План урока по биологии на тему Многоклеточные водоросли (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Многоклеточные водоросли.

Цели:

1. Создание условия для формирования умений работать с микроскопом, различными источниками знаний.

2. Организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- осознание личностного смысла изучения учебного материала;

-осознание социальной значимости изучаемого учебного материала;

-принятие и реализация самостоятельных решений, принятие ответственности за их результаты.

регулятивных УУД:

-планирование действия в соответствии с поставленной задачей;

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

-развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

познавательных УУД ( общеучебных):

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

-структурирование знаний, установление причинно-следственных связей;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы, строить речевое высказывание.

познавательных УУД (информационных):

- обучение работе с разными видами информации

познавательных УУД (логических):

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

коммуникативных УУД:

- инициативное сотрудничество;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей в коллективной работе).

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

- в области познавательных (общеучебных) УУД обучающийся научится: искать и выделять необходимую информацию.

- в области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающийся научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

- в области коммуникативных УУД обучающийся научится планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- в рамках инициативного сотрудничества: работать в паре - выполнять часть работы.

- в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Оборудование:

- микроскопы, микропрепараты, презентация, живые материалы (водоросли), компьютер, проектор, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Актуализация знаний. Выяснение темы урока. Постановка целей урока.

Добрый день! Прозвенел звонок, начинается урок! Все готовы отвечать и пятерки получать? Тогда начнем урок и я уверена у нас с вами все получится.

Беседа по вопросам.

1.Какие царства живой природы вы знаете?

2.Какое царство изучаем сейчас?

3.Как называется наука о растениях?

4.На какие две группы делят растения в зависимости от строения?

5.В чем отличие низших растений от высших?

6.С какими низшими растениями мы познакомились на прошлом уроке?

7. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

8.Какие одноклеточные водоросли вам известны? (слайд)

9.Что будем изучать сегодня? Что бы ответить на этот вопрос выполните следующее задание:

Работа в малых группах (в парах ). (слайд)

  1. Соберите из букв черного цвета, лежащих на столе, название одноклеточной водоросли грушевидной формы, передвигающейся при помощи жгутиков (хламидомонада).

  2. Второе слово - вспомните, где находится хлорофилл и другие пигменты у водорослей (хроматофор).

  3. Теперь переверните буквы и у вас получится тема сегодняшнего урока: Многоклеточные водоросли. (слайд )

  1. Изучение нового материала.

Перед вами лежат опорные конспекты, с которыми вы будете работать на сегодняшнем уроке. Запишите на них тему урока: Многоклеточные водоросли. Также перед кажлдым из вас лежит небольшой листок. Напишите на нем свою фамилию. В этот листок вы будите выставлять себе оценки, которые получите на разных этапах урока

Каковы цели урока?

Познакомиться с особенностями строения многоклеточных водорослей, средой их обитания, их значением в природе и жизни человека. (слайд).

1.Свое знакомство с многоклеточными водорослями начнем с нитчатой водоросли спирогиры (слово написать на доске, прочитать). У меня на столе стоят стаканчики с этой водорослью. Рассмотрите спирогиру. Видели ли вы в природе такую водоросль? Как называли? (тина). Почти в любом пруду или речной заводи много зеленой, скользкой на ощупь тины. Чаще всего такая тина не что иное, как скопление нитей спирогиры, свободно плавающих в воде. Нити одеты слизистыми чехлами.

Выполнение лабораторной работы.

Рассмотрим внутреннее строение спирогиры. Работайте в парах, помогайте друг другу.

На столах у вас лежат готовые микропрепараты водоросли. Приготовьте микроскоп к работе, наведите свет и рассмотрите микропрепарат.

Установите форму и расположение клеток. Найдите оболочку, хроматофор, ядро.

Показ слайда «Строение спирогиры». Это вы увидели под микроскопом? Какова форма хроматофора? Действительно узнать спирогиру легко по характерным хроматофорам в виде одной или нескольких лент, они расположены в постенном слое цитоплазмы и опоясывают клетку по спирали. Клетка спирогиры имеет крупное ядро с ядрышком. Большую часть клетки занимает вакуоль.

