Статья о социализации ребенка

Статья о педагогической технологии и метадах работы учителя на уроках биологии, способствующие успешному усвоению программы учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах. Сначала это был эксперимент по осваению личностно ориентированной технологии по И. Якиманской, сейчас это уже работа, приносящая положительные результаты. Личностно ориентированная педагогическая технология может применяться как на всех этапах урока, так и на отдельно взятых. Сложно...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы и формы работы с учащимися «группы риска» и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках биологии, способствующие социализации личности



Э.В. Денисова

учитель биологии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Челябинска


Создание условий для реализации принципа индивидуализации процесса обучения в общеобразовательной школе, в рамках личностно - ориентированной педагогической технологии, способствующих социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными на протяжении всей жизни. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми, и непосредственно связана с социальным контролем.

Образование является необходимым условием социализации. Поскольку темпы смены новых поколений техники очень быстро опережают темпы смены новых поколений работников, человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился, и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях.

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно.

Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Дети социализируются не только по средствам прямого общения, но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание « В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед учителем стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса - как в социуме школы, так и вне ее, в том числе для детей «группы риска» и детей с ОВЗ, которые не могут реализовать свои способности в полной мере.

Решение данной проблемы в большей степени лежит на творческом союзе учителя и ученика, но и семья должна принимать активное участие в соблюдении единых требований, оказывать всяческую поддержку в процессе реализации задуманных начинаний.

I. В настоящие время для науки и общества остаётся болезненным, хотя и вполне разрешимым, вопрос:

- как в обществе с высочайшим уровнем образованности феномен «детей группы риска» приобрёл масштаб национального?

Исследование причин появления «детей группы риска» сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методов воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения.

С ребёнком группы социального риска для учителя актуальным становится возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин её неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить характеристики детей группы риска: нарушение в познавательной сфере, особенности поведения в познавательной сфере, особенности поведения, выражающегося в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, систематически повторяющееся асоциальное поведение, патологическое развитие характера, затрудненность в общении, нарушение в сфере отношений, в том числе к самому себе.

II.1. С организационной позиции педагогическая поддержка таких учащихся может быть представлена следующими этапами: 1) диагностический; 2) поисковый; 3) договорный; 4)деятельностный; 5) рефлексивный.

Цель диагностического этапа - выявление значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала. Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, продуктов деятельности, беседы и др.

Цель поискового этапа:

-организация совместного с учащимися поиска причин возникновения проблемы, возможных путей решения данной проблемы, взгляд на ситуацию со стороны, оказание поддержки и принятие учащихся на себя ответственности за возникновение и решением проблемы с использованием данных диагностического этапа.

Договорный этап- проектирование действий педагога и подростка в зависимости от характера проблемы и причин , её вызвавших, педагог разрабатывает индивидуальную программу, помогающую наиболее оптимально разрешить проблему.

Деятельностный этап- учащийся самостоятельно или с помощью педагога решает поставленную задачу.

Рефлексивный этап- это совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности или неразрешимости проблемы для её переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути её разрешения.

Цели и задачи учителя по работе с учащимися и их
родителями.

Цель: разработка методических рекомендаций учителем для учащихся «группы» риска», детей с ОВЗ и их родителей.

Задачи:

1.Изучить личность учащихся «группы риска» и детей ОВЗ

2.Составить индивидуальную карту по результатам диагностики личности учащегося.

3. Разработать индивидуальную программу развития учащегося.

4. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа своей деятельности у учащихся «группы риска» и детей с ОВЗ.

5. Подготовить методические рекомендации для учащихся и их родителей для реализации индивидуальной программы развития.

1 этап. Диагностика личности школьника и изучение его субъективного опыта.

Для эффективности работы учителя по организации и обучению учащихся «группы риска» и детей с ОВЗ происходила на должном уровне и имела положительные результаты, нужно провести совместные исследования с психологами, социальным педагогом, учителями и обязательно опираться на знания классного руководителя, так как он больше общается не только с ребенком, но и родителями данного учащегося. Для такого творческого союза, конечно же, требуется провести диагностические исследования и с учащимися, и с родителями. А также обязательно следует провести консультации психолога школы, так как при сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть различными.

Состояние знаний учащихся, учебной деятельности, отдельных познавательных процессов, самооценки школьника, поведенческих проявлений может исследовать учитель, поскольку он имеет возможность наблюдать ученика длительно, в различных школьных ситуациях. Используя современные методики по изучению личности, /например, Бабанского Ю.К./ можно определить характеристику качеств знаний учащихся, сформированность компонентов учебной деятельности, зону ближайшего развития учащегося. Вместе с тем ряд приемов психологического изучения остается в области компетенции только практического психолога. Поэтому тесное сотрудничество психолога и учителя просто необходимо на протяжении всего учебного процесса.

Для изучения личности школьника и его субъективного опыта использовались следующий инструментарий работы с отстающими в обучении: ГИТ /групповой индивидуальный тест/ Методика «предмет-чувства» Ковина Т.Е., Колеченко А.К.

«Социально-психологической самоаттестации группы /класса/ как коллектива (СПСК)». Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Жедунова Л.Г.

Шкала школьной тревожности А.М. Прихожан.

Карта интересов Голомштока.Анкета Оптана

Индивидуальный способ учения

Применение данных методик позволяет сформулировать психологический диагноз как причину возникновения психолого-социальной дезадаптации школьников. Результатом диагностического этапа может стать создание индивидуальной карты учащегося, в соответствии со следующими критериями:

  • Первый критерий - это словесно-логическое мышление, которое определяет осведомленность, сформированность понятий ученика, решение аналогичных заданий, умение делать обобщения.

  • Второй критерий - особенности когнитивной сферы, раскрывает возможность действовать в уме.

