Научно-исследовательская работа по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Кулундинского района Алтайского края





Нарушения осанки у учащихся среднего звена Кулундинской средней школы №1.

Исследовательская работа по биологии

Выполнила:

ученица 7 класса Б МБОУ Кулундинская СОШ №1 Небылица Анастасия

Руководитель:

учитель биологии МБОУ Кулундинская СОШ №1

Небылица Наталья Васильевна









2014

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3-4

I. Литературный обзор по теме……………………………………………………………5-14

1.1.строение скелета человека……………………………………………………….5

1.2.появление изгибов позвоночника………………………………………………5-6

1.3. что такое осанка и факторы влияющие на её изменение…………………….6-10

1.4. как контролировать свою осанку……………………………………………….10-11

1.5. меры профилактики и лечения нарушений осанки……………………………9-13

II. Практическая часть работы…………………………………………………………….11-14

2.1.Микроисследование №1 …………………………………………………………15

2.2. Микроисследование №2…………………………………………………………15-16

2.3.Микроисследование №3…………………………………………………………16

2.4. Микроисследование №4………………………………………………………...16

2.5. Анализ анкетирования…………………………………………………………..17-18

III. Заключение……………………………………………………………………………19-20

3.1. выводы и рекомендации…………………………………………………………19-20

IV. Используемая литература и Интернет-ресурсы……………………………………….21

V. Приложение…………………………………………………………………………….22-37



Введение

Актуальность. Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.

Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.

Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.

Всё выше сказанное обосновывает актуальность выбранной темы. Моё исследование я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояние позвоночника школьников.

Гипотеза:

Существует прямая связь между осанкой и здоровьем. Правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.

Цель:

Выявить причины нарушения осанки у учеников среднего звена.

Задачи:

1.Изучить факторы, приводящие к нарушению осанки у детей школьного возраста.

2. Определить изменение осанки у учащихся разных возрастов Кулундинской средней школы.

3. Провести анкетирование среди учащихся 5-8 классов.

4. Проанализировать полученные результаты.

5. Найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.

Для решения данной проблемы я использовал следующие методы:

Наблюдения, опрос-анкетирование, анализ, сбор информации из книг.

Объект исследования: человек

Предмет исследования: осанка школьника - основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся класса, школы.

Практическая значимость: полученные результаты помогут разработать правила по выработке и сохранению правильной осанки, с целью сохранения физического здоровья.









I. Литературный обзор по теме

1.1. Строение скелета человека.

Скелет человека включает более 200 костей. Вместе с мышечной системой и суставами скелет образует опорно-двигательный аппарат человека. Он выполняет опорную функцию, заключает в себя костный мозг, служит хранилищем важнейших минералов, защищает внутренние органы от механических повреждений. При движении скелет выполняет лишь пассивную роль, тогда как активная роль осуществляется мышцами, прикреплёнными двумя концами к разным костям. Масса скелета составляет в среднем 1/5-1/7 массы тела. Выделяют осевой скелет, в который входит череп, позвоночный столб, кости грудной клетки и добавочный скелет, объединяющий кости верхних и нижних конечностей.

Позвоночный столб формируется в процессе эмбрионального развития вокруг спинного мозга: образуется костный канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночный столб выполняет одновременно несколько функций: он защищает спинной мозг, является опорой для мышц, органов и тканей туловища, поддерживает голову, участвует в образовании стенок грудной и брюшной области таза.

Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков. Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков. Сросшиеся крестцовые и копчиковые позвонки образуют соответственно крестец и копчик. Размеры и масса позвонков увеличивается сверху вниз в связи с возрастающей на них нагрузкой. [9]

1.2. Появление изгибов позвоночника.

Позвоночный столб у новорождённого почти прямой. В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы ( выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.

Появление изгибов связано с прямохождением. По мере приобретением ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам, которые связаны с силой земного тяготения. Ребенок пытается понять голову - появляется шейный лордоз. Это первая антигравитационная реакция организма, она наблюдается в начальные три месяца жизни. Ребенок начинает лазить и сидеть - появляется грудной кифоз, вторая антигравитационная реакция, которая формируется в шесть месяцев. Ребенок делает попытки ходить - возникает поясничный лордоз, он появляется в 9 - 11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6 - 7 годам.

Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность.

