Урок по теме «Витамины»

"Описание материала: Урок посвящен изучению нового материала с применением ИКТ технологий. Данный урок включает следующие этапы: организационный момент и мотивация, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, первичное закрепление, информация о домашнем задании и рефлексия. Цель: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания. Методы и приёмы: словесный, проблемный, репродуктивный, наглядный, дедуктивный, личностная значимость ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Витамины»Муниципальное казенное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Фатеево.


Урок по биологии

для 8 класса

по теме

« Витамины»


Учитель биологии и географии

Зыкина Надежда Николаевна.



2013 г


Предмет: биология

Класс: 8 класс

Цель: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Задачи урока:

1. Образовательные.

  • формирование представления о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • ознакомление с понятиями "авитаминоз", «гипер- и гиповитаминоз» и их последствиями;

  • ориентирование учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие.

Продолжить:

  • развитие познавательного интереса к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

  • определение личностной значимости темы для каждого ученика.

3. Воспитательные.

  • формирование понимания сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.

  • указание на приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • воспитание у учащихся стремления к правильному и здоровому образу жизни

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы:

  • Словесный - индивидуальные выступления учащихся.

  • Проблемный - проблемные задачи в начале урока

  • Репродуктивный - рассказ учителя с элементами беседы.

  • Наглядный - выставка продуктов, содержащих витамины, презентация.

  • Дедуктивный - на примере изложения и исследования темы от общего к частному

  • Личностная значимость для каждого ученика.

Основные понятия:

витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, цинга, бери- бери, рахит, куриная слепота


Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  • учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Биология. Человек». Вентана - Граф. 2005г.

  • таблица «Витамины»,

  • система «Мультимедиа»,

  • компьютерная презентация «Витамины - чудесные вещества»,

  • таблицы с названием станций по выбранному маршруту и со словарными словами,

  • тесты «Витамины - чудесные вещества», «Есть ли у меня авитаминоз?»,

  • рефлексия,

  • дополнительный материал по витаминам и правильному их использованию.









































Ход урока:

Организационный момент

а) наведение порядка на рабочем месте

б) приветствие

Мотивация

Учитель: Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:

1. расслоение ногтей - покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки,

2. ослабление и выпадение волос - грешим на шампунь и стараемся подобрать лучше,

3. сухость кожи - покупаем крема

А что это такое? В чём дело?

Выслушиваю мнения учащихся

Конечно, в нехватке витаминов!

Сегодня, ребята, мы познакомимся еще с одним из видов органических веществ, которые называются витамины. (Слайд 1)

И тема нашего урока «Витамины - чудесные вещества» (запись в тетрадь)

Актуализация опорных знаний.


Учитель: Оцениваем себя на полях тетради «+»

1.Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности?

(Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли).

2.Как называется процесс превращения питательных веществ в растворимые соединения, легко всасывающиеся в кровь и лимфу? (пищеварение)

4.Где начинают перевариваться углеводы? (в ротовой полости под действием фермента слюны часть нерастворимых углеводов превращается в глюкозу)

5.Где начинается переваривание белков? (В желудке).

6.Где происходят основные процессы переваривания пищи? (В тонкой кишке).

7.Какая железа нашего тела является самой крупной? (Печень).

8.Какую роль играет желчь в процессе пищеварения? (Усиливает действие ферментов и разлагает жиры на мелкие капельки).

9.Какие процессы происходят в клетке (Пластический и энергетический обмен).

10.Какова роль энергетического и пластического обмена? (пластический обмен - рост, деление и развитие каждой клетки; энергетический - энергия для создания новых веществ

Оказывается, для нормальной работы организма, для пластического и энергетического обмена необходимы совсем в небольшом количестве, но обязательно постоянно незаменимые вещества, которые мы и будем сегодня изучать.

А что вы знаете о витаминах? (Слайд 2)

1.Откуда эскимосы получают необходимые витамины:

из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей

2.В капусте витамины лучше всего сохраняются, если ее употреблять:

в свежем виде, в замороженном, в консервированном

3.Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин С, витамин В .

4.В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве?

В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

5.Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С?

1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

Ответы (Слайд 3)

  1. Все четыре

  2. В свежем виде.

  3. Витамин Д

  4. В печени.

  5. Любой из этих продуктов.

