Рабочая программа по биологии для специальности СПО Охотоведение и звероводство

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по биологии для специальности СПО Охотоведение и звероводство

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ













Г.ВЯЗЕМСКИЙ 2015

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 32.02.14 «Охотоведение и звероводство», утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 07 мая 2014 года №463

Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им.Н.В.Усенко» , г. Вяземский.

Разработчик:

Горяева Н.П, преподаватель высшей квалификационной категории КГБ ПОУ «Вяземский лесхоз-техникум им.Н.В.Усенко»

Рекомендована Экспертным советом КГБ ПОУ

«Вяземский лесхоз-техникум им.Н.В.Усенко»

Заключение Экспертного совета №_____ от «____»_________20__г.


Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ

4-5



  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6 - 18

  1. условия реализации учебной дисциплины

19 - 20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

21-22


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.14 «Охотоведение и звероводство»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Биология » входит в математический и общий естественно - научный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: стр. 45 примерной программы или ФГОС

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для условия профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, её уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В программе отображены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 175часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)

117

в том числе: лекции

59

лабораторные занятия

практические занятия

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающего(всего)

58

в том числе:

работа с учебной литературой, конспектами и электронными источниками

26

систематизация материала

6

написание реферата

6

подготовка проектов

10

оформление мультимедийных презентаций

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

3


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

Введение

1.Введение в общую биологию.

Содержание учебного материала.

Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2





2

2

2





2

Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

Лабораторные и практические занятия

2.Тест на выявление остаточных знаний за курс основной школы.

Самостоятельная работа обучающихся

Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности человека.

Раздел I . Учение о клетке

26

Тема 1.1. Химическая организация клетки

1. Неорганические вещества клетки.

Содержание учебного материала.

Химическая организация клетки Макроэлементы и микроэлементы клетки. Неорганические соединения: вода, соли. Их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки.

2.Органические вещества клетки.

Содержание учебного материала.

Белки, строение, функции. Ферменты.Углеводы. Особенности строения и функции жиров и липидов. Нуклеиновые кислоты. ДНК - химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль; генетический код, свойства кода, РНК, структура и функции.

2


2

2


2

Демонстрации Строение белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК.

3.Лабораторные и практические занятия

Семинар по теме: «Химическая организация клетки»

Самостоятельная работа обучающихся

Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Органические материи. (Работа с учебником: подготовить ответы на тестовые задания)

2

3

2

Тема1.2

Строение и функции клетки

1.Строение и жизненый цикл вирусов.

Содержание учебного материала

Две формы организации живой материи. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Разнообразие типов эукариот. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2. Строение клетки.

Содержание учебного материала..

Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр - пластиды, вакуоли, реснички, жгутики - строение и функции. Клеточные мембраны - строение и функции. Ядро клетки. Хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе.

2


2

2


2

Демонстрации. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена.


Лабораторные и практические занятия

3.Лабораторная работа №1 «Наблюдение и сравнение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»

3.Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений, наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках»

4.Контроль знаний по теме (тест).

1

1

2

3

2

2

Самостоятельная работа обучающихся Разнообразие типов эукариотов. (Подготовить тезисы сообщения по теме, используя дополнительные источники)

Рефераты.

Исследовательские проекты.

2

Тема 1.3

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1.Обмен веществ и энергии в клетке

Содержание учебного материала

Обмен веществ и превращение энергии в клетке - основа ее жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен.

2.Фотосинтез

Содержание учебного материала

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Хемосинтез.

2


2

2


2

Демонстрации Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка

3.Лабораторные и практические занятия

Семинар по теме: «Клетка - единое целое»

Лабораторная работа №3 «Действие ферментов в живых клетках».

Индивидуальные задания.Рефераты. Исследовательский проект.

2

2

6

2

3

Тема 1.4

Деление клетки.

1.Механизм деления клетки. Митоз.

Содержание учебного материала

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

2

2

Демонстрации Митоз.

2.Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень организации жизни»

Самостоятельная работа обучающихся Цитокинез. Клеточная теория старения организма. ( Сделать выборку научной информации)

2

2

2

2

Раздел 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

16

Тема 2.1

Формы размножения организмов

1.Типы размножения организмов.

Содержание учебного материала

Организм - единое целое .Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов.

Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование.

2.Мейоз.

Содержание учебного материала

Фазы мейотического деления. Кроссинговер Образование половых клеток и оплодотворение. Особенности образования и строения мужских и женских половых клеток.

3. Лабораторные и практические занятия

Семинар-практикум по теме: «Размножение организмов»

2


2


2

2


2


3

Демонстрации Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз

Самостоятельная работа обучающихся Виды бесполого размножения. (Составить схему)

Темы рефератов:

  1. Неорганические соединения, входящие в состав клетки.

  2. Неклеточные формы жизни - вирусы

3. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме.

4. Нарушения при их недостатке и избытке

  1. Значение воды в жизни организма.

Тема2.2

Индивидуальное развитие организма.

1. Эмбриональное развитие организмов.

