Рабочая программа по биологии 11 класс Пасечник В. В

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Новочебоксарска Чувашской Республики










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

для 11 классов

на 2014-2015 учебный год

(11а - 2 ч/нед.)

Составитель программы:

А. П. Егорова, учитель биологии­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

(ФИО учителя и предмет)

не имею

(квалификационная категория)

_________________________________

(подпись учителя)

Используемая программа

и примерное планирование

В. В. Пасечника

(ФИО автора)



Пояснительная записка.

Настоящая Рабочая программа по биологии (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, программы «Общая биология. 10-11 классы» (автор В.В. Пасечник) и Учебного плана школы на 2014/2015 уч.г.

Содержание национально-регионального компонента (НРК) направлено на:

  • расширение природоведческих, экологических, валеологических знаний на основе местного материала;

  • воспитание позитивно ценностного отношения к природе ближайшего окружения и региона, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний в повседневной жизни.

Основными содержательными линиями в изучении материалов НРК являются:

  • биологическое разнообразие природы ЧР;

  • современное состояние здоровья населения ЧР;

  • экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Для изучения используется учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология». - М.: Дрофа, 2007г.

Содержательная часть и требования к усвоению содержания.

Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Гене­тическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Харак­тер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здо­ровье человека. Генетические болезни. Генотип и здо­ровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социаль­ные проблемы генетики, Генетический прогноз и медико-генетиче­ское консультирование, их практическое значение, за­дачи и перспективы.

Эволюционное изучение

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Антропогенез

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Практическая работа:

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Основы экологии

Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Практические работы:

«Выявление антропогенных изменений экосистемы своей местности».

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Эволюция биосферы и человека.

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере.

Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Практическая работа:

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина; хромосомную теорию наследственности, антропогенеза); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику,

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охра­не окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззре­ния; вклад биологических теорий в формирование современной
    естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние ал­коголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз­вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устой­чивости и смены экосистем; необходимость сохранения многооб­разия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; составлять элемен­тарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источни­ки мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные из­менения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой приро­ды по химическому составу, зародыши человека и других млекопи­тающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические про­блемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать; составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

В результате изучения материала по НРК учащиеся средней школы должны

знать/понимать:

  • важнейшие сорта и породы сельскохозяйственных растений и животных, районированных в Чувашии;

  • статус ООПТ;

  • виды редких и исчезающих растений и животных Чувашии, меры их охраны;

  • основные нормативные документы, принятые в Чувашии по охране окружающей среды; документы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения республики.

Уметь:

  • объяснять: причины возникновения наследственных заболеваний жителей республики;

  • сравнивать природные экосистемы и агросистемы своей местности;

  • анализировать региональные и локальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию краеведческого характера;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики различных заболеваний;

  • участия в природоохранной деятельности и т.д.

Национально-региональный компонент

№ п/п

Тема урока

Содержание НРК

1

Основные методы селекции

Биохимичесоке районирование Чувашской республики.

2

Методы клеточной инженерии

Эколого-биохимические зоны.

3

Селекция микроорганизмов.

Использование бактерий в биотехнологической отрасли Чувашии.

4

Биотехнология в практической деятельности человека.

Состав бифидосодержащих продуктов (кефир «Бифидок» и кисломолочный продукт «Бифилюкс», творог «Бифилайф»); кисломолочный продукт «Тонус» (уксусные и пропионовокислые бактерии); микрофлора йогуртов (болгарская палочка).

5

Перспективы развития биотехнологии.

Йодказеиновое молоко.



Учебно-тематический план

№ п/п

Изучаемая тема

Учебных часов

Количество практических работ

Количество уроков с НРК

1

Генетика человека

4



2

Основы учения об эволюции.

19



3

Основы селекции и биотехнологии.

9


5

4

Происхождение человека.

8

1


5

Основы экологии.

21

3


6

Эволюция биосферы и человека.

7

1


ИТОГО

68

5

5

Тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты

(требования к усвоению учебного материала)

Тип урока

ТСО,

ИКТ,

ЦОР

Оборудование, (приборы, иллюстрации, таблицы ит.п.)

1

Методы исследования генетики человека.

Метод составления родословных;

близнецовый метод.

Давать определение терминам.

Характеризовать методы исследования генетики; генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть методов исследования генетики человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблица, схемы на страницах учебника.

2

Цитогенетический и

биохимический методы исследования генетики человека.

Цитогенетический метод;

биохимический метод.

