Конспект по биологии на тему: Многообразие ракообразных ( 7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 7

Четверть 2 Урок № 27 Предмет биология

Дата:

Тема занятия:

«Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека»

Общие цели:

сформировать теоретические знания об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой обитания; раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.

Задачи.

Образовательные

- рассмотреть особенности строения членистоногих на примере ракообразных;

-- выявит характерные черты строения и процессов жизнедеятельности ракообразных;

-- познакомить с многообразием ракообразных и их значением в природе и жизни человека;

Развивающие:

-- развивать логическое мышление;

-- умения устанавливать причинно-следственные связи; умения сравнивать, обобщать.

-- навыки самостоятельной работы;

-- развивать коммуникативные способности учащихся (навыки общения).

Воспитательные

Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Ссылки, ресурсы:

карточки с тестовыми заданиями, презентация

Тип урока:

комбинированный

Методы:

Беседа, работа с учебником

Результаты обучения:

Ученик: А - Знает многообразие ракообразных В - Умеет выделять главные черты приспособленности С - сможет приводить примеры из практики

Этапы

Время

Действия учителя

Орг. Момент

3 мин+3 мин

Приветствие

Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

Проверка знаний

«Горячий стул»

1. К какому типу относятся Ракообразные?

2. Какой покров имеют членистоногие?

3. Почему тип Членистоногие так назван?

4. Какая симметрия характерна для членистоногих?

5. От каких животных произошли первые членистоногие?

1. Сколько пар усиков у ракообразных?

2. Какие отделы тела есть у речного рака?

3. Сколько у него ходильных ног?

4. Какие у него глаза?

5. Какие у него органы дыхания?

Актуализация знаний -3 мин

1) «Узнаешь, где раки зимуют!»

? А где раки зимуют?

2) «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»

? а пятится ли рак назад?

3) «Жди, когда на горе рак свистнет!»

? может ли рак взобраться на гору?

? может ли рак свистеть?

Изучение нового материала.

15 мин


корреспондент

1. Какова среда обитания ракообразных?




2. Что такое планктон? Какие организмы его образуют? Его роль в водном биоценозе?




3. А есть ли среди ракообразных еще необычные диковинные животные?





4. Что такое симбиоз и можно ли его наблюдать у ракообразных


5. Я хотел бы больше узнать из жизни сухопутного краба


6. А можно ли ракообразных употреблять в пищу?


7. Расскажите о способах лова ракообразных


8.Опасно ли загрязнение океанов для ракообразных?

Я приглашаю вас в живой природы мир.

Ракообразные сегодня - главный наш ориентир.

Узнаем мы о крабах и омарах.

Получим информацию об их разнообразных нравах.

Вопрос возник, иль снова сомневаемся -

Тогда к специалистам обращаемся.

Понять под силу нашему уму

Кто? Где? Какой? Откуда? Почему?

Даёт задания по группам:

Океанолог: Почти три четверти нашей планеты занято океанами и морями, образующими один огромный дом для жизни на Земле. Жить в море во многих отношениях легче, чем на суше, поэтому неудивительно, что громадное множество разнообразных животных и растений обитает в океане повсюду, от ярко освещенной солнечными лучами поверхности до глубочайших, погруженных в постоянный мрак впадин. Водная стихия - это и царство ракообразных. На суше приспособились жить очень немногие из них (мокрицы, сухопутные крабы). Ряд ракообразных (карпоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб, циклопы являются промежуточными хозяевами личинок паразитических червей. Щитни на передней части тела имеют щит, обитают в мелких пересыхающих водоемах; малочисленны. Некоторые из них - пища рыб, другие - вредны (обгладывают побеги риса). А всего ракообразных, по последним подсчетам, около 35 тыс. видов.

Гидробиолог: Планктон (от греч. планктос - блуждающий) - совокупность организмов, населяющих толщу воды континентальных и морских водоемов и не способных противостоять переносу течениями. Мелкие ракообразные - дафнии и циклопы, входят в состав планктона. Они составляют пищу для мальков рыб, являются основой сухого корма для аквариумных рыбок, а для некоторых рыб служат добычей в течение всей их жизни. Морской планктон содержит большое количество морских ракообразных, в том числе бокоплавов. Их длина 0,5-28 см. Плавают на боку. Служат пищей многим промысловым рыбам, тюленям, китам и некоторым птицам. Входят в состав криля.

Таким образом, планктонные рачки составляют очень важное и необходимое звено в цепях питания водного биоценоза. Также благодаря обитающим в воде планктонным организмам происходит процесс естественного самоочищения водоемов.

Зоолог 1: Среди планктонных ракообразных есть интересные, так называемые ракушковые рачки. Они ночью светятся, причем светиться могут не только живые, но и высушенные, а потом размоченные рачки. Во время Второй мировой войны японские офицеры брали в ладонь левой руки щепотку сухих ракушковых рачков, увлажняли их и при таком незаметном врагу свете читали какое-либо донесение, рассматривали карту и писали документы. Высушенные рачки светятся при увлажнении даже через 30 лет.

