Урок по биологии на тему Кровь. Кровообращение. (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - смотр знаний

по теме «Кровь. Кровообращение».

(урок биологии в 8 классе)

Цель: проверить качество и прочность знаний по основным вопросам темы; умений использовать знания на практике.

Задачи урока:

1.Учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их строение: понимать сущность процессов кровообращения, работы сердца, образование тромба, формирование иммунитета;

2. Развивать внимание, уметь выражать мысли в словесной форме, интеллектуальные и коммуникативные умения;

3. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду путём самоконтроля и взаимоконтроля; профессиональное воспитание учащихся.

Оборудование: таблицы по теме, дидактические карточки с текстами; ребусы; «визитные карточки», ручки разных цветов.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Мы закончили изучение жизненно важной темы «Кровь. Кровообращение». Сегодня на уроке необходимо закрепить, обобщить и оценить свои знания и умения по изученному материалу, задуматься о своей будущей профессии.

Внимание на девиз к уроку:

«Умный трудится, не уставая,

Ничего не делает глупец.

Что сказать о сущности лентяя?

Я скажу: лентяй - живой мертвец!»

У нас в классе нет ни лентяев, ни глупцов. Для оценивания своей работы используем «визитные карточки с Ф.И.», ручки трёх цветов (красную, синюю, зелёную), которые соответствуют отметкам «5», «4», «3». Для участия в конкурсах по изученной теме вы выбрали цветные фишки.

II. Проверка знаний, умений учащихся.

Конкурс «Термины» (я зачитаю определения, ваша задача в тетради под номерами записать названия терминов)

  1. Движение крови по кровеносным сосудам.

  2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами.

  3. Кровь насыщается углекислым газом.

  4. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови.

  5. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия.

  6. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов.

  7. Сосуды, по которым движется кровь от сердца.

  8. Группа крови универсального донора (1)

  9. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок.

  10. Иммунитет после перенёсённого заболевания.

Ответы называют ученики с жёлтой фишкой.

Проверяем и оцениваем работу по критериям:

10-9 прав. отв - «красный»

8 - 7 - «синий»

5 - 6 - «зелёный»

Конкурс «С точностью до …»( Участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Что означают следующие цифры и числа ? Называем вслух.

Считаем количество правильных ответов;)


  1. 90% - количество воды в крови;

  2. 300г - масса сердца;

  3. 60-80 раз в минуту-количество сердечных сокращений;

  4. 120 дней - продолжительность жизни эритроцитов.

  5. 0,8с - длится сердечный цикл.

  6. 5млн./мм3 - количество эритроцитов.

  7. 120-80 мм рт.ст. нормальное артериальное давление

  8. 6-9 тыс./мм3 - количество лейкоцитов.

Итог: 8 правильных ответов - «красный»

6-7 правильных ответов - «синий»

4-5 правильных ответов - «зелёный»

Конкурс «Приём в медпункте» посвящаем «гостю» урока - белому халату. Возможно сегодня вы задумаетесь о своей будущей профессии и захотите стать медицинским работником. В городе Кудымкаре есть медицинское училище , а в Перми - Медицинская Академия.

В конкурсе участвуют ученики с чёрными фишками, это «врачи и пациенты».

Задание №1: Объяснить анализ крови;

- Почему анализ крови называют «зеркалом» организма;

- Лейкоциты? Воспаление? Мало эритроцитов?

- Лечится анемия? (Прогуляться, покушать, выспаться)

Задание №2: порез на руке , оказать помощь;

- Вид кровотечения, признаки?

- Меры первой помощи.

Задание №3: голова болит, головокружение, тошнота.

- Что называют кровяным давлением?

- Гипертония?
- Гипотония? Норма?

Что называют 1-я цифра? 2-я цифра.

Итог: Справились с заданием, вопросами - «красный»

Допустили неточности - «синий»

Допустили ошибки - «зелёный»

Выводы по конкурсу: Легко быть врачом? Хватает знаний?

Если не секрет: кто хочет посвятить себя медицине?

Конкурс «Найди ошибку»

Даны тексты с ошибками. В течение 1-2 мин. в группе найти и исправить карандашом, подчеркнув снизу, за чертой записать правильный вариант ответа.

Готовятся комментировать ученики с зелёными фишками.

Группа № 1 «Эритроциты».

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм их 10 млн. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядра).Это клетки шаровидной формы(двояковогнутая лепёшка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезёнке (в красном костном мозге ), а зарождаются в красном костном мозге (селезёнке). Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови , называется тромбофлебитом (малокровием).

Группа № 2 «Лейкоциты».

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов,

Имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты , лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться).Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И.Мечников)

Группа № 3 «Сердце».

Сердце - двигатель крови в организме. Это трёхкамерный (четырёхкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г.) И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи - соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта - начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Итог: исправлено 7-8 ошибок - «красный»

5-6 ошибок - «синий»

3-4 ошибки - «зелёный»

Конкурс «Ребусы» (дополнительный, для решения спорной оценки).

- Называем громко «Мо-лод-цы!»

III.Итоги по уроку;

- Выставление оценки за терминологический конкурс; самооценки за конкурс;

- Самооценка за дополнения;

- Взаимооценка в группах.

- Оценка с комментариями учителя.

IV. Домашнее задание.

Подготовить и разыграть модели (инсценировки) физиологических процессов:

Группа №1 «Работа сердца»;

Группа №2 «Образование тромба»;

Группа №3 «Образование иммунитета».


© 2010-2022