Давать определение терминам. Характеризовать методы исследования генетики; генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть методов исследования генетики человека.

Комбинированный урок

Таблица, схемы на страницах учебника.

3

Генетика и здоровье.

Генные заболевания,

механизм сцепленного наследования признаков, аутосомно - доминантное наследование, аутосомно - рецессивное наследование, хромосомные болезни.

Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, сформировать представление о генных и хромосомных заболеваниях.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Таблица, схемы на страницах учебника.

4

Проблемы генетической безопасности.

Медико - генетическое консультирование.

Сформировать представление у учащихся о нежелательности близкородственных браков.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Таблица, схемы на страницах учебника.

5

Додарвиновский период развития теории эволюции.

Эволюция.

Сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Портреты К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина, схемы учебника.

6

Развитие палеонтологии, анатомии и эмбриологии.

Палеонтология, анатомия, эмбриология.

Сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах Ж. Кювье, К. Бэра в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории.

Комбинированный урок

Портреты Ж. Кювье, К. Бэра.

7

Эволюционное учение Ч.Дарвина.

Искусственный отбор, естественный отбор, наследственная изменчивость

Сформировать знания о вкладе Ч. Дарвина в развитие теории эволюции, дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина;

Комбинированный урок

Портреты

К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина

8

Вид, его критерии.

Вид, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, эко-

логический, географический, исторический).

Давать определение терминам, характеризовать основную систематическую единицу в биологии; называть критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический).

Комбинированный урок

Рисунки на страницах учебника, фотографии, открытки, живые объекты, чучела и др.

9

Популяции.

Популяция, взаимоотношения организмов в популяциях.

Развивать умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты;

Комбинированный урок

Таблицы, рисунки на страницах учебника

10

Генетический состав популяции.

Генофонд популяции,

Сформировать понятие о генофонде популяции, объяснить, что мутационный процесс - это постоянный источник наследственной изменчивости.

Комбинированный урок

Таблицы, рисунки на страницах учебника

11

Изменения генофонда популяций.

Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда.

Сформировать понятие о причинах нарушения генетического равновесия, развивать мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Комбинированный урок

Таблицы, рисунки на страницах учебника

12

Борьба за существование.

Характеристика борьбы за существование; формы борьбы за существование.

Давать определение терминам.

Называть формы борьбы за существование. Характеризовать формы борьбы за существование

Комбинированный урок

Таблицы, рисунки на страницах учебника

13

Естественный отбор.

Естественный отбор, биологическая адаптация.

Объяснить роль естественного отбора, приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование, формировать научное мировоззрение.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

14

Формы естественного отбора.

Стабилизирующий, движущий, разрывающий формы отбора.

Называть формы естественного отбора, характеризовать роль естественного отбора и его формы, сравнивать стабилизирующий, движущий и разрывающий отбор.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

15

Изолирующие механизмы.

Репродуктивная изоляция, предзиготические и постзиготические изолирующие механизмы.

Познакомить с разными видами изоляции, раскрыть суть понятия изоляция, рассмотреть виды изолирующих механизмов

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

16

Видообразование.

Микроэволюция, филетическая эволюция, видообразование, стадии видообразования. Аллопатрическое видообразование.

Давать определение терминам, называть стадии видообразования.

Комбинированный урок

Таблицы, рисунки на страницах учебника.

17

Симпатрическое видообразование.

Симпатрическое (экологическое и внезапное) видообразование

Сформировать понятие о процессе симпатрического видообразования , его основных форм; приводить примеры, характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

18

Макроэволюция, ее доказательства.

Макроэволюция, палеонтологические доказательства макроэволюции., переходные формы, филогенетические ряды.

Давать определение терминам,

приводить палеонтологические доказательства макроэволюции, объяснять значение исследования филогенетических рядов.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Рисунки на страницах учебника.

19

Макроэволюция, ее доказательства.

Эмбриологические доказательства макроэволюции, онтогенез, филогенез.

Приводить эмбриологические доказательства макроэволюции,

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

20

Система растений и животных - отображение эволюции.

Биноминальное название видов, естественная классификация.

Давать определение терминам.

Характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных), определять таксономическую принадлежность растений и животных

Комбинированный урок

Набор коллекций, рисунки на страницах учебника.

21

Типы эволюционных изменений.

Параллелизм, конвергенция, дивергенция

Сформировать представления о типах эволюционных изменений, характеризовать типы эволюционных изменений, приводить примеры.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

22

Главные направления эволюции.