Содержание учебного материала

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Понятие о зародышевых листах и их производных..Первичный органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений Постэмбриональное развитие

2

2

Демонстрации Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства

2.Лабораторные и практические занятия

Лабораторная работа№5 «Дробление яйцеклетки»

Лабораторная работа№6 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся Эмбриональное развитие человека. (Составить план содержания статьи учебника, выписать ключевые слова)

2

Тема2.3.

Индивидуальное развитие человека

1.Индивидуальное развитие человека.

Содержание учебного материала

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся Теория старени (новейшие достижения науки). (Проиллюстрировать тезисы учебника конкретными примерами, используя собственные наблюдения).

Темы рефератов:

  1. Влияние вредных факторов среды на развитие организмов.

  2. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на эмбриональное развитие человека.

  3. Теория старения.

4. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Исследовательские проекты.


2

Лабораторные и практические занятия

2.Контрольная работа «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

2

2

Раздел 3 Основы генетики и селекции

18

Тема 3.1

Основные закономерности наследственности

1. Генетика. Законы Менделя.

Содержание учебного материала

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание 2.Хромосомная теория наследственности.

Содержание учебного материала

Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2


2

2


2

Демонстрации Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Наследственные болезни человека.

3.Лабораторные и практические занятия

Лабораторная работа №7Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Лабораторная работа№8 «Решение генетических задач»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся Полное и неполное сцепление генов;

расстояние между генами расположенных в одной хромосоме.

Взаимодействие аллейных и неаллейных генов в определении признаков. (Составить глоссарий основных научных понятий по теме)

4

Тема3.2 Основные закономерности изменчивости





Тема3.3 Селекция животных, растений, микроорганизмов

1. Мутационная изменчивость.

Содержание учебного материала

Генотипическая изменчивость - мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причины возникновения, классификация, степени чистоты возникновения.

2.Модификационная изменчивость.

Фенотипическая изменчивость Влияние внешней среды и производственных условий на чистоту мутаций у человека.Генетика человека

2


2

2


2

Демонстрации Мутации. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

3.Лабораторные и практические занятия

Лабораторная работа №9 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

2

3

1.Селекция. Учение Н.И. Вавилова.

Содержание учебного материала

Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

2.Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Содержание учебного материала

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Исследовательские проекты.

2


2

2


2

Демонстрации Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация

Самостоятельная работа обучающихся Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Составить таблицу).

Некоторые вопросы селекции микроорганизмов. ( Подготовить краткое сообщение).

Темы рефератов:

  1. Г Мендель- князь генетики.

  2. История развития генетики.

  3. История развития генетики в России.

  4. Генетика и проблемы человека.

  5. Н.И. Вавилов.

  6. Драматические страницы в истории развития генетики

  7. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутации человека.

  8. Значение генетики для медицины.

  9. Значение современной селекции.

  10. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении

  1. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Исследовательские проекты.

2


Раздел 4 Эволюционное учение

14

Тема 4.1

Теория эволюции.

История создания эволюционной теории.

Содержание учебного материала

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе, естественный отбор, борьбе за существование Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира

2

2

Самостоятельная работа обучающихся Развитие биологии в додарвиновский период. (Составить план-конспект по теме)

Рефераты.

2

Тема 4.2 Микроэволюция.

1.Микроэволюция

Содержание учебного материала

Концепция вида. Эволюционная роль мутаций. Генетическая стабильность популяций \Понятие микроэволюции. Формы естественного отбора. Приспособленность, результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Репродуктивная изоляция - важнейшее условие существование вида. Современное представление о видообразовании. Работа С.С. Четверикова и И.И. Щмальгаузена. Волны жизни.

2

2

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

Лабораторные и практические занятия

2.Лабораторная работа№10 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

3.Лабораторная рабоиа№11 « Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

2

2

3

3

Самостоятельная работа обучающихся Некоторые формы приспособленности.( Проиллюстрировать тезисы материалов учебника примерами, составить таблицу)

Рефераты.

Исследовательские проекты.

2

2

Тема4.3 Макроэволюция

1.Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

2.Доказательства эволюции.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. .Доказательства эволюции

2


2

3


2

Самостоятельная работа обучающихся Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства

Темы рефератов:

1. К. Линней - князь ботаники.

2. Жан Батист Ламарк.

3. Додарвиновские представления о происхождении и развитии жизни на Земле.

4. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

5. Развитие жизни на Земле.

6. Антропогенез.

7. Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных

Информационный проект.

2

Лабораторные и практические занятия

3.Контрольная работа по теме:

«Эволюционное учение»

2

2

Раздел5 История развития жизни на Земле

10

Тема 5.1Гипотезы происхождения жизни

Теории происхождения жизни.

Содержание учебного материала Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, эксперименты Л.Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни; теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни.(Ознакомиться с опорным материалом темы по учебнику, дополнительным источникам. Подготовить рефераты, доклады.)

Темы рефератов:

Мифологические представления о происхождении жизни

2. Теория вечности жизни

3. Современные представления о происхождении жизни на Земле

4 Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру

5 Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

6 Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле.

