- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для специальности СПО Охотоведение и звероводство
Рабочая программа по биологии для специальности СПО Охотоведение и звероводство
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горяева Н.П. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Г.ВЯЗЕМСКИЙ 2015
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 32.02.14 «Охотоведение и звероводство», утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 07 мая 2014 года №463
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им.Н.В.Усенко» , г. Вяземский.
Разработчик:
Горяева Н.П, преподаватель высшей квалификационной категории КГБ ПОУ «Вяземский лесхоз-техникум им.Н.В.Усенко»
Рекомендована Экспертным советом КГБ ПОУ
«Вяземский лесхоз-техникум им.Н.В.Усенко»
Заключение Экспертного совета №_____ от «____»_________20__г.
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6 - 18
-
условия реализации учебной дисциплины
19 - 20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21-22
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.14 «Охотоведение и звероводство»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Биология » входит в математический и общий естественно - научный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: стр. 45 примерной программы или ФГОС
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для условия профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, её уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В программе отображены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 175часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
117
в том числе: лекции
59
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающего(всего)
58
в том числе:
работа с учебной литературой, конспектами и электронными источниками
26
систематизация материала
6
написание реферата
6
подготовка проектов
10
оформление мультимедийных презентаций
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
Введение
1.Введение в общую биологию.
Содержание учебного материала.
Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
2
2
2
2
2
Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Лабораторные и практические занятия
2.Тест на выявление остаточных знаний за курс основной школы.
Самостоятельная работа обучающихся
Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности человека.
Раздел I . Учение о клетке
26
Тема 1.1. Химическая организация клетки
1. Неорганические вещества клетки.
Содержание учебного материала.
Химическая организация клетки Макроэлементы и микроэлементы клетки. Неорганические соединения: вода, соли. Их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки.
2.Органические вещества клетки.
Содержание учебного материала.
Белки, строение, функции. Ферменты.Углеводы. Особенности строения и функции жиров и липидов. Нуклеиновые кислоты. ДНК - химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль; генетический код, свойства кода, РНК, структура и функции.
2
2
2
2
Демонстрации Строение белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК.
3.Лабораторные и практические занятия
Семинар по теме: «Химическая организация клетки»
Самостоятельная работа обучающихся
Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Органические материи. (Работа с учебником: подготовить ответы на тестовые задания)
2
3
2
Тема1.2
Строение и функции клетки
1.Строение и жизненый цикл вирусов.
Содержание учебного материала
Две формы организации живой материи. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Разнообразие типов эукариот. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)
2. Строение клетки.
Содержание учебного материала..
Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр - пластиды, вакуоли, реснички, жгутики - строение и функции. Клеточные мембраны - строение и функции. Ядро клетки. Хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе.
2
2
2
2
Демонстрации. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена.
Лабораторные и практические занятия
3.Лабораторная работа №1 «Наблюдение и сравнение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»
3.Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений, наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках»
4.Контроль знаний по теме (тест).
1
1
2
3
2
2
Самостоятельная работа обучающихся Разнообразие типов эукариотов. (Подготовить тезисы сообщения по теме, используя дополнительные источники)
Рефераты.
Исследовательские проекты.
2
Тема 1.3
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
1.Обмен веществ и энергии в клетке
Содержание учебного материала
Обмен веществ и превращение энергии в клетке - основа ее жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен.
2.Фотосинтез
Содержание учебного материала
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Хемосинтез.
2
2
2
2
Демонстрации Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка
3.Лабораторные и практические занятия
Семинар по теме: «Клетка - единое целое»
Лабораторная работа №3 «Действие ферментов в живых клетках».
Индивидуальные задания.Рефераты. Исследовательский проект.
2
2
6
2
3
Тема 1.4
Деление клетки.
1.Механизм деления клетки. Митоз.
Содержание учебного материала
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.
2
2
Демонстрации Митоз.
2.Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень организации жизни»
Самостоятельная работа обучающихся Цитокинез. Клеточная теория старения организма. ( Сделать выборку научной информации)
2
2
2
2
Раздел 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
16
Тема 2.1
Формы размножения организмов
1.Типы размножения организмов.
Содержание учебного материала
Организм - единое целое .Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов.
Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование.
2.Мейоз.
Содержание учебного материала
Фазы мейотического деления. Кроссинговер Образование половых клеток и оплодотворение. Особенности образования и строения мужских и женских половых клеток.
3. Лабораторные и практические занятия
Семинар-практикум по теме: «Размножение организмов»
2
2
2
2
2
3
Демонстрации Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз
Самостоятельная работа обучающихся Виды бесполого размножения. (Составить схему)
Темы рефератов:
-
Неорганические соединения, входящие в состав клетки.
-
Неклеточные формы жизни - вирусы
3. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме.
4. Нарушения при их недостатке и избытке
-
Значение воды в жизни организма.
Тема2.2
Индивидуальное развитие организма.
1. Эмбриональное развитие организмов.