Ароморфоз, идеоадаптация, общая дегенерация, биологический регресс.

Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации).

Комбинированный урок

Фотографии и др. Демонстрация гербарного материала, коллекций, живых объектов (растения и животные) и др.

23

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Основы учения об эволюции».

Ранее изученные понятия.

Обобщить и проверить знания учащихся.

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Схемы, таблицы, рисунки на страницах учебника.

24

Основные методы селекции

Селекция, сорт, порода, штамм, биотехнология, отбор, гибридизация, мутагенез, инбридинг, аутинбридинг, гетерозис, клеточная инженерия, генная инженерия.

Сформировать у учащихся знания об основных методах селекции, продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Набор коллекций, фотографии, рисунки на страницах учебника.

25

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Познакомить с жизнью и деятельностью Н.И.Вавилова, изучить сущность и значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, изучить центры происхождения культурных растений.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, географическая карта.

Коллекции семян зерновых культур.

26

Методы селекции растений.

Массовый отбор, индивидуальный отбор, гибридизация, межлинейное скрещивание, полиплоидия, отдаленная гибридизация,

Давать определение терминам, сформировать у учащихся знания о селекции растений, продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

Комбинированный урок

Портрет И. В. Мичурина.

27

Методы селекции животных.

Одомашнивание животных, гибридизация и массовый отбор, гетерозис, полиэмбрионию.

Характеризовать основные методы селекции животных; виды гибридизации, приводить примеры селекционных работ.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

28

Методы клеточной инженерии

Протопласт, клонирование, клон.

Характеризовать основные методы клеточной инженерии, создать условия для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

29

Селекция микроорганизмов.

Основные методы селекции микроорганизмов.

Давать определение терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации микроорганизмов, приводить примеры селекционных работ микроорганизмов.

Комбинированный урок

Сообщение «Основные методы селекции микроорганизмов».

30

Биотехнология в практической деятельности человека.

Биотехнология.

Познакомить учащихся с историей развития биотехнологии, показать роль биотехнологии в практической деятельности человека, формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

31

Перспективы развития биотехнологии.

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей,

экологические чистые виды топлива.

Характеризовать международные инициативы по борьбе с загрязнениями, анализировать экологическую ситуацию, предлагать свое решение проблем.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

32

Урок обобщения «Основы селекции и биотехнологии».

Биотехнология, протопласт, клонирование, клон и т.д.

Обобщить и проверить знания учащихся

Урок обобщения и систематизации знаний.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

33

Развитие взглядов на происхождение человека. Систематическое положение современного человека.

Антропология.

Сформировать у учащихся представление о развитии взглядов на происхождение человека, о систематическом положении человека; создать условия для формирования знаний биологических особенностей человека, позволяющих определить его систематическое положение в царстве животных.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

34

Доказательства происхождения человека от животных. Отличия человека от животных.

Атавизмы, рудименты.

Познакомить с признаками анатомического и физиологического строения человека сближающими его с царством животных; обратить внимание на отличия человека от животных.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

35

Основные стадии антропогенеза.

Австралопитеки, архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек).

Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

36

Основные стадии антропогенеза. ПР «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Палеоантропы (неандертальцы), кроманьенцы.

Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

37

Движущие силы анторопогенеза.

Антропология, биологические и социальные факторы эволюции человека.

Объяснять влияние факторов на эволюцию человека.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

38

Прародина человека

Прародина.

Познакомить учащихся с гипотезами о прародине человека,

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

39

Расы и их происхождение.

Человеческие расы, негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека, расогенез, расизм.

Узнавать по рисункам представителей рас человека, доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду, объяснить вредность расизма.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

40

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Происхождение человека».

Обобщить и проверить знания учащихся

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Индивидуальные карточки

41

Что изучает экология.

Экология.

Познакомить учащихся с развитием экологии как науки, объяснить роль экологии в современном обществе.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

42

Среда обитания организмов и ее факторы. ПР «Выявление антропогенных изменений экосистемы своей местности».

Среда обитания , экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.

Давать определение терминам.

Характеризовать среды обитания организмов; особенности различных сред жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Таблица, рисунки на страницах учебника, фотографии ученых.

43

Местообитание и экологические ниши.

Местообитание , экологическая ниша.

Давать определение терминам; тренировать навыки планирования, анализа, рефлексии; пробудить интерес к законам саморегуляции в природных сообществах; формировать чувство ответственности за вмешательство человека в экосистемы.

Комбинированный урок

Таблицы, рисунки на страницах учебника

44

Основные типы экологических взаимодействий.

