• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад на РМО «Современный урок биологии. Методика организации и проведение урока. Использование активных методов обучения на уроках биологии»

Доклад на РМО «Современный урок биологии. Методика организации и проведение урока. Использование активных методов обучения на уроках биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Современный урок биологии. Методика организации и проведение урока. Использование активных методов обучения на уроках биологии».


Выполнила учитель МКОУ «Тимская СОШ» Козменкина Юлия Александровна.


Урок является основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках биологии - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).

Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий.

Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др.

При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя урочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы.

Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.

Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки. Ведение тетради оценивается не реже 1 раза в четверть.

Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и

методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.

Урок - это основная форма организации учебно-воспитательной работы

учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке

коллективом учащихся - по определенной программе биологии, твердому

расписанию и в школьном помещении.

Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» - на

школьном опытном участке, на территории школы или в краеведческом музее

и зоомузее.

Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему,

включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и

мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как

личность, формирование отношений к окружающей действительности.

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы:

дидактические, воспитательные и организационные.

К числу дидактических, как и методических требований, относятся:

четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока;

определение оптимального содержания урока; выбор рациональных методов,

приемов и средств обучения.

Воспитательные требования к уроку: четкая постановка воспитательных

задач урока; формирование и развитие познавательных интересов учащихся;

соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку: наличие продуманного плана

проведения урока; четкая организация урока на всех этапах его проведения;

подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием

эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии

должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при

подготовке к уроку и его проведении.

Типы и виды уроков. В системе уроков, составляющих единство в

раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Чтобы

разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Вопросу типологии урока посвящено много исследований по методике

биологии. В качестве оснований для классификации авторы брали разные

признаки: способы проведения уроков, изучаемые понятия, методы

проведения и др.

Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по

этапам образовательного процесса и месту положению уроков в теме (Н.М.

Верзилин, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков, И.Н. Пономарева, Д.И. Трайтак и

др.).

Тема объединяет логически связанные вопросы содержания, изучаемые на

отдельных уроках. Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2)

раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в

подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей

между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым

изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную

роль. Учащиеся знакомятся с задачами нового раздела, его ведущими идеями,

спецификой учебной и практической деятельности, работой по учебнику,

дополнительной литературой, тетрадями.

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается

несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и

проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение

нового содержания. Структура урока вариативна, но в общих чертах

выдерживает следующие этапы: 1) организационный момент; 2) проверка

знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания); 3) изложение

нового материала; 4) закрепление изученного материала; 5) задание на дом.

Структура уроков данного типа может изменяться в зависимости от

содержания учебного материала, условий и подготовленности учащихся. Так, в

структуре некоторых уроков может полностью отсутствовать проверка

домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, например, при

изучении совершенно незнакомого для учащихся объемного материала.

Обобщающий урок. Задачи обобщающего урока очень многогранны: это

повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить

осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить

пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы

были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем,

когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания,

установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях

обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или

репродуктивном плане и могут относиться к разным видам: урок-объяснение,

урок лабораторной работы, кино-урок, урок с использованием

телевизионных передач или урок-семинар.

Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1)

постановка задач; 2) повторение основных вопросов темы; 3) выявление

ведущих идей и систематизация знаний во круг новополагающих понятий, их

дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и

важного материала; 5)подведение итогов. Знания учащихся оцениваются на

всех этапах обобщающего урока.

Тематический план.

Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса. Поэтому,

исходя из перспективного плана, составляют так называемый тематический

план обучения. В плане отмечают темы уроков, распределяют их в

определенной логической последовательности, указывают примерные сроки

проведения, определяют внеурочные и домашние работы по каждому уроку.

Тематический план обычно пишут по следующей схеме: учебная тема, тема

урока, дата, внеурочная работа, домашнее задание.

Тематический план составляют заблаговременно, с учетом срока,

необходимого для проведения длительных экспериментов, используемых на

уроке для демонстрации процессов и явлений живой природы.

