Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………… 2

2. Требования к уровню подготовки учащихся…………………. 3

3. Календарно-тематическое планирование ……………………. 4

4. Содержание программы учебного курса ………………………5

5. Формы и средства контроля……………………………………..7

6. Перечень учебно-методических средств обучения………..….11

7. Перечень лабораторных и практических работ……………….11














































Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • Федерального компонента, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089

  • Авторской программы основного общего образования по биологии, 6 класс «Живой организм» автора Н.И. Сонина, - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

овладение умениями:

применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,

использовать информацию о современных достижениях в области биологии;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности растений и животных, познакомиться с важнейшими биологическими процессами, происходящими в клетках;

  • сформировать умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;

  • развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;

  • осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.

Психологические особенности 6 «В» класса



Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:

знать/ понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,

поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Календарно - тематическое планирование


п/п

Раздел. Тема.

Срок проведения

урока

Примечание

1

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ- 10 часов



2

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов.

сентябрь


3

Тема 1.2. Химический состав клетки.

сентябрь


4

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток.

сентябрь- октябрь


5

Тема 1.4. Ткани растений и животных.

октябрь


6

Тема 1.5. Органы и системы органов.

октябрь -ноябрь


7

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы

ноябрь


8

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.- 23 часа



10

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

ноябрь


11

Тема 2.2. Дыхание.

декабрь


12

Тема 2.3.Передвижение веществ в организме.

декабрь


13

Тема 2.4. Выделение.

январь


14

Тема 2.5. Опорные системы

январь- февраль


15

Тема 2.6. Движение.

февраль


16

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

февраль- март


17

Тема 2.8. Размножение.

март- апрель


18

Тема 2.9. Рост и развитие.

апрель- май


19

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.- 2 часа



20

Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды.

май


21

Тема 3.2. Природные сообщества.

май


22

4. ОБОБЩЕНИЕ.




Всего




Содержание учебного предмета

(1 час в неделю; всего 35часов)

Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов. (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2: Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы: 1.Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (1час)

Клетка - элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные работы: 2.Строение клеток живых организмов.

Тема 1 4: Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные работы: 3.Ткани живых организмов..

Тема 1.5: Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы: 4. Распознавание органов у растений и животных

Тема 1.6: Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (23 часа)

Тема 2.1: Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрации: Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Тема 2.2: Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторные работы: 5. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4: Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5: Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторные работы: 6.Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6: Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные работы: 7.Движение инфузории туфельки.

Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8: Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Лабораторные работы: 8.Вегетативное размножение растений.

Тема 2.9: Рост и развитие (3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные работы: 9. Прямое и непрямое развитие насекомых.

Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

4. ОБОБЩЕНИЕ (1 час).

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Формы и средства контроля:

  • Формы текущего контроля знаний: устный опрос, тестирование, карточки-задания, проверка заданий в рабочей тетради, кроссворд, диктант и т.д..

  • Формы промежуточного и итогового контроля знаний: проверочная письменная работа, тестирование.

Текущий контроль знаний осуществляется на каждом уроке. Для реализации индивидуального подхода к учащимся используются дидактические карточки по всем изучаемым темам. Промежуточный контроль знаний осуществляется в конце каждой учебной темы и состоит из 3 письменных проверочных работ. Итоговый контроль знаний осуществляется в конце учебного года.

Проверочная работа №1

по теме «Строение и свойства живых организмов»

1 вариант

1.Какие вещества в клетке выполняют защитную функцию? А. Жиры. Б. Нуклеиновые кислоты. В. Белки. Г. Углеводы.

2. Красящие вещества растительной клетки называются: а) целлюлозой; б) клеточным соком; в) цитоплазмой; г) пигментами.

3. К какой группе тканей относится кожица листа? А. Покровным. Б. Образовательным. В. Механическим. Г. Проводящим.

4. Боковые корни расположены: а) на главном и придаточном корнях; б) только на главном корне; в) только на придаточных корнях; г) на любом органе растения.

5. Зона проведения расположена: а) после зоны всасывания; б) между зонами всасывания и растяжения; в) после зоны растяжения; г) после зоны растяжения и всасывания.

6. Какие виды листьев изображены ниже? А. Б. В. Г.

Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организмРабочая программа по биологии для 6 класса Живой организмРабочая программа по биологии для 6 класса Живой организмРабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм


7. Рост стебля в толщину происходит за счет: а) почек; б) камбия; в) коры; г) луба.

8. Развитие семян происходит: а) на тычиночной нити; б) на рыльце; в) в пыльниках; г) в завязи.

9. Плоды, имеющие острые зубчики, распространяются с помощью: а) животных; б) воды; в) ветра; г) саморазбрасыванием.

Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм10. Определите, какие части цветка изображены на рисунке?

11. Дайте определения понятиям:

а) митоз;

б) обмен веществ;

в) зародыш.

2 вариант

Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм1. Какие органоиды отсутствуют в животной клетке? А. Вакуоли. Б. Включения. В. Лизосомы. Г. Пластиды.

2. Какой корень изображен на рисунке? А. Мочковатый. Б. Стержневой.

3. Какие почки развиваются на междоузлиях? А. Придаточные. Б. Пазушные. В. Генеративные. Г. Верхушечные.

4. Какая функция НЕ характерна для листа? А. Испарение воды. Б. Газообмен. В. Поглощение воды. Г. Фотосинтез.

5. Установите соответствие между названиями растений и особенностями строения их цветка.

Название. Особенности строения цветка.

