Рабочая программа по биологии 10 класс (1 час в неделю)

Курс биологии 10 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Настоящая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа.-2007 год. ...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Настоящая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 - 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа.-2007 год. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общая биология».

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:

  • на обязательный материал, включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы

  • дополнительный материал, который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Главной целью среднего (полного) общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи:

● освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; о закономерностях эволюции живой материи(теории происхождения жизни на Земле, вопросы эволюции организмов,взаимоотношения организмов и среды, в том числе экологических основпаразитизма).выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

● овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

● воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

● использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа среднего (полного) общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Содержание учебного предмета «Биология» представляет в основной (полной) школе систему научных понятий и соответствующих им способов действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода обучающихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Требования к сформированности названных способностей определяются системой требований к личностным и метапредметным действиям и программой формирования универсальных учебных действий. Ключевую роль в их формировании играет содержание учебного предмета и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний.

Основной особенностью подросткового возраста (15-17лет) является переход от детства к взрослости, что находит отражение в формировании элементов взрослости в познавательной, личностной сферах, учебной деятельности и общении подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъектности, что выражается в целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью. Новый уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции обучающегося, отличительными особенностями которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 10-х классов представлен в следующей характеристике:

1оА класс: % успеваемости - 100 %, качества - 74 % соответствует оптимальному уровню в обучении

10Б класс: % успеваемости - 100 %, качества - 62 % соответствует достаточному уровню в обучении

На этапе среднего (полного) общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, интеллектуальное нравственное и эстетическое воспитание.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в тематическом планировании особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Программа по биологии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне строится с учётом следующих содержательных линий:

  • отличительные особенности живой природы;

  • уровневая организация живой природы;

  • эволюция.

В соответствии с ними выделены следующие разделы:

1) ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

2) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.

3) БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии, в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Освоение следующих общепринятых компетенций:
1. ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действии и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием и опытом деятельности, в частности в этом вопросе о роли науки и религии в жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности, соответственно с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик обладает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции выделяют следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

3.1. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенными основаниями, критериями. Умение различать факты, мнения, доказательство, гипотезу.

3.2. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

3.3. исследование несложных практических ситуации, выдвижение предположения, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположении, описание результатов этих работ.

3.4. самостоятельно на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.

3.5. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельностью

3.6. использование для познания окружающего миро различных методов (наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование).

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (теливизора, магнитофона, телефона, факса, компьютера, принтера, модема, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозаписи, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

4.1. умение извлекать учебную информацию на основе сопоставления анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекции, учебных электронных изданий.

4.2. умения работать с биологическим словарем и справочниками в поиске значения биологических терминов.

4.3. умение пользоваться предметным указателем энциклопедией и справочником для нахождения информации.

4.4. умения готовиться и делать сообщения.

4.5. умения пользоваться интернетом для поиска учебной информации.

4.6. умения предоставлять содержания прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим миром и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируются необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изученного предмета или образовательной области. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

5.1. умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2. умения перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3. осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, провидение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов текста (ознакомительное, просмотровое, поисковое).

5.4. выбор и использование выразительных средств языка и языковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, учувствовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимым для жизни в современном обществе навыками и социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же комплекс качеств, связанных с основаниями безопасной жизнедеятельности личности. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки:

7.1. самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств).

7.2. владение навыками контроля и оценки свои деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникающих трудностей.

7.3. соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4. владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участникам, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный).

7.5. Оценивание свои деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей.

В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.).

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

В рамках среднего (полного) общего образования на изучение биологии отводится 70 часов (10 класс - 35 ч., 11 класс - 35 ч.). Из расчета 35 учебных недель,-1 учебный час в неделю.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  2. признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  3. сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовым

проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описание особей видов по морфологическому критерию;

  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

    1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Элементы содержания

Раздел 1: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле ( 2 часа)

1.

1н.

1н.

Уровни организации живых организмов.