Структура урока - это совокупность элементов урока, обеспечивающая его

целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при

различных вариантах. К числу составных элементов, например,

комбинированного урока, относятся: организационный момент, проверка

домашнего задания, изложение нового материала, его закрепление и задание

на дом. Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

Организационный момент - определяет готовность учащихся к уроку

(наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и

др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1- 2 мин.

Проверка домашнего задания - выявить знания учащихся и установить

возможности продвижения в изучении биологического материала.

Проверка домашнего задания на уроке не должна занимать более 10-15 мин.

Следующий этап - изучение нового материала, на этом этапе происходит

формирование и развитие биологических понятий, мыслительных

способностей. На это отводится больше всего времени (20-25 мин и более).

Закрепление - учитель обязан на уроке получить информацию об усвоении

нового учебного материала. С этой целью организуется его закрепление. Чаще

всего педагог задает несколько вопросов по самым существенным, узловым

проблемам темы урока. Ответы помогают выявить степень усвоения учебного

содержания.

Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов

и методических приемов, от используемых средств наглядности, а также от

уровня подготовки и развития учащихся, от места урока в образовательном

процессе.

Структура урока отражается в плане проведения урока. План урока целиком

зависит от содержания, методов и средств обучения биологии. Он не только

выражает основные части урока, его ход во времени (45 мин), но и содержит

конкретное обозначение задач данного урока, формулировку вопросов для

контроля знаний и закрепления материала, отражает логику изложения

нового материала, в нем приведен соответствующий перечень используемых

методов и приемов, наглядных средств обучения. Прежде чем написать план,

учитель формулирует главную дидактическую задачу урока, определяет его

структуру и тип, намечает цель и задачи, продумывает последовательность

изучения нового материала, отдавая предпочтение той, которая дана в

учебнике.

Схема плана урока биологии

1.Тема урока.

2.Задачи урока:

-познавательные (образовательные);

-развивающие;

-воспитательные.

3.Тип (вид) урока.

4.Контроль знаний и умений учащихся с указанием времени,

отводимого для контроля (в минутах).

5. Краткое содержание нового материала (в виде плана) с указанием

методов и средств обучения и времени, отведенного для

него на уроке.

6.Вопросы для закрепления нового материала и время, отведенное для этого

на уроке.

7.Домашнее задание по учебнику, рабочей тетради и др.

8.Текст для записи на доске, термины, определения, даты -

все то, что преподаватель может неожиданно забыть во время

урока.

Таким образом, урок по своей структуре во многом зависит от

используемых методов, средств обучения, подготовленности учащихся, однако

в определении структуры урока решающая роль принадлежит его

содержанию.

Подготовка учителя к уроку. Проведение каждого урока - это большой

творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки.

Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:

1)определение места данного урока в системе уроков курса и

темы с учетом программы, перспективного и тематического плана;

2)обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации

учебника;

3)выбор типа урока, отражение его структуры;

4) изучение методической литературы по теме урока и творческое

осмысление прочитанного;

5)подбор или разработка дидактического материала, наглядных

пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;

6)отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного

выполнения учащимися лабораторных или практических работ;

7)указание фамилий учеников для проверки домашнего задания;

8)определение хода урока и времени, которое отводится на его части;

9)составление плана или конспекта урока.

Порядок этапов в подготовке учителя к уроку может быть иным. Однако

завершающим этапом подготовки всегда будет составление плана или

конспекта урока.

План урока - это краткое отображение содержания и хода урока. Конспект

урока - наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока,

отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.

Конспекты уроков составляются студентами педвузов во время

педагогических практик.

В конспекте в отличие от плана отражается весь ход урока, излагается подробное

содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений и навыков.

Таким образом, подготовка к уроку должна быть достаточно обстоятельной для

эффективной реализации основной формы обучения - урока.

