Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Софиевская средняя общеобразовательная школа»

Пономаревского района

Оренбургской области



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________ Бундина Е.Н.

«____»____________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___________ Климова Н.Г.

«____»____________2015 г.












Рабочая программа

по биологии

6 класс



на 2015-2016 учебный год





Составитель: учитель биологии

Гребенщикова Мария Николаевна






с. Софиевка 2015


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. -256c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель программы: изучение основных групп организмов, их строение и жизнедеятельность.

Задачи программы:

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности растений и животных, познакомиться с важнейшими биологическими процессами, происходящими в клетках;

  • сформировать умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;

  • развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;

  • осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного со­держания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обуче­ния, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера­ция лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уро­ков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой орга­низм» - М.: Дрофа, 2012. -80с.





Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

основные биологические и экологические понятия,

иметь представление о биологии как науке,

о клетке как единице живого,

о способах питания и дыхания животных и растений,

о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

Общие признаки живого организма;

Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

причины и результаты эволюции;

примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

Деление клетки;

Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

Обмен веществ и превращение энергии;

Особенности питания растительных организмов;

Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

Клетки, органы и системы органов растений;

Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

Поведения в природе;

Здорового образа жизни человека;

Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

Использовать рисунки;

Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Межпредметные связи

Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.
























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем


Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

1.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

10


1.1.

Основные свойства живых организмов

1


1.2.

Химический состав клетки



1.3.

Строение растительной и животной клеток

2

Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

1.4.

Ткани растений и животных

2

Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»

1.5.

Органы и системы органов

4

Лабораторная работа №3 «Изучение органов цветкового растения»

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов и систем органов у животных»

1.6.

Растения и животные как целостные организмы

1


2.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

22


2.1.

Питание и пищеварение

4


2.2.

Дыхание

2


2.3.

Передвижение веществ в организме

2

Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

2.4.

Выделение

2


2.5

Опорные системы

2


2.6.

Движение

2

Лабораторная работа «Движение дождевого червя»

2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности

3


2.8.

Размножение

3

Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

2.9.

Рост и развитие

2

Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых»

3.

Раздел 3. Организм и среда

2


3.1.

Среда обитания.

Факторы среды

1


3.2.

Природные сообщества

1






ИТОГО


34


8

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ п\п (раздел, кол-во часов)

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата

по плану

по факту

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

1

Основные свойства живых организмов.

Вводный урок.

Рабочая тетрадь, №1,4,5,6. Самостоятельная работа

Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках инфор­мацию о признаках живых ор­ганизмов.

стр. 6-17



2

Химический состав клетки.

Комбинированный урок.

Рабочая тетрадь, №8.

Называть:неорганические вещества, их

роль в жизнедеятельности

клетки;органические вещества, их

роль в жизнедеятельности

клетки.

стр.10 -11



2

Клетка - элементарная частица живого

Комбинированный урок.

Рабочая тетрадь, №12. Самостоятельная работа

Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описы­вать на таблицах основные части и органоиды клетки.

стр. 18, 22-23, 25-28



3

Строение и функции органоидов клетки.

Комбинированный урок

Ла­бораторная рабо­та

«Строение клеток» живых организмов»

Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описы­вать на таблицах основные части и органоиды клеток. Сравнивать клетки расти­тельного и животного орга­низмов и делать выводы на основе сравнения.

стр.18-24



4

Ткани растений

Комбинированный урок.

Ла­бораторная рабо­та

«Ткани растений»

Называть:

•типы тканей растений; •функции тканей растений. Различать типы тканей рас­тений.

стр. 29-31



5

Ткани животных

Комбинированный урок.

Ла­бораторная рабо­та

«Ткани животных»

Называть:

•типы тканей животных; •функции тканей животных. Различать типы тканей жи­вотных.

стр. 32-35



6

Строение корня

Комбинированный урок

Ла­бораторная рабо­та

«Изучение органов цветкового растения»

Называть:

•органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем. Распознавать и описы­вать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. Изучать биологические объекты - органы цветко­вых растений.

