• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по биологии для 10 класса (по 3 часа в неделю). По учебнику Биология В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонов, Е. Т. Захарова

Рабочая программа по биологии для 10 класса (по 3 часа в неделю). По учебнику Биология В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонов, Е. Т. Захарова

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ»


«Принято» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»

ШМО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ»

биологии и химии ____________С.Р.Раджабова _____________________А.А.Рагимханов

протокол № ________________

от «____» _____________ 2015г. «_____» _______________2015г. «______» ______________________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Общая биология»


10 класс.


Учитель биологии - А.А.Абдуллаев.


2015 - 2016 учебный год.












Пояснительная записка

к рабочей программе по биологии в 10 классе (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе учебного плана МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ» на 2015-2016 учебный год, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования от 05.03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования для базового уровня.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает изучение биологических дисциплин и рассчитана на 3 недельных часа, 102 часа. Данная программа составляет основу и продолжает формировать у учащихся научную картину мира, как компонента общечеловеческой культуры, ответственное отношение к природе, помогает подготовить школьников к практической деятельности в области медицины, экологии. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

В программе заложены основные принципы общего среднего образования: центрический принцип построения, обучения, развития, гуманизации, дифференциации, экологизации. научности, доступности. Особенностью программы является региональный компонент - рассматриваются экологические вопросы в соответствии с изучаемыми темами.

Целью данного курса является:

  • развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия и многообразия;

  • развитие экологического образования и воспитания экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

  • развитие понимания значимости биологической науки для решения задач в области сельского хозяйства, медицины, экологии, микробиологии;

  • воспитание экологической культуры и нравственности учащихся;

  • формирование и развитие умения учебного труда как важного условия усвоения содержания курса и развитие логического мышления

  • совершенствование ключевых компетенций ( учебных, познавательных, коммуникативных, общекультурной);


  • совершенствование саморефлексивных качеств - самоанализ, самоконтроль, самокоррекция;

Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

При изучении курса для развития познавательного интереса используются различные методы и формы обучения - проблемный и частично-поисковый, работа в группах, самостоятельная работа. Предусмотрены задания творческого характера, решение познавательных творческих задач. Продолжается формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника. Уделено внимание формированию и совершенствованию ключевых компетенций.

В каждой изучаемой главе курса определены основные знания и умения для учащихся, определены формы контроля знаний. Для контроля знаний используются различные измерители, разработанные для каждой темы, которые содержат разные задания - это тесты, ответы на вопросы в свободной форме, дополни предложения, в форме и по материалам ЕГЭ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ:

* основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов; клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножение. Оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности. Образование видов, круговорот веществи превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Учащиеся должны УМЕТЬ

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и наживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека; эжкологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизнии человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически оценивать её;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности т повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алклголизм, наркомания); правил поведения а природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)


Учебно-методический комплект

1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс». М.Дрофа, 2009

2. Тематическое и поурочное планирование по биологии: Общая биология. Базовый уровень.10 класс.

3. CD-диск (мультимедийное приложение) к учебнику .И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс.

4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова «Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс».

5. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. Изд. «Дрофа», 2009г.

Распределение часов по темам:

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания. (7 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • вклад ученых биологов в развитие биологии;

  • достижения современной биологии;

  • основные открытия, сделанные в биологии в ХХ веке;

  • сущность жизни и свойства живой материи;

  • уровни организации живой материи;

  • методы познания живой природы.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять сущность жизни;

  • вычленять уровни организации жизни;

  • оценивать достижения современной биологии;

  • характеризовать методы познания живой природы;

  • проводить дискуссии, работать с текстом учебника, делать выводы.

Глава 2. Клетка (37 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • историю создания клеточной теории;

  • основные положения клеточной теории;

  • органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток;

  • особенности растительной и животной клетки, их отличительные особенности и сходство;

  • основные компоненты клеток, их строение и функции;

  • биологическую терминологию и символику по теме

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;

  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками,

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

работать с текстом учебника, проводить сравнение объектов, делать выводы, описывать изучаемый объект

Глава 3. Организм. (58 часов)

Обучающиеся должны знать:

  • многообразие организмов;

  • сущность метаболизма;

  • этапы энергетического и пластического обмена;

  • способы деления клетки, сущность, особенности;

  • сущность и типы размножения организмов; биологическое значение размножения;

  • индивидуальное развитие организма, его периоды;

  • сущность и задачи генетики;

  • генетическую символику, законы Г.Менделя;

