Рабочая програма по биологии В. В. Пасечник

  Данная рабочая програма составлена к учебнику Биология, 8класс и    9 класс под редакцией   В.В. Пасечника. Издательство "Просвещение". Серия "Линия жизни". Учебники рассчитаные на ФГОСы, но рабочая програма составлена с учетом проведения уроков 2 часа в неделю, 34 календарные недели в 8 и 10 классах и 33 недели в 9,11 классах.  В рабочей програме указано: темы, количество часов, формы контроля, дата проведения урока по данной теме(планируемое и фактическое). Рабочая программа для 10-11 класса составлена на основе курса  Общая биология  10 класс, для основной средней школы, под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология»  Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.    
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МОУ СОШ №5 И.Н. Лопатина

Приказ №43/02 от01.09.2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Биология 8 а,б,в классы

Составлено на основе курса Биология» под редакцией В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов. Серия «Линия жизни» Москва Просвещение 2014год. рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации

Составитель:

учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьевна.







Егорьевск 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, А.А Каменский, Г.Г.Швецов //Программы общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 классы/ М.: Просвещение, 2014 « Линия жизни»., полностью соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году по системе триместров.. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по сложности и с дополнительными заданиями.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. 1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. 2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. 3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. 4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  5. 5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.







Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего.



Тематический план 8 класс


Название тем

Количество часов

1.

Введение. Наука о человеке

3

2.

Общий обзор организма человека

3

3

Опора и движение

7

4

Внутренняя среда организма и её функция

4

5

Кровообращение и лимфообращение

4

6

Дыхание

4

7

Питание

5

8

Обмен веществ и превращение энергии

4

9

Выделение продуктов обмена

3

10

Покровы тела

3

11

Нейрогуморальная регуляция и процессы жизнедеятельности

7

12

Органы чувств

4

13

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

5

14

Размножение и развитие человека

4

15

Человек и окружающая среда

4

16

резерв

4

17

итого

68





Календарно-тематическое планирование

№ урока в теме

Тема урока

Проверочные работы

Дата проведен. урока

планируемая

фактическая

а

б

в

а

б

в

1 Введение. Наука о человеке (3 ч)


1

Науки о человеке и их методы



2

Биологическая природа человека. Расы человека



3

Происхождение и эволюция чело-

века. Антропогенез



2. Общий обзор организма человека (3 ч)


1-2

Строение организма человека

Л\ р№1 «Изуче-

ние микроск стро ения тканей организма человека


3

Регуляция процессов жизнедея-

тельности. Гомеостаз

Самонаблюд

«Выявление плоскостопия (BЫПолн яется дома)


3. Опора и движение 7 часов


1

Опорно- двигательная система.

Состав, строение и рост кости

Л\№2р «изучение микроск строения кости»,«Изучение

внешнего вида отдельных костей

скелета человека»



2

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.



3

Скелет туловища. Позвоночниккак основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов



4

Строение и функции скелетных

мышц. Основные группы скелет-

ных мышц



5

Работа мышц и её регуляция.

л\р№3 Изучение

влияния стати ческой и динами че-ской работы на утомление мышц

Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в дви жениях рук»


6

Нарушения опорно- двигательной

системы. Травматизм.

Самонаблюдение

«Выявление плоскостопия

Самонаблюдение

«Выявление плоскостопия


7

1помощь при травмах опорно-двигатель ной системы Профилактика нарушений

Практич. работа № 1



4

Внутренняя среда организма (4 ч)



1

Внутренняя среда организма и ее функции



2

Састав крови.

Л р№4«Изучение

микраскопич страения крови



3

Свёртывание крави. Переливание

крави. Группы крави



4

Иммунитет, фактары,влияющие на иммуни тет. Нарушения иммуннай системы челавека



5

Кровообращение и лимфообращение (4 ч)


1

Органы кровообращения Строение и рабата сердца



2

Сосудистая система Лимфообращение

Л/ р№5 «Измерение кровяного давления».


3

Сердечна-сасудистые забалева-

ния



4

. Первая памащь при краватечении

Пр.раб№2


6

Дыхание (4 ч)


1

Дыхание и его значение. Органы дыхания.



2

Механизм дыхания. Жизненная

ёмкость лёгких

Л\р№6«Измерение

обхвата грудной клетки в состоя-

нии вдоха и вьщоха


3

Регуляция дыхания. Охрана воздущной среды.

Лр№7«Определение частоты дыхания»



4

Заболевания органов дыхания и их профилактика



7

Питание 5 ч



1

Питание и его значение. Органы

пищеварения и их функции



2

Пищеварение в ротовой Полости.глотка и пищевод «Действие слюны на крахмал

Л.р.№8 «Определение положения слюннывх желез~

«


3

Пищеварение в желудке и кишеч-

нике.



4

Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник



5

Регуляция пищеварения. Гигиена питания







8

Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

1

Пластический и энергетический обмен



2

Ферменты !и их роль в организме

человека



3

Витамины и их роль в организме. Объяснять

человека



4

Нормы и режим питания. Нарушения

обмена веществ.



9

выделениеe продуктов обмена (3 ч



1

Вьщеление и его значение



2

Органы нымочевыделения



3

Заболевания органов мочевыделения



10

Покровы тела (3 ч)



1

Наружные покровы тела. Строение и Выделять существенные признаки покровов

функции кожи

Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверх ности кисти


2

Болезни и травмы кожи



3

Гигиена кожных покровов



11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7ч



1

Железы внутренней секреции и их функции



2

Работа эндокринной системы и её нарушения



3

Строение нервной системы и её значение



4

Спинной мозг



5

Головной мозг



6

Вегетативная нервная система, её строение.

тест


7

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение



12

Органы чувств. Анализаторы 4ч


1

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор



2

Слуховой анализатор, его строение



3

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание



4

Вкусовой и обонятельный анализаторы



13

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 6ч. (6 ч)


1

Высшая нервная деятельность. Рефлексы



2

Память и обучение. Виды памяти

тест


3

Врожденое и приобретенное поведение



4

Сон и болрствование



5

Особенности высшей нервной деятельности человека интеллектуаятельности человека



6

Сознание и мышление человека





Размножение и развитие человека (4 ч)


1

Органы размножения



2

Половые клетки.Оплодотворение



3

Беременность и роды



4

Рост и развитие ребенка после рождения



Человек и окружающая среда (4 ч)


1

Сопиальная среда человека



2

Окружающая среда и здоровье человека



3

Природная среда человека



4

Анализ и опенка влияния факто-

ров окружающей среды, на здоровье человека



Резерв 4 часа





© 2010-2022