Статья Дифференцированный подход в обучении биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированный подход в обучении биологии.

Автор: Животягина Вера Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ №71 г. Воронежа.

Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы! Существует много причин неуспеваемости в том числе и социальные. Понижение престижа образования, интеллигентности, профессиональной компетентности. В основе этого лежат многие отрицательные явления: низкая оплата труда специалистов с высшим образованием, при этом знания и труд не являются определяющими для благополучия человека, коррупция, власть бюрократии, часто невежественной. В этих условиях для многих людей утратился смысл образования- стал нужен диплом, аттестат, но никак не сами знания.

Снижение ценности образования в обществе не может не влиять на отношение к нему обучающихся. Многим молодым людям учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу.

Конечно, неуспеваемость - проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое тут зависит от школьных условий (содержания программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что предупреждение неуспеваемости - практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым учителем, каждой школой.

Обучение не только создает, но и опирается на определённый уровень подготовленности учащихся - наличия у них представлений о предметах и явлениях, умения воспринимать и понимать чужие мысли и выражать свои и т.д. Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне подготовленности детей, который повышается по мере продвижения. И вот подобно тому как накапливается подготовленность учащихся - знания, умения, опыт творческой деятельности, у некоторых из них накапливаются пробелы, недоработки, недостатки в знаниях, умениях, способности учиться. Если такие пробелы и недостатки множатся и взаимодействуют, то к концу какого-то отрезка процесса обучения (например, учебной четверти или цепочки уроков, посвящённых определённой теме) школьник приходит с подготовленностью, недостаточной для дальнейшего успешного движения.

Суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое.

Когда то или иное отставание замечено учителем, возникает вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Помощь эта может быть и непосредственной (оперативной), и опосредованной.

Опосредованная помощь направленна в первую очередь на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; эта помощь широкого и длительного действия.

Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер. Общим в обоих случаях должен быть дифференцированный подход, согласование помощи с характером отставания.

Но очень часто происходит так, что всех учащихся, нуждающихся в помощи, помещают в общую группу и проводят с ними дополнительные занятия, обучая всех одинаково, не считаясь с их индивидуальными потребностями.

Многих педагогов волнует этот вопрос: «Как же нужно строить урок, что бы решить проблему неуспеваемости?»

Предупреждению неуспеваемости служит такая организация деятельности учащихся, в которой учитываются их трудности. Организация воплощается в построение урока, на которое влияют различия в содержании учебных предметов и в требованиях к усвоению. Определяет структуру и цель урока, обусловленная его местом и функцией в системе уроков. С этим связанны и типы уроков.

Варианты возможного построения одних и тех же типов уроков весьма многообразны и зависят от особенностей и трудностей содержания учебного предмета. По предметам например естественного цикл (биология, химия, физика), конечной целью системы уроков является усвоение учащимися теоритических знаний. Наибольшую трудность представляет абстрактный материал, характеризующийся сжатостью и свёрнутостью изложения, использованием развитой системы определений и символов. Поэтому учителю следует стремиться развивать те умственные силы учащихся, которые позволят им преодолеть трудности абстрагирования. Это умение анализировать, делать выводы, формулировать посылки, это процедуры, составляющие основу творческого мышления- видение альтернатив, структуры проблемы, умение переносить знания из одной области в другую. Для преодоления трудностей абстрактного мышления важно формировать у учащихся элементы диалектической логики, умения мыслить противоречия, видеть их единство.

Поэтому сейчас встаёт задача подготовить учащихся к самостоятельному добыванию знаний из дополнительной литературы, интернет ресурсов, обучить их пользоваться различного рода справочниками, таблицами, схемами. Что бы учащиеся могли рационально пользоваться подобным материалом в домашней самостоятельной работе, этому необходимо обучить их на уроке. Некоторые уроки необходимо строить проблемно-начинать либо с решения проблемной задачи (самостоятельно или под руководством учителя), либо с такого изложения, которое строиться как решение задачи. Проблемное введение нового возможно на менее сложном (конкретном) материале, при постоянном усложнении решаемых задач.

На уроках обязательно необходимо решать задачи, моделирующие жизненные ситуации (включая лабораторные работы, практические работы). Это помогает в дальнейшем учащимся целенаправленно использовать в своей внеурочной деятельности усвоенные на уроках знания.

Большое место в старших классах необходимо отводить урокам семинарам и дискуссиям. Они полезны тем, что помогают включить всех учащихся в посильную поисковую деятельность, прививают умения решать проблемные задачи, изучать дополнительную литературу, готовить доклады, сообщения, презентации, коллективно их обсуждать, формулировать гипотезы, выдвигать свои идеи, защищать их или отказываться от них, то есть осуществлять всё то, что способствует ученическому творчеству.

Хотелось так же отметить, что работа учащихся в группах, сформированных с учётом их пожеланий, содействует овладению умениями трудиться в коллективе. А именно -умение делить коллективные задания на части, выбирать каждому из участников ту часть, которая отвечает его способностям и возможностям.

Занимательность, соревновательность, игра - испытанные средства возбуждения интереса учащихся к учению. Но эти формы могут стимулировать, но не поддерживать глубокий и устойчивый интерес.

Способствует самоутверждению и отвечает потребностям детей в самостоятельности, нестандартной работе и применение методов проблемного обучения. Полезно при использовании частично-поисковых и исследовательских методов сочетать материал различных предметов, то есть выявлять меж предметные связи как средство развития познавательных интересов.

Проверка эффективности принятых мер - последнее звено в деятельности по предупреждению неуспеваемости. Для этой цели используются те же признаки, что и для обнаружения отставаний. Это контроль, наблюдение, организация специальных самостоятельных работ и др.

Таким образом, предупреждение неуспеваемости- это постоянная забота о полноценной учебной деятельности каждого школьника. Отставания возможны у любого успешного школьника, даже очень способного. Неуспевающими иногда становятся те дети, познавательные силы которых не находят себе в школе достаточно пищи, те, кому не приходиться серьёзно работать, преодолевать трудности. Недостаточность умственной нагрузки притупляет любознательность, порождает верхоглядство и зазнайство. Поэтому дифференциация в обучении важна не только для тех кто с трудом усваивает обязательный минимум образования, но и для тех, кому доступны многие его превышения. Различия необходимы, при выборе факультативов, кружков, других видов внеклассных занятий, так как нет людей, совсем лишённых способностей, но способности у всех разные.













© 2010-2022