  • закономерности наследственности и изменчивости

  • биологическую терминологию и символику по теме

Обучающиеся должны уметь:

  • характеризовать этапы энергетического обмена;

  • объяснять особенности фотосинтеза;

  • характеризовать способы деления клеток, типы размножения организмов,

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя. никотина на развитие зародыша человека;

  • решать элементарные генетические задачи;

  • составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в среде;

  • сравнивать процессы и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках, классифицировать и критически её оценивать;

  • владеть компонентами доказательств, формулировать проблему и определять способы её решения;

  • описывать изучаемый объект, выявлять его существенные признаки,

  • вести дискуссию, участвовать в диалоге










урока

Тема.

Основные понятия.

Формирование

ключевых

компетенций.

Домашнее задание.

Раздел 1 «Биология как наука. Методы научного познания».(7)

1.

Краткая история развития биологии.

Биология, жизнь, система биологических наук, биогеография, биохимия, этология, эмбриология

Коммуникативная:

участие в учебном диалоге

§1.1.стр:8-10.

Р.Т.

2.

Система биологических наук.

§1.1.стр:10-11.

Р.Т.

3.

Сущность жизни.

§1.2.стр:11-12.

Р.Т.

4.

Свойства живого

§1.2.стр:12-15.

Р.Т.

5.

Уровни организации живой материи.

Саморегуляция, гомеостаз, дискретность, открытость, ритмичность

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.

§1.3.стр:15-19.

Р.Т.

6.

Методы познания живой природы.

§1.3.стр:19-21.

Р.Т.

7.

Контрольная работа № 1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»

Раздел 2 «Клетка» (37)

8.

История изучения клетки.

Клетка, цитология, прокариоты, эукариоты, макроэлементы, микроэле-

менты,

ультрамикроэлементы

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.

§2.1.стр:24.

Р.Т.

9.

Клеточная теория.

§2.1.стр:24-27.

Р.Т.

10.

Основные положения клеточной теории.

§2.1.стр:27-29.

Р.Т.

11.

Химический состав клетки.

§2.2.стр:28-30.

Р.Т.

12.

Микро- и ультрамикроэлементы.

§2.2.стр:30-33.

Р.Т.

13.

Неорганические вещества клетки. Вода.

Неорганические вещества клетки, гидрофильные и гидрофобные соединения клетки, диполь

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу

§2.3.стр:33-36.

Р.Т.

14.

Неорганические вещества клетки. Соли.

§2.3.стр:36-37.

Р.Т.

15.

Общая характеристика органических веществ.

Биополимеры, мономер, регулярные и нерегулярные полимеры, липиды, воски, жироподобные вещества

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу

§2.4.стр:37-38.

Р.Т.

16.

Липиды.

§2.4.стр:38-40.

Р.Т.

17.

Органические вещества. Углеводы.

Моносахариды, дисахариды, полисахариды, полипептиды, структура белка, денатурация и ренатурация, аминокислоты

Учебно-инфор-

мационная:

самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу

§2.5.стр:41-42.

Р.Т.

18.

Органические вещества. Белки.

§2.5.стр:42-44.

Р.Т.

19.

Функции белков.

§2.5.стр:44-47.

Р.Т.

20.

Каталитическая активность ферментов.

Конспект.

21.

Лабораторная работа № 1. «Расщепление перекиси водорода с помощью ферментов».

22.

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

Нуклеиновые кислоты, нуклеотиды,

ДНК, РНК, АТФ, комплементарность,

транскрипция, матрица

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы

§2.6.стр:47-52.

Р.Т.

23.

Нуклеиновые кислоты. РНК.

§2.6.стр:52-53.

Р.Т.

24-25.

Практическая работа № 1 по теме «Нуклеиновые кислоты»

26.

Контрольная работа № 2 по теме «Химическая организация клетки»

27.

Эукариотческая клетка. Наружная клеточная мембрана.

Плазматическая мембрана, мембранные, немембранные органоиды, митохондрии, лизосомы

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы

§2.7.стр:53-58.

Р.Т.

28-29.

Строение и функции органоидов клетки.

§2.7.стр:58-63.

Р.Т.

30.

Строение и функции ядра.

Ядро, хроматин, хромосомы, центромера, кариоплазма, кариотип, гаплоидный, диплоидный набор хромосом

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

§2.8.стр:63-64.

Р.Т.

31.

Хромосомы. Хромосомный набор.

§2.8.стр:64-68.