стр. 36-39



7

Строение и значение побега.

Комбинированный урок.

Ла­бораторная рабо­та «Изучение органов растения»


Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описы­вать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.

Распознавать и описы­вать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.


стр. 40-43



8

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Комбинированный урок.

Ла­бораторная рабо­та «Изучение органов цветкового растения»

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры мно­гообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размноже­ния. Распознавать и описы­вать на таблицах органы цветкового растения.

стр. 44-49



9

Системы органов жи­вотного.

Комбинированный урок.

Ла­бораторная рабо­та «Распозна­вание органов и систем органов у животных».

Называть:

•органы и системы органов

животных;

•функции органов и систем

органов животных. Распознавать и описы­вать на таблицах органы и системы органов животных.

стр. 50-55



10

Организм как единое целое.

Урок обобщения и систематизации знаний

Рабочая тетрадь, №46. Самостоятельная работа

Называть особенности строения и функции много­клеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм -единое целое.

стр. 56-60



РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (23 часа)

11

Особенности питания растительного орга­низма.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность биоло­гических процессов: почвен­ного питания. Объяснять значение поч­венного питания в жизни рас­тения. Называть органы почвенно­го питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых Характеризовать роль кор­ня в почвенном питании рас­тения. Находить в тексте учебника и других источниках инфор­мацию о почвенном питании растений. Использовать приобре­тенные знания и умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 62, 66



12

Фотосинтез и его зна­чение в жизни расте­ний.

Комбинированный урок.

Ла­бораторная рабо­та «Выявление роли света и воды в жизни растений»

Описывать сущность биоло­гических процессов: воздуш­ного питания растений - фо­тосинтеза. Объяснять:

•значение воздушного пита­ния в жизни растения; •значение фотосинтеза для жизни на Земле. Называть органы воздушно­го питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

стр. 62-63



13

Особенности питания животных


Комбинированный урок.


Рабочая тетрадь, №49. Самостоятельная работа

Описывать сущность биоло­гических процессов: питания животных. Называть органы пищева­рительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры жи­вотных: травоядных, хищни­ков, трупоедов; симбионтов, паразитов.

стр. 64-65, 67-68



14

Пищеварение и его значение.

Комбинированный урок.


Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность биоло­гических процессов: питание животных - пищеварение. Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

стр. 70-72



15

Дыхание у растений

Комбинированный урок.

Сообщения уча­щихся.

Описывать сущность биоло­гических процессов: дыхания. Характеризовать: «особен­ности дыхания растений; •роль органов растений в про­цессе дыхания. Находить в тексте учебника и других источниках инфор­мацию о дыхании растений.

стр.73



16

Дыхание у животных

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность биоло­гических nрoueccoв дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать:

•особенности дыхания живот­ных;

•роль дыхания в жизни жи­вотных. Находить в тексте учебника и других источниках инфор­мацию о дыхании животных.

стр. 74-77• ■



17

Передвижение ве­ществ в растении.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность про­цесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особен­ности перемещения воды, минеральных веществ и орга­нических веществ в растени­ях. Использовать приобре­тенные знания и умения

для выращивания домашних животных, ухода за ними.

стр. 78-79, 82



18

Передвижение ве­ществ в животном ор­ганизме.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность про­цесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть:

•органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах;

•функции органов кровенос­ной системы;

•состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем. Приводить примеры жи­вотных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особен­ности транспорта веществ у животных.

стр. 80-83



19

Выделение у расте­ний, грибов и живот­ных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность про­цесса выделения у живых ор­ганизмов, его значение, Называть:

•органы выделения растений; •органы выделения у различ­ных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать: «особен­ности процесса выделения у растений;

•особенности процесса выде­ления у животных.

