Инновационный образовательный проект Науки юношей питают

     Представленный проект посвящён проблеме развития интеллектуальных и творческих способностей личности через исследовательскую деятельность  экосистем родного края.       Автор излагает пути и методы создания условий для формирования знаний об экосистеме своего села через урочную и внеурочную деятельность обучающихся. В проекте рассматриваются методики исследований обучающихся флоры и фауны родного края, изучение экологического состояния воды, почвы. растительного мира. Проект будет интересен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………. . 3

  1. Актуальность проекта……………………………………….…... 4

  2. Новизна проекта………………………………………………... . 7

  3. Цели и задачи проекта…………………………………….……...7

  4. Целевые группы проекта……………………………….………...7

  5. Краткое описание проекта по этапам………………….……......7

  6. Ожидаемые результаты………………………………….………. 8

  7. Механизмы реализации проекта……………………….……..... 8

  8. Формы представления результатов…………………….……….10

Список литературы……………………………………………..……... 11

Приложения……………………………………………………..…….. 12

Паспорт проекта

Наименование проекта

Науки юношей питают

Основные разработчики

проекта

Беленкова Л. Э.,

обучающиеся

Цель и задачи

проекта

Цель: Формирование знаний об экосистеме своего села через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с природой родного села.

  2. Научить простейшим методикам определения экологического состояния воды, воздуха, почвы, вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность.

  3. Сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.

Сроки и этапы

реализации

I этап (январь 2010 года) - информационно-аналитический (определение темы проекта, уточнение целей, проведение анкетирования учащихся с целью выявления элементарных эколого-биологических знаний каждого участника проекта и склонности к изучению экосистем села).

  • Планирование (постановка задач, выбор объекта исследования, подбор методик исследования, выбор критериев оценки результатов).


II этап (апрель 2010 года) - исследовательская деятельность.

III этап (сентябрь 2010 года) - работа по экологическому краеведению.

IV этап (май 2011 года) - оценка результатов (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов деятельности, коллективный самоанализ).

Перечень основных мероприятий

  • проведение экскурсий в природу родного села, описание экосистем, анализ экологического состояния основных биогеоценозов;

  • анкетирование учащихся с целью выявления элементарных эколого-биологических знаний каждого участника проекта и склонности к изучению экосистем села;

  • проведение исследований на уроках биологии в 6 - 8 классах;

  • проведение экологических акций.

Исполнители

проекта и основных

мероприятий

Учитель биологии,

обучающиеся 6 - 8 классов.

Ожидаемые

конечные результаты

реализации проекта

  • достижение определённых знаний о природе в вопросах биологии и экологии родного села;

  • способность обучающихся проводить, анализировать и систематизировать данные исследований экосистем родного села;

  • активная позиция природоохранительной деятельности обучающихся в результате проведения акций.





Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Каждый крупный шаг вперёд в истинном познании природы

должен вызывать нравственное усовершенствование

в человеке.

Эрнст Геккель

В сегодняшнем мире, когда компьютеры, машины и различные механизмы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, человек очень мало соприкасается с природой. Люди всё больше удаляются от неё. Конечно, трудно поспорить с тем, что новые информационные технологии действительно позволяют получать необходимую информацию в любой научной области. В силу того, что на учебных занятиях время ограничено, то данные технологии позволяют в более быстром темпе показать, как развивается живой организм. И это хорошо. Однако всё больше и больше детей воспринимают этот процесс бездушно. Увидел, выучил и забыл. Мы всё чаще видим, что дети становятся жестокими. Но как можно противостоять этой тенденции? Как «разбудить» в ещё не повзрослевшем организме эмоционально отзывчивую, развивающуюся личность, востребованную обществом?

Мы считаем, что человек может таким стать, но только если он живёт в гармонии с природой, усвоив, что биосфера - это его единственный дом, в котором он должен научиться жить. Жить, постоянно познавая окружающий мир своей малой родины, беречь его, охранять и приумножать. Мы думаем, что когда ребёнок видит живое растение рядом, ухаживает за ним, лелеет его, вряд ли ему придёт в голову сломать его, уничтожить.

За время работы в школе, приобщая детей к природным ценностям, мы поняли, что есть ребята, которые заинтересованы проблемами сохранения биологического разнообразия своей малой родины и настроены на работу с биологическими объектами природы. Тогда перед нами встал вопрос: «Что можно сделать для детей, желающих познать природу своей малой родины»? Ведь на сегодняшний день экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И, конечно же, в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее. Учитывая то, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой, мы поняли, что главной нашей задачей должно быть - привитие обучающимся культуры отношения с нею в процессе усвоения знаний, умений и навыков как на уроках, так и во время специально организованной деятельности.

