Урок биологии по теме «Лист. Строение и функции. Виды листьев» в 6 классе

Цель урока: познакомить учащихся с особен­ностями  внешнего строения листа, видами листьев. Задачи урока: ·        изучить строение и разнообразие листьев; ·        научить распознавать листья по форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле; ·        научить различать простые и сложные листья; ·        развивать мышление, речь, познавательные интересы; ·        воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе. Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, таблицы, презентация, интерактивная доска. Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, таблицы, презентация, интерактивная доска. Лист — это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функциифотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания (1 слайд). Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа на примере листьев березы и рябины (раздать гербарии листьев березы и рябины). Лист — это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функциифотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания (1 слайд). Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа на примере листьев березы и рябины (раздать гербарии листьев березы и рябины).  
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии

по теме «Лист. Строение и функции. Виды листьев» в 6 классе

(программа Н.И.Сонина)

Петрусева Галина Игорьевна,

учитель биологии

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Таежно-Михайловская основная

общеобразовательная школа»

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа, видами листьев.

Задачи урока:

  • изучить строение и разнообразие листьев;

  • научить распознавать листья по форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле;

  • научить различать простые и сложные листья;

  • развивать мышление, речь, познавательные интересы;

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе.

Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, таблицы, презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

I. Рассказ учителя с элементами беседы.

Лист - это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функции фотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания (1 слайд). Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа на примере листьев березы и рябины (раздать гербарии листьев березы и рябины).

Строение листа. Простые и сложные листья

Каждый лист имеет достаточно сложное строение. Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой (слайд 2). От листовой пластинки у большинства растений отходит черешок. Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей. Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа. У основания листа некоторых растений, плотно прижавшись с двух сторон к черешку, располагаются два маленьких листочка. Это тоже часть листа. Такие выросты у основания листа называются прилистниками. Они могут иметь очень разнообразную форму и окраску.

Форма пластинок листа

- Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают.)

- Назвать форму листьев помогут вам три подсказки: яйцо, линейка и круг. Соотнесите подсказки к соответствующим листьям. (Дети называют соответствия).

Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме листовых пластинок. Форма листа кувшинки называется округлой, а у гладиолуса - линейной, форма листьев жасмина - яйцевидная. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловидные, сердцевидные, продолговатые и др. (слайд 4).

Форма края листовых пластинок

- Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают.)

Форма края листовых пластинок листьев разных растений может быть как цельной, так и изрезанной. Например, у листьев кофейного дерева край ровный. У листьев крапивы край листовых пластинок имеет листовые зазубринки, напоминающие зубья у пилы. Поэтому он и называется пильчатым. А вот у листьев лугового растения манжетки край листа зубчатый. В отличие от пильчатого края зубчики не скошены, а похожи на равнобедренные треугольники (слайд 4).

Сидячие и черешковые листья

- Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают: «..о способах прикрепления листьев к стеблю»)

По наличию или отсутствию черешка у листьев существуют разные способы прикрепления к стеблю (слайд 3). Может, вам приходилось видеть, что у некоторых растений листовая пластинка «сидит» на стебле без всякого черешка. Такие листья называют сидячими, а те, у которых есть черешок, - черешковыми.

- Вспомните, листья каких растений не имеют черешков? (Ответы детей)

Простые листья

- Какими бывают простые листья? Посмотрите, например, на лист монстеры. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (Дети отвечают.)

Он состоит из одной листовой пластинки, соответственно является простым. Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки) (слайд 4).

Если листовая пластинка рассечена не более чем на 1/4 ширины, такой лист называют лопастным. Если листовая пластинка рассечена на 1/3, такой лист называют раздельным. Если же рассечение достигает главной жилки листа, такой лист называют рассеченным. Но и количество рассечений на одном листе может быть различным. Если лист рассечен на три части, такой лист называют тройчато-, если на пять частей - пальчато-, если на большое количество частей - перисто- (лопастным, раздельным, рассеченным). Давайте попробуем назвать простые листья, используя эти подсказки.

Сложные листья

Листовые пластинки могут быть очень разнообразны по величине, по форме, структуре и многим другим признакам, поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках. Сравним сложный лист рябины со сложным листом люпина и клевера. (Дети называют соответствия)

У рябины листовые пластинки расположились в два ряда по обе стороны черешка. Правда, это напоминает перышко? Такой лист называется перистосложным. А у листа люпина листовые пластинки прикреплены как бы в одной точке на верхушке черешка. Они очень похожи на растопыренные пальчики. Поэтому такой лист называют пальчатосложным. Если у люпина в сложном листе листовых пластинок много, то у клевера их всего три. Такой лист получил название тройчатосложный (слайд 4).

Закрепление материала.


  1. ТЕСТ

1) Листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются по спирали, называется:

а) супротивное б) очередное в) мутовчатое

2) Лист осуществляет следующие функции:

а) фотосинтез б) испарение и фотосинтез

в) фотосинтез, газообмен и испарение воды

3) Листорасположение, при котором листья развиваются по три и более в узле, называется:

а) супротивное б) очередное в) мутовчатое

4) Листья, состоящие из одной пластинки, называют:

а) простыми б) сложными в) простыми и сложными

5) Листорасположение, при котором листья растут по два в узле друг

Против друга, называется:

а) супротивное б) очередное в) мутовчатое

Домашнее задание.


© 2010-2022