Оценивают себя на полях тетради «5 …»

Постановка цели урока.

Итак, вы видите, что знаний у некоторых по данной теме еще не достаточно, а кто правильно ответил на все вопросы, думаю, сможет в конце урока ответить и на дополнительный вопрос к каждому из вышерасположенных заданий: ПОЧЕМУ?

Изучение нового материала:

Для этого мы с вами отправимся в путешествие и побываем на станциях «НИИ», «Фармацевт» и «Диетолог».


Станция «НИИ» (компьютерное сопровождение)

В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что, если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? (Слайд 4)

Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано - сделано, и вот уже две группы «мучеников науки»- мышей готовы к эксперименту. Опытную группу Лунин снабжал составленным по образцу коровьего молока «идеальным» коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным молоком.

Результат был неутешителен. Контрольная группа набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла.

Исследователь сделал вывод: одних белков с жирами да углеводами, по-видимому, организму недостаточно; в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни.

Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимеж Функ (1884-1967). (Слайд 5)

Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В1, или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово «витамин» придумал Функ - от латинского vita - «жизнь». (Слайд 6)

Витамины(

Вывешивается на доске как словарное слово)

Учитель: Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что недостаток любого из них приводит к каким-либо расстройствам организма. При сильной нехватке того или иного витамина наблюдается (Слайд 7)

авитаминоз

(Вывешивается на доске как словарное слово)

и развиваются тяжелые заболевания.

При незначительном недостатке витаминов, человек испытывает общее недомогание, усталость, раздражительность и потерю аппетита. Такое состояние называется

гиповитаминоз

(Вывешивается на доске как словарное слово)

Излишнее потребление витаминов тоже приводит к последствиям для организма - гипервитаминозу. (Вывешивается на доске как словарное слово) (Слайд 8)

Организм «не умеет» самостоятельно синтезировать витамины или же производит их слишком мало и поэтому должен получать в готовом виде вместе с пищей.

Станция «Фармацевт»


Учитель: Современной науке известно более 20 витаминов, мы лишь познакомимся с некоторыми из них. (Слайд 9)

Витамины обозначаются буквами латинского алфавита А, В, С, Д и т.д.

Постановка проблемы (листочки получает каждый учащийся. Каждый работает над решением своей проблемы) (Приложение 1 )(Слайд 10)

1.

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником, дополнительной литературой, заполнение пропущенных колонок в таблице по своему витамину. (Дополнительная информация в Приложении 2)

Выступления учащихся. Заполнение пропущенных колонок в таблице по мере выслушивания сообщения. (Приложение 3) (Слайды 11,12,13,14,15,16,17,18)

На отдельном столе лежат наборы продуктов питания, содержащих витамин, выбрать правильно, продемонстрировать.

Сравнивают заполненные таблицы с эталоном (Приложение 4) (Слайд 19)

Оценивают правильность выполнения задания на полях тетради(«5» ….)






Станция «Диетолог»


Выступление подготовленного заранее учащегося с главными рекомендациями сохранения витаминов в продуктах питания. Демонстрация блюд, приготовленных по правилам сохранения витаминов (Слайд 20)

(Приложение 5)


Закрепление изученного материала

Тестовая работа по группам (Приложение 6)

Ответы на задания теста (Слайд 21)

1.б 2.в 3.в 4.а 5.в 6.б 7.г 8.в 9.в 10. в

Оценки поставить на полях тетради

Информация о домашнем задании (Слайд 22)

1.Провести тестирование, подсчитать результаты, записать в тетрадь выводы к вопросу теста, обосновать ответ. (Приложение 7)

2.Искусственно синтезированные витаминные препараты продают в аптеках и почти в каждом доме они есть. Проанализируйте их состав. Выводы запишите в тетрадь.

3.Если дома нет витаминных препаратов, зайдите на медпункт и спросите:


  • Какие витамины продают в нашем аптечном киоске?

  • В каких случаях их назначают или рекомендуют?

Ответы запишите в тетрадь.

Подведение итогов.

Выставление оценок (анализируют выполнение всех заданий по ходу урока и выставляют общую оценку за урок)

Рефлексия (Приложение 8)


(Слайд 23)












Приложение 5

Как сохранить витамины


  • Не замачивать продукты на длительное время в воде, а промывать их под струей воды.


