- Преподавателю
- Биология
- Тех. карта урока «О стрекозах, нимфах, махаонах»
Тех. карта урока «О стрекозах, нимфах, махаонах»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сиротова М.А. |
Дата | 01.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Ошибки развития»
Технологическая карта урока биологии по теме «О стрекозах, нимфах, махаонах»
7 класс
Учителя: учитель биологии высшей категории Сиротова Марина Алексеевна, учитель русского языка первой категории Кладова Наталья Павловна
Тема
«О стрекозах, нимфах, махаонах »
Цель темы
Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии информационно-исследовательской деятельности о насекомых с полным и неполным метаморфозом и семантической обработке биологической информации.
Цели урока
Образовательные: организовать учебную деятельность, направленную на освоение понятий, определения биологических терминов, организовать учебную деятельность по овладению умениями распознавать и характеризовать цикл развития насекомых с метаморфозов и без метаморфоза; выяснить отличия биологических терминов, роль насекомых на Земле, причины попадания насекомых на страницы Красной Книги;
Развивающие: создать условия для овладения учащимися умениями самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, продолжить развитие навыков работы с этимологическими словарями, биологической терминологией, отличать насекомых по типу метаморфоза; грамотно писать термины; строить предложения и текст. Способствовать развитию умений, систематизировать, делать логические выводы, устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности, показать значение русского языка в освоении биологии, вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук, способствовать формированию основ экологической грамотности, нравственного образа жизни, ответственного отношения к сохранению биоразнообразия на планете Земля и на территории Рязанской области.
Задачи урока
-
Продолжить формировать знания о метаморфозах животных, о способах поддержания биоразнообразия;
-
Познакомить учащихся с семантикой биологических терминов, причинами исчезновения насекомых;
-
Продолжить формировать систему знаний о происхождении биологических терминов;
-
Закрепить навык работы с этимологическим словарём, выразительного чтения, пересказа, построения предложений и текста;
-
Реализация межпредметных связей;
Методы обучения
Проблемного изложения, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
В познавательной сфере:
- давать определение изученных понятий: Энтомология, Биогеография, Биофизика, Бионика, Биосфера, Биохимия, Метаморфоз, Имаго, Кокон;
- объяснять семантически происхождение биологических терминов;
- классифицировать по различным признакам предложенных насекомых;
-уметь пользоваться словарями;
- обобщить знания о разных типах развития насекомых;
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль насекомых в биоценозах и в жизни человека;
- непримиримое отношение к людям, уничтожающим живую природу;
В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оценивать важную роль сохранения биоразнообразия для жизнеобеспечения всей планеты;
Личностные:
- Принятие социальной роли обучающегося.
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
- Знание экологических основ сохранения биоразнообразия.
- Признание ценности каждого биологического объекта на Земле.
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
- Ставить цель и анализировать условия достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
- Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
- Уметь планировать и регулировать свою деятельность.
- Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.
- Владеть основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Организовать рабочее места, распределять время.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
- Давать определения понятиям.
- Умение применять алгоритм для работы со словарём.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с другими учащимися.
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
- Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
- Формировать критическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
- Формировать умения точно выражать свои мысли.
Основные понятия
Полный метаморфоз, неполный метаморфоз, имаго, кокон, энтомология.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Русский язык, биология, изобразительное искусство, экология;
Индивидуальная работа с раздаточным материалом и групповая с этимологическими словарями, сообщения по теме, презентация результатов
Компьютер, интерактивная доска, медиапроектор,
маркеры, пробковая доска и переносная доска, магниты, этимологические словари, Красные книги Рязанской области, раздаточный материал-аппликации,
мультимедийная презентация по теме урока «О стрекозах, нимфах, махаонах».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия. Мотивация.
Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников.
Актуализация имеющейся у учащихся информации.
-Ребята, прошу вас внимательно оглядеться в кабинете, мы с Вами попали в жаркое лето, как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?
Затем вниманию учащихся представляется презентация по теме урока. Для того, чтобы сформулировали тему урока сами учащиеся им предлагается ответить на вопросы:
-Как Вы считаете, что изображено на этом слайде и на стенах кабинета?
Тема урока: «О стрекозах, нимфах и махаонах»
Входит учитель русского языка.
- Здравствуйте, я знаю много интересного о чудесных насекомых и могу о них рассказать. Вешает на доску фотографии краснокнижных объектов и называет их.
- Тема нашего урока необычна. Что объединяет стрекоз, нимф, махаонов? А объединяет их одно слово - «энтомология». Как правило, мы не задумываемся. Какое значение в изучении самых разных наук имеет русский язык. Это наш родной язык, мы говорим, пишем, читаем по-русски. Сегодня мы попытаемся показать роль русского языка в изучении природы на примере биологии. Что означает слово «биология»? (предлагают заглянуть в словарь)
Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.