Соединение позвонков представлено межпозвоночными суставами, дисками, связками. Суставы образованны суставными отростками, диски залегают между телами позвонков и состоят из пружинистого студенистого ядра и замыкающего фиброзного кольца. Две продольные связки проходят по передней и задней поверхности тел всех позвонков. Такая конструкция создает позвоночнику прочность и одновременно гибкость, а также подвижность при малой амплитуде движения каждой пары позвонков. [8]

1.3. Что такое осанка, факторы, влияющие на её изменение.

« Правильная осанка - залог твоего здоровья » (И. П. Павлов)

В медицинском словаре написано, что осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе. [13]

В толковом словаре С.И. Ожегова осанка - от корня -сан-. Родственные слова - сан, сановник, приосаниться. Осанка - строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид. [12]

Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.

При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерной нагрузке на отдельные позвонки. С возрастом межпозвоночные хрящевые диски будут истончаться, деформироваться и смещаться, защемляя нерв. Развивается мучительная болезнь - остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).[1]

Неправильная осанка затрудняет работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная ёмкость лёгких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость. [2]

Отклонения от нормальной осанки могут возникать при заболевании: позвоночника и других органов опорно-двигательной системы, и тогда патология осанки является симптомом основного ортопедического заболевания. Но чаще всего дефекты осанки в детском и юношеском возрасте развиваются из-за нарушения условий ее формирования. В этом случае они не могут рассматриваться как заболевание, но создают условия для заболеваний позвоночника и неблагоприятно влияют на функционирование внутренних органов. Поэтому дефекты осанки часто сочетаются с хроническими бронхолегочными заболеваниями, болезнями мочевыводящей системы и другими хроническими болезнями внутренних органов и систем. К окончанию школы удовлетворительная осанка сохраняется только у 5 % молодых людей. У 20 % имеются нарушения осанки во фронтальной плоскости (предсколиоз), у 35 % - сколиоз, причем у 10 % 11 степени и выше; у 40 % отмечаются различные нарушения осанки в сагиттальной (переднезадней ) плоскости. Около 25 % подростков в настоящее время наряду с нарушениями осанки имеют признаки остеохондроза, а ведь еще 15-20 лет назад юношеский остеохондроз был довольно редкой болезнью.[5]

Различают три степени нарушения осанки. При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При второй степени отклонения от нормы устойчивы: они не исчезают в прямой стойке, но, как правило, связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а поэтому поддаются лечебному исправлению. Искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению корригирующей гимнастикой они поддаются с трудом.[5]

Виды искривления позвоночника:

Сколиоз - искривление позвоночника в боковую сторону.

Лордоз - искривление позвоночника вперёд.

Кифоз - искривление позвоночника назад.

Сутуловатость. Грудной кифоз усилен, поясничный лордоз сглажен. В отличие от круглой спины, при этом дефекте осанки характерно увеличение дуги в верхне-грудном отделе (грудного кифоза). Плечи сведены вперед, лопатки не прилегают к спине.

Круглая спина. Кифоз равномерно усилен на всем протяжении позвоночника, поясничный лордоз несколько сглажен, голова наклонена вперед. Устойчивое положение тела сохраняется за счет небольшого сгибания ног в коленях. Для круглой спины в большей степени, чем для сутуловатости, характерны впалая грудная клетка и плоские ягодицы. Мышцы туловища ослаблены, поэтому ребенок способен принять правильную осанку лишь на короткое время.

Кругло-вогнутая спина. Все изгибы позвоночника усилены, кости таза наклонены вперед (то есть таз выпячен) больше нормы. Голова, шея, надплечьянаклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты.мышцы задней поверхности бедер и ягодицы истончены. Из-за дряблости брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.

Плоская спина. Все изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз выражен слабо и смещен кверху, наклон таза уменьшен. Нижняя часть живота выдается вперед. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена кпереди. Скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины утончены. Плоская спина является следствием функциональной неполноценности мускулатуры. Формирование физиологических изгибов позвоночника и наклона таза нарушено вследствие недостаточной мышечной тяги. При плоской спине чаще, чем при других нарушениях осанки, развивается сколиоз. (Приложение 1)

Нарушения осанки во фронтальной плоскости возникают из-за смещения вертикальной оси позвоночника вбок, при таком дефекте осанки нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или влево, плечи, лопатки, соски находятся па разной высоте, треугольники талии асимметричны. Мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков, сила и выносливость мышц снижены.

