Конспект урока по биологии на тему: Как размножаются животные? (5 кл.)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Конспект урока по биологии на тему : Как размножаются животные? (5 кл.)Урок биологии в 5 классе.

Тема урока: « Как размножаются животные?»



Учитель - Карасова Елена Евгеньевна

Место работы: МБОУ «СОШ» с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми

Предмет: биология

Класс: 5 класс

Базовый учебник: УМК Суховой Т.С.

Тип урока - комбинированный: открытие новых знаний, рефлексии, развивающий, урок промежуточного контроля.

Цели урока.

Образовательные:

- обобщить знания о способах размножения

- повторить знание царств живой природы

- изучить способы размножения животных

- узнать какие организмы называются гермафродитами

- сформировать понятия о формах размножения животных (бесполом и половом);

Развивающие:

- развивать умения применять и обобщать полученные знания

- развивать интерес к предмету биологии

- развивать познавательную активность и творческую деятельность учащихся

- развивать логическое мышление учащихся путём сравнения, обобщения, анализа и систематизации знаний

- развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах

- развивать навыки самоконтроля

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культура межличностного общения, трудолюбия, ответственности

- продолжить формирование общей культуры личности, уважительного отношения между полами

Формы организации познавательной деятельности: ( фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах)

Методы и приёмы: ( создание ситуации успеха, игровой метод, методы словесной и наглядной передачи знаний, поисковый метод, частично - поисковый, исследовательский, самостоятельная работа, творческий , проблемный, лекция, рассказ, беседа, демонстрация, дискуссия, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка и т. д. )

Средства обучения: (иллюстрации, плакаты, раздаточный дидактический материал, использование ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, классное оборудование, дополнительные материалы и т. д.)

Образовательные технологии обучения: (личностно - деятельностная, игровая, проблемного обучения, проектная, дебаты, развитие критического мышления, разноуровневая, традиционная, программиованная, модульная или моделированное обучение, объяснительно - иллюстративная или репродуктивная, эвристическая ( способ получения результата не сообщается - ученики находят сами и другие….)





План-конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Ребята, обернитесь назад, посмотрите, сколько доброжелательных глаз смотрят на вас! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, и с этим хорошим настроением мы приступаем к сегодняшнему уроку.

Обернулись, посмотрели на присутствующих гостей, улыбнулись им и друг другу. С хорошим настроением готовы получить новые знания.

Личностные УУД: формировать интерес к изучению предмета.

Коммуникативные УУД: вызывать желание работать в коллективе.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.

- Проверка домашнего задания в виде 10 вопросов с выбором ответа «да» или «нет»

(см. слайд №1 с ответами)

-Давайте вспомним тему прошлого урока.

-Живых организмов на нашей планете много, назовите все царства живой природы (см. слайд № 2).

Самопроверка домашнего задания.

Называют тему урока: «Размножение живых организмов».

Перечисляют царства живой природы (вирусов, бактерий, растений, животных, грибов).

Познавательные УУД: составлять план решения учебной проблемы, обобщение ранее изученных знаний.

Регулятивные УУД: самооценка и самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, слышать и слушать собеседника.

3.Выход на тему.

Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа действия.

- Какое из царств, на ваш взгляд, наиболее высокоорганизованное? (см. слайд № 2 -идёт смена цвета «царство животных»)

- Следовательно, какая у нас сегодня тема урока?

(см. слайд №3)

Целеполагание:

- Какую цель мы можем поставить перед собой (см. слайд №3 - продолжение)?

Ответ учеников: царство животных.

Называют тему: Как размножаются животные?

Записывают тему в тетради.

Узнать, какими способами размножаются животные?

Познавательные УУД: находить нужную информацию, обобщать ранее изученных знаний, формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД: слышать и слушать собеседника

Регулятивные УУД: поставить для себя учебную задачу.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Класс делится на 3 группы, каждой группе даётся набор игрушек, в каждом наборе есть парные животные - самка с детёнышем (1 группа: ежиха и ежонок, 2 группа: черепаха и черепашка, 3 группа: слониха и слонёнок) и одиночные животные разных видов. В соседних группах находятся недостающие самцы черепахи, слона, ежа.

Детям даётся 3 попытки найти недостающее животное и объяснить свой выбор.

В свете затруднений учитель предлагает вернуться к теме урока и ещё раз сделать выбор.