Домашние работы по биологии. В связи с ограничением времени,

отведенного на занятия непосредственно в классе, необходимо давать

дополнительные задания на дом. Их методическая ценность объясняется

возможностью закрепить знания и умения.

Домашняя работа - это форма организации учащихся для само-

стоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой.

Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе,

использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую

степень самостоятельности.

В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как

ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу

до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:

-работа с учебником ;

-чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы

о природе;

-использование энциклопедий, определителей;

-подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;

-практическая работа с натуральными объектами;

-моделирование природных процессов и явлений;

-изготовление наглядных пособий.

Активные формы обучения на уроках биологии

Страшная это опасность - безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли… (В.А. Сухомлинский)


Смена социально-экономической формации, потеря ценностных ориентиров, пропаганда легкого образа жизни привели к тому, что современное подрастающее поколение потеряло истинные жизненные ориентиры и гуманистические ценности, дети стали безынициативными. Ни для кого не секрет тот факт, что современные дети и подростки очень мало читают, имеют низкий познавательный интерес, у них слабая мотивация обучения.

Желая изменить сложившуюся ситуацию, привлечь детей к самостоятельному поиску информации, к чтению, к творческому подходу при выполнении заданий, надо включать в учебно-воспитательный процесс активные и интерактивные методы обучения.

Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний учебной деятельности.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках . От ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием. Интерес (многочисленными исследованиями доказано) стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. В триединой задаче - обучение , умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Каковы основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

Использование активной и интерактивной деятельности - это элементы положительной мотивация обучающихся, развития творческих способностей личности. Кроме того интерактивные методы обучения являются составной частью концепции современного обучения. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, "ситуацию успеха", в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности. Считаю, что в современном мире должна быть востребована активная познавательная деятельность обучающихся.

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление - запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Возникает вопрос: что такое активные приёмы? Определение этого понятия в педагогической литературе не встречается, поэтому остановимся сначала на родственных понятиях: активность, познавательная активность, активизация. Активность (от лат. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера человека выражающаяся в условной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Учителя-новаторы Ш.А Амонашвили, И. П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, да и мы учителя, имеющие опыт работы, знаем: что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.

Какие же методы обучения относятся к активным?

Активное обучение - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся. Цель активного обучения - развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.

В результате использования современных технологий появляется инновационный аспект образования в школе, в котором учитываются саморазвитие педагога, как профессионала, использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем. Кроме того, сочетается педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, а так же принцип сознательности и активности в образовательном процессе.

Чтобы понять, как на деле внедряются активные формы обучения, нужно посмотреть на преобразования, с помощью которых классический подход трансформируется в активный образовательный процесс.

Методикой активного обучения предусмотрено формирование учащихся в группы. Задания также можно выполнять индивидуально, в парах, и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Также для эффективности обучения можно размещать учащихся в классе по рядам, *подковой*, парами и малыми группами. Необходимо учитывать особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, и включать в занятия разные виды деятельности, чтобы ученики могли и посмотреть, и подумать, и подвигаться. Тогда даже слабые ученики могут стать успешными, почувствовать, что они могут достигнуть победы. Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя позволит выделить к концу учебного года *активно действующую группу*. В результате методически организованной работы в группах, учащиеся учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учебе. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе, ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы. Все это помогает уделять большое внимание использованию активных форм и организации учебного процесса.

Основная цель профессиональной деятельности учителя является формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения.

Цель реализуется через решение следующих задач:

- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

- разработка целостной взаимосвязанной системы активных форм, приемов, упражнений при обучении.

Использование активных форм обучения позволяет погрузить учащихся в активный образовательный процесс. Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

- развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, норм поведения, совершенствование социальной мобильной личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству;

- создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.

Активные формы обучения действительно значительно повышают эффективность процесса восприятия учебной информации тогда, когда учащиеся:

- могут связать новый материал с предыдущим;

- заинтересованы в том, что делают;

- четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

- имеют самостоятельность в работе;

- имеют возможность для развития нужных умений;

- обеспечены различными видами деятельности;

- имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

- работают в подходящем для них темпе;

- понимают, когда и как будут оценены;

- могут оценить собственные успехи.