Р.Т.

32.

Прокариотическая клетка

Прокариоты, нуклеоид, плазмиды, ,капсула

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

§2.9.стр:68-72.

Р.Т.

33.

Лабораторная работа № 2 «Строение растительной, животной, бактериальной и грибной клеток под микроскопом»

34.

Лабораторная работа №3. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».

35.

Контрольная работа №3. по теме «Строение эукариотической и прокариотической клеток».

36.

Реализация наследственной информации в клетке.

Генетическая информация, генетический код, транскрипция, трансляция, матричный синтез

Учебно-позна-

вательная

умение делать выводы, обобщение

§2.10.стр:73-74.

Р.Т.

37.

Генетический код.

§2.10.стр:74-75.

Р.Т.

38.

Биосинтез белка. Транскрипция.

§2.10.стр:75-76.

Р.Т.

39.

Биосинтез белка. Трансляция.

§2.10.стр:76-79.

Р.Т.

40-41.

Практическая работа № 2 по теме «Биосинтез белка».

42.

Вирусы. Строение вирусов.

Вирусы, капсид, бактериофаги, ВИЧ,

СПИД

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

§2.11.стр: 79-81.

Р.Т.

43.

Вирусы как возбудители болезней.

§2.11.стр: 81-85.

Р.Т.

44.

Контрольная работа № 4 по теме: «Реализация наследственной информации в клетке».

Раздел 3. «Организм». (58)

45.

Многообразие организмов. Одноклеточные организмы.

Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

§3.1.стр:90-92.

Р.Т.

46.

Многообразие организмов. Многоклеточные организмы.

§3.1.стр:92-93.

Р.Т.

47.

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

Метаболизм, энергетический, пластический обмен, ассимиляция, диссимиляция, анаэробные, аэробные организ

мы, гликолиз

Коммуникативная:

включаться в коллективное обсуждение проблем.

§3.2.стр:93-95.

Р.Т.

48.

Этапы энергетического обмена.

§3.2.стр:95-97.

Р.Т.

49.

Пластический обмен. Типы питания.

§3.3.стр:98-99.

Р.Т.

50.

Пластический обмен. Фотосинтез.

Фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы,

световая, темновая фаза, миксотрофы

Коммуникативная:

включаться в коллективное обсуждение проблем.

§3.3.стр:99-100.

Р.Т.

51.

Фазы фотосинтеза.

§3.3.стр:100-102.

Р.Т.

52.

Хемосинтез.

Конспект.

53.

Контрольная работа № 5 по теме «Обмен веществ и превращение энергии»

54.

Деление клетки.

Митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Учебно-позна-

вательная

умение делать выводы, обобщение

§3.4.стр:102-105.

Р.Т.

55.

Митоз. Значение митоза.

§3.4.стр:106-107.

Р.Т.

56.

Бесполое размножение.

Размножение, интерфаза, митоз, хромосомы, амитоз, мейоз, хроматида,

половое, бесполое размножение, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид

Коммуникативная:

включаться в коллективное обсуждение проблем.

§3.5.стр:108-111.

Р.Т.

57.

Половое размножение.

§3.5.стр:111-112.

Р.Т.

58.

Значение бесполого и полового размножения.

§3.5.стр:112-113.

Р.Т.

59.

Образование половых клеток.

Мейоз, конъюгация, кроссинговер, гомологичные хромосомы, редукция, фазы деления, гаметогенез, овогенез, сперматогенез

Учебно-позна-

вательная

умение делать выводы, обобщение

§3.6.стр:113-115.

Р.Т.

60.

Мейоз.

§3.6.стр:115-119.

Р.Т.

61.

Контрольная работа № 6 по теме:

«Деление клетки».

62.

Оплодотворение - наружное и внутреннее.

Оплодотворение, зигота, самооплодотворение, двойное оплодотворение, наружное, внутреннее, искусственное оплодотворение

Коммуникативная:

включаться в коллективное обсуждение проблем.

§3.7.стр:120-122.

Р.Т.

63.

Двойное оплодотворение.

§3.7.стр:122-124.

Р.Т.

64.

Индивидуальное развитие организмов.

Онтогенез, филогенез, эмбриогенез, эктодерма, мезодерма, энтодерма, прямое. непрямое развитие

Познаватель-

ная, информа-

ционная:

умение отстаи-

вать свою точку зрения, участвовать в диалоге

§3.8.стр:124-125.

Р.Т.

65.

Эмбриональный период.

§3.8.стр:125-127.