Содержание учебного материала
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Понятие о зародышевых листах и их производных..Первичный органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений Постэмбриональное развитие
2
2
Демонстрации Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства
2.Лабораторные и практические занятия
Лабораторная работа№5 «Дробление яйцеклетки»
Лабораторная работа№6 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.»
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся Эмбриональное развитие человека. (Составить план содержания статьи учебника, выписать ключевые слова)
2
Тема2.3.
Индивидуальное развитие человека
1.Индивидуальное развитие человека.
Содержание учебного материала
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся Теория старени (новейшие достижения науки). (Проиллюстрировать тезисы учебника конкретными примерами, используя собственные наблюдения).
Темы рефератов:
-
Влияние вредных факторов среды на развитие организмов.
-
Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на эмбриональное развитие человека.
-
Теория старения.
4. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Исследовательские проекты.
2
Лабораторные и практические занятия
2.Контрольная работа «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
2
2
Раздел 3 Основы генетики и селекции
18
Тема 3.1
Основные закономерности наследственности
1. Генетика. Законы Менделя.
Содержание учебного материала
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание 2.Хромосомная теория наследственности.
Содержание учебного материала
Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
2
2
2
2
Демонстрации Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Наследственные болезни человека.
3.Лабораторные и практические занятия
Лабораторная работа №7Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Лабораторная работа№8 «Решение генетических задач»
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся Полное и неполное сцепление генов;
расстояние между генами расположенных в одной хромосоме.
Взаимодействие аллейных и неаллейных генов в определении признаков. (Составить глоссарий основных научных понятий по теме)
4
Тема3.2 Основные закономерности изменчивости
Тема3.3 Селекция животных, растений, микроорганизмов
1. Мутационная изменчивость.
Содержание учебного материала
Генотипическая изменчивость - мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причины возникновения, классификация, степени чистоты возникновения.
2.Модификационная изменчивость.
Фенотипическая изменчивость Влияние внешней среды и производственных условий на чистоту мутаций у человека.Генетика человека
2
2
2
2
Демонстрации Мутации. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
3.Лабораторные и практические занятия
Лабораторная работа №9 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
2
3
1.Селекция. Учение Н.И. Вавилова.
Содержание учебного материала
Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
2.Селекция растений, животных и микроорганизмов.
Содержание учебного материала
Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Исследовательские проекты.
2
2
2
2
Демонстрации Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация
Самостоятельная работа обучающихся Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Составить таблицу).
Некоторые вопросы селекции микроорганизмов. ( Подготовить краткое сообщение).
Темы рефератов:
-
Г Мендель- князь генетики.
-
История развития генетики.
-
История развития генетики в России.
-
Генетика и проблемы человека.
-
Н.И. Вавилов.
-
Драматические страницы в истории развития генетики
-
Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутации человека.
-
Значение генетики для медицины.
-
Значение современной селекции.
-
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении
-
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Исследовательские проекты.
2
Раздел 4 Эволюционное учение
14
Тема 4.1
Теория эволюции.
История создания эволюционной теории.
Содержание учебного материала
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе, естественный отбор, борьбе за существование Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира
2
2
Самостоятельная работа обучающихся Развитие биологии в додарвиновский период. (Составить план-конспект по теме)
Рефераты.
2
Тема 4.2 Микроэволюция.
1.Микроэволюция
Содержание учебного материала
Концепция вида. Эволюционная роль мутаций. Генетическая стабильность популяций \Понятие микроэволюции. Формы естественного отбора. Приспособленность, результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Репродуктивная изоляция - важнейшее условие существование вида. Современное представление о видообразовании. Работа С.С. Четверикова и И.И. Щмальгаузена. Волны жизни.
2
2
Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Лабораторные и практические занятия
2.Лабораторная работа№10 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»
3.Лабораторная рабоиа№11 « Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
2
2
3
3
Самостоятельная работа обучающихся Некоторые формы приспособленности.( Проиллюстрировать тезисы материалов учебника примерами, составить таблицу)
Рефераты.
Исследовательские проекты.
2
2
Тема4.3 Макроэволюция
1.Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
2.Доказательства эволюции.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. .Доказательства эволюции
2
2
3
2
Самостоятельная работа обучающихся Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства
Темы рефератов:
1. К. Линней - князь ботаники.
2. Жан Батист Ламарк.
3. Додарвиновские представления о происхождении и развитии жизни на Земле.
4. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
5. Развитие жизни на Земле.
6. Антропогенез.
7. Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных
Информационный проект.
2
Лабораторные и практические занятия
3.Контрольная работа по теме:
«Эволюционное учение»
2
2
Раздел5 История развития жизни на Земле
10
Тема 5.1Гипотезы происхождения жизни
Теории происхождения жизни.
Содержание учебного материала Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, эксперименты Л.Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни; теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни.(Ознакомиться с опорным материалом темы по учебнику, дополнительным источникам. Подготовить рефераты, доклады.)
Темы рефератов:
Мифологические представления о происхождении жизни
2. Теория вечности жизни
3. Современные представления о происхождении жизни на Земле
4 Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру
5 Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..
