Интеллектуальная экологическая игра Знатоки природы (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная экологическая игра Знатоки природы (5 класс)Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Цель:

Активизировать познавательную деятельность воспитанников в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Ход игры

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на экологической игре «Знатоки природы». Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков природы родного края.

В сегодняшней игре принимают участие 3 команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

Первый тур " Наши пернатые"

Ведущий:

Первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса. Время на обдумывание - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда болельщиков. Только болельщики не должны выкрикивать с места, а поднять руку.

Задания и ответы первого тура

1.Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

2.Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

3.Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

4.Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев.(Кедровка)

5.Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

6.Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)

Второй тур " Животные"

Ведущий:

Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

2. Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, - умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнёзд - для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. И это не роскошь, - устраивая частые "новоселья", зверёк спасается от паразитов. (Речь идёт о белке.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300-400кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами.(Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт - попирует? Муравейник - находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт - клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру - и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами.(Рысь.)



Третий тур "Что ты знаешь о них?"

Ведущий:

Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда соперников и тогда балл, в случае правильного ответа получает команда соперников.

Задания и ответы третьего тура

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна - светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель - теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему?(Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из - за загрязненного воздуха это происходит чаще - 1 раз в 3-4 года.)

6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Игра «Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка - выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».

Четвертый тур « Разгадай ребус»

Пятый тур "Экологический"

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1 вопрос.Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

2 вопрос. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

3 вопрос. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым на летом ,у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

Шестой тур « Нарисуй несуществующее животное» (всей командой у доски).

Седьмой тур "Гонка за лидером"

(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий.

Каждая команда отвечает на пять блиц- вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

  1. Нос птицы. (Клюв.)

  2. Птичий домик. (Гнездо.)

  3. Ночная птица. (Сова.)

  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела.)

  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)

  6. 6.Мелкая зимующая птица. (Воробей)

  7. 7.Ребенок курицы. (Цыпленок)

  8. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест.)

  9. Домашний сторож. (Собака.)

  10. Плод дуба. (Желудь.)

Вопросы 2-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога.)

  2. Самое длинноногое животное. (Жираф.)

  3. В каком слове 40 "А". (Сорока.)

  4. Из какого дерева делают спички. (Осина.)

  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)

  6. Самое большое животное. (Кит.)

  7. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)

  8. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь.)

  9. Какую ягоду не едят. (Волчью.)

  10. Дом скворца. (Скворечник.)

Вопросы 3-й команде

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж.)

  2. Самый высокий зверь. (Жираф.)

  3. Самая страшная рыба. (Акула.)

  4. Какого цвета ландыш. (Белого.)

  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла.)

  6. Где живут пингвины. (На южном полюсе.)

  7. Домашний сторож. (Собака.)

  8. Корова в детстве. (Теленок.)

  9. Что снесла курица. (Яйцо.)

  10. Где живут зебры. (В Африке.)

Ведущий:

Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. А пока жюри подсчитывает баллы, каждой команде предоставляется возможность изготовить кормушку из подручных материалов. ( коробки, пластиковые бутылки, картон и т.д).

Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение:

Подведение итогов (рефлексия):

Мы:

- узнали……

- научились….

- удивились….

- задумались….

- хотим узнать…

На самом деле, ребята, Вам предстоит еще многое узнать, ведь природа, бесконечно загадочна!!! И я желаю вам в этом успехов.







Итоговая ведомость.



Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Название тура

Балл

1.

Наши пернатые


2.

Животные + конкурс «Угадай кто я»


3.

Растения


4.

Разгадай ребус


5.

Экологический


6.

По страницам Красной книги (Нарисуй несуществующее животное)


7.

Гонка за лидером




© 2010-2022