  • Третий критерий - это абстрагирование признака количества /самостоятельно, повторное, с наводящим вопросом/.

  • Четвертый критерий отражает умение руководствоваться правилом /дает возможность понять, что предпочитает ученик- правило или образец/.

  • Пятый критерий рассматривает продуктивность внимания и устойчивость внимания.

  • Шестой критерий - это характеристика качеств знаний /оцениваются полнота и глубина, осознанность и гибкость/, сформированность компонентов учебной деятельности /понимание, навыки анализа, самоконтроль, темп/, зона ближайшего развития /восприимчивость к усвоению знаний, помощи другого/.

Данный критерий разрабатывается учителем предметником.

  • Седьмой критерий - это ведение самоконтроля в учебной деятельности.

  • Восьмой критерий - это общее отставание в обучении.

  • Девятый критерий - это осознаваемые мотивы: долга, ответственности, избегание неприятностей, благополучия.

  • Десятый критерий - внешние и внутренние мотивы учащегося,

  • Одиннадцатый критерий - представление учащегося о школе, его положительные и отрицательные эмоции.

  • Двенадцатый критерий определяет тип волевой активности /сильный и ли слабый/.

  • Тринадцатый критерий - личная тревожность.

  • Четырнадцатый критерий - наличие нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения/ уровень воспитанности: высокий, средний, низкий/.

  • Пятнадцатый критерий рассматривает отношения подростков в классном коллективе.

  • Шестнадцатый критерий - эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальные программы деятельности учеников по устранению

ошибок.

На основании результатов контрольных работ, собеседования с обучающимся, с учетом индивидуальных особенностей, составляется индивидуальная программа деятельности ученика по устранению ошибок и пробелов.

Ученик сам определяет, чья помощь ему понадобиться для устранения проблемы: товарища учителя или он проблему решит самостоятельно.

Создание технологических карт и дидактического обеспечения.

В ходе изучения основного материала программы по биологии мною выбраны те темы, в которых уместно заняться повторением проблем, поставленных учащимися «группы риска» и детей с ОВЗ перед собой. На основе этого разработано дидактическое обеспечение урока. Учебное занятие строится так, чтоб ученик всегда нашел время ознакомиться с материалом для решения и устранения выбранного им пробела в знаниях.

Так как в рекомендациях психолога указано, что учащиеся воспринимают материал, в большей части подкрепленный наглядностью, то и задания сформированы по этому принципу. Составлены опоры на заучивание, графическое отображение происходящего.

Низкий уровень развития устной и письменной речи, языковой культуры, а также различные физиологические проблемы здоровья тормозят развитие мыслительных процессов и мешает успешности в преодолении пробелов по биологии. Поэтому дидактический материал подобран таким образом, чтоб помогал учащимся решить и эту проблему.

Учебно-подготовительная деятельность учащегося стимулируется не только посредством использования разноуровневых заданий, индивидуальных карточек, заданий по выбору, но и результатами своего труда. При этом ученику важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, ему доверяют, проводят консультации не только учителя предметники, классный руководитель, но и родители, а также и учащиеся класса. Ситуация успеха, организованная в процессе обучения учителем, может стать механизмом познавательной активности. Если возникает такая ситуация, что ученик не понял или не успел на уроке завершить начатое, то домашнее задание подразумевает решение данной проблемы. Дидактическое обеспечение дается ученику для наглядности. В таком случае ученик может обратиться к помощи родителей или друзей.

Технологическая карта ученика создается на конкретный урок. Она содержит и творческую деятельность ребенка, и его самооценку. В ней предусмотрен материал, который изучается всем классом и самостоятельно.

Прописываются задания, выполняемые всеми, в ходе которых ребенок «группы риска» и с проблемами здоровья может уделить время для корректировки пробелов собственных знаний. Карта предусматривает контроль и оценку со стороны учителя. Каждая карта предполагает наличие дидактического материала. На первых уроках по корректировке пробелов - это больше материал, подкрепленный наглядностью, опорами на заучивание. По ходу продвижения по теме задания становятся разноуровневыми, /следует отметить, что учащийся имеет право выбора, он может сделать только те задания, в которых уверен/. На последнем этапе работы учащийся выполняет, как правило, зачетную работу.

За время работы по индивидуальной программе развития учащихся «группы риска», детей с ограниченными возможностями здоровья, и использования «Технологических карт урока», наблюдается повышение уровня самостоятельности, активности данных учащихся на уроке и во время индивидуальных занятий. Отмечается наличие у них познавательного интереса; научились самостоятельно ставить цели и достигать их, преодолевая препятствия; не вызывает затруднений этап рефлексии, когда ученик пытается объяснить как свои успехи, так и неудачи.

В течение эксперимента и дальнейшей работы, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии на различных этапах урока, наблюдается положительная динамика учебных достижений школьников не только по биологии, но и по другим предметам, что говорит о действенности использования программы развития.

Но вместе с положительными результатами, можно отметить ряд недостатков, которые проявились во время реализации индивидуальной программы развития школьника:

  • невозможность учесть все проблемы ребенка и показать способ их решения;

  • отсутствие взаимодействия с родителями ученика, которые могут и должны оказывать посильную помощь ребенку с ОВЗ в преодолении негативных факторов развития личности;

  • неумение ребенка самостоятельно организовать свою деятельность при работе по индивидуальной программе развития;

  • слабо культивируется интерес к учению.



Таблица 1

Реализация инноваций в МАОУ СОШ№5 г. Челябинска

Направление инноваций

2005

2006

2007

2008

2009

Далее по 2014г


Личностно - ориентированная педагогическая технология по Якиманской И.С.

эксперимент

эксперимент

эксперимент

эксперимент

эксперимент

применение данной педагогической технологии на различных этапах урока



© 2010-2022