Подбор заданий позволяет учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке, занимать активную исследовательскую позицию, осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения, необходимо только адаптировать эти формы к различным возрастным категориям. Творческий подход учителя к подготовке и проведению урока, использование активных форм помогает добиться успехов в повышении эффективности урока. Поэтому в сфере электронного обучения акцент все больше переходит на образовательный контекст.

Повышение выразительных возможностей компьютеров в представлении учебной информации дало возможность распространению сетевых технологий и обеспечило внедрение систем кооперативного обучения.

Существуют различные виды активности учащихся. Виды учебной деятельности классифицируются :

- моделирование (игровая деятельность);

- коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность);

- изучение источников (исследовательская деятельность).

На основании этого выделяются следующие модели учебных занятий:

- на основе игровой деятельности: игры-соревнования, игры-обсуждения, игра-реконструкция;

- на основе дискуссионной деятельности: семинары, дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса);

- на основе исследовательской деятельности: практические занятия, исследовательские уроки.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, и поддерживать интерес к предмету помогают игры, урок-игра или игра вообще, особенно на начальном этапе. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчают обучение. Игры могут применяться с различными целями. Что касается иностранного языка, игра средство активизации лексического и грамматического материала, с помощью игры развиваются умение и навыки всех видов деятельности. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения не только иностранного языка, но и другого предмета, интересными и увлекательными.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах - выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, должно быть задействовано возможно большее количество учащихся - игра должна соответствовать возможностям учащихся. Они базируются на уже изученном, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Ученик чувствует важность своей роли в учебном процессе.

Ценность игровой деятельности в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра - проявление желания действовать.

Ролевая игра - эффективнейшее средство мотивации при изучении иностранного языка. Формы ролевой игры различны. На начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания. Для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания. На старшем и среднем этапе - имитационная игра познавательного содержания и на старшем этапе - имитационная деловая игра.

Младшие школьники с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный сюжет. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности учащихся. Особый интерес у учащихся, независимо от возраста, вызывают игры: *Поле Чудес*, *Звездный час*, *Счастливый случай*. Существуют также нестандартные уроки, творческие уроки, которые также являются активными формами обучения.

Урок-экскурсию (путешествие) можно проводить различным образом. Дать задание каждой группе, каждой предложить задание, во время этого задания группа собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Урок-диалог, урок-путешествие, урок-дискуссия, урок-диспут, *урок-наоборот* (ученик в роли учителя предлагает активное привлечение старшеклассников), урок-проблема, урок-анализ, урок поэзии, урок-мечта, урок-исследование, урок-аукцион, урок - пресс-конференция и другие. Урок - пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или обсуждения интересной проблемы. Он готовится заранее. Урок-расследование является своеобразной профессиональной ориентацией на юридическую профессию. Урок-проект интересен по своей подготовке и проведению. Выполнение проектных заданий позволяет видеть практическую пользу от изучения), вследствие чего является повышение интереса к этому предмету.

Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе образовательного процесса.

В процессе реализации активных форм акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:

- эффективное взаимодействие учителя и ученика;

- создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- максимальное использование личностного опыта ученика;

- опора на групповой опыт;

- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни.

Для определения эффективности процесса обучения можно использовать:

- тестирование;

- анкетирование;

- систему контрольных срезов;

- самооценку.

О результативности и преимуществах использования активных форм можно судить по развитию у обучаемых:

- надпредметных умений, таких как работа в коллективе;

- мотивацию к обучению;

- самооценки;

- осознание своей роли.

Результатами реализации системы использования активных форм обучения, можно считать следующее:

- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

- целостная взаимосвязанная система упражнений форм, приемов.

Подводя итог, нужно отметить, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.


10

© 2010-2022