  • При обработке овощей, фруктов, грибов пользоваться нержавеющими ножами.


  • Не держать сырые плоды и овощи на солнце, свет которого разрушает витамины.


  • При очистке овощей удалять тонкий слой кожуры, потому что слой под кожурой особенно богат витаминами и солями.


  • Лучше опускать овощи в кипящую воду и варить в посуде с закрытой крышкой.


  • При варке овощи должны быть полностью покрыты водой или бульоном.


  • При варке в соленой воде овощи теряют до 70% витаминов, поэтому соль кладите, когда они будут готовы.


  • Жарьте овощи в обильном жиру.


  • Готовый суп не оставляйте с открытой крышкой.


  • Чем крупнее нарезаны овощи, тем меньшее количество витаминов они теряют при варке. Не переваривайте овощи, не допускайте их разваривания.


  • Различают водорастворимые (В и С) и жирорастворимые (А, Д) витамины. Жирорастворимые усваиваются лучше, если их употреблять вместе с жирами, например, с растительным маслом, обогащенным витамином А.

Приложение 1


1.Больная М., 13 лет, увлеклась новомодной диетой и, пытаясь похудеть, в течение месяца исключала из пищи все жиры. На прием поступила с признаками сумеречной слепоты («куриная слепота»): кожа сухая, волосы ломкие, на слизистой ротовой полости мелкие язвы.

При дефиците, какого витамина в организме возникают названные нарушения? Какие продукты питания можно рекомендовать для излечения?

2 . В Х1Х в. Русские матросы стали свидетелями странной болезни, распространенной в портах Восточного Китая и острова Ява. Больные люди еле - еле передвигали ноги. Больных буквально завязывало в узел, затем следовали паралич и смерть.

- У нас такой болезни нет, а здешний народ болеет оттого, что чёрного хлебца не ест! - говорили матросы.

Как называется это заболевание и каковы его причины?

3. Страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория»

«…Ураган настиг наш корабль как удар молнии. Синие воды Индийского океана скрылись под седой пеной, мачты ломались и падали за борт, ветер ревел как тысячи разъяренных демонов. Ещё вчера это был самый быстрый парусник. Наши трюмы полны чая нового урожая, и мы ожидали премию за срочную доставку груза в Британию. Мы совершенно потеряли ход, но трюмы и груз не пострадали от воды, вдоволь было сухарей и солонины, было даже достаточно пресной воды. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду сразила странная болезнь. Силы покидали людей, заболевший человек становился равнодушным к собственной судьбе. Любое действие требовало страшных усилий. На коже появились багровые пятна. Распухали и кровоточили дёсны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор безнадежно качал головой и называл эту болезнь научным словом «скорбут». Что это за болезнь, каковы её причины? Могли бы вы на месте доктора спасти заболевших?

4. Молодая мама не любила гулять с маленьким сыном. Она укладывала ребенка в комнате, закрывала окна занавесками, чтобы солнечный свет не проникал внутрь, а сама включала телевизор и смотрела любимый сериал. Через некоторое время бабушка заметила, что у малыша деформировалась грудная клетка, на ребрах появились утолщения, ножки стали искривляться. Бабушка настояла на том, чтобы ребенка показать врачу. Какой диагноз поставил врач и какое назначил лечение?

5 группа: Мой приятель считает, что вся сила в витамине С и для успешных занятий спортом нужно в рацион питания включать больше овощей. С вечера, начистив картошки, свеклы и репы, заливает их водой, чтобы, не теряя времени, утром приступить к варке.

Люблю наблюдать, как в старинном железном котелке бурлит вода - варятся нарезанные овощи, поднимается ароматный пар. Овощи должны хорошо развариться - при этом гибнут болезнетворные микробы, а разваренные овощи хорошо усваиваются организмом. Теперь несколько бульонных кубиков и суп готов! Согласны ли вы с этим кулинаром? Ответ объясните.

Приложение 2

Витамин А (ретинол) принимает участие в ряде окислительно - восстановительных процессов; участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту детей, благотворно влияет на состояние кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. В организм человека витамин А в готовом виде поступает лишь с продуктами животного происхождения. Наиболее богата им печень рыбы и говяжья печень, в меньшем количестве в яичных желтках. В растительных же продуктах содержится провитамин А-каротин, который, попадая в организм человека, превращается в витамин А.

