Календарно-тематическое планирование 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

директор зам. директора по УВР на заседании МО

________________ ______________________ _____________________

« »___________2015 « »_______________2015 « »_________________2015

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет биология

Класс 5 учитель Синельникова Ольга Витальевна

Количество часов в год 35 ; в неделю 1.

Плановых контрольных уроков___4__; лабораторных работ 5. ; административных контрольных уроков______.

Планирование составлено на основе примерных программ по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект М.: Просвещение 2011г, программы стандартов второго поколения, рекомендациям

Учебник Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. под редакцией Пономаревой И.Н. Биология изд «Вентана-Граф» 2012г

«Дополнительная литература:

  1. В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова Занимательная ботаника. М.: «Аст-Пресс» 1998г.

  2. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Тайны природы. За страницами учебника. М. : «Вентана- Граф»2001г.

  3. Л.Колвин, Э.Спирэр Живой мир. Энциклопедия. М.:»Просвещение» 1997г.

  4. М.Х. Левитман. Экология - предмет: интересно или нет? Союз. Санкт-Петербург, 1998г.

  5. А.Х.Ахмалишева. Естествознание (в таблицах и схемах) «Лист» М. 1998г.

Календарно-тематическое планирование.

дата

урока

Тема раздела, учебного занятия

Кол-во часов

содержание

Планируемые результаты

Виды УУД.

Средства обучения

Объект и инструмента

рий

личностные

метапредметные

предметные

самооценки

Оценки учителя

9ч Тема 1. Биология - наука о живом мире.

1

1.Биология-

наука о живой природе. §1

1

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы - важная часть природы. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе - биология

Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.

Формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения.

Знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Таблицы, иллюстрации, живые объекты, ЭОР / Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

значение биологии презентация youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k

+

+

2

2.Свойство живого. §2

1

Способствовать актуализации знаний об отличии живых тел от тел неживой природы, признаках живого. Организм - единица живой природы. Органы организма, их функции, согласованность работы органов.

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки, фотографии, ЭОР.

3

3.Методы изучения природы. §29(Сообщения о Левенгуке)

1

Знакомство школьников с общими методами изучения природы. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования

Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.

Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР

Измерительные приборы

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm

Наблюдение за прорастанием фасоли

Интерактивное задание

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_02_02_02.swf

4

4.Устройство увеличительных приборов.

Лаб.раб №1

§3.

1

Актуализация знаний о необходимости использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Формирование навыков работы с микроскопом.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблицы мякоть арбуза, плоды томатов.

Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа school-collection.edu.ru/catalog/res/37b10a47-ba51-4260-b1ba-e2321a67666c/?interface=catalog&class=48&subject=29


5

5.Строение клетки. Л./Р№2 Строение клеток кожицы чешуи лука. §4

1

Создание условий для формирования метапредметных умений осуществления исследовательской деятельности. Дальнейшее развитие навыков проведения лабораторных исследований.

Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений), анализа их особенностей и черт сходства.

Овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений.

П.Развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений.

Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Таблицы, микроскопы, лабораторное оборудование, репчатый лук, йод, элодея.

Строение растительной клетки слайд school-collection.edu.ru/catalog/res/2ddb6313-ccc7-45a1-86b5-1c8334141b5c/?interface=catalog&class=48&subject=29


6

6.Ткани. Л/р №3. «Знакомство с тканями растений и животных». §5

1

Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях.

Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов.

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/.

Таблицы, микроскопы, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа.Ткани животных организмов. Анимация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000208-1000-4ddd-74dc-550046b3269f/064.swf

Ткани растений. Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf


7

7.Химический состав клетки.

§6

1

Способствовать приобретению знаний о химических веществах клетки. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

Умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./

ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы.

Вода и минеральные соли в жизни клетки

Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf

8

8.Процессы жизнедеятельности клетки. §7

подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях.

1

Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки.

Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.

Умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.

Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.

Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный.

Приобретение и контроль знаний, самоконтроль.

Демонстрация /микропрепарат «митоз в корешках лука» или ЭОР/.

Таблицы, микроскопы, микропрепараты.

ПК, телевизор.

Деление клетки

Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf

Жизнедеятельность растительной клетки

Интерактивное задание files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7995287-0942-b22b-4993-11b2e5aa0c05/00120075919031763.htm

9

9.Великие естествоиспытатели.

Подведем итоги. С.30-32

1

Диагностика и коррекция ЗУН по теме.

Приобретение знаний о великих учёных- естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).

Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.

Контроль знаний.

+

+

11ч. Тема 2. Многообразие живых организмов.

10

1. Царства живых организмов. §8

1

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

Умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, проблемное изложение, беседа.

Приобретение и первичный контроль знаний.

Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф о ВИЧ.

Царства живой природы

Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf

Царства живой природы

Интерактивное задание files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000449-1000-4ddd-9c0f-0b0046bc4311/007.swf

11

2. Бактерии: строение и жизнедеятельность. §9 (сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике)

1

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах

Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;

Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными);

Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе.

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа. Словесный, наглядный. Приобретение знаний.

Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература.

