Урок Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное)

Тема урока  Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное) Задачи урока образовательная на основе знаний о растительной клетке и строении растения рассмотреть суть процесса питания автотрофов; раскрыть сущность понятия «почвенное питание» и особенности воздушного питания растений развивающая развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения; сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически вос...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Урок 1

Тема урока Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное)

Задачи урока

образовательная на основе знаний о растительной клетке и строении растения рассмотреть суть процесса питания автотрофов;

раскрыть сущность понятия «почвенное питание» и особенности воздушного питания растений

развивающая развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;

сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически

воспитательная воспитать стремление к знаниям, способствовать видению мира через единство законов биологии, физики и химии

Тип урока комбинированный

Форма проведения индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы и приемы обучения частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; мультимедийная презентация;

Дидактические материалы и оборудование живые растения, гербарные экземпляры, таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «внутреннее строение листа», рисунки учебника

Планируемые результаты:

знания

- почвенное питание растений,

- поглощение воды и минеральных веществ

- воздушное питание растений

умения

  • объяснять процесс почвенного питания

  • анализировать результаты наблюдения, делать выводы;

  • характеризовать процесс фотосинтеза растений

План урока

Этап урока (указать название этапа)

Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)

Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

(УУД)

Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока)

Актуализация прежних знаний

Чтобы жить, необходима энергия, которая извлекается из пищи, т.е. живой организм должен питаться

Учитель: Что позволит рассмотреть сегодняшняя тема урока?

Назовите основные свойства живых организмов?

Найдите в учебнике определение понятия питание

По способу получения энергии организмы подразделяются на различные типы. Вспомните, какие?


Ученик: Тема урока позволит рассмотреть процессы почвенного и воздушного питания растений

Питание, дыхание, размножение, обмен веществ

Питание - это процесс получения организмами веществ и энергии

Тип питания

1. Автотрофное (растения)

2. Гетеротрофное (животные, грибы)

Метапредметные УУД: целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Частично-поисковый

Формирование новых понятий и способов действия

Растения не имеют специальной пищеварительной системы

Как же питаются растения?

Как вы понимаете почвенное питание растений?

Вспомним особенности строения корня см. стр 38-39 учебника и таблицу «Корень и его зоны»

Что находится на кончике корня?

Какова функция корневого чехлика?

Как вы думаете, где происходит всасывание воды с растворенными в ней веществами?

Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам.

Помимо почвенного питания растению свойственно еще и воздушное питание

Составьте аналогичную схему для воздушного питания


По рис на стр. 30 учебника назовите ткани, которые образует лист?

Используя таблицу «Внутреннее строение листа» и рис учебника стр. 63 составим схему воздушного питания

Попробуем по составленной схеме составить последовательный рассказ о процессе фотосинтеза

Способы питания растений 1. почвенное питание

2. воздушное питание

-С помощью корня поглощают воду и минеральные вещества


- корневой чехлик

- защищает корень, снижает трение о почву

- в зоне всасывания, через корневые волоски

Составляют схему

Тип питания - почвенное

Орган - корень

Ткань - всасывающая

Клетки - Корневые волоски Вещества - вода и минеральные соли


Составляют схему

Тип питания - воздушное

Орган - лист

Ткань - основная

Клетки - столбчатые

Вещества - органические

- покровная, проводящая, механическая, основная

Составляют схему вместе с учителем

Углекислый газ+ вода+солнечная энергия - в хлоропластах - органические вещества +кислород

Составляют рассказ о фотосинтезе и его значении для жизни на Земле. Обосновывают биологическую роль зеленых растений

Предметные умения: должны уметь описывать механизм почвенного питания, механизм фотосинтеза; формулировать определение фотосинтеза; объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему, коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами;

Личностные умения: самоопределение - осознание

ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление

любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

Проблемный

Частично-поисковый


наглядный

Формирование умений и навыков

1. Выполните тест подстановки: «При почвенном питании растения с помощью… поглощают …и …, которые по …

Тканям поступают в листья.

2. Выполните тестовое задание, решите правильно или неправильно то или иное суждение:

1.Корневые волоски находятся на всем протяжении корня

2. Корневые волоски - это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня

3. Клетки корневого чехлика недолговечны

4. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания

5. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня

6. Лист - единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез

7. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.

3. Биологическая задача

Более 300 лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что вес её увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился на 50г. За счет чего растение потяжелело на 64 кг 950 г.?

Выполняют тест

Вставляют слова: корневых волосков, воду и минеральные соли, проводящим

Выполняют тестовое задание. Анализируют ошибки


Ответы

  1. -

  2. -

  3. +

  4. +

  5. +

  6. -

  7. -



Решают биологическую задачу

- за счет процесса фотосинтеза (образования органических веществ)

Личностные умения: самоопределение - осознание доброжелательного отношения к мнению другого человека


Метапредметные УУД: целеполагание - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий; регулятивные - оценивать свою работу, а также работу одноклассников











Частично-поисковый

информационно-коммуникативные технологии

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Рефлексия

1. Открыл что-то новое для себя. Доволен своей работой.

2. Часто посещали посторонние мысли, но принял к сведению некоторый материал.

3. Ничего не хотелось делать и слушать.

Учащиеся поднимают цифры 1,2 или 3

Личностные умения: самоопределение - владение адекватной позитивной самооценкой

Домашнее задание

Стр. 62-63, в.1, 3-5 стр.72, понятия: питание, почвенное питание, воздушное питание растений

Индивидуальные задания

1.Два ученика спорят о том, нужен ли свет листьям растений. Один говорит, что, так же как и корням, свет листьям не нужен, а другой ему возражает. Свои возражения он подтверждает результатами опыта, который проводит сам. О каком опыте говорил второй ученик, и какие результаты он проводил в доказательство, что листьям растений нужен свет?

2. В 1774 г. Английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через 5 ч мышь погибла. Однако другая мышь при наличии под колпаком ветки мяты осталась живой. Отсюда Пристли сделал вывод … Какой вывод сделал Пристли?



Проблемный

Частично-поисковый


© 2010-2020