стр. 84-90



20

Обмен веществ у рас­тений и животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность про­цесса обмена веществ у живых организмов, его значе­ние Называть:

•органы, участвующие в об­мене веществ у растений; •органы, участвующие в об­мене веществ у животных. Характеризовать: «особен­ности обмена веществ у рас­тений;

•особенности обмена ве­ществ у разных животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и де­лать выводы на основе сравнения.

стр. 91-96



21

Опорные системы растений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать строение и раз­нообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Называть:

•значение опорных систем в жизни растений

стр. 97-102



22

Опорные системы животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Называть:

•значение опорных систем в и животных;

•типы скелетов у животных. Приводить примеры жи­вотных с разными типами скелетов. Распознавать и описы­вать на таблицах (рисун­ках) части внутреннего скеле­та. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

стр. 97-102



23

Движение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Называть:

•роль движения в жизни рас­тений и животных; •способы передвижения жи­вотных.

стр. 103-113



24

Движение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Распознавать и описы­вать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры жи­вотных с разными способами передвиж Сравнивать движение рас­тений и передвижения живот­ных и делать вывод на ос­нове сравнения.ения. Наблюдать за поведением животных.

стр. 103-113



25

Регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение по­нятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описы­вать на таблице основные отделы и органы нервной сис­темы. Называть:

•системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельно­сти у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы;

•типы нервных систем у жи­вотных.

стр. 114-119, 124-126



26

Эндокринная система живот­ных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Называть:

•органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизне­деятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельно­сти позвоночных. Наблюдать за поведением животных.

стр. 120-121



27

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность регу­ляции процессов жизнедея­тельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизне­деятельности растений. Наблюдать за ростом и раз­витием растений. Использовать приобре­тенные знания и умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 122-123



28

Размножение, его ви­ды. Бесполое раз­множение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение по­нятиям размножение, веге­тативные органы. Называть:

•значение размножения; . •виды размножения; •формы бесполого размно­жения у растений и животных; •органы вегетативного раз­множения растений. Приводить примеры орга­низмов, для которых харак­терно бесполое размножение. Описывать сущность беспо­лого размножения растений.

стр. 127-132



29

Половое размножение животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение по­нятиям: размножение, га­мета, оплодотворение, зи­гота. Описывать сущность поло­вого размножения. Называть:

•значение полового размно­жения;

•органы полового размноже­ния животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки. Объяснять преимущества по­лового размножения организмов по сравнению с бесполым.

стр. 133-138



30

Половое размножение растений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение по­нятиям: размножение, опы­ление, самоопыление, опло­дотворение.- Называть:

•значение полового размно­жения;

•органы полового размноже­ния растений и узнавать их на рисунках (таблицах). Описывать:

•строение цветка как органа полового размножения; •сущность полового размно­жения у растений (двойного оплодотворения). Использовать приобре­тенные знания и умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 139-144



31

Рост и развитие рас­тений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение поня­тию индивидуальное разви­тие. Распознавать и описы­вать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. Называть:

•роль семян и плодов в жизни растения;

•условия среды, необходи­мые для формирования и прорастания семян; •способы распространения семян. Наблюдать за ростом и раз­витием растений Использовать приобре­тенные знания и умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 145-149



32

Рост и развитие жи­вотных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Приводить примеры жи­вотных с разным типом по­стэмбрионального развития. Называть:

•этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эм­брионального и постэмбрио­нального развития животных. Наблюдать за ростом и раз­витием животных. Использовать приобре­тенные знания и умения

для выращивания домашних животных

стр. 150-154



33

Среда обитания орга­низмов. Факторы сре­ды.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение по­нятиям среда обитания, экология, экологические факторы. Называть:

•виды экологических факто­ров;

•типы взаимоотношений ор­ганизмов. Приводить примеры:

•факторов неживой природы, их влияния на живые орга­низмы;

•взаимосвязей живых орга­низмов;

•приспособлений организмов к действию экологических факторов.

стр. 158-167



34

Природные сообщест­ва.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение по­нятиям природное сообще­ство, экосистема, цепи пи­тания. Называть три группы орга­низмов в экосистеме. Приводить примеры:

•природных сообществ; •продуцентов, консументов, редуцентов

Объяснять взаимосвязь ор­ганизмов и окружающей среды.

