Диалог с зелёным другом. Внеклассное мероприятие о оборонном значении лесов

В мероприятии рассказывается не только о роли человека в отдельных исторических моментах нашей страны, но и о роли лесов.  Кому-то  это  может  показаться  странным.  Но  лес  –  тоже  защитник  нашего  Отечества.  Еще  в далекие  времена  лес  в  Московском  государстве  использовали  при устройстве оборонительных сооружений к югу от Москвы, так называемых засек. Основное  строительство  засек  велось в XV, XVI, XVII веках.  Самые  известные  засеки  –  Тульские  –  сооружались  под началом Ива...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МКОУ «Прослаухинская СОШ»
Баевского района Алтайского края




Диалог с зелёным другом. Внеклассное мероприятие о оборонном значении лесов



«Слово о зелёном друге»

Автор:
Дзюба Лариса Петровна
учитель химии, биологии







с. Прослауха 2012






Мероприятие для учащихся 5-11 классов


«СЛОВО О ЗЕЛЕНОМ ДРУГЕ»

ЦЕЛЬ: Приобщить учащихся к общенародным праздникам страны: Дню победы в Великой Отечественной войне, Дню защитников Отечества, к историческим событиям своего Отечества. Раскрыть роль лесов в различные периоды истории государства.

ЗАДАЧИ:
1. Сформировать у учащихся представление об оборонном значении лесов страны.

2. Формировать потребность бережного отношения к лесам как очень значимым в истории отечества и его граждан; формировать чувство патриотизма; ответственность за порученное дело.

Ведущий:
Сегодня мы хотим вам рассказать не только о роли человека в отдельных исторических моментах нашей страны, но и о роли лесов. Кому-то это может показаться странным. Но лес - тоже защитник нашего Отечества. Еще в далекие времена лес в Московском государстве использовали при устройстве оборонительных сооружений к югу от Москвы, так называемых засек. Основное строительство засек велось в XV, XVI, XVII веках. Самые известные засеки - Тульские - сооружались под началом Ивана Грозного и его сына Федора. А еще были калининские, новгородские, псковские, брянские, калужские засеки. Некоторые из этих лесов сохранились до сих пор. Крепким лесным заслоном копила Русь силы, чтобы сбросить чужеземное иго.

1 ученик:

Не раз над вражескими ратями

В дыму клубились небеса,

И на пути завоевателей

Вставали русские леса.

Деревья выстроились в ряд:

Одни - как стрелы опаленные,

Другие копьями стоят.

Ведущий:
Недаром Всеволод Рождественский сравнивал лес с войском Игоря Святославовича.

2 ученик:

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие - ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.


Ведущий:
В июне 1812 года, когда армия Наполеона вторглась на территорию Российского государства, полковник гусарского полка Денис Давыдов организовал первый в России партизанский отряд, который скрываясь в лесу, преградил путь французам. Смелые рейды по тылам наполеоновских войск благодаря лесным массивам совершал командир партизанского отряда, генерал-майор Александр Никитич Сеславин. Фельдмаршал Михаил Кутузов прятал в лесу резервы своих войск, которые и направил в нужное время для борьбы с оккупантами.

3 ученик:

О лес! - Ты знал войны и мира дни.

Знавал Сусанина и партизан отряды,

Видал врага, как ранили они.

Сам ранен был - в тебе рвались снаряды.

Ведущий:
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Большую роль сыграл лес в те роковые годы. Он одним из первых принял на себя удар врага. В лесу укрывались крупные боевые соединения Советской Армии. Лес взял под защиту и наших солдат, и мирных жителей, которые укрывались от фашистов. Много могли бы рассказать о войне деревья. (Фоном звучит музыка «Священная война», сначала громко, затем постепенно стихает.)

Видели они, как в памятном 41-ом году обрушились на нашу землю

свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и села, леса и поля черный дым пожарищ. На защиту отчего края

поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины

встали леса.

4 ученик:

Деревья тоже воевали, как стяги головы подняв.

Где нужно - гордо умирали, с груди своей листву содрав.
Бывали и в кругу пожарищ, и в окружении врага …

Солдат спасали в битвах жарких, раскинув ветви, как рога.

5 ученик:

Земли родной тревоги, беды по-настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый, корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали идти войною на войну.

И вместе с нами отстояли всю необъятную страну.

Ведущий:
Самым любимым деревом у нашего народа издавна была береза. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь. Береза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила и тяготы войны.

6 ученик:

Ты ее увидишь - и забьется сердце …

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть, довольно? Но куда же деться,

Если песня сердце созревает вновь?

Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил на фронт,

И березы тихо мне вослед глядели,

Русский, посылая до земли поклон.

Потому что помню небо в грозных грозах.