В своих конспектах найдите рисунок спирогиры, подпишите основные части.

Давайте проверим. Работа со слайдом (появляются названия частей клетки). Оцените правильность выполнения задания и поставьте себе отметку в лист контроля.

2.Кроме спирогиры в водоемах встречаются и другие зеленые многоклеточные водоросли. Что бы узнать какие - откройте учебник стр.95 статья «Многоклеточные зеленые водоросли», прочитайте ее и заполните таблицу в ваших конспектах. Для заполнения таблицы воспользуйтесь раздаточным материалом, который лежит в конвертах. Приклейте предложенный вам материал в соответствующую графу.

На выполнение работы 5 минут. Проверим заполнение таблицы. Работа со слайдом (таблица заполняется по щелчку). Можно ли нителу отнести к высшим растениям? Почему? С помощью чего нителла прикрепляется к субстрату? Оцените правильность выполнения задания и поставьте себе отметку в лист контроля.

3.До сих пор речь шла о мелких водорослях. Но существуют гораздо более крупные водоросли, достигающие несколько метров в длину. Эти водоросли обитают в морях. Их скопления могут образовывать настоящие подводные леса. Описание такого леса мы находим в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Чтение отрывка из книги.

Многие морские водоросли относятся к зеленым водорослям, но еще больше в морях красных и бурых водорослей.

О бурых водорослях нам расскажет Миносян Гаяне. (слайды)

Бурые водоросли обычно темно-оливкого, бурого или коричневого цветов. Для питания водорослей необходим солнечный свет. Поэтому водоросли не могут жить на больших глубинах. Наибольшее скопление зеленых и бурых водорослей на глубине до 20 м. В наших дальневосточных и северных морях растет крупная водоросль ламинария. Тело ламинарии, длиной в один или несколько метров, напоминает продолговатый лист на черешке. Но настоящих корней, стеблей и листьев у водорослей нет, поэтому тело ламинарии как и других водорослей называют слоевищем. Ко дну ламинария прикрепляется ризоидами. Вода всасывается всей поверхностью слоевища.

В морях южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль - грушеносный макроцистис. Общая длина его достигает от 150 до 300м и больше. Никаких груш у грушеносного макроцистиса не бывает, он обладает многочисленными грушевидными вздутиями, пузырями, выполняющими роль поплавков.

О красных водорослях нам расскажет Авакова Алина.

В морях и океанах в большом количестве встречаются разнообразные красные водоросли, или багрянки. Окраска красных водорослей от розовой до темно-красной. Они обитают и в северных морях, но чаще встречаются в теплых По размерам багрянки никогда не достигают величины своих бурых сородичей и селятся в более глубоких местах (до 200м), не подверженных губительному для них волнению. Тело багрянок нежное, хрупкое. Великолепна их окраска. В сочетании с причудливыми очертаниями багрянок она создает несравненную красоту подводного царства. В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира.

Обратите внимание: окраска водорослей и глубина, на которой они растут связаны между собой. Как?(слайд)

4.А теперь небольшая физкультминутка. (слайд)

Я задаю вопрос, если ответ «да» - хлопок над головой, «нет» - потрясти руками.

1. Водоросли это низшие растения? (да)

2.Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными? (да)

3. Водоросли имеют органы? (нет)

4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез? (да)

5.Водоросли прикрепляются к грунту корнями? (нет)

6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор? (да)

7.Хламидомонада - многоклеточная водоросль. (нет)

8.Хлорелла- одноклеточная пресноводная водоросль. (да).

5.Остался последний вопрос , на который нам предстоит дать ответ. Значение и использование водорослей. Рассмотрите рис.64 стр.100, разделите значение водорослей на 2 группы: в природе и жизни человека. Проверим .

3.Закрепление.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполните тест в своих конспектах.