Разнообразие бактерий

Иллюстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004cb-1000-4ddd-4b74-200046bc432d/0019.jpg

Слайд "Культура бактерий"

Иллюстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79491425-37e9-4496-8679-3b5e5bb52e4a/%5BNB6_1-1%5D_%5BPK_SL-L-17%5D.jpg

Биологические карты "Бактерии"

Интерактивное задание files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/0046_1.swf

12

3. Значение бактерий в природе и для человека. §10

1

Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.

Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.

Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления.

Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа., работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль.

Таблицы, иллюстрации, мультимедиа.

Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de57-0a01-022a-0149-e631efa1db71/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_03%5D.WMV

Значение бактерий/ Схема files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91a476d0-c245-492a-948e-36b61215d6dd/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BSH_04%5D.html

Болезнетворные бактерии человека/Видеофрагмент files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9ddfa-0a01-022a-01b1-ab1d6e4bc343/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_02%5D.WMV

+

+

13

4. Царство Растения. Отдел Цветковые и Голосеменные растения

Лаб.раб №4

«Знакомство с внешним строением растения».

§11

1

Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты.

Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.

М. Развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.

Определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами.

Работа в парах, индивидуальная. Приобретение и закрепление знаний.

Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений.

14

5. Многообразие Царства Растения. §11

1

Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы.

Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.

Умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.

Выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп.

Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль.

Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии.

Многообразие растений

Видеофрагмент files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc98133d-268f-4272-9520-f845f1e6a5d1/%5BBIO6_01-01%5D_%5BMV_01%5D.wmv

Особенности организации низших и высших растений

Иллюстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000358-1000-4ddd-2a2b-1b0046bb2fd2/0090.jpg

15

6. Царство Животные. §12

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных»

1

Способствовать приобретению знаний об особенностях животных - гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, чучела, микропрепараты, ЭОР.

Многообразие многоклеточных животных

Видеофрагмент files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e0a4-0a01-022a-00fc-cada01fab98c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_01%5D.WMV

Многообразие одноклеточных животных

Видеофрагмент files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e177-0a01-022a-01f2-428db06a715c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_02%5D.WMV

Характерные признаки животных. Иллюстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg


16

7. Грибы. §13

1

Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза

Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.

Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию.

Выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.

Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный.

Приобретение знаний.

Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень)

Строение шляпочного гриба school-collection.edu.ru/catalog/res/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=48&subject=29&rubric_id[]=79216&rubric_id[]=79143

Питание грибов. Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000346-1000-4ddd-6801-380046bb2fd1/0050.swf

Грибы интерактивное задание school-collection.edu.ru/catalog/res/a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae/?interface=catalog&class=48&subject=29

17

8. Многообразие и значение грибов.

§14

1

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при

отравлении грибами.

Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.

Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний.

фронтальная. Беседа, сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/.

микроскоп, плесневые грибы, ЭОР.

Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений Интерактивное задание

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000034f-1000-4ddd-e569-590046bb2fd1/0076.swf

Грибы - разрушители древесины/ Видеофрагмент files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9df9e-0a01-022a-0137-156605fa729e/%5BBIO6_08-54%5D_%5BMV_02%5D.WMV

Дрожжи и плесени

Текст с иллюстрациями files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4da8bf87-978e-40a9-b739-6db9a7fb864a/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_04%5D.html

Съедобные и ядовитые грибы. Текст с иллюстрациями files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878f822e-79d4-4f76-984e-079faf842f80/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_06%5D.html

18

9. Лишайники. §15

1

Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием.

Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.

Выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её.

Выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников.

Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ.

Словесный, наглядный. Приобретение знаний.

Гербарий, таблицы, ЭОР.

Строение лишайника видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/?interface=catalog&class=48&subject=29

Лишайник иллюстрация school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29

19

10. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

§ 16

1

Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.

Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе.

Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе.

Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний.

Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа.


20

11. Подведем итоги.

Стр. 73-74

1

Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология - наука о живой природе», «Многообразие живых организмов»

формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

Продемонстрировать ЗУН по темам.

Индивидуальная, фронтальная.

Контроль знаний, самоконтроль.

Тесты, карточки с заданиями.

9ч Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля.

21

1. Среды жизни планеты Земля.

§17

1

Актуализация знаний о многообразии условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности сред. Примеры организмов - обитателей этих сред жизни.

Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).

Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств.

Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения.

фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод.

ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации.

Среды жизни/Интерактивная таблица files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_3].html

Особенности организменной среды обитания

Интерактивная схема files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c959b9c-2306-473a-8517-b87bf7fd9b30/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf

22

2. Экологические

факторы среды.§18.

1

Формирование знаний о влиянии экологических факторов на организмы. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные.

Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.

Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе.

Объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе.

Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.

Таблицы, ЭОР.

Экологические факторы

Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf

Группы экологических факторов/ Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/483.swf

Факторы живой природы

Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000757-1000-4ddd-54cd-0800475d430c/491.swf

23

3. Приспо-собления организмов к жизни в природе.

§ 19

1

Актуализация знаний о влиянии среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания.

Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам.

Умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.

Выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры.

