Методические особенности преподавания темы «Внутренняя среда организма человека»

Методические особенности преподавания темы «Внутренняя среда организма человека». Технологическая карта урока №32.              Тема «Внутренняя среда организма, Кровь, ее состав и значение».              Тип урока комбинированный.  Задачи урока: 1.Сформировать знания о компонентах внутренней среды, их взаимосвязи и выполняемых ими функциях. 2.Изучить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава. 3.Сформировать знания о составе и функциях крови. 4.Развив...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические особенности преподавания темы «Внутренняя среда организма человека».

Технологическая карта урока №32.

Тема «Внутренняя среда организма, Кровь, ее состав и значение».

Тип урока комбинированный.

Задачи урока:

1.Сформировать знания о компонентах внутренней среды, их взаимосвязи и выполняемых ими функциях.

2.Изучить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава.

3.Сформировать знания о составе и функциях крови.

4.Развивать умение устанавливать причинно следственные связи, навыки работы с микроскопической техникой.

Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.

Виды деятельности учащихся: работа в тетрадях, составление таблицы «Знаю-Хочу узнать- Узнал», работа с учебником (прием «Чтение с остановками»), лабораторная работа «Микроскопическое строение крови», работа в тетрадях - составление кластера.

Планируемые результаты: называть компоненты внутренней среды человека, описывать их характерные особенности и взаимосвязь, роль внутренней среды для организма человека, знать состав и функции крови.

Основные термины и понятия: гомеостаз, плазма, лимфа, кровь, тканевая жидкость, форменные элементы крови, эритроциты, гемоглобин, анемия.

Основное содержание:

1.Внутренняя среда организма, ее роль в поддержании гомеостаза.

2.Компоненты внутренней среды человека, их взаимосвязь.

3.Кровь - жидкая соединительная ткань, состав функции крови.

4.Строение и функции эритроцитов. Анемия. Лабораторная работа «Микроскопическое строение клеток крови человека».

Микропреподавание.

На уроке можно обсудить вопрос: - Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?

В домашнем задании дать задания на выбор: а).написать мини - сочинение от имени капли крови организма б).решить проблемную задачу : -Почему у созревающего эритроцита ядро есть, а у созревшего - его нет?

Дополнительные ресурсы: таблица «Кровь», микроскопы, микропрепараты «Строение крови человека».

Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.

1.Прочитай текст учебника Н.И.Сонин «Биология. Человек.» на стр. 116 - 118, перескажи.

2.Просмотри записи в рабочей тетради, сделанные за урок.

3.Ответь на вопросы для самоконтроля.

4.Выполни задание на выбор: а). напиши мини - сочинение о путешествии капли крови по организму ( от ее имени ), б). реши проблемную задачу: почему у созревающего эритроцита ядро есть, у созревшего - его нет?

Вопросы для самоконтроля.

- Каков состав внутренней среды организма?

- Каково значение внутренней среды для организма?

- Какова взаимосвязь компонентов внутренней среды организма?

- Почему клетки не получают необходимые для них вещества непосредственно из крови?

- Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то что клетки постоянно получают из нее питательные вещества и кислород?

- Что такое гомеостаз и в чем он проявляется? Каково его значение для организма?

- Перечислите функции крови.

- Каковы особенности строения эритроцитов?

-Каковы функции эритроцитов?

Технологическая карта урока №33

Тема: «Плазма крови. Ее состав. Форменные элементы крови, их состав и функции».

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

1.Продолжить формирование знаний о составе и функциях крови.

2.Изучить состав плазмы крови.

3.Продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с жизнью и деятельностью И.И.Мечникова.

4.Сформировать знания о механизме свертывания крови.

Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.

Виды деятельности учащихся: работа учеников - консультантов, работа в тетрадях ( составляют кластеры «Состав крови», «Внутренняя среда организма»), решают проблемную задачу, зачитывают мини - сочинения «Я капля крови», работа с учебником ( прием «Инсерт»), работа в группах «Поставь диагноз пациенту».

Планируемые результаты: знать состав плазмы крови, называть форменные элементы крови, описывать их особенности строения и выполняемые ими функции; описывать механизм свертывания крови. Его условия; объяснять процесс фагоцитоза и вклад И.И.Мечникова в развитие отечественной науки.

Основные термины и понятия: плазма крови, лейкоциты, лимфоциты, тромбоциты, фагоциты, фагоцитоз, антитела, кроветворение, кровяное депо, фибриноген, фибрин, сыворотка, тромб.

Основное содержание.

1.Плазма крови, ее состав и функции.

2.Особенности строения и функции лейкоцитов, лимфоцитов.

3.Особенности строения функции тромбоцитов.

4.Открытие И.И.Мечниковым процесса фагоцитоза.

5.Кроветворение. Кровяные депо.

Микропреподавание.

На уроке обсудить вопросы: - Почему кровь соленая? Почему у человека кровь красного цвета, а у моллюсков - синяя?

На стадии рефлексии обсудить в группах анализы крови «пациентов».

В домашнем задании предложить написать синквейн «Кровь».