Зоолог 2 : Долго ученые считали этих животных моллюсками. Это представители низших усоногих раков - морской желудь и морская уточка. Они теряют характерную внешность ракообразного, потому что во взрослом состоянии ведут совершенно неподвижный образ жизни. Живут в морях. Прирастают к береговым скалам, камням и другим подводным предметам, например, к раковинам моллюсков, к днищу кораблей. Морские прилипалы так цепки, что даже смерть не отрывает их от корабля, на котором они поселились. Когда корабль входит в реку, многие из них гибнут от пресной воды, но и мертвые они не отцепляются от днища.

Зоолог 3: Симбиоз - (от греч. symbiosis - совместная жизнь), форма совместного существования двух организмов разных видов. Часто симбиоз взаимовыгоден для обоих симбионтов: например, симбиоз между раком-отшельником и актинией. Поселяясь на раковине рака, актиния своими жгучими щупальцами защищает себя и рака-отшельника от хищников и в то же время питается остатками его пищи.

Зоолог 4: Из крабов, живущих на суше, наиболее интересны пальмовые воры. Их личинки живут в море, а взрослые особи совсем с ним расстались. Они даже могут в нем захлебнуться. Невероятные истории рассказывают про пальмового вора. Будто бы он вскрывает своими крепкими клешнями кокосовые орехи и лакомится их содержимым, влезая на пальмы двадцатиметровой высоты, чтобы состричь оттуда орехи. Сила клешней пальмового вора огромна - он вполне может клешней отрезать палец у человека.

Диетолог: Многие виды высших раков употребляются в пищу. Крабов, омаров, лангустов, креветок промышляют ради мяса практически во всех странах мира. Мясо ракообразных вкусное, малокалорийное, содержит много микроэлементов. Самый знаменитый из промысловых крабов - камчатский краб. Мясо его считается деликатесом, и хозяйки гордятся, если они могут предложить гостям салат из крабов.

Промысловик: Каждый год в море уходят большие пароходы, с борта которых добывают крабов, а потом там же консервируют мясо крабов. Ловят крабов в сети на глубине 40-60 м. Сети с запутавшимися в них крабами катера доставляют на свой плавучий завод, и крабов там немедленно обрабатывают. Для консервов используют мясо из клешней и ножек крабов, правда, ножки эти длиной 30-50 см.

Эколог: Сегодня обитатели морей страдают от губительных загрязнений, вызванных деятельностью человека. И ракообразные - не исключение. Один из наиболее опасных загрязнителей - нефть, попадающая в воду при аварии танкеров или при добыче ее из морских глубин. «Черный прибой» приносит гибель и опустошение обитателям моря. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться - она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой и разгрузкой нефти.

«Зеленые» 1: Ракообразные, обитающие в воде, очень чувствительны к ее качеству и, особенно, к содержанию кислорода. Поэтому для сохранения этих животных необходима охрана мест их обитания. Любое вмешательство человека, приводящее к нарушению гидрологического режима рек, отрицательно сказывается на популяциях ракообразных. Существенный урон численности ракообразных наносит и неумеренный вылов. «Зеленые» 2: А ведь речные раки имеют кроме промыслового значения еще и санитарное, так как очищают водоемы от погибших растений и животных. Крупные ракообразные - прекрасная пища для человека, поэтому желательно наладить их разведение с целью дальнейшего практического использования. Во многих странах Европы неоднократно предпринимались попытки такого рода. Многие опыты оказались успешными. В настоящее время раков успешно разводят в США, Австралии и некоторых других странах. Попытки наладить воспроизводство редких ракообразных не предпринимались, однако сделать это вполне реально.

Вывод:

Название ракообразного- образ жизни - значение.

Пример:

Дафния - свободноживущая, пресноводная форма - корм для рыбок.

Циклоп - свободноживущая, пресноводная форма -промежуточный хозяин широкого лентеца.

Рак - санитар водоемов.

Креветки пища для человека.

Морская уточка - паразит карпа и других рыб.

Морской желудь - порча днища кораблей.

Общая характеристика -

1. животные со смешанной полостью,

2. двусторонней симметрией.

3. Отделы тела : головогрудь и брюшко.

4.Тело сегментированное.

5. Конечности членистые двуветвистые.

6. Две пары усиков.

7.Жабры.

8. Кровеносная система незамкнутая.

9.Нервная система как у кольчатых (окологлоточное кольцо и нервная брюшная цепочка).

10. Орган выделения пара зеленых желез.

Закрепление

тест «ракообразные»

Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

Рефлексия

2 мин

Предлагает ответить на вопросы на стикерах.

С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке?

Д/з -1мин

Прочитать п. , 1 уровень - творческое задание: составить альбом рисунков.



© 2010-2022