Электтивный курс Экология человека (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на м/о учителей естественно-научного цикла

Протокол №___ от «___»______________г.

Руководитель м/о__________Е.А. Еремеева

«____»______________20___г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

________________ С.В. Талалова

«____»____________20__ г.


Утверждено на Педагогическом совете

Протокол №___ от _____________________г.

Директор школы

________________ С.В. Иванова

«____»_____________20___ г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Троицко-Сунгурская средняя общеобразовательная школа

Новоспасского района Ульяновской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по биологии

«Экология человека»

8 класс



Учитель: Кривова Лилия Алексеевна











Пояснительная записка

Программа факультативного курса по биологии: «Экология человека» рассчитана для 8 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

Предлагаемый факультативный курс составлен на основе программы: Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений/сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2011. - 158с.

Основная концепция данного курса заключается в следующем. Значение условий жизни человека (общества) и окружающей среды есть необходимое условие формирования личностных принципов «здорового образа жизни» и «экологического императива поведения».

Конституция РФ закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущербов, причиненных его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одновременно с признанием экологических прав человека Конституция возлагает на каждого субъекта обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Только при условии внутреннего осознания и понимания жизненной необходимости соблюдения своих экологических прав и обязанностей, норм и правил поведения человек научится управлять собственным поведением, деятельностью и психическими процессами, направленными на сохранение собственного здоровья и благоприятной окружающей среды для жизни настоящих и будущих поколений.

Мы живем накануне новой парадигмы, когда современная экономическая парадигма вскоре должна уступить место экологической. Главное условие данного перехода - формирование у человека экологического мировоззрения, которое определяет новые, экологически оправданные нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Научно-методическое обоснование структуры

построения и содержания курса

Экология человека - комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы (структурных уровней человечества, его групп и индивидуумов), влияние природной и социальной среды на человека и группы людей, условия жизни и быта людей.

Экология человека включает в себя как социально-психологические и экологические отношения людей между собой, так и отношение людей к природе, т.е. представляет собой комплексную эколого-социально-экономическую отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Достижение гармонии природы и человека в рамках модели устойчивого развития можно лишь при достижении личностью в своем саморазвитии экологической и социальной зрелости, которая определяет четко выраженную экологическую направленность действий человека. Это обеспечивается необходимым комплексом ценностных ориентаций, установок, мировоззренческих позиций, которые включают природу в число важнейших личностных приоритетов и ценностей, ориентирующих человека в его деятельности и саморазвитии на активное, широкое и гармоничное взаимодействие с природой.

Появившись как вид благодаря развитию общественного труда, требовавшего использования орудий и искусственной формы коммуникации (языка), человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего отношения.

Общество своим существованием превращает природные функции человека в социальные, ставя их на службу общественному развитию. Социальное не уничтожило, не устранило биологическое в человеке, а включило его в новые системы связей и отношений, подчиняя качественно новым законам социальной формы движения.

С момента рождения человек находится в человеческом мире, в человеческих условиях, среди предметов, наполненных смыслом, имеющих социальные функции. Все формирующееся у индивида способности и функции возникают только в определенной общественной среде, только путем деятельности и воспроизводства ее опыта. Потребности и мотивы человека приобретают общественно сформированный характер.

Именно поэтому факультативный курс «Экология человека» обязательно должен включать в себя рассмотрение условий жизни и жизнедеятельности человека в обществе, истории отношений в системах «человек-природа» и «общество-природа», проблемы здоровья человека и влияния на него окружающей природной и социальной среды, проблемы экологической культуры, демографии, урбанизации, экологического образования, экологического права и другие социальные и социально-экономические проблемы, во многом определенные социальной деятельностью самого человека, его творческой самодеятельностью.

Теоретическая и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет (перечень основных открытых сайтов по разделам курса предполагается в списке рекомендуемой литературы), а также посещение тематических выставок, промышленных предприятий, охраняемых объектов, интересных с познавательной точки зрения и способствующих формированию экологической культуры.

Цель курса: формирование экологической культуры на базе комплексного изучения различных проблем экологии человека и законов развития системы «общество-природа».

Задачи курса:

  1. Расширить и углубить знания учащихся об основных факторах, определяющих условия жизни человека, об истории и законах развития взаимоотношений человека и природы, о негативных последствиях для человека деградации природной и искусственной окружающей среды, о негативных экологических и социальных последствиях деградации духовной среды, об экологической культуре, экологических движениях и ноосферном пути развития.

  2. Обосновать необходимость перехода человека и общества на экологический (ноосферный) путь развития.

  3. Научить мотивировать свои дела и поступки в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды.

В рабочую программу внесены изменения:

- Расширена практическая часть, в рабочей программе 11 практических работ, которые направлены на приобретение обучающимися практических навыков и умений.

- На уроке №3 включено анкетирование «Наши потребности», с целью определения потребностей человека, понятий о среде и качестве жизни человека.



















Содержание курса «Экология человека», 8 класс

Тема 1. Введение (1 час)

Экология человека как наука: значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития.