А) кукуруза; 1) обоеполый цветок; 5) мелкие цветки собраны в

соцветия

2) двудомное растение 6) двойной околоцветник; Б) яблоня. 3) раздельнополый цветок; 7) правильный цветок;

4) однодомное растение; 8) неправильный цветок.

6. Плод образуется: а) на пыльнике; б) на рыльце; в) из семязачатка; г) из завязи.

7. Плоды одуванчика распространяются при помощи: а) животных; б) воды; в) ветра; г) саморазбрасыванием.

Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм8. Какие виды плодов изображены ниже ( сочные, сухие, односеменные, многосеменные)?

Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организмРабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм


9. Определите, какие части цветка изображены на рисунке?

Рабочая программа по биологии для 6 класса Живой организм10. Докажите, что лист - живой организм.

11. Дайте определения терминам:

а) цветок; б) мейоз; в) побег.

Проверочная работа №2

по теме: « Питание. Дыхание. Передвижение веществ в организме. Выделение».

1 вариант.

  1. Как происходит перенос веществ у одноклеточных организмов?

  2. Из чего состоит кровь?

  3. Как осуществляется передвижение воды и минеральных веществ в растениях?

  4. Что такое корневое давление?

  5. Почему растения называют производителями? Что они производят?

  6. Какие способы дыхания существуют у животных?

  7. Чем представлена выделительная система у растений?

  8. Чем представлена выделительная система у одноклеточных животных?

ТЕСТ. (Выберите правильный ответ)

1. Движение веществ у растений осуществляется

А) по сосудам и ситовидным трубкам;

Б) по клеткам, сосудам и ситовидным трубкам;

В) по клеткам и сосудам.

2.У дождевого червя кровеносная система

А) замкнутая; Б) незамкнутая.

3. Сердце рыб состоит из

А) двух камер; Б) трех камер; В) четырех камер.

4.У насекомых, моллюсков течет

А) кровь; Б) гемолимфа.

5.Кровь состоит из

А) жидкости; Б) плазмы; В) плазмы и клеток крови.


2 вариант.

1 .Какова роль кровеносной системы?

2. Какую функцию выполняет кровь?

3. В чем заключается роль корневых волосков?

5. Что такое устьица, где они расположены?

6. Какие приспособления к добычи пищи у паразитов?

7. Какие приспособления имеют растения для газообмена?

8. Что еще, кроме почек, является органами выделения у позвоночных животных?

Выберите правильный ответ.

1.Движение воды и минеральных солей в растении осуществляется:

А) по клеткам и сосудам;

Б) по клеткам, ситовидным трубкам сосудам;

В) по клеткам.

2.У земноводных сердце:

А) четырехкамерное; Б) двухкамерное; В) трехкамерное

.

3. Кровеносная система у насекомых :

А) замкнутая; Б) незамкнутая.

4.Дождевой червь имеет кровеносную систему:

А) развитую; Б) замкнутую; В) незамкнутую.

5. У птиц кровеносная система состоит из :

А) двух камер; Б) трех камер; В) четырех камер.


Проверочная работа №3

по теме: «ОРГАНИЗМ И СРЕДА».

1 вариант.

  1. Что такое экология?

  2. Назовите группы экологических факторов и приведите примеры их действия на организмы.

  3. Что такое симбиоз?

  4. Что такое природное сообщество?

  5. Кто такие производители и какова их роль в сообществе?

  6. Что такое цепь питания?

  7. Составь цепь питания для водоема (пруда, озера).

  8. Какое значение имеет вода для живых организмов?

Какие утверждения верны? (обосновать правильность суждения).

  1. Каждая цепь питания заканчивается растением.

  2. Разрушители - это растения.

  3. Экосистема - это совокупность организмов трех типов: производителей, потребителей и разрушителей

  4. Экология - это наука о живой природе.

2 вариант.


1. Что такое среда обитания?

2. Какие взаимоотношения могут складываться между растениями и

животными?

3. Какое значение имеет свет для живых организмов?

4. Что такое паразитизм?

5.Что такое экосистема? Какова ее структура?

6. Что такое сеть питания?

7. Составьте цепь питания для луга.

8.Кто такие разрушители и какова их роль в сообществе?

Какие утверждения верны? (обосновать правильность суждения)

1.Выделяют пять основных групп экологических факторов.

2. Птицы и млекопитающие - холоднокровные животные.

3.Сообщество - это сообщество живых организмов и среда, в которой

они обитают.

4.Производители - это растительноядные животные.

Перечень учебно-методических средств обучения

Список литературы


1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост.

М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2005. - 256с.

2. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. М.: Дрофа, 2003. - 192с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/Сост. С.Н.Березина. - М.: ВАКО, 2010. 112 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с.


  • Оборудование и приборы: имеющееся в кабинете биологии по разделам

    1. Коллекции (гербарии, насекомые)

    2. Муляжи

    3. Модели

    4. Таблицы по курсу «Ботаника»

    5. Приборы (микроскопы, лупы)

    6. Микропрепараты

Перечень лабораторных работ

Урок

Наименование лабораторной и/ или практической работы

Время проведения

Примечание

2.

Определение состава семян пшеницы.

сентябрь

4.

Строение клеток живых организмов.

сентябрь

8.

Ткани живых организмов.

октябрь

9.

Распознавание органов у растений и животных

ноябрь

16.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

декабрь

20.

Разнообразие опорных систем животных

январь

21.

Движение инфузории туфельки.

февраль

25.

Вегетативное размножение комнатных растений.

март

28.

Прямое и непрямое развитие насекомых.

апрель




© 2010-2022