Рассматривают, совещаются, предполагают, какого животного не хватает в их группе. Совершают 2 попытки сбора нужного животного.

В ходе работы у детей возникают затруднения в выборе, т.к. появляется несколько версий: Домашние - дикие животные? Крупные - мелкие? Хищные - травоядные?

В итоге 3 попытка заканчивается успешно.

Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, находить нужную информацию, обобщать ранее изученных знаний.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе и принимать коллективное решение, уметь слушать и слышать собеседника, проявлять толерантность к мнению собеседника.

Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

- Почему вы выбрали 2 взрослых и детёныша одного вида?

Сделайте вывод: каким способом размножаются животные?

А теперь каждый оцените свою работу в группе по принятию правильного выбора и занесите результат в табель. (см. приложение к уроку)

-Сколько особей участвует в половом размножении?

-Предлагаю посмотреть короткий видеофрагмент о размножении пресноводного животного гидры.

После просмотра ответьте на вопрос: Каким способом размножается гидра в благоприятных условиях? И почему вы так решили?

Ответы детей: Мама-папа-ребёнок, муж-жена-ребёнок, самец-самка - детёныш.

Ответ: половым.

Дети оценивают себя.



Две особи разного пола.

Смотрят видеофрагмент.

Ответ: Гидра размножается бесполым способом (почкование), т.к. в размножении участвует одна особь.

Познавательные УУД: Выполнять действия по алгоритму, осуществлять актуализацию ранее изученных знаний, умений, навыков, строить рассуждения.

Регулятивные УУД: Формировать умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД:

Уметь согласованно работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5.Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Составьте схему «Формы размножения животных».

2 человека у доски, остальные в тетради составляют схему:

Формы размножения животных

Половое Бесполое

♀ ♂ ○

зигота

○ ○ ○

Новый организм

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выявления способов размножения, синтезировать целое из частей, восполняя недостающие компоненты, уметь устанавливать причинно -следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: уметь пользоваться имеющимся запасом знаний и применять при составлении схем.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

Проверка домашнего задания по выбору на тему «Гермафродит - кто это или что это?»

Показ слайдов №4, №5 с изображением древнегреческих богов Гермеса и Афродиты, их сына Гермафродита и нимфы Салмакиды, демонстрирующих понятие гермафродитизма.

Запишите определение.

Найти рисунок с представителями гермафродитов в животном мире на с. 46 учебника.

2 ученика делают короткие сообщения.

Записывают определение, какие организмы называются гермафродитами.



Называют дождевого червя и виноградную улитку как представителей гермафродитов.

Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, находить в дополнительных источниках информацию и доносить до слушателя.

Регулятивные УУД:

формировать умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

-Скажите, пожалуйста, какими способами размножаются животные?

Итак, давайте вернёмся к теме нашего урока. (см. слайд №6)

Ответы: половое, бесполое, гермафродиты.

Познавательные УУД:

уметь выделять необходимую информацию, уметь выбирать и классифицировать объекты. Регулятивные УУД:

научится аргументировать свою точку зрения, выделять и осознавать то , что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

-Ребята, мы достигли цели, поставленной в начале урока?

(см. слайд № 7) «Молодцы!»

Напоследок предлагаю вам закончить несколько предложений. (см. слайд № 8):

1.Я сегодня узнал, что…

2.Меня сегодня удивило……..

3.Полученные сегодня знания я могу использовать в……, или для….., или потому что….., или если…….

Способность продолжать свой род из поколения в поколение, передавать по наследству лучшие черты своего строения - это великий дар природы, которым обладают все живые существа на нашей планете. А испытывать при этом прекрасные чувства - это отличительная способность человека! Каждый из нас с вами и сидящих сзади учителей - это плод любви наших родителей!

Ответ: да!



Заканчивают предложения.

Личностные УУД:

формировать нравственно - этические понятия, оценивать содержание исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

уметь строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

9. Домашнее задание.

Цель этапа: закрепление знаний.

§ 11

На выбор:

1.Ответить на вопрос: Что является плодом у картофеля?

2. Ответить на вопрос: Могут ли растения размножаться половым путём? ( см. слайд № 9)



Приложение к уроку «Как размножаются животные?»

Имя Фамилия

отметка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Средняя отметка группы:

Имя Фамилия

отметка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Средняя отметка группы:

Имя Фамилия

отметка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Средняя отметка группы:





© 2010-2022