При функциональном нарушении осанки боковое смещение позвоночника нестойкое и может быть исправлено напряжением мускулатуры. Однако функциональные нарушения осанки не всегда легко отличить от ранних стадий сколиоза.

Сколиоз (сколиотическая болезнь) - тяжелое, прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся его боковым искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Причиной сколиоза являются глубокие нарушения обмена веществ в соединительной ткани, приводящие к расстройству процессов костеобразования. Это проявляется нарушением роста и развития позвоночника, дефектами костей и связочно-суставного аппарата.

Причиной сколиоза является нарушение функции мышц, вызванное поражением нервной системы при энцефалопатии, детском церебральном параличе, мозговых инфекциях, миопатии.

Лечение сколиотической болезни представляет собой сложную медицинскую и социальную задачу в связи с тем, что оно должно быть длительным - до завершения процессов роста, а также в связи с распространенностью этого заболевания. В амбулаторных условиях лечение проводит ортопед, используя разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию, при необходимости ортопедические корсеты. Лучшие результаты дает консервативное лечение в специализированных школах-интернатах. При прогрессировании болезни бывает необходимо оперативное лечение.

Отсутствие должного контроля со стороны родителей ведёт к нарушению осанки. Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Осанка влияет и на психоэмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".

Нарушения осанки проявляются в виде увеличения или уменьшения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений.

Физиологические особенности семи - десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой.

При письме или чтении у ребенка с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с сохранением осанки, спина ребёнка "сгорбливается", туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея. А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и "травмирует" глаз, вызывая развитие близорукости.

1.4. Как контролировать свою осанку.

Ребенок должен уметь самостоятельно проверять и фиксировать правильную осанку, тем более что это довольно просто и доступно детям уже с начальной школы. Очень важно ознакомить ребенка с основными способами проверки и коррекции осанки, которые легко можно использовать в любой обстановке.

Для фиксации правильно осанки достаточно встать спиной к стене, внизу которой нет плинтуса, или у двери с ровной поверхностью или боковой стенки шкафа, прижаться, касаясь шестью основными точками:

затылком, при этом голову следует держать так, чтобы внешний угол глаза и верхний край уха находились на линии параллельной полу;

спиной, прислонившись к поверхности лопатками;

плечами (верхней частью рук);

ягодицами;

икроножными мышцами;

пятками.

Спину выровнять следует так, чтобы в области талии между телом и поверхностью стены оставалось пространство, позволяющее свободно "пройти" лишь вытянутой собственной ладони.

Далее в этом положении следует вытянуться вверх, а опустить руки, еще раз, фиксируя правильное положение тела. Затем отойти от стены, стараясь сохранять эту позу. Для такого контроля за осанкой не требуется специальных приспособлений и много времени, и его достаточно часто можно использовать и дома, и в школе.[4]

Научно-исследовательская работа по биологии

1.5. Меры профилактики и лечения нарушений осанки.

Профилактику возникновения нарушений осанки нужно проводить с момента рождения. У малыша должна быть правильно подобранная постель: достаточно жесткий матрас и отсутствие подушки (до одного года). Ребенок должен вовремя сесть, вовремя встать. Мнение некоторых «чем раньше, тем лучше» не всегда оправдано. Поспешные действия могут вызвать вторичные изменения в организме, которые в последующем и станут одним из главных факторов заболевания. Как говорится, почва подготовлена. Нужно помнить, что, прежде чем малыш перейдет к самостоятельному вертикальному положению, у него должны быть достаточно окрепшими мышцы.

С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка, будь то школа или квартира. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Если же ноги свисают или поджимаются коленки, то происходит нарушение кровообращения. Глубина стула должна быть такова, чтобы две трети бедра находились на стуле, а одна треть выходила за его пределы. Спинка сидения должна доходить до нижнего края лопатки. Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Неправильные позы - основная причина нарушений осанки. Стоять следует прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги. При привычной манере отставлять ногу в сторону формируется косое положение таза и искривление позвоночника. Наклон головы вперед или запрокидывание ее назад приводят к изменениям изгибов позвоночника, нарушению устойчивости тела. При ходьбе стопы ног нужно ставить параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутрь или наружу нарушает походку и способствует плоскостопию.