Вставьте пропущенные слова.

Водоросли - растения, живущие главным образом в __________________. У них отсутствуют органы, а тело называется -___________________, поэтому водоросли относятся к_____________________ растениям. Насчитывают свыше 30 000 видов водорослей. В проточных водоемах часто встречается многоклеточная нитчатая водоросль _______________________. В цитоплазме его клеток расположены ядро и _______________________ в виде незамкнутого кольца. В стоячих водах плавают скопления нитчатой водоросли _________________________.

Обучающийся вписывает слова в текст на интерактивной доске.

Поменяйтесь своими конспектами. Проверьте правильность выполнения задания своим соседом по парте. Поставьте ему отметку:

нет ошибок - 5

1 ошибка - 4

2 ошибки -3.

4.Рефлексия.

Подведем итоги урока и оценим свою работу на нем.

Выскажите свое мнение при ответе на вопросы:

Дело (достиг ли цели, какие затруднения возникли, чему научился).

Мы (комфортно ли было работать в парах, в коллективе, какие затруднения были в общении).

Я (как чувствовал себя, с каким настроение работал, доволен ли собой).

5.Выставление отметок.

Оцените свою работу на уроке, посмотрите какие отметки вы ставили себе на протяжении урока, какую отметку вам поставил ваш товарищ, и выставьте отметку себе за урок в лист контроля. Поднимите руку, кто получил «5», кто - «4». «3» я думаю не получил никто. Листы контроля сдайте.

6.Домашнее задание.

1. Параграф 18.

2. Сочините сказку: «Мое путешествие по подводному лесу».






Тема урока: ____________________________________________________

План урока по биологии на тему Многоклеточные водоросли (6 класс)

1._______________________________________

2._______________________________________

3.________________________________________

4.________________________________________

5.________________________________________

Заполните таблицу: Зеленые многоклеточные водоросли.

Представитель

Среда обитания

Особенности строения

Улотрикс



Спирогира



Ульва



Нителла




Вставьте пропущенные слова.

Водоросли - растения, живущие главным образом в __________________. У них отсутствуют органы, а тело называется -___________________, поэтому водоросли относятся к_____________________ растениям. Насчитывают свыше 30 000 видов водорослей. В проточных водоемах часто встречается многоклеточная нитчатая водоросль _______________________. В цитоплазме его клеток расположены ядро и _______________________ в виде незамкнутого кольца. В стоячих водах плавают скопления нитчатой водоросли _________________________.

Тема урока: ___________________________________________________________

План урока по биологии на тему Многоклеточные водоросли (6 класс)

1._______________________________________

2._______________________________________

3.________________________________________

4.________________________________________

5.________________________________________

Заполните таблицу: Зеленые многоклеточные водоросли.

Представитель

Среда обитания

Особенности строения

Улотрикс

Проточные водоемы

Хроматофор в виде незамкнутого кольца

Спирогира

Стоячие водоемы

Хроматофор в виде спирально закрученных лент

Ульва

Моря и океаны

Длина 30см, толщиной 2 клетки

Нителла

Пресные водоемы

Напоминают хвощи

Значение водорослей.


  1. В природе _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В жизни человека________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Вставьте пропущенные слова.

Водоросли - растения, живущие главным образом в __________________. У них отсутствуют органы, а тело называется -___________________, поэтому водоросли относятся к_____________________ растениям. Насчитывают свыше 30 000 видов водорослей. В проточных водоемах часто встречается многоклеточная нитчатая водоросль _______________________. В цитоплазме его клеток расположены ядро и _______________________ в виде незамкнутого кольца. В стоячих водах плавают скопления нитчатой водоросли _________________________.



План урока по биологии на тему Многоклеточные водоросли (6 класс)



1._______________________________________

2._______________________________________

3.________________________________________

4.________________________________________

5.________________________________________




Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Л

А

М

И

Д

О

М

О

Н

А

Д

А



Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р

Х

Р

О

М

А

Т

О

Ф

О

Р



© 2010-2022