- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка внеклассного мероприятия Устный журнал по темеВстреча перелетных птиц
Методическая разработка внеклассного мероприятия Устный журнал по темеВстреча перелетных птиц
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полтавцева Н.В. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лознянская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Экологический праздник «День птиц»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«Встреча перелетных птиц»
Подготовила: Полтавцева Н.В.,
учитель биологии и химии
с. Лозная
2013 г.
Пояснительная записка:
Цель: Познакомить детей с птицами своего края, села.
Задачи:
образовательные:
-
познакомить обучающих с птичьим разнообразием Ровеньского района весной,
-
пробудить потребность и желание постоянно заботиться о пернатых;
-
выяснить народные традиции, связанные с весенним прилетом птиц.
развивающие:
-
развитие кругозора и пополнение словарного запаса детей;
-
развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации по теме, а также логическое мышление и навыки анализа;
-
активизировать умение устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
воспитывающие:
-
воспитывать любовь к своему краю, заботу о птицах, беречь свою малую родину;
-
воспитывать экологическую ответственность обучающихся.
Форма поведения: устный журнал
Методы и приемы проведения учебного занятия: рассказ, беседа, инсценирование, объяснение, практическая работа, слушание музыки, демонстрация.
Возраст участников:11-16 лет
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, цифровой фотоаппарат, магнитофон, аудиокассета «Весенние голоса птиц.
Оформление кабинета:
На стенах:
-
изображения перелетных птиц Ровеньского района;
-
Плакат «Красная книга животных Белгородской области»
-
листовки.
Развернута возле доски:
-
выставка учебной и познавательной литературы по обсуждаемой тематике.
Условия проведения: занятие проводится в учебном кабинете с необходимым оборудованием и достаточным количеством посадочных мест.
Учащиеся должны знать:
-
основные виды перелетных птиц;
-
значение птиц в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы;
-
составлять связные рассказы по материалам проведённой работы;
-
работать в группах.
Методические советы на подготовительный период
За две недели до проведения мероприятия обучающимся следует изучить народные приметы, пословицы, поговорки, заклички, посвященные прилету птиц весной.
Непосредственно перед занятием педагог совместно с детьми оформляют кабинет для проведения устного журнала. Развешивают изображения перелетных птиц, листовки и плакаты.
Педагог разрабатывает сценарный план мероприятия.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, что сегодня у нас необычный день. Сегодня в нашей школе праздник - День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы - друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы - наши друзья! Птицы - это красота и тайна. Они - источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов, художников.
- Мы приглашаем вас в путешествие по страницам нашего устного журнала:
Страница первая «Мир пернатых друзей»
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.
1-й ученик. Вспомните русские пословицы и загадки:
-
Метил в тетерю, а угодил в сук.
-
Cчастье - вольная птица, где захотела, там и села.
-
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
-
Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (Птица.)
2-й ученик. Птиц на земле много - около 9 тыс. видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите - древнем каменном веке - неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек, а в неолите - новом каменном веке - этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии - кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.
3-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размером. Самая крупная из птиц, обитающих в Белгородской области - лебедь- шипун, очень крупная белая птица с длинной тонкой шеей достигает 150см, размах крыльев до 240 см, вес от 8 до 14 кг. А самыми маленькими птичками у нас являются: мухоловка-пеструшка, малая мухоловка. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи - в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.
4-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за не- обычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.
Страница вторая «Народный календарь-месяцеслов»
1-й ученик.ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК (17 марта)- по приметам, именно в этот день прилетает первая весенняя птица - грач. Действительно, обычно на середину марта приходится массовый прилёт грачей. По старому стилю эта дата приходится на 4 марта, когда прилетают первые грачи. "Увидел грача - весну встречай", "Грач зиму расклевал". На Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей. Грачи - первые спутники и помощники пахаря. Крестьянин с удовлетворением отмечал грачиное нашествие. «Коли грач на нос садится», т. е. тучно кормится на свежей пашне, значит, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей. За сбережение будущих посевов и почитали крестьяне эту птицу.Этот день удобен для проведения Дня птиц тем, что можно довольно рано развешивать синичники и скворечники, до начала гнездования птиц. Поэтому больше вероятность, что они будут заняты именно синицами и скворцами, а не воробьями.
