Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Метод проектов - это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.
По доминирующей в проекте деятельности ( исследовательской, поисковой, творческой, ролевой, прикладной или практико-ориентированной, ознакомительно-ориентировочной) различают следующие виды проектов: исследовательские, игровые, практико-ориентированные, творческие.
Исследовательские проекты, например, требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Именно такие проекты больше всего нравятся учащимся. Почему? Во-первых, есть конкретно поставленная цель - учащимся нашей школы, например, захотелось узнать,чистая ли вода течет из их кранов. Во-вторых, есть возможность провести практическое исследование с этой конкретной научной целью ( мы проводили исследования на кафедре инженерной защиты окружающей среды ЛЭТИ) И, в третьих, самое главное - увидеть результаты своего труда, самостоятельно сделать выводы, а потом еще и рассказать об этом на научно-практической конференции ( мы участвовали в 4 ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Абитуриент-Студент 2013» ) Учащиеся нашей школы решили выполнить групповые проекты по исследованию питьевой и фильтрованной воды Центрального района, а также исследовать снежный покров на токсичность. Пробы воды брались непосредственно в квартирах учащихся и многим захотелось убедиться в чистоте ежедневно используемой ими воды. Во время подготовительного этапа участники проекта прочитали огромное количество научной литературы по индикации загрязнений и методам исследования воды. Оказалось, что большинство современных методов, с помощью которых делаются анализы проб воды, или излишне сложны для учеников школы и требуют сложного химического оборудования, или же связаны с различными токсическими реактивами, что совсем небезопасно для растущего организма, тем более, что в обеих инициативных группах учащихся были аллергики. Что же делать? Тут мы вспомнили про использование различных биологических объектов для определения чистоты воды - у нас на Водоканале такими биологическими индикаторами уже несколько лет «работают» два речных рака . После похода на Водоканал мы узнали, что имеет значение не только пол, возраст и место, откуда родом рак, но и тип его нервной системы: они бывают, также, как и люди, холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами. Почему же они по-разному реагируют на чистоту воды и как проводят саму индикацию? Об этом никому не говорят, даже на экскурсиях, но, видя горячий интерес учеников к проблеме, раскрыли тайну - их подвешивают с фиксированной нагрузкой! Причем в определенное время суток, в спокойном состоянии. А так как животные со сложной нервной системой реагируют на цепь воздействий, то желательно, чтобы это постоянно делал один и тот же лаборант. О таких сложностях мы и не подозревали. Помощь пришла из ЛЭТИ от ученых кафедры инженерной защиты окружающей среды - они давно используют у себя в качестве биотестеров равноресничных инфузорий, а именно - инфузорий-туфелек. После увлекательной экскурсии и рассказа о способах разведения инфузорий как тест-объектов, все учащиеся в них буквально влюбились и начали увлеченно с ними работать. Даже питательную среду для инфузорий по сложному «рецепту» готовили сами, не смотря на то, что это было необязательным условием опыта. Так начался второй этап исследовательского проекта - опытно-экспериментальный. В каждой группе мы разделили роли: подготовка питательной среды для роста инфузорий, подсчет с помощью импульсного фотометра, занесение данных в таблицы и подсчет полученных результатов. И каждый день находили в научно-исследовательской литературе новые интересные факты о наших подопечных. Сложная исследовательская работа настолько увлекла учащихся, что они были готовы ездить на кафедру чаще запланированного, чтобы быстрее увидеть результаты своего труда. На основе полученных результатов были сделаны выводы о степени токсичности воды Центрального района, а также о качестве работы фильтров «Аквафор».

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы над исследовательским проектом:
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция .


Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.
Учащийся, работающий над исследовательским проектом по биологии, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.
Учащийся должен овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуются умения выстраивать графики, составлять таблицы, диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, составлять коллекции различной тематики, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.
Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, промышленный объект, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.
Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.
Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые зачастую носят чисто реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.
В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.
В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.
Многие учителя представляют использование проекта только как способ развлечь учащихся, как задание в конце учебной темы или как дополнение к заданию, лекции или тесту. Тем не менее, в проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.


© 2010-2022