Поза при сидении имеет большое значение. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме и рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и сколиоз.

Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях тела и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку и сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине. Спать лучше всего на полужесткой опоре, на упругом матраце. Подушка должна быть небольшой и упругой.

Таким образом, неблагоприятно на осанку влияют: сон на мягкой подушке, на раскладушке; сидеть боком к столу, согнувшись, с опущенным одним плечом, на слишком низком или высоком стуле; стоять с опорой на одну ногу; носить тяжести в одной руке.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Для профилактики различных заболеваний позвоночника, чтобы укрепить его связочный аппарат, рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражнения, укрепляющие мышцы спины, так как они поддерживают нагрузку на межпозвонковые диски.

Очень полезны упражнения на растяжение. Различными способами вытяжений лечат тяжелые формы радикулитов и остеохондрозов. Когда мы растягиваем позвоночник, увеличивается межпозвонковые промежутки, уменьшается сдавливание нервов давление на заднюю продольную связку, восстанавливается циркуляция крови и лимфы в пораженной зоне позвоночника, оказывается воздействие на рецепторы мышц большого сегмента, снимаются рефлекторные боли.

Есть простые упражнения, которые вполне могут сделать так, что обращаться к врачу и не придется, главное, вовремя начать.

Например, очень полезно: лежать. На спине или животе, пару раз в течение дня (только не сразу после еды - это как раз опасно) по 15 минут. Лежать надо ровно, желательно на твердой поверхности. Это позволяет разгрузить позвоночник.

Иногда стоит зависать - на турнике. Висеть надо пассивно, не подтягиваясь, не встряхивая себя, столько, насколько хватает сил. Только потом ни в коем случае не спрыгивать, а плавно опускаться на носочки. Можно даже попросить кого-нибудь снять с турника и аккуратно поставить на пол. Иначе при прыжке все позвонки, которые вы так тщательно вытягивали, снова сместятся, сведя результативность «тренировки» к нулю.

Также полезно «полетать». В положении сидя или стоя надо слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести лопатки. В спине в этот момент может что-то хрустнуть. Пугаться не следует - это совершенно безопасно. Такое упражнение при нарушении осанки можно повторять 8-10 раз в день на протяжении двух-трех недель подряд с последующим 2-3 недельным перерывом.

Можно дать несколько рекомендаций для контроля за собственной осанкой.

- Высота рабочего стола должна быть на уровне локтя свободно опущенной руки. Руки лежат свободно. Никакого напряжения мышц шеи и плечевого пояса.

- Монитор компьютера должен быть установлен на одном уровне с вашим лицом так, чтобы не приходилось сгибать шею. Клавиатура должна быть расположена на высоте предплечий и кистей рук. Не задирайте голову и не опускайте подбородок - все это увеличивает нагрузку на позвоночник, и вы сильнее устаете!

- Кресло с наклоном спинки в 15 градусов. Лучше с выпуклостью для опоры поясницы. И высота - минимум - до уровня лопаток, чтобы можно было расслабиться.

- Опираться надо всегда на среднегрудной отдел позвоночника и добиваться опоры для поясницы. Если есть возможность, надо чаще (каждые 40-45 минут) вставать и прохаживаться по комнате.

- Особо стоит обратить внимание - надо уметь спать. Крайне важно, чтобы толщина подушки равнялась длине вашего плеча, соответственно, в положении лежа на боку, всегда будет прямой угол между головой и плечом. Запомните - позвоночник должен максимально и безболезненно вытягивается в прямую линию! И еще. Нельзя спать на жесткой поверхности!

- Кроме того, совет молодым юношам (12-17 лет), которые желают заняться тяжелой атлетикой - бодибилдингом, что позвоночник в это время только формируется и большие нагрузки противопоказаны, особенно в вертикальном направлении. Все упражнения делать только в горизонтальном положении.

- На выработку осанки большое влияние оказывают рабочие позы, которыми человек пользуется в течение дня: позы должны быть пластичными, удобными, по возможности разнообразными и с наименьшими физическими затратами.

- Лечение дефектов осанки направлено на улучшение физического развития ребенка, организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник, формирование правильного стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении.

- Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. А основной метод лечения нарушений осанки - лечебная гимнастика. Задачей лечебной физкультуры является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки.

- Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

- Ещё одним распространённым средством исправления осанки можно считать водную терапию, благотворно влияющую на различные группы мышц, на развитие чувства равновесия. Чрезвычайно полезно плавание. Также исправление осанки предполагает использование лечебного массажа.

И чем раньше, тем больше шансов обрести правильную осанку.[3]



II. Практическая часть работы.

Результаты исследования.

2.1. Микроисследование №1 «Сбор данных о состоянии осанки учеников школы у медицинского работника».

Из беседы с медицинской сестрой школы мы узнали, что в нашей школе 8 человек состоят на учёте по поводу сколиоза. Из них 2 человека 17-18 лет, два человека 13-14 лет. Причём этот диагноз им был поставлен за последние три года. То есть в школу эти дети поступили здоровыми.

Елена Евгеньевна отметила, что среди детей младших классов такое заболевание тоже обнаружено. На учёте состоит 4 учащихся 9-10 лет

Это можно объяснить тем, что учащиеся очень много времени проводят за письменным столом. По 6-7 уроков в школе, да ещё 3-4 часа выполнения домашних заданий. А ведь у многих ребят ещё есть компьютер, за которым они проводят часы. Да ещё и телевизор отнимает часть нашего времени. Тем самым школьник в среднем 10-12 часов в сутки ведёт малоподвижный образ жизни.

2.2. Микроисследование №2. «Соответствие школьной мебели нормам СанПина».

Проверка состояния норм школьной мебели

У нас имеется норма по столам и стульям в различных возрастных группах:

Группа роста (см)

Высота стола

Высота стула

100 - 115

46

26

115 - 130

52

30

130 - 145

58

34

145 - 160

64

38

160 - 175

70

42Результаты измерений столов и стульев в кабинетах 41, 46, 47, 33

Столы -

высота: 64см; 70см.

Стулья -

высота: 38см; 42см.

Сравнив полученные результаты, мы выяснили, что мебель в кабинетах соответствует требованиям.

Найдем другие причины для нарушений. Я изучила посадку одноклассников во время уроков и заметила, что не все ребята сидят правильно. Как выглядит ученик, сидящий за партой правильно все уже забыли, но мы вам напомним: нужно сидеть прямо, опираясь на спинку стула и занимая его весь, стопы ног должны полностью опираться на пол, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки лежат на столе и согнуты в локтях. Но, не все дети это правило выполняют, и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.(Приложение2)

2.3. Микроисследование №3. «Наблюдение за посадкой учеников на первом и последнем уроках».

Найдем другие причины для нарушений. Я изучила посадку одноклассников во время уроков и заметила, что не все ребята сидят правильно. Как выглядит ученик, сидящий за партой правильно все уже забыли, но я вам напомню: нужно сидеть прямо, опираясь на спинку стула и занимая его весь, стопы ног должны полностью опираться на пол, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки лежат на столе и согнуты в локтях. Но, не все дети это правило выполняют, и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.

Посадка за партой

Первый урок

Последний урок

Правильно

сидят

18

13

Неправильно

сидят

7

12



Вывод : к концу дня 12 человек сидят неправильно, как им удобно. Это показатель того, что у этих детей слабо развиты мышцы спины и шеи, поэтому они быстро устают.

2.4. Микроисследование №4. «Проверка двигательной активности детей в школе».

По расписанию в нашем классе проводится 3 урока физкультуры и 15 учащихся нашего класса регулярно посещают спортивные секции. На уроках учителя проводит физкультминутки и упражнения, для укрепления мышц спины и шеи.

2.5. Анализ анкетирования

Мы провели исследовательскую работу среди ребят нашей школы. В анкетировании приняло участие 84 человека.

Ученикам 5-8 классов мы предложили ответить на несколько вопросов анкеты. (Приложение 2)

На вопрос анкеты: какой у вас портфель? (Приложение 3) ребята ответили следующим образом : 62% имеют рюкзак, 18% сумку через одно плечо, 20% сумку с двумя ручками

Вывод: Ребята нашей школы предпочтение отдают рюкзаку.

38% учеников выбирают не для здоровья, а для красоты. Выбирая сумки с неравномерным распределением массы, мы рискуем «получить» себе искривление позвоночника.

Какой каблук у вашей обуви, которую вы чаще всего носите?

