Рабочая программа и календарно - поурочное планирование биологии 6 класса по ФГОС

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 6 класса на 2015-2016 учебный год.

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Программа курса (содержание по темам).

3. Обучающийся должен знать (основные знания).

4. Обучающийся должен уметь (основные умения и навыки)

5. Литература.

6. Календарно-тематическое и поурочное планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии разработана для учащихся 6 класса ФГОС общеобразовательных учреждений на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии. Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5-9 классы: программа. - М.: Дрофа, 2014.

Обеспечена учебником ФГОС Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2015. Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» ;и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника, линия Вертикаль, ФГОС.

В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на

личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия1

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсия2

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Основные знания и умения

Личностные результаты обучения для всех разделов

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- соблюдать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- уметь слушать и слышать другое мнение;

- уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

__различать объем и содержание понятий;

- различать родовое и видовое понятия;

- определять аспект классификации;

- осуществлять классификацию.

Регулятивные УУД :

•Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

•Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

•Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

•Планировать пути достижения целей.

•Планировать ресурсы для достижения цели.

•Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

•Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

•Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

•Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

•Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

•Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

•Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

•Вычитывать все уровни текстовой информации.

•Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

•Составлять планов (простых, сложных и т.п.).

•Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

•Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

•Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

•Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

•Давать определение понятиям.

•Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

•Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

•Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .

•Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

•Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУД :

•Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

•Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

•Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

•Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

•Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

•организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

•Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

•способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

•Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом .

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

•_ основные процессы жизнедеятельности растений;

- особенности минерального и воздушного питания растений;

- виды размножения растений и их значение;

•основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

- характерные признаки однодольных и двудольных растений;

- признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

- важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

•взаимосвязь растений с другими организмами;

- растительные сообщества и их типы;

- закономерности развития и смены растительных сообществ.

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

- определять всхожесть семян растений;

- делать морфологическую характеристику растений;

- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

- работать с определительными карточками;

- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

- определять растительные сообщества и их типы;

- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Тематическое планирование учебного материала

№ Тема Кол-во часов Лабораторные работы Экскурсии Контрольные работы

1 Строение и многообразие покрытосеменных растений 14ч.

1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3.Корневой чехлик и корневые волоски.

4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

6.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

7.Строение цветка.

8.Различные виды соцветий.

9.Многообразие сухих и сочных плодов

КР №1

2 Жизнь растений 10ч.

1..Вегетативное размножение комнатных растений.

2.Определение всхожести семян растений и их посев.

1.Зимние явления в жизни растений

3 Классификация растений 6ч.

1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

КР №2

4 Природные сообщества 4ч.

Экскурсия

1.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

ИТОГО 34ч.

Литература

1.Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. ( линия Вертикаль, ФГОС)

2.Электронное приложение к учебнику на drofa.ru

3.Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.

4. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999

5.Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.

Для учителя:

6.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011

7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008

8. Интернет - ресурсы

9.Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

Календарно - поурочное планирование биологии 6 класса.

Тема урока

Лабораторные работы

Дата по плану

Дата факт

1

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов).

Строение семян двудольных растений.

Лр№1

«Изучение строения семян двудольных растений».

02.09.

2015г.

2

Строение семян однодольных растений.

Лр№2

«Изучение строения семян однодольных растений».

09.09.

3

Виды корней. Типы корневых систем.

Лр №3

«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».

16.09

4

Зоны (участки) корня.

Лр №4

«Корневой чехлик и корневые волоски».

23.09.

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

30.09

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Лр №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

07.10.

7

Внешнее строение листа.

Лр №6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

14.10.

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

21.10.

9

Строение стебля. Многообразие стеблей.

28.10.

10

Видоизменение побегов.

ЛР №7 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».

11.11.

11

Цветок и его строение.

Лр №8 «Изучение строения цветка».

18.11.

12

Соцветия.

Лр №9 «Ознаком-ление с различными видами соцветий».

25.11.

13

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лр №10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

02.12.

14

Обобщение по теме.

КР №1.

09.12.

15

Раздел 2 Жизнь растений- 10 часов.

Минеральное питание растений.

16.12.

16

Фотосинтез.

23.12.

17

Дыхание растений.

20.01.

2016.

18

Испарение воды растениями. Листопад.

Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений».

27.01.

19

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

03.02.

20

Прорастание семян.

Лр №11«Опреде-ление всхожести семян растений и их посев».

10.02.

21

Способы размножения растений.

17.02.

22

Размножение споровых растений.

24.02.

23

Размножение семенных растений.

02.03.

24

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лр №12 «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».

09.03э

25

Раздел 3 Классификация растений- 6 часов.

Систематика растений.

16.03.

26

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

23.03.

27

Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные.

06.04.

28

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

13.04.

29

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Повторение и обобщение изученного материала.

20.04.

30

КР №2 по теме «Классификация растений».

27.04.

31

Раздел 4 Природные сообщества- 3 часа.

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

04.05.

32

Развитие и смена растительных сообществ.

11.05.

33

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

18.05.

34

Экскурсия 2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

25.05.



© 2010-2022