- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме История генетики. Основные понятия генетики 9 класс
Конспект урока по теме История генетики. Основные понятия генетики 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кошлец Д.Ю. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект
урока по биологии
в 9 классе на тему
«Истрия генетики. Основные понятия генетики»
учителя биологии
Кошлеца Дмитрия Юрьевича
«История генетики. Основные понятия генетики»
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с предметом генетики, некоторыми её достижениями, значением для практики. Научить учащихся правильно раскрывать сущность основных понятий генетики.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления.
Воспитывающие: побудить у учащихся интерес к предмету, желание побольше узнать.
Методы обучения: Словесный ( рассказ), демонстративный ( демонстрация тематических картин, слайдов).
Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока:
-
Организованное начало урока 1 мин
-
Изучение нового материала 30 мин
-
Закрепление. 5 мин
-
Организация домашнего задания 3 мин
-
Организованный конец урока 1 мин
План изучения нового материала:
-
Генетика - наука о наследственности и изменчивости.
-
Грегор Мендель - основоположник генетики.
-
1900 г. - рождение генетики как науки.
-
Развитие генетики в 20 веке.
-
Наследственность организмов.
-
Изменчивость организмов.
Литература для учителя:
Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общ. Редакцией проф. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Графф, 2003.-240 с
Общая биология: Учебник для 10-11 классов сред. Шк./ Д.К. Беляева, А.О. Рувинский и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992.- 271с
Литература для учащихся:
Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общ. Редакцией проф. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Графф, 2003.-240 с
Ход урока:
Здравствуйте. Садитесь!
С сегодняшнего урока мы приступим к изучению основ учения о наследственности и изменчивости.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока « История развития генетики. Основные понятия генетики» ( 1 слайд)
Генетика - это наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а так же механизмы управления этими процессами.
В течении нескольких уроков мы будем говорить о материальных носителях наследственности - хромосомах и генах.
Судя по разнообразным археологическим данным уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому. Однако подлинно научное познание наследственности и изменчивости началось лишь спустя много столетий, когда было накоплено множество точных сведений о наследовании различных признаков у растений, животных и человека. Число таких наблюдений, проведенных преимущественно практиками-растениеводами и животноводами, особенно возросло в период с середины XVIII до середины XIX века. Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики. ( слушаем доклад о Г. Менделе)
Грегор Мендель (1822-1884):
- австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности;
- 1865 г. «Опыты над растительными гибридами»;
- создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
- разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
- сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания;
- высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть).
Однако работа Г. Менделя не была оценена современниками и, оставаясь забытой 35 лет, не повлияла на распространенные в XIX веке представления о наследственности и изменчивости.
Датой рождения генетики принято считать 1900, когда три ботаника - Г. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проводившие опыты по гибридизации растений, натолкнулись независимо друг от друга на забытую работу Г. Менделя. Они были поражены сходством его результатов с полученными ими, оценили глубину, точность и значение сделанных им выводов и опубликовали свои данные, показав, что полностью подтверждают заключения Менделя. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых характеризовался преобладающими в то время направлениями исследований.
Название «генетика» развивающейся науке дал в 1906 английский ученый У. Бэтсон, а вскоре сложились и такие важные генетические понятия, как ген, генотип, фенотип, которые были предложены в 1909 датским генетиком В. Иогансеном.
Следующий этап развития науки связан с именем Томаса Моргана (1866-1945). Он установил, что гены находятся в хромосомах и располагаются там линейно. С тех пор концепция гена является центральной в генетике.
В 40-х гг. были заложены биохимические основы генетики. Учёными была доказана роль молекул нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации, что обусловило рождение молекулярной генетики. Расшифровка структуры молекулы ДНК, опубликованная в 1953 г., показала тесную связь этого химического соединения с наследственной информацией в генах.
Быстрое развитие генетики в этот период за рубежом, особенно молекулярной генетики во 2-й половине XX в., позволило раскрыть структуру генетического материала, понять механизм его работы.
Итак, проследите основные открытия в генетике на протяжении столетия.
1935 - экспериментальное определение размеров гена.
1953 - структурная модель ДНК.
1961 - расшифровка генетического кода.
1962 - первое клонирование лягушки.
1969 - химическим путем синтезирован первый ген.
1972 - рождение генной инженерии.
1977 - расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека.
1980 - получена первая трансгенная мышь.
1988 - создан проект «Геном человека».
1995 - становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии.
1997 - клонировали овцу Долли.
1999 - клонировали мышь и корову.
2000 год - геном человека прочитан!
Обратите внимание, как бурно происходило развитие генетических знаний.
Как я уже сказал, генетика занимается изучением двух фундаментальных свойств живых организмов - наследственность и изменчивость.
Наследственность - способность организмов передавать саои признаки и особенности развития потомству. Благодаря такой способности все живые существа ( растения, животные, грибы или бактерии) сохраняют у своих потомков характерные черты своего вида.
Это обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены.
Ген - единица наследственной информации, проявляющейся как признак организма. Гены состоят из ряда нуклеотидов, расположенных на нитях ДНК, расположенных линейно, т.е. друг за другом.
У всех организмов одного и того же вида каждый ген всегда располагается в одном и том же месте определённой хромосомы. Местоположение гена в хромосоме называют локусом. Каждый ген, несущий задатки какого-то одного признака, имеет два состояния, которые образуют пару. Каждый член этой пары называют аллелью. Организмы, которые на одинаковых ( гомологичных) хромосомах несут различные ( альтернативные) аллели одного и того же гена, называют гетерозиготными, а организм с одинаковыми аллелями на одинаковых хромосомах называют гомозиготными.
Гетерозиготность обычно обеспечивает более высокую жизнеспособность организмов, их хорошую приспособляемость к изменяющимся условиям среды и поэтому широко представлена в природных популяциях различных видов.
Индивидуальное сочетание всех генов, включая их аллели, в хромосомах клеток отдельной особи называют генотипом ( выступает как единая взаимодействующая система всех генетических элементов, которые контролируют проявление всех признаков организма ) Совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе взаимодействия генотипа и внешней среды, называют фенотипом.
Каждый организм обитает и развивается в определённых условиях окружающей среды, испытывая на себе действие внешних факторов. Эти факторы ( температура, свет, присутствие других организмов и др.) могут проявляться в фенотипе, т.е могут изменятся размеры или физиологические свойства организма. Поэтому проявление генотипических признаков даже у близкородственных организмов может быть разным. Эти различия между особями в пределах вида называют изменчивостью.
Изменчивость - это свойства живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность в изменяющихся условиях. Изменчивость - это свойство противоположное наследственности, но то и другое неразрывно связаны между собой. Они обеспечивают преемственных свойств и возможность приспособиться к изменяющимся новым условиям среды, обуславливая поступательное развитие жизни.
Стр.72 вывод запишите в тетради!
Домашнее задание: прочитать параграфы 17,18. Ответить на вопросы в конце параграфа. Термины выучить.
Урок окончен!