Таким образом, мы пришли к тому, чтобы создать необходимые условия для вовлечения обучающихся в экологическую исследовательскую деятельность.

Чтобы убедиться в том, что мы не ошиблись в своих наблюдениях, мы решили провести небольшое исследование в форме анкетирования. Обратились к учащимся 6, 7, 8 классов со следующими вопросами:

  1. Нужны ли вам экологические знания в вашей дальнейшей жизни?

  2. Что вас больше интересует: наблюдение за живыми организмами и описание особенностей их жизнедеятельности или проведение исследований в природе и открытие нового, незнакомого для вас?

  3. Вы хотели бы изучать природу страны?

  4. Хотелось бы вам ближе познакомиться с природой села и узнать об этом что-то новое?

В анкетировании приняли участие 22 человека.

На первый вопрос из 22 опрошенных человек ответили:

  1. Не нужны - 2 человека;

  2. не знаю, не задумывался над этим - 1 человек;

  3. да, нужны, так как они просто необходимы в нашей дальнейшей жизни - 11 человек;

  4. нужны, так как без этих знаний невозможно жить в современном мире - 8 человек.

На второй вопрос мы получили такие ответы:

  1. Я вовсе этим не интересуюсь - 1 человек;

  2. Меня интересуют другие вещи - 3 человека;

  3. Люблю наблюдать за живыми организмами - 6 человек;

  4. Хотелось бы заняться исследовательской работой - 12 человек.

На третий вопрос ребята ответили следующее:

  1. Считаю, что это скучно - 1 человек;

  2. Надоело это слушать на уроках - 5 человек;

  3. Изучил бы что-нибудь поинтереснее - 6 человек;

  4. Хотел бы изучить природу своего села, так как очень интересно загрязнена она или нет - 10 человек.

На последний вопрос учащиеся ответили так:

  1. Нет - 3 человека;

  2. Да, хотелось бы, это интересно - 6 человек;

  3. Да, ведь это сегодня очень актуально - 11 человек.

Проанализировав ответы учащихся, мы поняли, что экология родного села интересует большее количество ребят. В связи с этим мы пришли к выводу, что необходимо провести уроки, направленные на изучение биосферы нашего села.

Объектами исследования на уроках стали воздух, вода из различных водоёмов, почва, которая подверглась биоиндикации и биотестированию.

Наблюдая за ребятами, мы заметили, что многим интересны эти исследования, и они принимают участие в экологических конкурсах, а некоторые обучающиеся, в дальнейшем, собираются связать своё будущее с биологией и экологией. Таким образом, мы пришли к выводу, что возникла необходимость продолжения работы по изучению экологических систем нашего села и во внеурочной деятельности.

Работа над проектом «Науки юношей питают», начатая в январе 2010 года была продолжена в кружковой деятельности.

В сентябре начал работу кружок по экологическому краеведению «Юный исследователь». На занятиях кружка продолжились исследования экосистем нашего села начатые на уроках. Членами кружка стали обучающиеся 6 - 8 классов.

Основными объектами изучения в кружковой деятельности являются воды, почвы, воздух, леса, антропогенное влияние на окружающую среду, изучение биолого-экологического состояния этих природных систем.

Продуктом нашей деятельности станет свод проектов (исследовательских работ) об экологическом состоянии нашего села.

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в удовлетворении интересов обучающихся к изучению различных биогеоценозов в пределах села.

Реализация проекта предполагает активное включение обучающихся в исследовательскую деятельность по изучению биологических систем малой родины, выполнение необходимых для неё практических работ на местности, обработку собранных материалов, создание соответствующей модели экологической действительности. Это позволит углубить знания о биолого-экологических особенностях своей местности, получить информацию об экологическом состоянии биогеоценозов, определить уровень антропогенного влияния на них. Использование этих данных в практической деятельности на уроках поможет сформировать потребность обучающихся в улучшении состояния экотопа нашей местности, к пониманию значимости данного рода деятельности.


Цель проекта

Создание условий для формирования знаний об экосистеме своего села через урочную и внеурочную деятельность.


Задачи проекта

  1. Познакомить обучающихся с природой родного села.

  2. Научить простейшим методикам определения экологического состояния воды, воздуха, почвы, вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность.

  3. Сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.


Целевые группы проекта (аудитория проекта)

Проект ориентирован на обучающихся 6-8 классов, на осуществление формирования знаний об экосистеме родного села на уроках биологии и во внеурочной деятельности (на кружке по экологическому краеведению «Юный исследователь»).

Краткое описание проекта по этапам

I этап (январь 2010 года) - информационно-аналитический (определение темы проекта, уточнение целей, проведение анкетирования учащихся с целью выявления элементарных эколого-биологических знаний каждого участника проекта и склонности к изучению экосистем села).