Проверяют наличие раздаточного материала, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью.
-Скорее всего, о насекомых
- Бабочки, стрекозы и их личинки, разные насекомые.
Сотрудничество с другими учащимися, использование речевых средств общения для корректировки терминов. Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности при вспоминании терминов. Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.
-«биос» - жизнь, «логос»- учение; это наука о жизни и о живом.
2-й этап. Целеполагание
-Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (Учитель направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия)
-А для того, чтобы достичь поставленных целей какие шаги вы будете предпринимать?
- А как вы поймёте, что цель достигнута?
Учащиеся при поддержке учителя сами формулируют цели урока:
Знать:
-
определения биологических терминов, цикл развития насекомых с метаморфозов и без метаморфоза;
Понимать:
-
отличия биологических терминов, роль насекомых на Земле, причины попадания насекомых на страницы Красной Книги;
Уметь:
-
работать с толковым словарём, отличать насекомых по типу метаморфоза; грамотно писать термины; строить предложения и текст;
- Планирование деятельности по достижению целей:
-
Знать: мы в словарях найдём определения биологических терминов, попытаемся определить цикл развития насекомых с метаморфозов и без метаморфоза;
-
Понимать: мы найдём отличия в формулировке биологических терминов, выясним роль насекомых на Земле, определим основные причины попадания насекомых на страницы Красной Книги;
-
Уметь: будем работать с толковым словарём, приделаем на пробковую доску различных насекомых по типу метаморфоза; будем грамотно писать термины, строить предложения и текст;
-
Делают умозаключения, фронтально и индивидуально вырабатывают общее решение, выражая собственное мнение, делают выбор, выдвигая предположения.
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Проясним значение некоторых слов с корнем «био-»
Учитель организует работу над семантическим разбором терминов, консультирует работу по оформлению на доске сопоставления терминов и их значения, корректирует оформление и анализирует полученные результаты.
- Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления и закономерности природы, т.е. к естественным наукам.
- В 7 классе вы изучаете зоологию, один из разделов которой изучает энтомологию, науку, которая изучает класс насекомых:
их анатомию, эмбриологию, физиологию, экологию, их распространение, методы борьбы с вредителями.
Насекомые - пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу, первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные поселения.
-Каково место класса насекомых в многообразии животного мира?
- Насекомые - это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1 миллиона видов.
- Запишем это предложение на доске и в тетрадях, объясним орфограммы (удвоенные согласные, сложные слова) и знаки препинания, отметим грамматические характеристики причастия.
Корректирует оформление и анализирует полученные результаты.
Удивительные насекомые
Земля - планета насекомых. На 1 человека на Земле приходится 250 млн. насекомых. Всего обитает 1,5 млн. видов.
-
Североамериканская бабочка Монарх как птица совершает перелёты на сотни километров.
-
Самый массивный жук Геркулес достигает 12 см, а самое длинное насекомое - Палочник - 26 см.
-
Самцы бабочки Артемиды обладают очень хорошим обонянием, они прилетают на запах самки за 11 км.
-
У певчих цикад личинка (нимфа) живёт под землёй 17 лет, высасывая корни растений.
-
Огненный щелкун тропических лесов Америки светится так ярко, что 2-3 жука, посаженных в банку, могут заменить карманный фонарик.
-
Личинка жука Усача может жить в дереве до 45 лет, так, что дерево может быть спилено и переработано, а жук может выйти, например, из ножки стола.
-
Гусеница бабочки Шелкопряда перед окукливанием окутывает себя прочным коконом из цельной нити шёлка длиной до 1000 м.
-
Готовясь к зиме, самки пчёл запасают мёд и убивают (зажаливают) трутней, чтобы их не кормить.
-
Муравей может выстрелить струёй яда (муравьиную кислоту) на расстояние до 500 раз больше своего размера.
-
Из литра свиного навоза вылетают до 4000 мух, а они - переносчики брюшного тифа, холеры, дизентерии.
- Что означает русское слово «насекомое»?
- Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Тело рассечено на сегменты - отделы: голову, грудь, брюшко, которые соединены короткими и иногда очень тонкими перемычками. Слова насечки и насекомое - однокоренные, здесь мы наблюдаем обычное для русского языка чередование согласных в корне - сек---сеч-.
-А какой частью речи является слово насекомое?
Развитие насекомых
-Развитие насекомых сопровождается сменой фаз и превращением - метаморфозом, при неполном превращении выражены лишь 3 стадии - яйцо, личинка, имаго. На столах перед вами разложены фотографии разных насекомых, определите к какому типу метаморфоза они относятся и на пробковую доску прикрепите их в соответствии с типом метаморфоза.
