- Преподавателю
- Биология
- Методические особенности преподавания темы «Внутренняя среда организма человека»
Методические особенности преподавания темы «Внутренняя среда организма человека»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бардабаева М.В. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методические особенности преподавания темы «Внутренняя среда организма человека».
Технологическая карта урока №32.
Тема «Внутренняя среда организма, Кровь, ее состав и значение».
Тип урока комбинированный.
Задачи урока:
1.Сформировать знания о компонентах внутренней среды, их взаимосвязи и выполняемых ими функциях.
2.Изучить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава.
3.Сформировать знания о составе и функциях крови.
4.Развивать умение устанавливать причинно следственные связи, навыки работы с микроскопической техникой.
Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.
Виды деятельности учащихся: работа в тетрадях, составление таблицы «Знаю-Хочу узнать- Узнал», работа с учебником (прием «Чтение с остановками»), лабораторная работа «Микроскопическое строение крови», работа в тетрадях - составление кластера.
Планируемые результаты: называть компоненты внутренней среды человека, описывать их характерные особенности и взаимосвязь, роль внутренней среды для организма человека, знать состав и функции крови.
Основные термины и понятия: гомеостаз, плазма, лимфа, кровь, тканевая жидкость, форменные элементы крови, эритроциты, гемоглобин, анемия.
Основное содержание:
1.Внутренняя среда организма, ее роль в поддержании гомеостаза.
2.Компоненты внутренней среды человека, их взаимосвязь.
3.Кровь - жидкая соединительная ткань, состав функции крови.
4.Строение и функции эритроцитов. Анемия. Лабораторная работа «Микроскопическое строение клеток крови человека».
Микропреподавание.
На уроке можно обсудить вопрос: - Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
В домашнем задании дать задания на выбор: а).написать мини - сочинение от имени капли крови организма б).решить проблемную задачу : -Почему у созревающего эритроцита ядро есть, а у созревшего - его нет?
Дополнительные ресурсы: таблица «Кровь», микроскопы, микропрепараты «Строение крови человека».
Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.
1.Прочитай текст учебника Н.И.Сонин «Биология. Человек.» на стр. 116 - 118, перескажи.
2.Просмотри записи в рабочей тетради, сделанные за урок.
3.Ответь на вопросы для самоконтроля.
4.Выполни задание на выбор: а). напиши мини - сочинение о путешествии капли крови по организму ( от ее имени ), б). реши проблемную задачу: почему у созревающего эритроцита ядро есть, у созревшего - его нет?
Вопросы для самоконтроля.
- Каков состав внутренней среды организма?
- Каково значение внутренней среды для организма?
- Какова взаимосвязь компонентов внутренней среды организма?
- Почему клетки не получают необходимые для них вещества непосредственно из крови?
- Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то что клетки постоянно получают из нее питательные вещества и кислород?
- Что такое гомеостаз и в чем он проявляется? Каково его значение для организма?
- Перечислите функции крови.
- Каковы особенности строения эритроцитов?
-Каковы функции эритроцитов?
Технологическая карта урока №33
Тема: «Плазма крови. Ее состав. Форменные элементы крови, их состав и функции».
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока:
1.Продолжить формирование знаний о составе и функциях крови.
2.Изучить состав плазмы крови.
3.Продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с жизнью и деятельностью И.И.Мечникова.
4.Сформировать знания о механизме свертывания крови.
Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.
Виды деятельности учащихся: работа учеников - консультантов, работа в тетрадях ( составляют кластеры «Состав крови», «Внутренняя среда организма»), решают проблемную задачу, зачитывают мини - сочинения «Я капля крови», работа с учебником ( прием «Инсерт»), работа в группах «Поставь диагноз пациенту».
Планируемые результаты: знать состав плазмы крови, называть форменные элементы крови, описывать их особенности строения и выполняемые ими функции; описывать механизм свертывания крови. Его условия; объяснять процесс фагоцитоза и вклад И.И.Мечникова в развитие отечественной науки.
Основные термины и понятия: плазма крови, лейкоциты, лимфоциты, тромбоциты, фагоциты, фагоцитоз, антитела, кроветворение, кровяное депо, фибриноген, фибрин, сыворотка, тромб.
Основное содержание.
1.Плазма крови, ее состав и функции.
2.Особенности строения и функции лейкоцитов, лимфоцитов.
3.Особенности строения функции тромбоцитов.
4.Открытие И.И.Мечниковым процесса фагоцитоза.
5.Кроветворение. Кровяные депо.
Микропреподавание.
На уроке обсудить вопросы: - Почему кровь соленая? Почему у человека кровь красного цвета, а у моллюсков - синяя?
На стадии рефлексии обсудить в группах анализы крови «пациентов».
В домашнем задании предложить написать синквейн «Кровь».
Дополнительные ресурсы: таблица «Кровь».
Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.
1.Прочитайте текст учебника Н.Н.Сонина «Биология 8 класс. Человек» на страницах 118 - 119.
