «оживи рака»: сложить в определенном порядке внутренние органы рака. Органы в виде отдельных деталей.

Конспект урока Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека

Задание группы 4 - обосновать правильность или неправильность выражений с участием рака («узнаешь, где раки зимуют»; «жди, когда на горе рак свистнет», «лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»)

По мере готовности, учащиеся выходят к доске и показывают свои результаты (! Результаты обсуждают совместно).

«Лидер» выставляет оценки членам своей группы.

  1. Основной материал

Усвоить необходимо 3 вопроса: 1) ракообразные - обширная группа (около 30 тыс. видов), ведущих разный образ жизни. 2) значение ракообразных. 3) общая характеристика ракообразных.

Учащиеся делают сообщение, а слушатели делают записи в тетради по схеме:

Название ракообразного- образ жизни - значение.

Пример:

Дафния - свободноживущая, пресноводная форма - корм для рыбок.

Циклоп - свободноживущая, пресноводная форма -промежуточный хозяин широкого лентеца.

Рак - санитар водоемов.

Креветки пища для человека.

Морская уточка - паразит карпа и других рыб.

Морской желудь - порча днища кораблей.

Работа с микроскопом (дафнии, циклопы - пресноводные формы)

Общая характеристика - животные со смешанной полостью, двусторонней симметрией. Отделы тела : головогрудь и брюшко. Тело сегментированное. Конечности членистые двуветвистые. Две пары усиков. Жабры. Кровеносная система незамкнутая. Нервная система как у кольчатых (окологлоточное кольцо и нервная брюшная цепочка). Орган выделения пара зеленых желез.

Всего видов около 20-30 тысяч.

Физминутка на уроке

  1. Для разминки шейных позвонков «Черепашка» -- не отрывая тело от стула, плечевой пояс «давить» к полу, а головой пытаться достать потолок (движение головы черепахи).

  2. Упражнение для выработки правильной осанки (применяют в обязательном порядке курсанты кремлевских войск) - «сбросить пиджак на пол», т.е. надо представить, что наш плечевой пояс это пиджак и его надо сбросить одним движением на пол.

  3. Упражнение для рук - рисование одной рукой восьмерки в воздухе, затем другой, а потом одновременно, двумя руками рисуем восьмерку в воздухе.

4.Закрепление: о том, как мы усвоили материал, покажет тестирование - тест «ракообразные» Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

1. Ракообразные - это...

а) животные способные к полету

б) наземные животные

в)преимущественно водные животные

2. К представителям ракообразных относят...

а) дафнию, креветку, мокрицу

б) большого прудовика

в) циклопа

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

А) смены наружных покровов у животного

Б)передвижения "задом наперед"

В)удаление непереваренных остатков пищи

4. Органы чувств помогают ракообразным...

А) переваривать пищу

Б) оба ответа правильных

В) уходить от опасности

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

А) дышат при помощи жабр

Б) брюшко заканчивается хвостовым плавником

В) оба ответа верны

6. Органом защиты у речного рака служат...

а) глаза б) длинные усики в) клешни

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

А) дафнии, циклопы б) мокрицы в) креветки

8. Органами выделения рака являются...

А) зеленые железы б) почки в) кишечник

9. В результате газообмена...

А) удаляется из организма углекислый газ

Б) в организм рака только поступает атмосферный кислород

В) из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

10. К органам чувств речного рака относят...

А) органы зрения, слуха, осязания б) органы дыхания

В) все ответы правильные

11. Членистоногие произошли от...

А) кольчатых червей б) плоских червей в) круглых червей

12. У речного рака в теле различают...

А) три отдела б) два отдела в) четыре отдела

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с…

А) с появлением сегментации тела

Б) с появлением хитинового покрова

В) с появлением мышечных пучков

14. Сердце членистоногих…

А) двухкамерное

Б) трубчатое

В) трёхкамерное

15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает…

А) мокрица Б) дафния В) циклоп

Ответ к тесту «ракообразные»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

а

а

б

а

в

а

а

в

а

а

б

в

б

а

работа выполнена выше, чем на 90% - «5»

на 80 % -«4»

на 70 % -«3»

Домаш. задание : те вопросы, которые вызвали затруднения дома разобрать, на следующем уроке вернемся к их обсуждению.

Всем спасибо за работу!








Приложение к уроку

1.Закрепление пройденного материала

Тест «ракообразные»

Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

1. Ракообразные - это...

а) животные способные к полету

б) наземные животные

в)преимущественно водные животные

2. К представителям ракообразных относят...

а) дафнию, креветку, мокрицу

б) большого прудовика

в) циклопа

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

А) смены наружных покровов у животного

Б)передвижения "задом наперед"

В)удаление непереваренных остатков пищи

4. Органы чувств помогают ракообразным...