Класс Насекомые
Неполный метаморфоз
-
Таракан
-
Кобылка
-
Кузнечик
-
Медведка
-
Сверчок
-
Саранча
-
Уховёртка
-
Подёнка
-
Стрекоза
-
Вошь
-
Клоп
Класс Насекомые
Полный метаморфоз
-
Жук
-
Бабочка
-
Комар
-
Муха
-
Блоха
-
Муравей
-
Шмель
-
Наездник
-
Пчела
-
Оса
-
Шершень
Из лексики энтомологии.
Разбирают семантику терминов:
- кокон (франц.)
- имаго
- нимфы
Роль насекомых в природе.
Причины попадания насекомых в Красную книгу.
Дети в группах в словарях ищут значение слов Биогеография, Биофизика, Бионика, Биосфера, Биохимия и на магнитной доске
каждая группа сопоставляют термины и их значение:
Биогеография - наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару животных, растений и микроорганизмов.
Биофизика - наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах.
Бионика - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.
Биосфера - оболочка Земли, основные особенности которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов.
Биохимия - наука, изучающая свойственные живой материи химические процессы.
Анализируют и обсуждают текст задания, ведут информационный поиск незнакомых терминов.
- Их 1 миллион видов, т.е. насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых.
- своевременно вносят коррективы, оказывают взаимопомощь тем, кто ошибается в оформлении текста предложения или затрудняется дать правильные ответы.
- Просматривают мультимедийную презентацию и записывают в тетрадь наиболее заинтересовавшие их факты о жизни насекомых.
-Вместе с учителем разбирают семантику слова «насекомое»
- Оно относится к страдательному причастию настоящего времени, оно перешло в разряд имён существительных.
- Определяют индивидуально тип развития насекомого и при помощи булавки накалывают насекомое на пробковую доску.
Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности и временные затраты.
Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно - следственные связи.
Осуществляют взаимопомощь тем, кто ошибается в оформлении задачи или затрудняется дать правильные ответы.
- Работают со словарями
Учащиеся в диалоговой форме определяют какую роль играют насекомые в природе и записывают выводы в тетрадь.
Сообщение учащегося об охраняемых насекомых Рязанской области. Составление предложений о роли антропогенного фактора в уничтожении биоразнообразия.
4-й этап. Итоги занятия.
Организует обсуждение результатов решения нового типа генетических задач на сцепленное с полом наследование.
Оценивает правильность выполненных действий, вносит, необходимые результаты и корректируют их.
Осуществляют итоговый контроль, аргументированно выставляет оценки за урок.
Выстраивают причинно - следственные связи, дают определения новым генетическим терминам, изученным
Взаимодействуя в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику, прогнозируют развитие процессов в мутантных организмах.
5-й этап. Рефлексия.
Организует обсуждение результатов работы, способов достижения поставленных целей и задач в виде игры.
В мире насекомых
Вопрос № 1:
Что мы называем осиной талией?
Варианты ответов:
-
талию осы;
-
перемычку осины;
-
очень тонкую женскую талию
-
ось вращения.
Вопрос № 2:
Откуда взялось название бабочки махаон?
Варианты ответов:
-
из греческой мифологии;
-
из римской мифологии;
-
от глагола «махать»
-
от фамилии энтомолога.
Вопрос № 3:
Водолюб - это?
Варианты ответов:
-
класс насекомых отряда жуков;
-
любитель воды;
-
знак зодиака;
-
класс насекомых отряда прямокрылых.
Вопрос № 4:
Какому поэту принадлежат строки:
«Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»
Варианты ответов:
-
М.Ю. Лермонтову;
-
Н.А. Некрасову;
-
А. А. Фету;
-
А.С. Пушкину.
Презентуют модель осознанного подхода к сохранению биоразнообразия на планете Земля.
Каждому ученику предлагается взять аппликацию бабочки, написать своё мнение об уроке и прикрепить её на стену кабинета.
Участвуют в обсуждении достижения цели и задач урока, осознанно строят выводы относительно сложившейся экологической ситуации и роста числа наследственных заболеваний.
Предполагают, что фотография связана с огромным количеством ещё не познанных «ошибок человеческого генома».
Выражают собственное мнение о медико-генетических консультациях перед планированием беременности, полученном результате.
Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе своего репродуктивного здоровья.
-
Ответ: 3.
-
Ответ: 1. В греческой мифологии Махаон-сын Асклепия, герой-врачеватель. Под Троей он участвовал в боях, исцелял раны героям.
-
Ответ: 1.
-
Ответ: 4. (стихотворение «Осень»)
Каждый ученик пишет свою рефлексивную оценку деятельности на крыльях бабочки.
6-й этап. Домашнее задание.
Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание.
Осознанно фиксируют и воспринимают полученную информацию, записывают домашнее задание в дневник.