2-й ученик.СОРОКИ, СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта).В каждой православной семье в старину в этот день пекли жаворонков из пресного теста - сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных римлянами в Севастийском озере в 313 году. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких.У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. "Сколько проталинок - столько и жаворонков". Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни. На Сороки хозяйки пекли особые постные булочки - "жаворонков", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и возвышенные места и, сбившись в кучу, что есть силы кричали "заклички" - короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны. Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Его можно совмещать с проведением международного Дня птиц, видоизменив в соответствии с народными традициями. Если вы хотите это сделать, то заранее нужно позаботиться об изготовлении скворечников, синичников и других искусственных гнездовий. Кстати, традиционный деревянный скворечник - русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины XIX века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же немцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления деликатесов.
Страница третья «Птичьи портреты»
3-й ученик.Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах - мало птиц, в других - много. Первыми прилетают грачи. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы.
(Звучит песня «Скворцы» в исполнении группы «Любэ».
Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают раз- личных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких - гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца писатель А. Куприн: «Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба».
4-й ученик. А теперь отгадайте загадку:
Шило-вило-мотовило,
по-немецки говорило,
-Спереди шильце,
сзади вильце,
На спине суконце,
сисподу - белое полотенце.
Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко.
1-й ученик.В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или, как ее называют в народе, касатка, и береговая ласточка. Воронок отличается от касатки более коротким, слабовильчатым хвостом, белым надхвостьем и равномерно белой брюшной стороной тела. Береговая ласточка по размерам меньше других. Ласточка - одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
-
Ласточка под кровлею - к счастью.
-
Ранняя ласточка - к счастливому году.
-
Одна ласточка весны не делает.
-
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
2-й ученик.
Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.
Ты издали дробь соловья улови -
И долго не сможешь уснуть.
Как будто счастливой тревогой любви
Опять переполнена грудь.
Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце - соловье, хотя само пение его слышали далеко не все.
(Звучит грамзапись весенней песни соловья.)
Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе соловья чем-то вроде жар-птицы. Однако обыкновенный соловей - птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками птаха с большими темными умными, глазками и длинными тонкими ногами.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно - в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т. е. когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения - только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи - вредители леса, однако неизмеримо больше эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
Страница четвертая «Музыкальная страница»
3-й ученик.Птицы приносят человеку не только пользу. Они имеют для человека большое эстетическое значение, украшая его жизнь. Многие птицы имеют очень красивое оперение ( фазан, павлин, щегол и другие). Их перья использовались человеком для украшения одежды. Некоторые птицы стали символами. Голубь - символ мира. Аист - символ семейного счастья. Птицы являются прекрасными певцами. Их пение очень красиво, мелодично, насыщено разнообразными звуками. Песни наших пернатых певцов нашли отражение в музыкальных произведениях композиторов : «Жаворонок» М.И. Глинки, «Соловей» А.А. Алябьева. А сейчас послушаем голоса некоторых певчих птиц и попробуем их назвать.
Слушаем и угадываем голоса птиц по звукозаписи.
(звучат голоса перелетных птиц)
Страница пятая «Поведение в лесу»
3-й ученик.Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.
Давайте будем беречь птиц, помогать им: зимой - подкармливать пернатых, весной - готовясь к их встрече, изготавливать скворечники, не разорять птичьих гнезд, не уничтожать пернатых друзей.
4-й ученик.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Литература:
1. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003г.
2. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. - Волгоград.: Учитель, 2007г.-139с.
3. «Птицы. Энциклопедия природы России» (под ред. В.Е.Флинта), Москва, 1996г.
4. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М., 2005г.