И когда упал я, ранен, чуть живой,

Надо мной склонилась белая береза

Доброй милосердия сестрой.

И во мне воскресли молодые силы,

Солнце засияло, засветлела высь!

Красота России, чистота России

В ней, в березе белой, на века сплелись.

Ведущий:
Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний береза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.

1 ученик:

«… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто, словно железной метлой, местами - густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла, совсем недавно обладавшего могучей жизнью и силой, - от иных струился желтоватый чад… А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

- Стоит! - изумленно прошептал Андрей.

И Андрею показалось необычайно значительным, полным глубокого

смысла, что вот здесь, на открытом месте, в таком жестоком бою, как

святая выжила эта береза - красивое песенное дерево. Сама природа

поставила ее здесь, для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни - счастье победы. Он был счастлив, что стал солдатом, что вечером стоит на том же месте, где утром начал бой. Несколько секунд Андрей не отрывал от березы очарованного взгляда. Затем, тронув рукой край траншеи, будто кланяясь самой земле, сказал с большим торжеством и ликованием в душе:
- И будет стоять!»

2 ученик:

Деревья тоже воевали и нас спасали от войны:

Стволы под пули подставляли и гибли гордыми они.

И партизанили деревья. Горели их сердца-костры.

А пламя, как знамена, реяло, укрывшись в зарослях густых.

Деревья тоже воевали и стойко вынесли войну,

Деревья тоже умирали, корнями к Родине прильнув.

Ведущий:
(Фоном звучит мелодия песни «Белоруссия».)
Партизанские землянки. До сего времени они в памяти людской. Вокруг населенных пунктов фашистские захватчики, стрельба, облавы карателей. Над лесом пикирующие вражеские самолеты, обстрелы, бомбежки. А люди в лесу. Лес - это их дом, их хранитель и защитник. Это такая крепкая «броня», которую не могли пробить никакие немецкие «борты».

В лесу укрывали склады оружия и раненых воинов. Но лес - не только

защитник и спасатель. Это и огромный наблюдательный пункт, откуда велась корректировка действий партизанских операций. Во время войны на оккупированной врагом территории сражалось более миллиона партизан, сосредоточенных в основном в лесных массивах. К концу 1943 года только белорусские партизаны контролировали до 60 % оккупированной территории республики. Выходили партизаны из леса и громили фашистов, не давая им покоя ни днем, ни ночью. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И, как верный друг, лес помогал народным мстителям.

3 ученик:

Побудь в лесу и оглянись вокруг -

Увидишь - на сосне от пули рана:

Сосна в бою, как самый лучший друг,

Своим прикрыла телом партизана.

Стоит тот дуб, как воин в старых ранах,

Как памятник лесной о грозных днях.

Никто его не числил в партизанах,

А он их закрывал собой в боях.

Ведущий:

На каждом шагу фашистам мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. А уж о лесных массивах и говорить нечего, там их за любым кустом, за каждым пригорком могла настигнуть смерть. Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы предполагаемого места нахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали лесные дороги и опушки. Прошли годы … Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, но время не стерло ее следы в лесу.

4 ученик:

Изранен он воронками и рвами,

Вот старая траншея, словно шрам
Мы в этот лес приходим за цветами,

Он все, что может, щедро дарит нам.
Как вся страна, лес тоже в сорок первом

Прикрыл собой дорогу на Москву

От взрывов ветки вздрагивали нервно

И падали в опавшую листву.

Да что там ветки, если боль иная

Пронзает память - о погибших речь

Лес до сих пор вздыхает вспоминая

Всех тех, кого не смог от пуль сберечь.

5 ученик:

Но зашумит вдруг громче и тревожней

Грозу, почуяв в ближней стороне.

И каждый листик отзовется дрожью

На гром - напоминанье о войне.

Людей всегда радушно принимая,

Открытый солнцу и тугим ветрам,

Как молодеет он в начале мая!..

Как будто в День Победы ветеран.

Ведущий:

(Фоном звучит Ленинградская симфония Д. Шостаковича)

Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей города Ленинграда. 900 дней длилась вражеская блокада. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и выдержке, немало слов сказано об их мужестве и героизме. Посвоему об этом подвиге рассказывают ленинградские деревья.

6 ученик:

Им долго жить - зеленым великанам,

Когда пройдет блокадная пора.

На их стволах - осколочные раны,

Но не найти следов от топора.

И тут не скажешь: сохранились чудом.

Здесь чудо или случай ни при чем …

Деревья! Поклонитесь низко людям

И сохраните память о былом.

1 ученик:

Они зимой сжигали все, что было:

Шкафы и двери, стулья и столы.

Но их рука деревья не рубила.

Сады не знали голоса пилы.

Они зимой, чтоб как-нибудь согреться -

Хоть на мгновенье, книги, письма жгли.