Дополнительные ресурсы: таблица «Кровь».

Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.

1.Прочитайте текст учебника Н.Н.Сонина «Биология 8 класс. Человек» на страницах 118 - 119.

2.Ответь на вопросы для самоконтроля.

3.Перескажи один самый сложный вопрос.

4.Составь в рабочей тетради синквейн «Кровь».

Вопросы для самоконтроля.

- Что такое плазма крови?

- Какие неорганические вещества входят в состав плазмы?

- Какие органические вещества входят в состав плазмы?

- Каковы функции плазмы?

- Почему эритроциты легко проходят через стенки кровеносных сосудов?

- Благодаря какому белку эритроциты выполняют дыхательную функцию?

-В чем появляется активность лейкоцитов и лимфоцитов?

- Что такое фагоцитоз? Кто открыл это явление?

- Где образуются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты?

- Назовите клетки крови.

- Как происходит свертывание крови?

Технологическая карта урока №34

Тема: « Иммунитет».

Тип урока: комбинированный

Задачи урока.

1.Изучить иммунитет и его формы.

2.Сформировать знания о профилактических прививках и истории их появления.

3.Сформировать знания о СПИДе и аллергии.

4.Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

5.Воспитывать сочувствие школьников к ВИЧ-инфицированным.

Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.

Виды деятельности учащихся: работа в тетрадях, работа с карточками, составление кластеров, синквейнов.

Планируемые результаты: называть и характеризовать виды иммунитета, знать его механизм, способы заражения ВИЧ и меры по его профилактике, выражать сочувствие людям с ВИЧ-ифекцией.

Основные термины и понятия: иммунитет, аллергия, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, ВИЧ, СПИД.

Основное содержание.

1.Защитные свойства крови инфекционные заболевания.

2.Иммунитет, его виды.

3.Вакцина и лечебные сыворотки. Открытие оспопрививания Э.Дженнером.

4.Механизм действия защитных свойств организма от проникновения микробов.

5.Понятие об аллергии.

6. ВИЧ. СПИД и его профилактика.

Микропреподавание.

Необходимо выразить свое отношение и сопереживание к людям с ВИЧ-инфекцией. На уроке можно обсудить отрывок из фильма о СПИДе или жизненную ситуацию. Например, восьмиклассницы Аня и Катя случайно узнали, что их сосед возможно болен СПИДом. Что делать девочкам, чтобы не заразиться? Как к нему относится? (использовать прием «Шесть шляп мышления»). Можно сообщить учащимся о телефоне доверия и возможности получить по нему информацию.

Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.

1.Прочитайте текст учебника стр. 122.

2.Просмотрите записи в тетради за урок.

3.Перескажите текст.

4.Ответьте на вопросы для самоконтроля.

5.Повторите материал (о внутренней среде, составе и функциях крови, о составе плазмы, о строении и функциях форменных элементов крови, о фагоцитозе и свертывании крови) к итоговой работе по теме.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое иммунитет?

2.Каков механизм действия иммунитета?

3.Чем искусственный иммунитет отличается от естественного?

4.Сравните врожденный и приобретенный иммунитет?

5.Чем вакцина отличается от сыворотки?

6.В чем заслуга Э.Дженнера?

7.Какие предупредительные прививки делали вам?

8.Что вы знаете об аллергии?

9.Каковы меры профилактики СПИДа?

Технологическая карта урока №35

Тема: «Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор.»

Задачи урока:

1.Сформировать представление о группах крови человека.

2.Раскрыть особенности совместимости групп крови человека.

3.Ввести понятие о резус - факторе.

4.Сформировать представление о донорстве как о возможности оказать помощь больным людям.

Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.

Виды деятельности учащихся: работа в тетрадях (составление таблицы ЗХУ), работа с учебником (прием «Чтение с остановками»), итоговое тестирование.

Планируемые результаты: называть особенности групп крови человека, знать их совместимость, резус - фактор, иметь представление о донорстве как возможности оказать помощь.

Основные термины и понятия: группа крови, агглютиногены, агглютинины, агглютинация, тканевая совместимость, донор, реципиент, резус-фактор, резус - конфликт.

Основное содержание.

1.История переливания крови человеку.

2.Группы крови человека, их совместимость.

3.Резус - фактор.

4.Донорство.

Микропреподавание.

Обсудить ситуации при которых очень важно знать свою группу крови и резус-фактор (срочная помощь после аварии, операция по показаниям, беременность и др.)

Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.

1.Прочитайте текст учебника Н.И.Сонина «Биология 8 класс. Человек» на стр. 122.

2.Просмотрите записи в рабочей тетради за урок.

3.Ответьте на вопросы для самоконтроля.

4.Перескажите текст учебника.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие бывают группы крови?

2.Что такое агглютинация?

3.В каких составных частях крови содержатся агглютиногены, а в каких - агглютинины?

4.Дайте характеристику совместимости групп крови человека.

5.Кто такой реципиент?

6.Почему кроме группы крови необходимо знать свой резус - фактор?



© 2010-2022