плоская подошва 82%, небольшой каблук 12%, высокий каблук 6%.

Вывод: Большинство учащихся носят обувь на плоской подошве

Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперёд, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины.

3.Сколько тратите времени, сидя за компьютером?

1-2 часа 31%, 3-4 часа 31%, более 4 часов 38%

Вывод: За компьютером ребята проводят значительную часть времени.

Неправильная поза во время посадки за компьютером ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление.

Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются.

Сколько весит ваш портфель?

1-2 кг 13%, 3-4 кг 49%, 4 кг и более 38%

Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1-2 классы 1,5 кг

3-4 классы 2,5 кг

5-6 классы 3 кг

7-8 классы 3,5 кг

9-11 классы 3,5-4 кг

Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.

Вывод: Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Масса портфеля пятиклассника составляет в среднем 5,5 кг (учебники сами по себе тяжелые и формат их большой, учащиеся приносят из дома дополнительную литературу по нескольким предметам). Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то выше другого, развивается боковой сколиоз.

Посещаете ли вы спортивные кружки, секции?

Да -54%, нет- 22%, иногда -16%

Вывод: Половина ребят нашей школы практически не занимается спортом. Причины нарушения осанки заключены в недостатке движения. Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, сортом, физической культурой.

В борьбе за правильную осанку поможет школьная физкультура - если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник





IV. Заключение

4.1 Выводы и предложения

В заключение сделаем краткие выводы.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека в вертикальном положении (стоя). Формируется осанка в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела. Неправильная осанка - различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника.

Неправильная осанка - это не только заболевание опорно-двигательного аппарата, но и начальный этап сбоя в работе различных жизненно важных органов. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более серьезные нарушения. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж.

Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, закаливающие процедуры, занятия плаванием укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. Большое значение имеет сбалансированное питание и полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

Люди с правильной осанкой выглядят моложе и здоровее, живут намного качественнее и дольше. Они более энергичны и привлекательны и работоспособности.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Заключение

В ходе исследования выявила основные факторы, влияющие на появление неправильной осанки у учащихся нашей школы:

- неправильная поза при сидении, ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ и т.д.;

-отсутствие или недостаток физических нагрузок;

-несоблюдение режима труда и отдыха.

Мы рекомендуем в школах следующие профилактические мероприятия:

Включение в уроки физкультуры элементов лечебной гимнастики(10-15мин.);

Повышать мотивацию учащихся к занятиям спортом;

Строгий контроль учителя за осанкой учеников во время уроков;

Необходимо освещать вопросы ношения обуви на высоком каблуке

Питание должно быть сбалансированным (употребление продуктов, содержащих кальций и фосфор);

Проведение тематических родительских собраний и классных часов.

Перспектива исследования. Но это еще не конец моего исследования. Попросила помощи у нашего педагога-психолога и школьной мед. сестры, с которыми мы будем наблюдать за ребятами из 6 «А» класса, с нарушениями осанки. А под руководством учителей физкультуры и классного руководителя - укреплять мышцы спины, следить за осанкой, заниматься лечебной физкультурой. С родителями дома делать зарядку и заниматься спортом (лыжи, коньки).

Результаты нашего труда по сохранению и укреплению осанки, мы будем сравнивать с прошлогодними каждую осень после проверки класса врачебной комиссией.

Я сделала вывод - что если потратить минуту на здоровье сегодня, то эта минута обернется часами радости, счастья и поможет полноценно развиваться.

V. Используемая литература и Интернет - ресурсы

1. Колесов Д.В. Маш Р.Д. Биология. Человек. Учебник. 1997г.

2. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Москва «Просвещение», 1975г.

3. Коршунов А.В. Правильная осанка - залог здоровья позвоночника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: spinet.ru

4. Белякова Н.Т. Фигура, грация, осанка. Москва «Просвещение», 1978г.

5.irk-deti.ru/2010-05-25-18-14-12/432-2010-12-08-05-15-37

6.metod-kopilka.ru/; line-height: 150%"> 7.

8. festival.1 september.ru/articles/522858/

9. fiz-ra.com/stroenie-pozvonochnika-cheloveka/

10. spinet.ru/b_bolivspine/66.php

11. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.

12. Толковый словарь Ожегова.

13. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.



Приложение 1.

Виды искривления позвоночника

Научно-исследовательская работа по биологии

Научно-исследовательская работа по биологии

Приложение 2.