Практическая работа №1. «Оценка биологического возраста человека»



Тема 2. Условия жизни человека (6 часов)

Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека (биологические, этнические, психологические, социальные, трудовые, экономические, духовные). Активное приспособление человека к природной окружающей среды. Миграции и расселение человека в пространстве и времени. Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия. Болезни и эпидемии. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания). Медицинская география.

Практическая работа №2 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами».

Практическая работа №3 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».

Практическая работа №4 «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного кабинета»

Тема 3. История взаимоотношений человека и природы (4 часа)

Экологические последствия появления человека на Земле. История изменений взаимоотношений человека и природы. Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды.

Практическая работа №5 «Антропогенные факторы среды и их влияние на человека».

Практическая работа №6 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной»


Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (6 часов)

Основные антропогенные факторы деградации природной среды. Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека. Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология. Особо охраняемы территории и их значение для человека. Экологические технологии. Основные законы развития системы «общество-природа».

Практическая работа №7 «Проблемы природопользования».

Тема 5. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (8 часов)

Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды. Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека. Пути улучшения искусственной окружающей среды. Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. Экополитика.

Практическая работа №8 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».

Практическая работа №9 «Исследование качества питьевой воды в квартире».

Практическая работа №10 «Выяснение причин отравления и оказание первичной помощи».

Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения (9 часов)

Основные причины деградации духовной среды. Экологические последствия деградации духовной среды (бездуховность, безнравственность, социальная напряженность, самоубийства, войны, терроризм и т.д.). Миграционные процессы и связанные с ними проблемы демографии. Пути духовного возрождения. Социальная гигиена. Экологическое миропонимание. Экологическая культура. Экологическое образование. Экологические движения и международное экологическое сотрудничество. Экологическое право. Ноосферный путь развития

Практическая работа №11 «Обнаружение вредных веществ в продуктах питания».









Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Основные факторы, определяющие условия жизни человека;

  • Историю взаимоотношений человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;

  • Основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;

  • Основные техногенные причины ухудшения искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека и пути ее оздоровления;

  • Основные причины деградации духовной среды, ее последствия для человека и пути духовного возрождения;

  • Основные проблемы социальной экологии (проблемы демографии, урбанизации, экологической культуры и образования, экологического права и т.д.);

  • Основные принципы ноосферного пути развития.

Учащиеся должны уметь:

  • Оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;

  • Исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;

  • Организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;

  • Принимать меры и проводить разъяснительную работу по улучшению духовной окружающей среды;

  • Использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности;

  • Развивать творческие (исследовательские) взаимосвязи с товарищами.

Критериями оценки различных форм работ обучающихся на занятии являются уровни: высокий, средний, низкий.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Экология человека», 8 класс


Название темы

Кол-во занятий

Из них:

Теоретических занятий

Практических занятий

Тема 1. Введение

1

1

1

Тема 2. Условия жизни человека

6

3

3

Тема 3. История взаимоотношений человека и природы

4

2

2

Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации

6

5

1

Тема 5. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления

8

5

3

Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения

9

8

1

Итоговое занятие

1

1


ИТОГО

35

24

11



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 8 КЛАСС

№ п/п

Название темы


Кол-во часов


Методы обучения


Формы организации деятельности

Оборудование, ресурсы


Формы контроля



Домашнее задание

Дата

Тема 1. Введение (1 час)

1.

Экология человека как наука. Современное состояние и перспектива развития

1

Практический, наглядный

Практическая работа №1 «Оценка биологического возраста человека»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


Тема 2. Условия жизни человека (6 часов)

2.

Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека

1

Работа с анкетой, беседа

Анкетирование «Наши потребности»

Бланки анкеты

Обсуждение результатов анкетирова-ния

Опорный конспект



3.

Закономерности географической изменчивости организма человека

1

Практический, наглядный

Практическая работа №2 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


4.

Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия

1

Урок-дискуссия

Комбинированный урок

Презентация «Демографические проблемы человечества»

Фронтальный опрос

Сообще-ния



5.

Болезни и эпидемии человечества

1

Работа с доп.литературой

Урок-беседа

Слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

Презента-ция


6.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питание)

1

Практический, наглядный

Практическая работа №3 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Сообще-ния



7.

Медицинская география

1

Практический, наглядный

Практическая работа №4 «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного кабинета»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


Тема 3. История взаимоотношений человека и природы (4 часа)

8.

Экологические последствия появления человека на Земле

1

Беседа, демонстрация

Комбинирован-ный урок

Презентация «Как человек изменил Землю»

Текущий опрос

Опорный конспект


9.

История изменений взаимоотношений человека и природы

1

Практический, наглядный

Практическая работа №5 «Антропогенные факторы среды и их влияние на человека»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


10.

Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды

1

Беседа, дискуссия

Проблемный урок

Презентация «Проблемы окружающей среды»

Фронтальный опрос

Сообще-ния



11.

Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды, их влияние на человека

1

Практический, наглядный

Практическая работа №6 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Составле-ние родослов-ной


Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (6 часов)

12.

