Конспект урока по теме: соцветия

Урок для учащихся шестого класса по теме: соцветия ставит целью сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий. Одна из образовательных задач урока - это познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений. На уроке используются активные формы усвоения материала. предполагается выполнение лабораторной работы по карточкам-картинкам. Использование цифровых материалов делает урок более интересным.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: «Соцветия»

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

Развивающие: продолжить развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; продолжить развитие умений работать с рисунками и схемами, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать организованность в работе, аккуратность работы в рабочих тетрадях при выполнении лабораторной работы и работе на доске.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка изученного материала.

1. Работа с цифровыми образовательными ресурсами «Цветок, соцветие»

Задание: Определите части цветка и его главных частей

Вопросы эрудита:

1. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? («Пустоцветы» - это тычиночные цветки, в которых образуется пыльца необходимая для опыления и оплодотворения женских цветков.)

2. Для озеленения улиц в городах сажают тополь. Это дерево быстро растет и образует ветвистые кроны. Однако в начале лета люди некоторых улиц бывают недовольны тополем: с него летит пух, который попадает в глаза, нос, застревает в волосах, залетает в открытые форточки. На других улицах в это же время пуха нет, хотя тополей такого же возраста растет много. Как можно объяснить это явление? (Тополь - это двудомное растение, на одном дереве развиваются женские - пестичные цветки, из которых образуются плоды с семенами, а на другом дереве развиваются мужские (тычиночные) цветки, которые служат для опыления и плодов с семенами не образуют.)

3. Выпускницы школы Аня и Юля посадили в плодово-ягодном отделе пришкольного участка два саженца облепихи. Через несколько лет девочки пришли в школу поздравить своих учителей с новым учебным годом и увидели свои деревца. Одна облепиха была усыпана ярко-желтыми ягодами, а на другой ягод совсем не было. Расстроилась Аня. Подруга, улыбнувшись, сказала: «Не огорчайся. Без твоей облепихи и на моей ягод не было бы.» Права ли Юля? (Да, права. Так как облепиха - двудомное растение, на женском экземпляре выросли ягоды, а на мужском развиваются тычиночные цветки, которые образуют пыльцу, необходимую для опыления и оплодотворения женских цветков.)

3. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией схем соцветий и примеров растений в демонстрационном виде.

- Ребята, послушайте сказку, но не простую, а биологическую:

В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные - имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители - мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).

Запишите тему сегодняшнего урока.

Вопросы к сказке:

- О каком царстве-государстве говорилось в сказке? (Царство растений, отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.)

- Кто были жители этого царства? (Знатные жители - Цветковые растения с крупными цветками, бедные жители - Цветковые растения с мелкими цветками.)

- Кто такие гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе заморских гостей (насекомых) знатные жители царства? (Яркой окраской венчика цветка, приятным ароматом, вкусным нектаром и пыльцой.)

- Как бедные жители сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились в группы - соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых - опылителей.)

2. Работа с терминами.

Запишите что такое соцветие.

Соцветие - группа цветков, расположенные в определённом порядке.

3. Работа с раздаточными карточками.

Соотнесите тип опыления и признаки растений.

4. Работа с демонстрацией.

Простые соцветия: кисть (черёмуха, ландыш, пастушья сумка)

Колос (подорожник)

Головка (клевер, лук)

Початок (кукуруза)

Завиток (картофель, медуница)

Зонтик (вишня)

Щиток (рябина)

Сложные соцветия: Сложная кисть - метёлка (овёс, кукуруза)

Сложный колос ( рожь, пшеница)

4. Рефлексия

1. Лабораторная работа с карточками.

2. Работа с цифровыми ресурсами «Цветок, соцветия».

5. Д.з.

П. 23,24 прочитать, конспект выучить. По желанию составить загадки о соцветиях в стихах



© 2010-2022