Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая философия

Биология - наука о жизни. Что побуждает человека заняться этой наукой? Что подтолкнуло заняться ею меня? Безусловно, любовь к жизни. К жизни во всех её проявлениях. Жизнь, теплящаяся даже в мельчайших созданиях, вызывает интерес биолога. Человек и природа - их жизнь неразделима, она расположена одновременно на параллельных и пересекающихся прямых. И пусть с точки зрения математика это невозможно, с точки зрения биолога возможно всё.

Я падаю в траву на опушке леса, смотрю на небо, вижу проплывающие облака, символизирующие быстротечность жизни. «Тучки небесные, вечные странники!» Фантастические формы облаков закрывает склонившийся надо мной и щекочущий щёку колокольчик. Смотрю по сторонам: сотни колокольчиков. Сотни крошечных созданий, символизирующих красоту жизни. «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые?» На один из колокольчиков опускается бабочка-однодневка и заставляет задуматься о превратностях судьбы: ещё недавно нелепая и несуразная гусеница, затем куколка-затворница, а сегодня уже ослепительная красавица. Но жизнь этой красавицы - мгновение. А не мгновение ли и наша жизнь в рамках мироздания?! «Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…» погрузиться в этот удивительный мир природы. Ухо улавливает кукование. «Сколько я лет проживу, кукушка?» - с затаённым страхом спрашиваю я. Природе известны все тайны жизни, поэтому я верю кукушке. Рассматриваю дерево, на котором она кукует и размышляю: «Учись у них - у дуба, у берёзы».

Сначала я открыла это таинство жизни в единении с природой для себя, а потом меня охватило желание создать круг единомышленников. Сделать это оказалось чрезвычайно просто: стать учителем биологии. Ведь как не поделиться этой радостью жизни с подрастающим поколением? Как не рассказать об этом великом чуде, чуде сосуществования человека и природы?

И вот уже 16 лет я посвящаю в эту тайну непосвящённых, я преподаю уроки гуманизма через призму познания жизни природы. Это особенно важно, на мой взгляд, сегодня, когда информация правит миром, но её обилие, порой путающее сознание современного ребёнка, отдаляет его от естественного бытия и позволяет забыть фетовское напутствие: «Учись у них - у дуба, у берёзы».

А я учусь и учу этому детей. Как писала Мария Монтессори, «прошу дорогих детей, которые всё могут, вместе со мной работать для мира между людьми», следовать принципам, которые для себя я обозначила так:

- единство законов природы и законов жизни;

- умение уловить мгновения красоты;

- природа - и храм, и мастерская, а человек в ней разумный работник;

- возможность построить целостную научную картину мира;

- умение объяснить явления природы и предвидеть результаты своей деятельности.

Все эти принципы органично сочетаются с технологией критического мышления, которая рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы, поиск её решения, даёт возможность обратиться к жизненному опыту учеников, к их способности работать со своими знаниями, перестраивать прежние представления, создавать новые знания, наделяя их личностным смыслом, постоянно находясь в диалоге с природой.

Конечно, любая технология - это лишь средство для достижения поставленных целей. А цель у меня ещё с детства одна: создать и ежедневно, ежеурочно расширять круг единомышленников, которые способны учиться «у них - у дуба, у берёзы», которые способны постичь тайны жизни, которые живут в гармонии с природой и удивляются её чудесам. Об этом замечательно сказал поэт Вадим Шефнер:

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Приглядываемся, прислушиваемся, постигаем тайны природы, живём и творим!



© 2010-2022