Планирование (постановка задач, выбор объекта исследования, подбор методик исследования, выбор критериев оценки результатов).

II этап (апрель 2010 года) - исследовательская деятельность.

III этап (сентябрь 2010 года) - работа по экологическому краеведению в кружке «Юный исследователь».

IV этап (май 2011 года) - оценка результатов (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов деятельности).

Ожидаемые результаты

Проект позволит:

  • достичь определённого уровня образованности обучающихся в вопросах экологии;

  • сформировать способность обучающихся проводить, анализировать и систематизировать данные исследований экосистем родного села;

  • развить активную позицию природоохранительной деятельности обучающихся.



Механизмы реализации проекта

«Науки юношей питают»

Этапы

проекта

Сроки

разработки

Вид деятельности

Вид презентации проекта

Информационно-аналитический


Январь 2010

Изучение методической и научной литературы по проблеме

Использование регионального компонента на уроках

Составление анкет


Февраль 2010

Изучение и составление

методик опроса


Анкета

Анкетирование обучающихся

Март 2010

Исследование

Аналитическая справка

Планирование (постановка задач, выбор объекта исследования, подбор методик исследования, выбор критериев оценки результатов



Март 2010

Изучение методической и научной литературы по проблеме, подбор исследовательских методик


Разработки уроков

Проведение уроков экологической направленности

Апрель-


Май 2010

Исследовательская деятельность на уроке

Отчёт обучающихся

Составление рабочей программы кружка по экологическому краеведению «Юный исследователь»



Август 2010

Изучение методической и научной литературы


Рабочая программа

Работа в кружке


Сентябрь 2010

Теоретический обзор состояния экосистем села


Семинар

Деятельность на экологической тропе


Октябрь 2010

Природоохранная деятельность,

сбор природного материала для общебиологических исследований


Коллекция природных материалов

Оценка загрязнённости воздуха села


Ноябрь -

Декабрь 2010

Исследование


Проект

Проведение экологических акций «Сохраним окружающую природу», «Если не мы, то кто?»


Декабрь 2010

Творческая деятельность


Экологические

листовки

Определение уровня радиационного загрязнения воздуха села


Январь -

Февраль 2011

Исследование


Проект

Изучение преобладающих типов почв на территории села, их хозяйственная оценка


Март 2011

Наблюдение, описание, исследование


Рефераты

Биоиндикация вод села (оценка качества воды)

Март - Апрель 2011

Исследование


Проект

Оценка антропогенного влияния на экосистемы в пределах села


Апрель -

Май 2011

Наблюдение, описание, исследование


Рефераты

Подготовка и проведение экологической конференции


Май 2011

Подведение итогов, анализ и систематизация опыта работы, свод экологических работ

Презентации результатов исследований,

защита экологических проектов,

рефератов



Формы представления результатов

Результатами реализации проекта стало участие наших детей во Всероссийском конкурсе сочинений по вопросам глобальной экологии «Письмо президенту России», который проводился кафедрой ЮНЕСКО МГИМО. В данной работе были освещены экологические проблемы нашей области, села и предложены меры по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы.

Члены кружка по экологическому краеведению «Юный исследователь» представили результаты исследования экологического состояния воздуха нашего села в работе «Сколько наша семья потребляет энергоресурсов и выбрасывает углекислого газа в атмосферу». Одна из лучших работ была отправлена на областной заочный конкурс экологических проектов «Экология и человек», проводимой областной детской эколого-биологической станцией. Автор работы был приглашён на научно-практическую конференцию, где занял третье место и был награждён грамотой Департамента образования и науки (2011 г.).

Ребята из кружка приняли участие в областном конкурсе листовок «Сохраним ёлочку».

Таким образом, проект «Науки юношей питают» обеспечивает благоприятные условия для формирования активной природоохранительной позиции. Он направлен на формирование способностей обучающихся проводить, анализировать и систематизировать данные исследований экосистем родного села. В дальнейшем проект позволит достичь определённого уровня образованности обучающихся в вопросах биологии и экологии.Список литературы

  1. Акимова, Л. В. Методика формирования эколого - ориентированного прогностического умения у школьников [Текст] / Л. В. Акимова // География в школе. - 2006. - № 1. - с. 36-37.

  2. Зверев, А. Т. Устойчивое развитие и экологическое образование [Текст] / А. Т. Зверев // Биология в школе. - 2009. - № 6. - с. 11-13

  3. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов н\Д: издательство «Учитель», 2006. 288 с.

  4. Соловьёв, Л. И. Живи, Земля Кузнецкая! Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество» [Текст] / Л. И. Соловьёв. - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. - 252 с.

  5. Соловьёв, Л. И. Краеведческие игры [Текст]: учебное пособие - Л. И. Соловьёв. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 408 с.















© 2010-2022