Проводить самостоятель­ный поиск информации (в учебнике, в других источни­ках) о состоянии природных сообществ.

Анализировать и оцени­вать: «последствия деятель­ности человека в экосисте­мах;

•влияние собственных по­ступков на живые организмы и экосистемы.



































Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

применительно к различным формам контроля знаний


Критерии и нормы устного ответа по биологии

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Отметка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

5. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Список используемой литературы


  1. Учебник Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с;

  2. Методические пособия для учителя:

1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина

«Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-
11 классы. - М.: Дрофа, 2008. - 138 с;

3) Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа,
2006;

4) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006. -218с;

5) И.Л.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;

3. Литература для учащихся:

1) Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» I класс. - М.: Дрофа, 2012, 80с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамка: требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр.


Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (10 часов)

Учащиеся должны знать, уметь: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов; типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов; распознавать органоиды клетки;

Основные свойства живых организмов (1 час)

Краткое описание раздела: Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Основные термины: клетка, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Химический состав клетки (1 час)

Краткое описание раздела: особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные термины: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Краткое описание раздела: Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Основные термины: вирус, плазматическая мембрана, оболочка, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, хлорофилл, вакуоль, клеточный центр, ядро, хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз.

Ткани растений и животных (2 часа)

Краткое описание раздела: Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Основные термины: ткань, покровная ткань, образовательная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, основная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань.

Органы и системы органов (4 часа)

Краткое описание раздела: Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Основные термины: орган, корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, корневой чехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, камбий, сердцевина, лист, цветок, лепестки, чашелистики, пестик, тычинки, пыльца, цветоложе, цветоножка, плод, околоплодник, семязачатки, семенная кожура, семя, двудольные растения, однодольные растения, вегетативные органы, репродуктивные органы.

Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Краткое описание раздела: Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

Основные термины: организм, система органов.

РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (22 часа)

Учащиеся должны знать, уметь: основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);узнавать органы и системы органов изученных организмов

Питание и пищеварение (4 часа)

Краткое описание раздела: Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Основные термины: питание, почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез, хищники.

Дыхание (2 часа)

Краткое описание раздела: Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Основные термины: дыхание, газообмен, жабры, трахеи, легкие, кожное дыхание.

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Краткое описание раздела: Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Основные термины: сосуды, ситовидные трубки, кровь, плазма, гемоглобин, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желудочек,

Выделение (2 часа)

Краткое описание раздела: Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Основные термины: нефридии, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Опорные системы (1 час)

Краткое описание раздела: Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Основные термины: скелет, мышцы, наружный скелет, внутренний скелет.

Движение (1 час)

Краткое описание раздела: Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Основные термины: движение, реснички, жгутики, хвостовой плавник, плавательные перепонки, реактивное движение.

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Краткое описание раздела: Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Рабочая программа по биологии 6 классЭндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Основные термины: нервная система, раздражимость, чувствительность, эндокринная система, головной мозг, спинной мозг, передний мозг, средний мозг, задний мозг, зрительные доли, инстинкт, большое полушарие, щитовидная железа, гипофиз, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Размножение (3 часа)

Краткое описание раздела: Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Основные термины: бесполое размножение, деление, почкование, спорообразование, спора, вегетативное размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, гермафродиты, оплодотворение, семенники, яичники, спермии, завязи, двойное оплодотворение, самоопыление.

Рост и развитие (2 часа)

Краткое описание раздела: Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Основные термины: индивидуальное развитие, проросток, непрямое развитие, прямое развитие.

РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (2 часа)

Учащиеся должны знать, уметь: характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания, составлять простейшие цепи питания;

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Краткое описание раздела: Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

Основные термины: экологические факторы, сообщество, экосистема.

Природные сообщества (1 час)

Краткое описание раздела: Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Основные термины: потребители, производитель, разрушители.


© 2010-2022