Урок изучения нового материала.

Структура современной биологии

Должны знать: Знать структуру современной науки биологии и ее проблемы.

Должны уметь: Работа со схемой в учебнике.

Фронтальный опрос

Стр. 13 -17 Составить таблицу «Уровни организации живой материи

2.



Основные свойства живого

Урок усвоения новых знаний.

Свойства живых организмов. Дискретность

Должны знать: сущность жизни на основе изучения основных свойств живого.

Должны уметь: вычленять критерии живого при изучении природных объектов.

Стр.19-29


Раздел 2: Учение о клетке (13 часов)

3.



Химическая организация клетки, неорганические вещества клетки. Вода и соли.

Урок

Катионы и анионы, макро - и микроэлементы, гидрофильность и гидрофобность, постоянство внутренней среды, буферность

Должны знать: Знать особенности строения молекулы воды, ее роль в жизнедеятельности клетки.

Должны уметь: определять микро, макро и микроультраэлементы. Уметь объяснять буферность клетки.

Фронтальный опрос

Стр. 85 -87.

4.

2н.

2н.

Органические вещества клетки. Белки: строение и функции.

Лабораторная работа №1 «Расщепление перекиси водорода с помощью фермента

Урок

Нерегулярные биополимеры, аминокислоты, пептидная связь, водородная связь, денатурация, функции белков. Структура белков. Фермент, активный центр, каталитическая функция белка.

Должны знать: Знать особенности строения органических веществ, уникальность строения белковой молекулы. Нерегулярные биополимеры, аминокислоты, пептидная связь, водородная связь, денатурация, функции белков. Структура белков. Фермент, активный центр, каталитическая функция белка.

Должны уметь: проводить взаимосвязь между строением и функцией.

Лабораторная работа №1

Стр. 90 -95

5.



Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов.

Урок

Углеводы, сахариды, моносахариды, дисахариды, полисахариды, глюкоза, целлюлоза, хитин

Должны знать: строение и функции полисахаридов как регулярных биополимеров.

Должны уметь: устанавливать связь между строением и функцией.

Стр.100-101

6.



Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии

Урок

Жиры, липиды, глицерин, гормоны

Должны знать: особенности строения органических веществ на примере молекул жиров и липидов. Жиры, липиды, глицерин, гормоны

Должны уметь: связывать строение молекул с функциями; объяснять гидрофобность молекул и полупроницаемость клеточных мембран.

Стр.102-103

7.



ДНК - биологические полимеры.

Урок

Нуклеиновая кислота дезоксирибоза, принцип комплементарности азотистых оснований, нуклеотид. Генетический код.

Должны знать: особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, их роль в хранении и передаче наследственной информации, механизм этих процессов.

Должны уметь: решать задачи на определение генетического кода.

Стр.106-108

8.



РНК - строение и функции.

Урок:

особенности строения и функции различных видов РНК.

Должны знать: особенности строения и функции различных видов РНК.

Должны уметь: решать задачи на составление генетического кода.

Стр.109-112

9.



Органеллы цитоплазмы. Мембрана.

Лабораторная работа № 2«Плазмолиз и деплазмолиз клеток элодеи»

Урок

Эукариотическая клетка. Цитоплазма, ядро, цитоплазматическая мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз, транспорт - активный и пассивный.

Должны знать: строение эукариотической клетки (главных частей).

Должны уметь: работать с лабораторным оборудованием, наблюдать, делать выводы.

Лабораторная работа № 2

Стр148-154.

10.



Органеллы цитоплазмы.

Урок

Ультрамикроскопические структуры; микроскопические органеллы.

Должны знать строение эукариотической клетки (главных частей).

Должны уметь: объяснять особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.

Стр.157-163

11.



Структуры клеточного ядра.

Урок

. Ядро, хромосомы, ядрышко, интерфаза, ядерный сок, ядерные поры, белки - гистоны.

Знать, что ядро важнейший компонент эукариотической клетки

Должны уметь: охарактеризовать важнейшие структуры ядра, раскрывать связь между строением, функциями и химическим составом ядра.

