Статья Развитие мышления и речи на уроках биологии

Согласно теории развития мышления, созданной психологом Л.С. Выготским умственные способности могут развиваться, если приспособить методы развития мышления и речи к конкретному предмету, к учебному плану, то есть сделать так, чтобы учиться было интересно, чтобы был реализован творческий потенциал.             Проанализировав работу на уроках биологии, можно констатировать об использовании в методике преподавания всех видов мышления: ·         конкретно - действенного на практических и лабораторн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие мышления и речи на уроках биологии

Развивающая функция современного урока заключается в развитии у всех учащихся умственных способностей и познавательных интересов: памяти, мышления, наблюдательности. Но немаловажное значение процесса обучения заключается и в развитии речи ученика, что становится особенно актуальным и значимым в современном обществе.

Установлено, что развитие речи вытекает из развития мышления. В педагогике мышления есть три основных подхода:

  • первый подход подразумевает, что мышление и речь ребенка развиваются сами по себе, в то время, когда он овладевает знаниями в школе, то есть, решая задачи, размышляя над ними, ученик развивает свои мысли;

  • второй подход предполагает, что мышление и речь необходимо развивать специально, через систему специальных уроков;

  • третий подход полагает, что развитие мышления и речи должно происходить в среде ученика, то есть и в школе и дома.

Согласно теории развития мышления, созданной психологом Л.С. Выготским умственные способности могут развиваться, если приспособить методы развития мышления и речи к конкретному предмету, к учебному плану, то есть сделать так, чтобы учиться было интересно, чтобы был реализован творческий потенциал.

Проанализировав работу на уроках биологии, можно констатировать об использовании в методике преподавания всех видов мышления:

  • конкретно - действенного на практических и лабораторных занятиях;

  • наглядно-образного при работе с опорой на образы восприятия и образы представления ( таблицы, коллекции, видеоматериалы)

  • отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и размышления

  • репродуктивное - воспроизводящее мышление

  • творческое мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия.

В этой работе я хочу поделиться опытом работы по развитию мышления и речи на уроках биологии с использованием технологии РКМ ЧЧП. Данная технология позволяет использовать различные методы по развитию мышления и речи у учащихся.

Схема, помогающая научить учащихся мыслить по настоящему, т.е. самостоятельно определяет 3 этапа или стадии:

1 стадия «Вызов» - предполагает побуждению интереса к данному вопросу.

Задачи этой стадии актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы; побудить познавательный интерес к предмету или вопросу темы.

2 стадия « Осмысления или реализации смысла»

Ее задачи помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести старые знания с новыми

3 стадия «Рефлексии»

Задачи помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала, сделать выводы по теме.

Степень активности мышления у учащихся на уроке может быть различной, и недостаточная активность мышления приводит к формальному усвоению материалу.

Полное усвоение знаний, основанное на понимании, предполагает активную работу самого учащегося по воссозданию явления в своем сознании.

Рассмотрю использование этой технологии на конкретном примере.

Изучение предмета биологии связано с необходимостью усвоения большого количества терминов, поэтому остановлюсь на вопросе осмысленного их усвоения и речевой отработки.

Изучение биологических терминов не должно ограничиваться лишь их механическим зазубриванием. В основе их осмысленного запоминания лежит смысловая группировка или разбивка на части с выделением главного.

Например, при изучении темы «Энергетический обмен» в 9 классе, мы встречаемся с термином «дыхание». Используя методику С. Выготского, вводим 1 стадию «Вызова», т.е. узнаем имеющиеся у учащихся знания по этому вопросу.

Чаще всего учащиеся отвечают, что дыхание это поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, но моей задачей является донести биологический смысл этого явления.

2 стадия в осмыслении термина «Реализация смысла». Для ее успешного выполнения, предлагаю учащимся, став молекулой кислорода проделать путь от носовой полости до клетки тела и объяснить, зачем же кислород нужен клетке. Далее вспоминаем о роли кислорода как окислителя и выясняем его роль при окислении белков, жиров и углеводов. Учащиеся узнают , что при окислении этих веществ выделяется энергия, необходимая всем живым организмам, а углекислый газ лишь продукт распада.