Экологические взаимодействия, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах; показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

45

ПР «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Экосистема

Научить сравнивать экосистемы, определять тип экосистем по их характерным признакам; развивать познавательный интерес; развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы.

Комбинированный урок

Демонстрация моделей экосистем.

46

Внутривидовая конкуренция.

Внутривидовая конкуренция.

Познакомить учащихся с формами внутривидовая конкуренции; способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

47

Межвидовая конкуренция.

Межвидовая конкуренция.

Познакомить учащихся с формами межвидовая конкуренции; воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

48

Основные экологические характеристики популяций.

Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура.

Давать определение терминам.

Сформировать знания о популяциях; изучить их свойства, структуру, демографические показатели.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

49

Динамика популяции.

Динамика популяции

Сформировать знания о динамике численности популяций, способе их адаптации к меняющимся условиям среды, о характере колебаний численности популяций некоторых видов организмов и регуляции их численности.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

50

Экологические сообщества.

Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

Давать определение терминам. Продолжать формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

51

Классификация экосистем и их характеристика.

Искусственные экосистемы

Довести до учащихся важность сохранения многообразия органического мира Земли, воспитывать бережное отношение к любому виду жизни.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

52

Структура сообщества.

Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.

Конкретизировать знания учащихся о структуре сообществ и их видов; расширить знания учащихся об экосистемах;

показать ярусное строение биоценозов, ёмкость биотопа.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

53

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевая цепь, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты.

Сформировать понятие о взаимоотношениях в природе,прививать умение школьников работать в группах, воспитывать экологическое мышление, развивать творческие способности.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

54

Пищевые цепи.

Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы.

Сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»; познакомить с типами пищевых цепей; развивать умения работать с текстом учебника; анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

55

Экологические пирамиды.

Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности.

Расширить и углубить знания о экологических пирамидах; определить влияние взаимоотношений между организмами на биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе; показать практическую значимость полученных знаний для объяснения правила экологической пирамиды.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

56

Экологическая сукцессия.

Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессии.

Создать условия для углубления и усвоения учащимися знаний о экологических сукцессиях, факторах, определяющих естественную их смену, причинах и видах смены биогеоценоза, необходимости их охраны.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

57

Влияние загрязнений на живые организмы.

Токсичные вещества.

Экологическое воспитание учащихся через определение влияния загрязнений на живые организмы; развитие навыков самостоятельной деятельности, познавательного интереса при решении проблемных задач;

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

58

Формирование экологического сознания.

Природные ресурсы.

Воспитывать биологическую культуру и ценностное отношение к природе.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

59

ПР «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Развитие познавательных процессов при объяснении взаимосвязи живых организмов; продолжить развитие интеллектуальных умений и навыков (сравнивать, систематизировать, обобщать).

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

60

Рациональное природопользование.

Экологическое сознание.

Характеризовать международные инициативы по борьбе с загрязнениями; анализировать экологическую ситуацию, предлагать свое решение проблемы; прогнозировать последствия нерационального природопользования на территории России.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Таблица Природные ресурсы

61

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Основы экологии».

Обобщить и проверить знания учащихся.

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Индивидуальные карточки

62

Гипотезы о происхождении жизни.

Креацинизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза пансермии.

Называть основные гипотезы возникновения жизни; характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии).

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

63

Гипотезы о происхождении жизни.

Гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты.

Называть основные гипотезы возникновения жизни; характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (гипотеза биохимической эволюции, теория А. И. Опарина); совершенствовать у школьников умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

64

Современные представления о происхождении жизни.

Гипотеза абиогенного зарождения жизни

Характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

65

Основные этапы развития жизни на Земле.

Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток.

Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции;

пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле.

Комбинированный урок

Авторская презентация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

66

Основные этапы развития жизни на Земле.

Гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путем впячивания клеточной мембраны.

Познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.

Комбинированный урок

Фотографии ученых, рисунки на страницах учебника.

67

Эволюция биосферы.

Биосфера.

Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В. И. Вернадского; продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере; развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

68

Антропогенное воздействие на биосферу. ПР «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Экологический кризис

Объяснять тесную взаимосвязь экологического кризиса с антропологическим кризисом; продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.

Комбинированный урок

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов.

Список литературы:

  1. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2007

  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.- М.: Дрофа, 2007.

  3. Тематические тесты ЕГЭ, Пробные варианты ЕГЭ (fipi.ru)


© 2010-2022