Приспособления животных к водной среде обитания

Мультимедиа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f167ab57-0805-4740-8eb0-b743d2ff5d90/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf

Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания/Мультимедиа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c65b371e-3a04-43c9-b4f3-b189191a6cee/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_02%5D.swf

Приспособления животных к почвенной среде обитания

Мультимедиа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09833e77-fb5d-458a-936a-45a66f45bd07/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_03%5D.swf

Виды адаптаций у животных

Интерактивная таблица files.school-collection.edu.ru/dlrstore/149af8e9-2e70-4c24-937b-687dec2bba19/[BIO9_09-52]_[TI_04_2].htm

Виды адаптаций у растений

Интерактивная таблица files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01428e6-e846-4096-b53e-f9386f3e4b7d/%5BBIO9_09-52%5D_%5BTI_01%5D.htm

24

4. Природные сообщества.

§ 20

1

Способствовать приобретению знаний о пищевых связях в экосистеме, круговороте веществ и превращении энергии.

Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.

Умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).

Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, ЭОР

Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/cep.swf

Детритная цепь питания

Интерактивная модель с описанием files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a6116f4-c579-3e55-d83e-d6378d4c9e88/00124995222223487.htm

Круговорот веществ в природе. Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de5f-0a01-022a-002c-54447288d10d/%5BBIO6_09-56%5D_%5BMA_02%5D.SWF

Пастбищная цепь питания дубравы

Интерактивная модель с описанием files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bba2f24-d51e-5468-900b-1ba5e9048532/00124995219864463.htm

25

5. Природные зоны России.

§21

1

Формирование понятия природной зоны. Различные типы природных зон. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.

Формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.

Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний.

Таблицы, гербарий, иллюстрации.

Интерактивная карта природных зон России files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3020b656-38f3-486c-8491-2c3c6eb4d981/%5BBIO11_03-35%5D_%5BIM_04%5D.swf

Животный мир России school-collection.edu.ru/catalog/res/52a90754-c9ac-4c69-a1a0-1246cd1810d7/?interface=catalog&class[]=48&class[]=51&subject=29

26-27

6-7. Жизнь организмов на разных материках. §22

(сообщения о жителях морей и океанов)

2

Актуализация и углубление знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках.

Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР.

Зависимость природы материков от географического положения

Интерактивная карта school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f7-1000-4ddd-80bd-4e0047fe0b69/?interface=pupil

fcior.edu.ru/card/4199/rastitelnyy-i-zhivotnyy-mir-biologicheskie-resursy-rastitelnyy-i-zhivotnyy-mir-rossii-p1.html

28

8. Жизнь организмов в морях и океанах.

§23

1

Формирование умения сопоставлять особенности строения и образа жизни со средой обитания. Условия жизни организмов в водной среде.

Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде..

Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР.

в/фильм «Мир океанов» youtube.com/watch?v=SW57QKpV6PY


29

9. Обобщение и системати-зация знаний по теме 3.

Стр. 104

1

Проверка знаний. Оценка достижений обучающихся. Коррекция ЗУН.

Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации.

Умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях.

диагностика ЗУН по теме.

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Контроль знаний.

Тесты, карточки с заданиями.

6ч. Тема 4. Человек на планете Земля

30

1.Как появился человек на Земле. §24

1

Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о

природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека.

Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.

Аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, ЭОР.

Как человек появился на Земле

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76562/?interface=pupil&class=47&subject=26

31

2.Как человек изменял природу.

§25

1

Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний.

Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации.

Распространение человека по Ойкумене.

Карта files.school-collection.edu.ru/dlrstore/226530b6-6a49-4b2a-8f42-4a55c3bd86cd/%5BBI9ZD_12-02%5D_%5BIL_03%5D.html

Влияние человека на природу. Таблица files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3da7af6b-072a-4eb3-be6b-3d867f0db414/%5BBIO9_08-49%5D_%5BPT_02%5D.html

32

3.Важность охраны живого мира планеты.

§26 (сочинение о необходимости охраны природы.)

1

Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

Умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.

Аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Экскурсия /виртуальная/

Приобретение знаний.

Мультимедиа, ЭОР

Животные Красной книги презентация youtube.com/watch?v=otIreXzFH2g

Животные, истребленные человеком

Иллюстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_06.jpg

Видеоклип Красная книга О. Газманова youtube.com/watch?v=KBA8zQ1CL8c&feature=related

youtube.com/watch?v=ORMgjL9wkoI&feature=related


33

4.Сохраним богатство живого мира.

§ 27

1

Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы.

Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

Умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Работа в группах. Проектный метод.

Проекты, мультимедиа.

ultpp.ru/kultura_priroda.html

Видеофрагмент изучения ООТ youtube.com/watch?v=KsdnEOBg0dc


34

5.Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Стр. 120

1

Диагностика ЗУН.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий.

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Проверка ЗУН за курс 5 класса.

Индивидуальная.

Тесты.

35

6. Обобщающее повторение.

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Стр. 123

1

Обобщение и коррекция ЗУН учащихся.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

Умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах. Контроль знаний.

Карточки с заданиями, вопросы.



© 2010-2022