3 стадия «Рефлексии». Прошу учащихся на основе старых и новых знаний сформировать новое определение процесса «Дыхания».

Итог сформировано следующее определение : дыхание- это процесс поступления кислорода в клетки организма, обеспечивающий окисление органических веществ с высвобождением энергии, необходимой для роста и развития, а также выделением углекислого газа и продуктов распада.

Следующая методика для качественного усвоения научного языка и речи биологии использую следующий алгоритм:

  • проговаривание термина;

  • запись его в тетради;

  • работа над усвоением орфографии термина;

  • тренинг работа в парах для проговаривания термина друг другу

Развитию творческого мышления и речи способствуют задания со свободой выбора деятельности учащихся, например:

  • составить тест или кроссворд;

  • написать фантастический рассказ;

  • сделать рисунок к теме;

  • подобрать пример и дополнительную литературу и подготовить сообщение.

Мышление осуществляется в речевой форме, а речь является средством мышления.

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) напрямую связано с формированием речи учащихся. Одной из проблем обозначившейся в последние годы, является резкое снижение уровня речевого развития школьников. Они трудно формулируют мысли, делают выводы. Плохо говорящие дети, начинают осознавать свои недостатки, становясь молчаливыми, застенчивыми и нерешительными. Поэтому необходимо развивать речь учащихся. Хотя предмет биологии не является основным в формировании речи, но развитие речи идет на уроках постоянно. Можно выделить основные функции речи на уроке:

  • передача информации, обмен опытом

  • коммуникативная

Основные виды речи:

1.устная

2.монологическая

3.диалогическая

Надо отметить, что процесс развития речи, для разных возрастов идет по- разному. Например, в 6 и 7 классах достаточно часто используется прием как чтение текста с дальнейшим его пересказом. Проговаривание текста обеспечивает его осознанное восприятие, учитель следит за формированием грамотной речи, логически правильно построенным фразам.

Достаточно часто в этом возрасте используется диалогическая беседа. Уточняющие вопросы помогают учащимся закончить свою мысль и сформулировать выводы.

Развитие монологической речи осуществляется во время устных ответов, написании рефератов, выступлений. Для того чтобы сообщение или доклад получились более интересными и учащиеся хорошо выступили, предлагается составление его по плану например:

1. Среда обитания животного

2. Особенности строения животного.

3.Процессы его жизнедеятельности.

4. Интересные факты его жизни.

При оценивании рефератов учитывается информативность, понятность речи, выразительность, ясность, отчетливость произношения, правильная интонация. В оценивании реферата могут принять участие и другие учащиеся, что дает им возможность учесть ошибки во время собственного выступления.

В развитии речи на уроках биологии играют роль задания описательного характера например, описать данный вид растения или животного, описать изображение рисунка, составить описательный рассказ.

Развитию речи в старших классах способствует проведение семинарских занятий. Подготовка к выступлению на семинаре требует умения анализировать, конкретизировать, выделять главное и существенное, умение донести до слушателей всю важную информацию в виде монологической речи.

Наконец, важная роль в развитии и речи отводится решению познавательных задач, при решении которых на уроках биологии, раскрывается взаимосвязь и взаимозависимость между системами разного уровня и окружающей их средой. Решение познавательных задач способствует развитию любознательности, наблюдательности, умению логически мыслить, связывать разные виды знаний, рассуждать, объяснять, а также четко, ясно и грамотно излагать свою точку зрения.

Например, футболист высокого класса за игру теряет около 1 кг массы тела. Какие процессы, протекающие в мышцах спортсмена, приводят к уменьшению его массы тела.

Проблема развития речи и мышления учащегося - это проблема всех окружающих его людей ( родителей, учителей) поэтому решать ее надо сообща и нужен долгий и упорный труд чтобы научить ребенка не только грамотно читать, но и грамотно озвучивать свои мысли.

Результатом нашей работы является выпускной экзамен, который позволяет оценить не только работу ученика за годы обучения , но и работу учителя над развитием грамотного, логически построенного ответа своего воспитанника






Мухина Ирина Дмитриевна

Лист 4 Листов 3


© 2010-2022