Источником каротина являются овощи и зелень: морковь, абрикосы, помидоры, петрушка, зеленый лук, плоды шиповника и др. При его недостатке возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.

Витамины группы В имеют большое значение для человека. Они образуют целую группу - из 15 различных веществ. Важнейшие из них В1,В2,В6,В12.

Витамин В1 - тот самый открытый Функом тиамин. Он участвует в обмене углеводов, помогает нервам передавать импульсы к мышцам. Продолжай Функ свой опыт, еще немного - и он бы довел несчастных птичек до болезни бери-бери, которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки этой болезни - потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях. Прячется витамин В1 в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях. Бактерии кишечника тоже способны образовывать витамин тиамин.

Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Витамин В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.

Витамин В12 регулирует образование клеток крови - эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин и в обмене белков.

Витамин С (аскорбиновая кислота) регулирует обмен белков и углеводов, участвует в выведении холестерина из организма, помогая в борьбе с атеросклерозом, усиливает образование гемоглобина, повышает устойчивость к инфекциям, оказывает выраженное антитоксическое действие по отношению к ядовитым веществам. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию - цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Наиболее богатыми источниками аскорбиновой кислоты являются зеленые части растений, большинство овощей и фруктов. Особенно много витамина С в плодах шиповника, черноплодной рябине, черной смородины, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашенной капусте.

Витамин Д особенно необходим растущему организму, так как участвует в обмене кальция и фосфора. Кроме того витамин Д стимулирует правильный рост костей, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидной и половых желез. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации - рахиту. Рахит - серьезное заболевание, оно часто развивается у детей, мало бывающих на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.

Большое количество витамина Д имеется в печени морских рыб, богаты витамином и дрожжи. В качестве источника витамина Д используется и витаминизированный рыбий жир.

Приложение 7

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А - да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А - да Б - нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А - да Б - нет

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А - да Б - нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А - да Б - нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А - да Б - нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А - да Б - нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А - да Б - нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А - да Б - нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А - да Б - нет

Подсчет результатов: за каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.

1 - 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 - 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 - 8 баллов. Авитаминоз - фон вашей жизни.

9 - 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Приложение 6

Тест «Витамины - чудесные вещества»

  1. Витамины участвуют в образовании

А - гормонов

Б - ферментов

В - белков

Г - жиров

2. Много витамина С содержится в

А - семенах бобовых растений

Б - печени

В - плодах шиповника

Г - рыбьем жире

3. Много витамина Д содержится в

А - плодах шиповника

Б - капусте

В - в рыбьем жире

Г - плодах смородины

4. При недостатке витамина С развивается

А - цинга

Б - «куриная слепота»

В - расстройство деятельности нервной системы

Г - рахит

5. При недостатке витамина А развивается

А - рахит

Б - расстройство деятельности нервной системы

В - «куриная слепота»

Г - цинга

6. При недостатке витамина В развивается

А - цинга

Б - расстройство деятельности нервной системы

В - рахит

Г - «куриная слепота»

7. При недостатке витамина Д развивается

А - цинга

Б - расстройство деятельности нервной системы

В - «куриная слепота»

Г - рахит

8. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может

образоваться витамин

А - В

Б - С

В - Д

Г - А

9. Витамины

А - образуются в организме человека

Б - поступают только с пищей

В - в основном поступают только с пищей, а некоторые могут

синтезироваться в организме человека

10. Избыток в организме какого-либо витамина:

А - гиповитаминоз

В - гипервитаминоз

С- авитаминоз

Г - поливитаминоз

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. «5» - 10 баллов

«4» - 9 - 8 баллов

«3» - 7 - 6 баллов

«2» - 5 и менее баллов



Приложение 4

Название витамина

Заболевания, возникающие при авитаминозе (гиповитаминозе)

Суточная потребность (мг)

Источники витамина для организма

А

«Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста

0,9

Печень рыбы, говяжья печень, сливочное масло, морковь, помидоры абрикосы, петрушка, зеленый лук,

В

Бери - бери, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц ,сердечная недостаточность,

1,4 - 1,6

Хлеб, фрукты, пивные дрожжи, в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях

С

Цинга, кровоточивость десен, подверженность инфекциям

75

Свежие овощи, фрукты, шиповник, черная смородина черноплодной рябине, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашеной капусте.