А) переваривать пищу

Б) оба ответа правильных

В) уходить от опасности

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

А) дышат при помощи жабр

Б) брюшко заканчивается хвостовым плавником

В) оба ответа верны

6. Органом защиты у речного рака служат...

а) глаза б) длинные усики в) клешни

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

А) дафнии, циклопы б) мокрицы в) креветки

8. Органами выделения рака являются...

А) зеленые железы б) почки в) кишечник

9. В результате газообмена...

А) удаляется из организма углекислый газ

Б) в организм рака только поступает атмосферный кислород

В) из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

10. К органам чувств речного рака относят...

А) органы зрения, слуха, осязания б) органы дыхания

В) все ответы правильные

11. Членистоногие произошли от...

А) кольчатых червей б) плоских червей в) круглых червей

12. У речного рака в теле различают...

А) три отдела б) два отдела в) четыре отдела

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с…

А) с появлением сегментации тела

Б) с появлением хитинового покрова

В) с появлением мышечных пучков

14. Сердце членистоногих…

А) двухкамерное

Б) трубчатое

В) трёхкамерное

15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает…

А) мокрица Б) дафния В) циклоп

Ответ к тесту «ракообразные»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

а

а

б

а

в

а

а

в

а

а

б

в

б

а

2. Задания для опроса и актуализации знаний по теме «Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности ракообразных на примере речного рака».

Задание №1. (творческие задании для коллективно решения)

Существует выражения

1) «Узнаешь, где раки зимуют!»

? А где раки зимуют?

2) «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»

? а пятится ли рак назад?

3) «Жди, когда на горе рак свистнет!»

? может ли рак взобраться на гору?

? может ли рак свистеть?

(Когда рак на горе свистнет» - так говорят, подразумевая: "неизвестно когда"; "в неопределенном будущем времени", "никогда". Поговорка означает невозможность осуществления чего-либо. Создатели этой русской поговорки были уверены, что раки, живущие на речном дне, не покинут среду своего обитания, не явятся на сушу и уж тем более не засвистят. Свистят ли ракообразные? Среди ракообразных насчитывается около сорока тысяч различных видов и не все они строго связаны с водной средой. Некоторые даже способны издавать звуки. Крабы-скрипачи (или манящие крабы) живут в приливной зоне тропических морей. Они могут подолгу находиться на суше. Свистеть им нечем (для свиста нужны легкие), а крабы, хоть и выползают на сушу, дышат не легкими, а жабрами. Но они научились общаться с помощью звука. Ударяя клешнями о грунт, они стучат, тем самым оповещая своих собратьев о приближающейся опасности. Раки-щелкуны живут на морском мелководье. Они умеют издавать клешнями щелкающие звуки. Но это не просто стук. Когда рак ударяет «подвижным» пальцем своей клешни о неподвижный, возникает эффект, который называется кавитацией: от резкого перепада давления в жидкости образуются пузырьки газа, что сопровождается взрывным звуком. Многие виды лангустов(это крупные морские раки без клешней) способны производить треск и скрежет. Но извлекают звуки они иначе - словно играют на струнном инстументе. На усиках лангустов, у самого основания, есть гребень, используемый в роли смычка, которым рак с большой частотой водит поперек выроста на голове - «пилочки». Высота и громкость звука могут меняться в зависимости от силы нажатия смычка. Для кого предназначена вся эта «музыка», точно неизвестно. Скорее всего, что лангусты так отпугивают хищников, ведь чаще всего они издают звуки в момент испуга. Не доказано, но и не исключается, что так они общаются с сородичами. Во времена появления присказки о свистящем раке последнее слово писалось с большой буквы. Рак - кличка известного одесского марвихера (так некогда именовали воров-гастролеров) Ракачинского, данная ему не столько из-за фамилии, как по поводу особой приметы - сильно выпученных глаз. Однажды Рак проиграл пари, согласно которому был обязан оглашать троекратным свистом объездную пересыпекую дорогу ( Шкодову гору) во время ее интенсивного использования. Так как дожди заливали Пересыпь крайне редко, это обстоятельство и породило известную фразу).
Дайте ответ на поставленные вопросы после обсуждения в группе.


Задание №2 («Общая характеристика членистоногих )

Дать ответы на поставленные вопросы. Оформить ответ в виде кроссворда по схеме (на доске). Ответы (слова) могут быть и в прилагательной форме; на один вопрос может быть несколько ответов

Вопросы к кроссворду:

  1. Муха, рак, паук относятся к типу …. (ключевое слово написать сверху вниз)

  2. симметрия тела рака…

  3. у рака полость тела …

  4. название классов изучаемого типа …

  5. животные данного типа произошли от ….. червей.

  6. Тело у животных сег……..ое.

  7. конечности у данного типа …., отсюда произошло и название самого типа.

  8. Покров тела состоит из … .