Анкета

1.Какой у вас портфель?

-рюкзак

-сумка с одной лямкой ( через плечо)

-обычная сумка с двумя ручками

2.Какой каблук у вашей обуви, которую вы чаще всего носите?

-плоская подошва

-небольшой каблук

-высокий каблук

3.Сколько тратите времени, сидя за компьютером?

-1-2 часа

-3-4 часа

-4 и более

4.Сколько весит ваш портфель?

-1-2 кг

-3-4кг

-4 и более

5.Посещаете ли вы спортивные кружки, секции?

-да

-нет

-иногда

Приложение 3.

Результаты анкетирования 5-8 классов

Какой у вас портфель?

Научно-исследовательская работа по биологии

Высота каблука

Научно-исследовательская работа по биологии

Время затраченное за комьютером

Научно-исследовательская работа по биологии

Вес портфеля

Научно-исследовательская работа по биологии

Занятие спортом

Научно-исследовательская работа по биологии



Приложение 4.

Памятка для учащихся

сидите за столом прямо, опираясь о спинку стула, слегка наклонив голову вперёд;

ходите и стойте не опуская плеч, втянув живот и слега приподняв голову;

учебники носить в ранце или в рюкзачке на спине, а не в портфеле;

спите на твёрдой постели и плоской подушке;

делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота.


Памятка для родителей

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви;

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

Приложение 5.

Как правильно сидеть

При работе сидя следует как можно чаще менять положение тела (хотя бы каждые 15 минут). Для этого можно отклоняться в одну или другую сторону, время от времени немного изменять положение рук, ног и головы. Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, весь корпус должен опираться на седалищные бугры, а это невозможно, если вы будете постоянно сидеть на мягкой мебели. Поэтому старайтесь, чтобы стул, на котором вы сидите, был жестким. Высота стула (или кресла) должна соответствовать длине голени (то есть высота сиденья должна приходиться на уровень коленных складок), чтобы ноги упирались в пол. Если у вас слишком маленький рост - подставьте под ноги небольшую скамеечку. Чаще меняйте положение ног под столом. Этим вы уменьшаете нагрузку на позвоночник. Сидеть за столом следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища.

Если вам приходится много времени проводить за рабочим столом, стремитесь к тому, чтобы спина в месте изгибов прочно опиралась на спинку стула или кресла.

Через каждые 30-40 минут следует вставать на 2-3 минуты для небольшой разминки.

При работе сидя за столом необходимо иметь приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к вашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

Если вы смотрите кино или телевизор, старайтесь не сидеть долго в одной позе. Периодически специальных упражнений, обучение которым осуществляет инструктор-методист кабинета ЛФК. Немалая роль в лечении нарушений осанки отводится полноценному питанию, соблюдению ортопедического режима, массажу, закаливанию, плаванию. Нарушение осанки это функциональное состояние, которое устраняется при соответствующем лечении.

Как правильно стоять

Если вам приходится долго стоять, старайтесь менять позу каждые 10-15 минут. Массу тела надо по очереди перемещать с одной ноги на другую. Если есть возможность, старайтесь не стоять на одном месте, а время от времени делайте несколько шагов вперед, назад, в сторону, прогибайтесь вперед или назад, вытягивая руки вверх и делая глубокий вдох. Все эти движения и перемены позы ослабляют нагрузку на позвоночник и дают ему какую-то передышку. При работе стоя старайтесь придерживаться некоторых простых правил: если вы моете пол, то лучше встать на одно колено, чем наклоняться; поднимая какой-нибудь предмет, обопритесь рукой о стул или кресло, чтобы не перегружать позвоночник; работая, наклонившись, желательно иметь под ногой небольшую скамеечку, чтобы на нее можно было поставить ногу, при этом тяжесть, приходящаяся на позвоночник, частично переходит на правую или левую ногу; для работы с пылесосом нужно иметь длинный шланг, чтобы лишний раз не наклоняться; гладить лучше сидя.

Как правильно лежать

Так как в постели человек проводит 1/3 часть своей жизни, то нужно стремиться к тому, чтобы она была удобной. Ваша постель не должна быть ни слишком, мягкой, ни слишком жесткой. Человеку тучному полезней иметь более жесткую постель, а у человека среднего телосложения постель может быть мягче. Если вы спите на перине, то ваше тело проваливается и нарушается Положение физиологических изгибов позвоночника.