Р.Т.

66.

Постэмбриональный период.

§3.8.стр:128-129.

Р.Т.

67.

Эмбриональное развитие.

Репродуктивное здоровье. эмбриональное и постэмбриональное развитие, репродуктивный период, период старение

Познаватель-

ная, информа-

ционная:

умение отстаи-

вать свою точку зрения, участвовать в диалоге

§3.9.стр:130-133.

Р.Т.

68.

Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека.

§3.9.стр:133-134.

Р.Т.

69.

Постэмбриональное развитие.

§3.9.стр:134-136.

Р.Т.

70.

Контрольная работа № 7 по теме «Индивидуальное развитие организмов»

71.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Генетика, наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, ген, гибридологический метод, моногибридное скрещивание

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы

§3.10.стр:136-138.

Р.Т.

72.

У истоков генетики.

§3.10.стр:138-139.

Р.Т.

73.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

§3.11.стр:140-143.

Р.Т.

74.

Закон чистоты гамет.

§3.11.стр:143-146.

Р.Т.

75.

Практическая работа № 3 «Моногибридное скрещивание»

76.

Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание, доминантный, рецессивный признак, расщепление, аллельные гены, гомозиготные, гетерозиготные организмы, закон чистоты гамет

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы

§3.12.стр:146-149.

Р.Т.

77.

Анализирующее скрещивание.

§3.12.стр:149-150.

Р.Т.

78.

Практическая работа № 4 «Дигибридное скрещивание»

79.

Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана.

Группа сцепления, генетические карты, закон Моргана

Познаватель-

ная, информа-

ционная:

умение отстаи-

вать свою точку зрения, участвовать в диалоге

§3.13.стр:150-153.

Р.Т.

80.

Нарушение сцепления. Генетические карты.

§3.13.стр:153.

Р.Т.

81.

Геном человека.

Геном человека, генотип. регуляторные участки, взаимодействие генов

Учебно-позна-

вательная

умение слушать,

выделять глав-

ное, делать записи

§3.14.стр:154-156.

Р.Т.

82.

Взаимодействие генов.

§3.14.стр:156-157.

Р.Т.

83.

Генетика пола. Хромосомное определение пола.

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный , гетерогаметный пол, сцепленное с полом наследование

Учебно-позна-

вательная

умение слушать,

выделять глав-

ное, делать записи

§3.15.стр:158-161.

Р.Т.

84.

Сцепленное с полом наследование.

§3.15.стр:162-164.

Р.Т.

85.

Наследственная (модификационная) изменчивость.

Изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции, генотипическая изменчивость, комбинативная, мутационная изменчивость, мутации, мутагенные факторы

Учебно-позна-

вательная

умение слушать,

выделять глав-

ное, делать записи

§3.16.стр:164-166.

Р.Т.

86.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

§3.16.стр:166-169.

Р.Т.

87.

Генетика и здоровье человека.

Генеративные мутации, генные болезни, хромосомные болезни, гемофилия, медико-генетическое консультирование

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы

§3.17.стр:170-171.

Р.Т.

88.

Наследственные болезни человека.

§3.17.стр:171-175.

Р.Т.

89.

Профилактика наследственных заболеваний.

§3.17.стр:175-176.

Р.Т.

60-91.

Практическая работа № 5.

«Решение генетических задач».

92.

Контрольная работа № 8 по теме:

«Наследственность и изменчивость».

93.

Селекция.

Селекция, сорт, порода, отдаленна, внутривидовая гибридизация, гетерозис, гибридная сила

Учебно-позна-

вательная

сравнение, анализ, делать выводы

§3.18.стр:176-180.

Р.Т.

94.

Основные методы селекции.

§3.18.стр:180-183.

Р.Т.

95.

Биотехнология.

Биотехнология, генная. клеточная инженерия, клонирование, биоэтика

Учебно позна-

вательная:

постановка цели,

определение алгоритма работы

§3.19.стр:183-184.

Р.Т.

96.

Генная инженерия.

§3.19.стр: 184-185

97.

Клонирование.

§3.19.стр:186-188.

98.

Этические аспекты развития биотехнологии.

§3.19.стр: 189-191.

99.

Лабораторная работа № 4.

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

100.

Контрольная работа № 9 по теме:

«Селекция и биотехнология».

101.

Заключение.

102.

Резерв.


Рабочая программа по биологии для 10 класса (по 3 часа в неделю). По учебнику Биология В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захарова.

© 2010-2022