Задание №3 «Внутреннее строение речного рака» Карточка «оживи речного рака»

Собрать органы , системы органов речного рака в правильном порядке и рак «оживет»!

Органы в виде отдельных деталей.

Конспект урока Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека

Задание №4 «Внешнее строение речного рака» оформить таблицу, заранее приготовленную на доске

Части тела рака

Особенности строения

Значение(дополнительный вопрос)

Покровы

хитин

Отделы тела (количество и название)

Два, головогрудь и брюшко

Глаза (количество простые или сложные, расположение)

1пара сложные, на передней части головогруди

Усики (кол-во и расположение)

2 пары, короткие (обоняние), длинные (осязание), на головогруди

Количество ходильных ног

5 пары

Количество брюшных ног

4-5 пар

Сделать вывод о приспособленности речного рака к среде обитания.

Физминутка на уроке

  1. Для разминки шейных позвонков «Черепашка» -- не отрывая тело от стула, плечевой пояс «давить» к полу, а головой пытаться достать потолок (движение головы черепахи).

  2. Упражнение для выработки правильной осанки (применяют в обязательном порядке курсанты кремлевских войск) - «сбросить пиджак на пол», т.е. надо представить, что наш плечевой пояс это пиджак и его надо сбросить одним движением на пол.

  3. Упражнение для рук - рисование одной рукой восьмерки в воздухе, затем другой, а потом одновременно, двумя руками рисуем восьмерку в воздухе.

Дополнительный материал

Значение ракообразных

  • Дафнии, циклопы и другие мелкие ракообразные потребляют большое количество органических остатков погибших мелких животных, бактерий и водорослей, тем самым очищая воду. В свою очередь они представляют собой важный источник пищи для более крупных беспозвоночных животных и молоди рыб, а также для некоторых ценных планктоноядных рыб (например, сигов). В прудовых рыбных хозяйствах и на рыбоводных заводах ракообразных специально разводят в больших бассейнах, где создают благоприятные условия для их беспрерывного размножения. Дафниями и другими ракообразными подкармливают молодь осетров, севрюг и других рыб.

  • Многие ракообразные имеют промысловое значение. Около 70% мирового промысла ракообразных составляют креветки, их также разводят в прудах, создаваемых на прибрежных низменностях и соединенных с морем каналом. Креветок в прудах подкармливают рисовыми отрубями. Ведется промысел криля - планктонных морских ракообразных, образующих большие скопления и служащих пищей китов, ластоногих и рыб. Из криля получают пищевые пасты, жир, кормовую муку. Меньшее значение имеет промысел лангустов и крабов. В нашей стране в водах Берингова, Охотского и Японского морей добывают камчатского краба. Промысловый лов речных раков ведется в пресных водоемах, главным образом на Украине.

  • Речные раки выполняют важную роль санитаров водоемов, поедая разлагающиеся вещества. Циклопы служат промежуточными хозяевами некоторых паразитических плоских и круглых червей, например, широкого лентеца и ришты. Паразитические ракообразные поселяются на рыбах, моллюсках, кольчатых червях и других животных. Иногда на жабрах линей, щук и других рыб прикрепляются до 3 тыс. рачков-эргазилид, разрушающих эпителий жабр и стенки кровеносных сосудов, в результате зараженные рыбы погибают.

Бионика и ракообразные


Хитин - строительный материал насекомых и ракообразных


Конспект урока Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека


Насекомые, пауки и раки создают свои панцири из хитина. Это природное вещество может оказаться полезным и для человека. Множество функций. Хитин - это многофункциональный материал, который можно использовать для различных целей, изменяя его соответствующим образом. В остов из хитиновых молекул могут, например, входить другие вещества, делающие хитин более твердым. Именно это можно наблюдать у жал пчел и ос, которые, не сгибаясь и не ломаясь, должны проникать в ткани или у тонких, но твердых частей сочленений крыльев мух и пчел, выдерживающих большую нагрузку. Применяемый в других последовательностях, хитин может быть очень мягким. Это используют, например, членистоногие - в суставной коже между пластинами или трубками панциря из хитина. Только благодаря этому пластины могут сдвигаться, при этом вредные вещества не проникают в тело насекомого между отдельными пластинами. И, наконец, в хитин может примешиваться известковый материал, благодаря чему панцирю придается жесткость. Ракообразный используют эту возможность, чтобы защититься от врагов. Материал будущего. Хитин - это нарастающий материал. Его можно получить, кроме всего прочего, из панцирей крабов северного моря и потом облагородить с помощью различных химических процессов. Хитин может стать важным материалом будущего, причем он будет иметь множество отраслей применения. Особенно большое значение этому материалу придается в медицине и в фармацевтике, так как человеческое тело не воспринимает хитин как инородное тело и поэтому не отторгает его. С помощью наложения хитина можно, например, значительно усовершенствовать лечение ожогов.


© 2010-2022