Д

Рахит, нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях.

2,5

печень морской рыбы, витаминизированный рыбий жир. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.






Приложение 3.

Название витамина

Заболевания, возникающие при авитаминозе (гиповитаминозе)

Суточная потребность (мг)

Источники витамина для организма



А


0,9





Бери - бери, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность,


Хлеб, фрукты, пивные дрожжи, в оболочках и зародышах злаков, в отрубях





75

Свежие овощи, фрукты, квашеная капуста, шиповник, черная смородина



Д

Рахит, нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях.








Приложение 8

Рефлексия


1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / не интересным






Технологическая карта урока по теме «Витамины»

Предмет: биология

Класс: 8 класс

Цель: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Задачи урока:

1. Образовательные.

  • формирование представления о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • ознакомление с понятиями «авитаминоз», «гипер- и гиповитаминоз» и их последствиями;

  • ориентирование учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие.

Продолжить:

  • развитие познавательного интереса к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

  • определение личностной значимости темы для каждого ученика.

3. Воспитательные.

  • формирование понимания сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.

  • указание на приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • воспитание у учащихся стремления к правильному и здоровому образу жизни

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы и приёмы:

  • Словесный - индивидуальные выступления учащихся.

  • Проблемный - проблемные задачи в начале урока

  • Репродуктивный - рассказ учителя с элементами беседы.

  • Наглядный - выставка продуктов, содержащих витамины, презентация.

  • Дедуктивный - на примере изложения и исследования темы от общего к частному

  • Личностная значимость для каждого ученика.

Основные понятия:

витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, цинга, бери- бери, рахит, куриная слепота

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно - мотивационный момент

Подготовка к уроку.

Обеспечить психологическую комфортную обстановку и подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Организационный настрой на работу в ходе урока.

Готовность класса к уроку, наличие дидактического материала, включение учащихся в рабочий ритм.

Актуализация знаний и умений

Обеспечение актуализации опорных знаний и умений.

Обращение к прошлому опыту учащихся, проверка знаний по вопросам

Учащиеся активно участвуют в опросе.

Самооценка.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации цели.

Учитель предлагает ряд вопросов и указывает на недостаточные знания учащихся по теме и необходимость новых открытий


Отвечают на вопросы, сравнивают ответы с эталоном и осмысливают значимость изучения темы.

Самооценка.

Принятие учащимися цели предстоящей учебной деятельности. Готовность учащихся к познавательной деятельности на уроке.

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний

Станция «НИИ»

Рассказ учителя с элементами беседы. Учитель вводит новые понятия «витамины», «гипервитаминоз», «авитаминоз», «гиповитаминоз» Сопровождение - презентация.

Станция «Фармацевт»

Нацеливает на самостоятельную работу по решению проблемных задач в ходе работы с дополнительной литературой.

Направляет самостоятельную работу учащихся.

Заслушивает выступления учащихся, сопровождаемые слайдами презентации.








Станция «Диетолог»


Комментирует выступление, помогает в демонстрации.






Воспринимают и усваивают новый материал, знакомятся с новыми понятиями темы и записывают определения в тетрадь.




Участвуют в решении проблемных задач работают индивидуально с дополнительной литературой, заполняют таблицу, делают выводы.





Выступают с опорой на проблемную задачу, устанавливая практическую значимость темы.

Сравнивают заполненные таблицы с эталоном.

Самооценка.


Заслушивают сообщение заранее подготовленного учащегося по теме «Как сохранить витамины», демонстрирует блюда, приготовленные с максимальной сохранностью витаминов.

Первичное закрепление знаний и умений

Предлагает парную работу над тестом с последующей самооценкой результатов.

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и умениями, обеспечение их коррекции

Парная работа над тестом по изученной теме. Каждый ученик участвует в работе. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и коррекция результатов деятельности

Самооценка.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, вариативности

Воспринимают информацию о домашнем задании в соответствии с уровнем своего развития и возможностями выполнения мини исследования.

Итоги урока. Рефлексия

Самоанализ успешности достижения поставленной цели.

Анализируют и оценивают свою активность на уроке, дают оценку своих действий. Видение себя как ученика в реальных результатах


























© 2010-2022