6 Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле.
Информационные проекты.
2
Тема 5.2 Развитие органического мира
Эволюция живых организмов.
Содержание учебного материала
Доказательства эволюции органического мира. Подразделение истории Земли на эры и периоды. Геологические и климатические изменения. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов - цианий. Появлении гаплоидных организмов - микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. .Появление эукариот и разделение функций у первых
колониальных многоклеточных организмов. Пути эволюции этих преобразований.Эволюцию растений от папоротникообразных до покрытосеменных. Эволюцию животных от земноводных до современных млекопитающих.
2
2
Демонстрации
Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Тема 5.3 Эволюция человека
1.Эволюция человека.
Содержание учебного материала
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида.
Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида
Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
2
2
Демонстрации Человеческие расы.
Самостоятельная работа обучающихся Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.( Составить план- конспект, вопросы к теме)
Лабораторные и практические занятия
2.Семинар по теме: «Эволюция человека»
3.Контрольная работа по теме: «Эволюция».
2
2
2
2
Раздел 6 Основы экологии
20
Тема 6.1. Основы экологии
1.Экология. Факторы. Законы экологии.
Содержание учебного материала
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
2.Экология сообществ.
.Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы
Лабораторные и практические работы
Семинар по теме: «Экология»
Лабораторная работа №12
« Сравнительное описание естественной природной системы и агроэкосистемы».
2
2
2
2
3
2
Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение
Самостоятельная работа обучающихся Сезонные изменения в живой природе. Климат и его влияние на организм. Анабиоз. (Подобрать материал из дополнительных источников к пунктам плана темы )
2
Тема6.2 Понятия о биосфере.
1.Учение о биосфере.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
2.Круговорот веществ в биосфере.
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека
2
2
3
2
Лабораторные и практические занятия
3.Лабораторная работа№13
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
4.Лабораторная работа № 14
«Решение экологических задач»
5.Лабораторная работа№15
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
2
2
2
3
3
3
Самостоятельная работа обучающихся Формы живого в природе и их промышленные аналоги. (Ознакомиться с опорным материалом по теме, проиллюстрировать его примерами из дополнительной литературы).
Темы рефератов:
1. Современное состояние и охрана атмосферы.
2. Утилизация отходов.
3. Основы рационального природопользования.
4. Кислотные дожди
5 Парниковый эффект.
6.Загрязнение гидросферы.
7. Экологические проблемы народонаселения
8. Природные заповедники Воронежской области.
9. Радиоактивное загрязнение.
10 Генная инженерия.
11. Генетически модифицированные продукты: за и против.
12. Бионика.
2
7.Контрольная работа по теме:
«Основы экологии»
2
Раздел7 Бионика
1.Бионика
Содержание учебного материала
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
2
2
Демонстрации Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Самостоятельная работа обучающихся
Формы живого в природе и их промышленные аналоги. (Ознакомиться с опорным материалом по теме, проиллюстрировать его примерами из дополнительной литературы).
Лабораторные и практические занятия
2.Защита презентаций по курсу общей биологии
3.Защита проектов по курсу общей биологии
2
2
2
3
3
Дифференцированный зачет
3
Всего
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места (по количеству обучающихся);
рабочее место преподавателя;
комплекты мобильной лаборатории по биологии;
учебный комплект пособий «Биология» :
Комплект «Печатные средства»,
Комплект «Коллекции»,
Комплект «Модели аппликации»,
Комплект «Объемные разборные модели»,
Комплект «Микропрепараты»
Комплект «Видеофильмы»:
Комплект разноуровневых карточек-заданий ко всем темам курса
Мультимедийные пособия:
Компьютерные программы по общебиологическим проблемам.
Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005
Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова Т.В. Иванова, к.б.н..
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
интерактивная видеосистема (интерактивная доска, мультимедийный проектор, акустическая система)
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1.Перечень рекомендуемых основных учебных изданий:
1. Константинов В.М. Общая биология: учеб. для студентов образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М Константинов, А.Г Резанов; под ред. / В.М Константинова.-3- изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия.», 2012.
2. Колесников С.И.Общая биология:учебное пособие/С.И.Колесников.-3-е изд.,перераб. и доп.-М.:КНОРУС,2012.(среднее профессиональное образование).
3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. М.: Академия (совместно с В.Ш.) 2012 г.
4. В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2010.
5. Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Под
ред. Д. К. Беляева и др.. М.: Просвещение, 2012 г.
3.2.2. Перечень дополнительной литературы
-
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.
-
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.
-
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.
-
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.
-
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
-
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.
Интернет-ресурсы:
1. bio.1september.ru
2. bio.nature.ru
3. edios.ru
4. km.ru/educftion
5. chemistry48.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику
повторительно-обобщающие занятия, тестирование, биологические диктанты, зачеты
уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены
-
экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и
-
передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов
-
по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Лабораторные занятия, практические работы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Защита рефератов, практические занятия, уроки-конференции, семинары, информационные проекты.