2.Ответь на вопросы для самоконтроля.
3.Перескажи один самый сложный вопрос.
4.Составь в рабочей тетради синквейн «Кровь».
Вопросы для самоконтроля.
- Что такое плазма крови?
- Какие неорганические вещества входят в состав плазмы?
- Какие органические вещества входят в состав плазмы?
- Каковы функции плазмы?
- Почему эритроциты легко проходят через стенки кровеносных сосудов?
- Благодаря какому белку эритроциты выполняют дыхательную функцию?
-В чем появляется активность лейкоцитов и лимфоцитов?
- Что такое фагоцитоз? Кто открыл это явление?
- Где образуются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты?
- Назовите клетки крови.
- Как происходит свертывание крови?
Технологическая карта урока №34
Тема: « Иммунитет».
Тип урока: комбинированный
Задачи урока.
1.Изучить иммунитет и его формы.
2.Сформировать знания о профилактических прививках и истории их появления.
3.Сформировать знания о СПИДе и аллергии.
4.Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.
5.Воспитывать сочувствие школьников к ВИЧ-инфицированным.
Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.
Виды деятельности учащихся: работа в тетрадях, работа с карточками, составление кластеров, синквейнов.
Планируемые результаты: называть и характеризовать виды иммунитета, знать его механизм, способы заражения ВИЧ и меры по его профилактике, выражать сочувствие людям с ВИЧ-ифекцией.
Основные термины и понятия: иммунитет, аллергия, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, ВИЧ, СПИД.
Основное содержание.
1.Защитные свойства крови инфекционные заболевания.
2.Иммунитет, его виды.
3.Вакцина и лечебные сыворотки. Открытие оспопрививания Э.Дженнером.
4.Механизм действия защитных свойств организма от проникновения микробов.
5.Понятие об аллергии.
6. ВИЧ. СПИД и его профилактика.
Микропреподавание.
Необходимо выразить свое отношение и сопереживание к людям с ВИЧ-инфекцией. На уроке можно обсудить отрывок из фильма о СПИДе или жизненную ситуацию. Например, восьмиклассницы Аня и Катя случайно узнали, что их сосед возможно болен СПИДом. Что делать девочкам, чтобы не заразиться? Как к нему относится? (использовать прием «Шесть шляп мышления»). Можно сообщить учащимся о телефоне доверия и возможности получить по нему информацию.
Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.
1.Прочитайте текст учебника стр. 122.
2.Просмотрите записи в тетради за урок.
3.Перескажите текст.
4.Ответьте на вопросы для самоконтроля.
5.Повторите материал (о внутренней среде, составе и функциях крови, о составе плазмы, о строении и функциях форменных элементов крови, о фагоцитозе и свертывании крови) к итоговой работе по теме.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что такое иммунитет?
2.Каков механизм действия иммунитета?
3.Чем искусственный иммунитет отличается от естественного?
4.Сравните врожденный и приобретенный иммунитет?
5.Чем вакцина отличается от сыворотки?
6.В чем заслуга Э.Дженнера?
7.Какие предупредительные прививки делали вам?
8.Что вы знаете об аллергии?
9.Каковы меры профилактики СПИДа?
Технологическая карта урока №35
Тема: «Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор.»
Задачи урока:
1.Сформировать представление о группах крови человека.
2.Раскрыть особенности совместимости групп крови человека.
3.Ввести понятие о резус - факторе.
4.Сформировать представление о донорстве как о возможности оказать помощь больным людям.
Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.
Виды деятельности учащихся: работа в тетрадях (составление таблицы ЗХУ), работа с учебником (прием «Чтение с остановками»), итоговое тестирование.
Планируемые результаты: называть особенности групп крови человека, знать их совместимость, резус - фактор, иметь представление о донорстве как возможности оказать помощь.
Основные термины и понятия: группа крови, агглютиногены, агглютинины, агглютинация, тканевая совместимость, донор, реципиент, резус-фактор, резус - конфликт.
Основное содержание.
1.История переливания крови человеку.
2.Группы крови человека, их совместимость.
3.Резус - фактор.
4.Донорство.
Микропреподавание.
Обсудить ситуации при которых очень важно знать свою группу крови и резус-фактор (срочная помощь после аварии, операция по показаниям, беременность и др.)
Алгоритм подготовки учащимися домашнего задания.
1.Прочитайте текст учебника Н.И.Сонина «Биология 8 класс. Человек» на стр. 122.
2.Просмотрите записи в рабочей тетради за урок.
3.Ответьте на вопросы для самоконтроля.
4.Перескажите текст учебника.
Вопросы для самоконтроля.
1.Какие бывают группы крови?
2.Что такое агглютинация?
3.В каких составных частях крови содержатся агглютиногены, а в каких - агглютинины?
4.Дайте характеристику совместимости групп крови человека.
5.Кто такой реципиент?
6.Почему кроме группы крови необходимо знать свой резус - фактор?