Конспект по биологии на тему: Дыхание растений (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование урока


Класс 6

Четверть 2 Урок № 25 Предмет биология

Дата:

Тема занятия:

Дыхание растений.

Общие цели:

Ознакомить с дыханием растением, научить сравнивать 2 процесса дыхание и фотосинтез.

Задачи. Образо-вательные

изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

Развивающие:

продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»; умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитательные

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям

Ссылки, ресурсы:

карточки с тестовыми заданиями, презентация

Тип урока:

комбинированный

Методы:

Беседа, работа с учебником

Результаты обучения:

Ученик: А - Знает особенности дыхания В - Умеет сравнивать дыхание и фотосинтез С - сможет применять знания на практике

Этапы

Время

Действия учителя

Действия учеников

Орг. Момент

3 мин+3 мин

Приветствие

Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

Проверка знаний

1) Индивидуальная работа. Составить у доски схему "Фотосинтез".

2) Тест

Устно

Письменно

Взаимопроверка

Актуализация знаний -3 мин

Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака , под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было - там мышь погибла.

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Почему мышь не погибла там, где было растение?

- Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений»

Ученики определяют тему урока

Заполнение таблицы. ЗХУ.

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл)

- Третью графу заполнить в конце урока.

Изучение нового материала.

15 мин

А) Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли.)

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они "исправляют" т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

- Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

- Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха?

Схема на доске: Состав воздуха

Азот-78%
Кислород-21%
Углекислый газ - 0,03%.

Дыхание - это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.

Дыхание - это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.

Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

По такой же схеме происходит процесс дыхания и у растений.

Сравнение дыхания и фотосинтеза.

Черты процесса

Дыхание

Фотосинтез














Записывают схему процесса дыхания в тетрадь.


Группы объясняют свои таблицы. От каждой группы выступает спикер.

Вывод:

- что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

- при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

-процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для - процесса фотосинтеза необходим свет.

растение дышит через чечевички и устьица.


Закрепление

1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

1) Происходит во всех клетках.

2) Протекает только на свету.

3) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

4) Происходит в клетках с хлоропластами.

5) Протекает на свету и в темноту.

6) Органические вещества образуются.

7) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

8) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

2. Вставьте пропущенные слова

1.Растения при дыхании поглощают……….

2.Растения при дыхании выделяют……….

3.Органические вещества при дыхании…………

4.Растения дышат в …… время суток

5.Дышат …… органы растения.При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

Выполняют работу.

Взаимопроверка

Ф- 2,3,4,

Д-1,5,7,8



1- кислород

2- угл.газ

3- расходуются

4- любое

5- все, выделяется, поглощается

Рефлексия

2 мин

Предлагает ответить на вопросы на стикерах.

С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке?

Отвечают на вопросы, делают записи на стикерах.

Д/з -1мин

1. Выучить §

1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.

2.Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»

Записывают Д/з




© 2010-2022