При болях в позвоночнике больной, стараясь уменьшить их, часто спит на животе. Чтобы эта поза была более удобной, можно подкладывать под живот небольшую подушку.

Если у вас есть привычка читать лежа в постели, то старайтесь не напрягать сильно мышцы шеи. Для этого подложите под голову еще одну высокую подушку, чтобы тело заняло полусидящее положение. Кстати, этим вы лишний раз побережете глаза от прямых лучей солнца.





Приложение 6.

Классный час «Осанка. Профилактика сколиоза»

Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни - ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.

Цели классного часа:

-сформировать представление о правильной осанке;

-выявить причины нарушений осанки;

- дать рекомендации по профилактике нарушений осанки

Ход классного часа

1. Классный час проходит в форме лекции-беседы

- Все мы прекрасно знаем, насколько важно сохранять правильную осанку. Ровная спина - это дело привычки, которая закладывается еще в детстве. Чтобы спина ребенка всегда была здоровой, нужно научить его ровной осанке. Особенно важно это, когда ребенок начинает ходить в школу.

- Ребята какими признаками характеризуется правильная осанка?

(выслушать мнения учащихся, сделать вывод и записать на доске по пунктам)

Основные требования к правильной осанке.

Правильная осанка характеризуется следующими признаками:

прямое положение туловища

развернутые плечи

приподнятая голова

немного втянутый живот.

- Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.

Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.

- Ребята, назовите причины неправильной осанки?

(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)

- Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.

Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.

В противном случае это грозит следующими осложнениями:

Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).

Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.

Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.

Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении.

Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.

Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.

Какие же виды нарушений осанки нужно знать?

Сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие. На доске на рисунке показаны типичные виды нарушений осанки, которые встречаются у младшего школьника. Обратим внимание, что представлены явные нарушения.

Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены "на глазок". Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, "Где тонко - там и рвется".

Научно-исследовательская работа по биологии

Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки: а - сколиоз, б - лордоз, в - кифоз, г - правильная осанка

- Как же выяснить правильная осанка или нет?

Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки.

Как правильно сидеть за школьной партой:

Обе ноги ребенка должны твердо стоять на полу, а угол между бедром и голенью должен быть прямой.

Спину необходимо держать ровно, руки - на парте, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь.

Важен правильный наклон тетради. Здоровье ребенка зависит и от освещения. Свет должен падать с левой стороны.

Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, переходить с одного ряда парт на другой. Это позволяет смотреть на классную доску под разным углом зрения.

Компьютер: практически в каждой семье сейчас есть компьютер, а дети с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, забывая о правильной осанке.

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (90 град) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов

2. -Ребята, мы рассмотрели с вами что такое правильная осанка, причины нарушений осанки, а также осложнения при нарушении осанки. Скажите какие меры нужно принимать, чтобы не произошло нарушения осанки?

(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)

- Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки:

1. Гимнастика и физическая активность - это важные составляющие правильной осанки. Делайте по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц.

2. Попробуйте упражнение - ношение на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение - вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины.

3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 -35 см; следить за правильной осанкой во время выполнения домашних заданий, просмотра телевизора, работой за ПК, приема пищи и т.д.

4. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках.

5. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

Итак, ребята, следите за собой, за своей осанкой, выполняйте рекомендации по профилактике нарушений осанки. А я , в свою очередь предлагаю комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.

Упражнения для профилактики нарушений осанки.

Научно-исследовательская работа по биологии

Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника

Дыхательная гимнастика

1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения - исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 - 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 - 15 дыхательных циклов.

2. "Кузнечный мех". Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе - втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок - отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности.

Комплекс общеразвивающих упражнений

Научно-исследовательская работа по биологии

Рис. 3. Комплекс общеразвивающих упражнений для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с.

И.п. - лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. - лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и.п.

И.п. - лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и.п.

И.п.- лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и.п. Повторить в другую сторону.

И.п. - лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о, зафиксировать позу, вернуться ви.п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности.

И.п. - основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.

И.п. - основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.(6)



Научно-исследовательская работа по биологии

Научно-исследовательская работа по биологии

Научно-исследовательская работа по биологии

Научно-исследовательская работа по биологии

37


© 2010-2022