Но нет садов и парков по соседству,

Которых бы они не сберегли.

2 ученик:

Не счесть погибших в зимнее сраженье.

Никто не знает будущих утрат.

Деревья остаются подтвержденьем,

Что, как Россия, вечен Ленинград!

Им над Невой шуметь и красоваться,

Шагая к людям будущих годов.

Деревья! Поклонитесь ленинградцам,

Закопанным в гробах и без гробов.

Ведущий:

Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя березовые рощи и дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.

3 ученик:

Война прошла, но подвиг вечен.

Как цепь сражавшихся солдат

Кто опален, кто изувечен -

Березы русские стоят.

Стоят, как прежде, белоноги.

И люди, - боже их прости! -

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить березы на пути.

4 ученик:

Один сказал с улыбкой:

- «Ну-ка!» - И хвать по дереву сплеча!

Топор сорвался с резким звуком,

Свинец тяжелый повстречав.

Застыли люди. Значит, скольких

Спасли березы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, в бойцах.

5 ученик:

Ведь это в них летели пули

В те дни военных страшных гроз …

И люди в сторону свернули,

Ушли от раненых берез.

Забыта прежняя тревога.

Слабеет память о войне

Проходит ровная дорога

От тех березок в стороне.

Опять по ней идут обозы,

Навалом яблоки лежат.

И белоствольные березы

О славе прошлого шумят

Ведущий:

Деревья! Как много могли бы рассказать они о войне.

6 ученик:

Их обжигала пламенем война,

Под их шатрами умирали люди,

И потому, быть может, седина на их коре,

Что путь был очень труден …

Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва …

И каждому прохожему видны

Дубы, напоминающие взрывы…

(Звучит «Священная война», куплет громко, затем постепенно стихает.)

Ведущий:
Но наши сердца тревожат не только деревья-памятники, оставленные войной. О ней напоминают деревья-памятники, посаженные в честь погибших в послевоенное время. Много горя и лишений выпало на долю всех народов огромной страны. Святое место в Белоруссии - Хатынь, ставшая кладбищем всех белорусских деревень, сожженных фашистами. В память об этом посажены в Хатыни три березы, на месте четвертой - Вечный огонь.

1 ученик:

Над черным небом встали три березы,

Четвертой нет - лишь пламени изгиб,

Про те года здесь говорят сквозь слезы:

Каждый четвертый в Белоруссии погиб.

Ведущий:
Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Парк памяти вырос у Мамаева кургана. Здесь деревья носят имена героев, отдавших жизнь в борьбе с немецко-фашистскими

захватчиками. Об этом свидетельствуют таблички с фамилиями павших. Есть такие парки и в других местах страны. Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее грядущих поколений! Вольно и легко дышится нам среди лесной тишины.

2 ученик:

А теперь здесь тихо и не жарко,

Хвойный аромат парит вокруг,

И не счесть всех благ и всех подарков,

Что дает стране зеленый друг.

3 ученик:
Лес не только оберегал, укрывал и кормил защитников отечества нашего во все времена. Он боролся за жизнь и возвращение в солдатский строй раненых бойцов в полевых и тыловых госпиталях. Во время ВОВ смола из ели и сосны широко применялась для лечения раненых воинов, из нее изготавливали клей, которым крепили повязки на ранах. Заготавливали живицу для госпиталей в основном школьники.

4 ученик:
Для лечения раненых воинов во время ВОВ успешно применяли и можжевеловое масло. Оно является наиболее эффективным при лечении старых, загрязненных, плохо заживающих ран, язв, пролежней и обморожений, широко применялся и пихтовый бальзам, которым обрабатывали раны. Благодаря фитонцидным и бактерицидным свойствам «пихтовый бальзам» задерживал развитие газовой гангрены, ускорял заживление ран, содействовал их очистке, обладал исключительными дезинфицирующими свойствами, уничтожал запах в ранах и во всей палате вообще, а приятный аромат хвойного леса воздействовал на раненых в благоприятном смысле. Даже ветки пихты, помещенные в госпитальных палатах, способствовали заживлению ран с воспалительными процессами.

5 ученик:
И лесные жители муравьи стояли на страже здоровья солдат и партизан. Кто знает, сколько эпидемий они предотвратили, очищая одежду защитников отечества от паразитов. Ведь достаточно было положить её вечером на муравейник и утром взять «продезинфицированную».

6 ученик:

Лес был и будет впредь наверняка

Бесценным даром - меж собой мы судим.

И главное - расти ему в веках

Себе на радость и на радость людям.

Деревьев ветками остроконечными

Прошита неба синева,

И верю я, что быть им вечными,

Как вечна Родина моя.

(В заключение громко звучит песня «День Победы».)


© 2010-2022