Информационные проекты.

2

Тема 5.2 Развитие органического мира

Эволюция живых организмов.

Содержание учебного материала

Доказательства эволюции органического мира. Подразделение истории Земли на эры и периоды. Геологические и климатические изменения. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов - цианий. Появлении гаплоидных организмов - микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. .Появление эукариот и разделение функций у первых

колониальных многоклеточных организмов. Пути эволюции этих преобразований.Эволюцию растений от папоротникообразных до покрытосеменных. Эволюцию животных от земноводных до современных млекопитающих.

2

2

Демонстрации

Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Тема 5.3 Эволюция человека

1.Эволюция человека.

Содержание учебного материала

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида

Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

2

2

Демонстрации Человеческие расы.

Самостоятельная работа обучающихся Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.( Составить план- конспект, вопросы к теме)

Лабораторные и практические занятия

2.Семинар по теме: «Эволюция человека»

3.Контрольная работа по теме: «Эволюция».



2

2


2

2

Раздел 6 Основы экологии

20

Тема 6.1. Основы экологии

1.Экология. Факторы. Законы экологии.

Содержание учебного материала

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

2.Экология сообществ.

.Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы

Лабораторные и практические работы

Семинар по теме: «Экология»

Лабораторная работа №12

« Сравнительное описание естественной природной системы и агроэкосистемы».

2


2


2

2

3


2

Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение

Самостоятельная работа обучающихся Сезонные изменения в живой природе. Климат и его влияние на организм. Анабиоз. (Подобрать материал из дополнительных источников к пунктам плана темы )

2

Тема6.2 Понятия о биосфере.

1.Учение о биосфере.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2.Круговорот веществ в биосфере.

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека

2

2

3

2

Лабораторные и практические занятия

3.Лабораторная работа№13

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

4.Лабораторная работа № 14

«Решение экологических задач»

5.Лабораторная работа№15

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2

2

2

3

3

3

Самостоятельная работа обучающихся Формы живого в природе и их промышленные аналоги. (Ознакомиться с опорным материалом по теме, проиллюстрировать его примерами из дополнительной литературы).

Темы рефератов:

1. Современное состояние и охрана атмосферы.

2. Утилизация отходов.

3. Основы рационального природопользования.

4. Кислотные дожди

5 Парниковый эффект.

6.Загрязнение гидросферы.

7. Экологические проблемы народонаселения

8. Природные заповедники Воронежской области.

9. Радиоактивное загрязнение.

10 Генная инженерия.

11. Генетически модифицированные продукты: за и против.

12. Бионика.

2

7.Контрольная работа по теме:

«Основы экологии»

2

Раздел7 Бионика

1.Бионика

Содержание учебного материала

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

2

Демонстрации Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Самостоятельная работа обучающихся

Формы живого в природе и их промышленные аналоги. (Ознакомиться с опорным материалом по теме, проиллюстрировать его примерами из дополнительной литературы).

Лабораторные и практические занятия

2.Защита презентаций по курсу общей биологии

3.Защита проектов по курсу общей биологии

2


2

2


3

3

Дифференцированный зачет

3

Всего

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места (по количеству обучающихся);

рабочее место преподавателя;

комплекты мобильной лаборатории по биологии;

учебный комплект пособий «Биология» :

Комплект «Печатные средства»,

Комплект «Коллекции»,

Комплект «Модели аппликации»,

Комплект «Объемные разборные модели»,

Комплект «Микропрепараты»

Комплект «Видеофильмы»:
Комплект разноуровневых карточек-заданий ко всем темам курса

Мультимедийные пособия:

Компьютерные программы по общебиологическим проблемам.

Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005

Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова Т.В. Иванова, к.б.н..

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

интерактивная видеосистема (интерактивная доска, мультимедийный проектор, акустическая система)


3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1.Перечень рекомендуемых основных учебных изданий:

1. Константинов В.М. Общая биология: учеб. для студентов образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М Константинов, А.Г Резанов; под ред. / В.М Константинова.-3- изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия.», 2012.

2. Колесников С.И.Общая биология:учебное пособие/С.И.Колесников.-3-е изд.,перераб. и доп.-М.:КНОРУС,2012.(среднее профессиональное образование).

3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. М.: Академия (совместно с В.Ш.) 2012 г.

4. В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2010.

5. Общая биология: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Под

ред. Д. К. Беляева и др.. М.: Просвещение, 2012 г.

3.2.2. Перечень дополнительной литературы

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.


  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.

  2. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  4. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  5. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003.

  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.

Интернет-ресурсы:

1. bio.1september.ru

2. bio.nature.ru

3. edios.ru

4. km.ru/educftion

5. chemistry48.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику


повторительно-обобщающие занятия, тестирование, биологические диктанты, зачеты



















уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены

  • экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и

  • передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов

  • по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;



Лабораторные занятия, практические работы



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Защита рефератов, практические занятия, уроки-конференции, семинары, информационные проекты.


© 2010-2022