Основные антропогенные факторы деградации природной среды

1

Словесный (разъяснение), наглядный

Комбинирован-ный урок

Презентация «Экологический кризис»

Текущий опрос

Опорный конспект


13.

Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека

1

Практический, наглядный

Практическая работа № 7 «Проблемы природопользования»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


14.

Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология

1

Беседа, наглядный

Комбинирован-ный урок

Дополнительная литература

Фронтальный опрос

Сообще-ния



15

Особо охраняемы территории России и их значение для человека

1

Работа с доп.литературой, беседа

Урок-беседа

Слайды, фотографии

Сообщения учащихся

Сообще-ния



16.

Охраняемые территории Ульяновской области

1

Работа с доп.литературой, беседа

Комбинирован-ный урок

Слайды, фотографии

Сообщения учащихся

Презента-ция



17.

Экологические технологии

1

Словесный (разъяснение), наглядный

Комбинирован-ный урок

Презентация «Экологический мониторинг»

Текущий опрос

Опорный конспект


Тема 5. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (8 часов)


18.

Экологические факторы негативного воздействия на человека искусственной окружающей среды

1

Практический, наглядный

Практическая работа №8 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


19.

Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека (радиационное загрязнение и др.)

1

Беседа, наглядный

Комбинирован-

ный урок

Презентации «Чернобыль. Правда какая она есть», «Техногенные катастрофы»

Фронтальный опрос

Презента-ция



20.

Пути улучшения искусственной окружающей среды

1

Работа с доп.литературой, беседа

Урок-беседа

Слайды, фотографии

Сообщения учащихся

Сообще-ния



21.

Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления

1

Практический, наглядный

Практическая работа №9 «Исследование качества питьевой воды в квартире»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Опорный конспект


22.

Проблемы урбанизации

1

Беседа, наглядный

Комбинирован-

ный урок

Презентация «Проблемы урбанизации»

Фронтальный опрос

Опорный конспект


23.

Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий

1

Практический, наглядный

Практическая работа №10 «Выяснение причин отравления и оказание первичной помощи»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Презента-ция


24.

Охрана природы в городах и поселках

1

Познавательная игра

Урок-викторина

Тематическая викторина «С любовью к природе и человеку»

Фронтальный опрос

Сообще-ния



25.

Экополитика. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга

1

Работа с доп.литературой, беседа

Урок-беседа

Слайды, фотографии

Сообщения учащихся

Опорный конспект


Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения (9 часов)

26.

Основные причины деградации духовной среды

1

дискуссия

Проблемный урок

Дополнительная литература

Фронтальный опрос

Опорный конспект


27.

Экологические последствия деградации духовной среды

1

Беседа, наглядный

Комбинирован-ный урок

Презентация «Берегите Землю»

Текущий опрос

Опорный конспект


28.

Миграционные процессы человека и связанные с ними проблемы демографии

1

Беседа, разъяснение

Урок-беседа


Фронтальный опрос

Опорный конспект


29.

Пути духовного возрождения человека

1

Дискуссия, беседа

Комбинирован-

ный урок

Дополнительная литература

Фронтальный опрос

Опорный конспект


30.

Социальная гигиена

1

Практический, наглядный

Практическая работа №11 «Обнаружение вредных веществ в продуктах питания»

Методика проведения практической работы

Практическая работа

Сообще-ния


31.

Экологическое миропонимание. Экологическая культура

1

Работа с доп.литературой, беседа

Урок-беседа

Слайды, фотографии

Сообщения учащихся

Презента-ция


32.

Экологическое образование

1

Беседа, наглядный

Комбинирован-

ный урок

Презентация «Экологическое образование - путь в будущее всего мира»

Фронтальный опрос

Сообще-ния


33.

Экологические движения и международное экологическое сотрудничество

1

Работа с доп.литературой, беседа

Урок-беседа

Слайды, фотографии

Сообщения учащихся

Опорный конспект


34.

Экологическое право. Ноосферный путь развития

1

Беседа, дискуссия

Комбинирован-ный урок

Работа с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

Презента-ция



35.

Итоговое занятие

1

Познавательная игра

Урок-игра

Познавательная игра «Человек - часть природы»

Фронтальный опрос



Информационно-методическое обеспечение

Дополнительная литература

  1. Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. - М.: МНЭПУ, 1997г.

  2. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  3. Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. - М.: НИА-природа, 1999.

  4. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. - М.: Наука, 1975.

  5. Голубев В.С., Козлова О.Н. Экологическая культура. - М..: Горизонт, 1997.

  6. Кондратьев И.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ. - М.: Логос, 2003.

  7. Неплох Я.М. Человек, познай себя! - СПб.: Наука, 1991.

  8. Концепции современного естествознания: лучшие рефераты. - Ростов н/Д: Феникс, 2002

  9. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.:АСТ, 2002.

  10. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. - М.: Астрель, 2001.

  11. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  12. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. - М.: Дрофа, 2001.

  13. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высшая школа, 2004.

Интернет-ресурсы

ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»

www/edu.nsu.ru/noos/ecology/ - экологический раздел

ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдия экологов

gost.newmail.ru/ecos.htm - система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов

© 2010-2022