Стр.167-173

12.



Жизненный цикл клетки. Митоз.

Урок

Митоз, профаза, анафаза, метафаза, телофаза.

Должны знать: механизм митотического цикла и его биологической роли. Знать особенности протекания каждой фазы митоза; механизм, обеспечивающий генетическую идентичность дочерних клеток.

Должны уметь: определять количество молекул ДНК, число хромосом и хроматид в каждой фазе митотического деления.

Объяснять биологический смысл митоза.

Стр.119-123

13.



Метаболизм-основа существования живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Биосинтез органических молекул в клетке.

Урок

Метаболизм. Биосинтез белка, транскрипция, трансляция

Должны знать: что метаболизм совокупность реакций обмена веществ и энергии.

Должны уметь: объяснять сущность матричных реакций. Решать задачи.

Стр.126-130 повторить106-113

14.



Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

Урок

Автотрофность. Гетеротрофность. Фотосинтез. Хемосинтез.

Должны знать: значение фотосинтеза и его 2 фаз; хемосинтез

Должны уметь: обосновывать космическую роль зеленых растений.

Стр.181-187

15.



Вирусы-бактериофаги

Урок

Вирусология. Вирусы. Внутриклеточный паразитизм. СПИД.

Должны знать: особенности строения вирусов и их жизнедеятельность

Должны уметь: обосновать опасность заражения людей вирусом СПИДа.

Раздел 3: Размножение и развитие организмов. ( 9 часов)

16.



Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение.

Урок

Бесполое размножение: вегетативное, клонирование, спорообразование.

Должны уметь: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов.

Должны знать: практическое применение бесполого размножения.

17.



Половое размножение. Его формы.


18.



Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.


19.



Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение.


20.



Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии.


21.



Органогенез.


22.



Постэмбриональное развитие животных.


23.



Онтогенез высших растений.


24.



Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон.


Раздел 4: Основы генетики и селекции ( 10 часов)

25.



Основные генетические понятия.


26.



Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя.


27.



Дигибридное скрещивание.


28.



Решение задач на I, II, III законы Г. Менделя.


29.



Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.


30.



Основные формы изменчивости. Генотип.


31.



Фенотипическая модификационная изменчивость.


32.



Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных растений, их многообразие.


33.



Методы селекции животных и растений.


34.



Достижения и основные направления современной селекции.


35.



Итоговое повторение




7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В образовательном учреждении создана эффективная информационно- образовательная среда, обеспечивающая реализацию целей и задач федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Стандарт предполагает приоритет личностно ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общеучебных и специальных учебных умений, овладение универсальными способами деятельности, формирующими познавательную и коммуникативную компетенции. Они предполагают создание условий для использования самостоятельных, творческих видов работы, для формирования коммуникативной культуры обучающихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации. Программа включает перечень учебных и методических пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий. Учебный кабинет оснащен следующей книгопечатной продукцией, которая включает: нормативную и методическую литературу, программу основного общего образования по биологии, методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки по биологии в 8-9 классах основной школы, авторские учебные программы к учебно-методическим комплектам (УМК), которые используются для изучения биологии, УМК (учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоприложения, книги для учителя и т. д.), включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.

1. Учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию» 9 класс. М.: Дрофа, 2009г.

2. MULTIMEDIA: Биология. Образовательный комплекс. (Электронное учебное издание) Фирма «1С»

3. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс». М.: «Вако», 2009

4. Поурочные планы к учебнику «»Введение в общую биологию» Волгоград, издательство «Учитель», 2010Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В., Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - М.: Дрофа, 2010(Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Биология. Введение в общую биологию: Рабочая тетрадь 9 кл. - 4-е изд., стериотип. - М.: Дрофа 2008. - 95 с.: ил.

А.И. Никишов, Н.Н. Пилипенко. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. 9 класс. Введение в общую биологию» - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа 2006. - 95 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


© 2010-2022