- Преподавателю
- Биология
- Рабочая програма по биологии В. В. Пасечник
Рабочая програма по биологии В. В. Пасечник
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нижальская О.В. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ №5 И.Н. Лопатина
Приказ №43/02 от01.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Биология 8 а,б,в классы
Составлено на основе курса Биология» под редакцией В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов. Серия «Линия жизни» Москва Просвещение 2014год. рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель:
учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьевна.
Егорьевск 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, А.А Каменский, Г.Г.Швецов //Программы общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 классы/ М.: Просвещение, 2014 « Линия жизни»., полностью соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году по системе триместров.. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по сложности и с дополнительными заданиями.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-
1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
-
2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
-
5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего.
Тематический план 8 класс
-
Название тем
Количество часов
1.
Введение. Наука о человеке
3
2.
Общий обзор организма человека
3
3
Опора и движение
7
4
Внутренняя среда организма и её функция
4
5
Кровообращение и лимфообращение
4
6
Дыхание
4
7
Питание
5
8
Обмен веществ и превращение энергии
4
9
Выделение продуктов обмена
3
10
Покровы тела
3
11
Нейрогуморальная регуляция и процессы жизнедеятельности
7
12
Органы чувств
4
13
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность
5
14
Размножение и развитие человека
4
15
Человек и окружающая среда
4
16
резерв
4
17
итого
68
Календарно-тематическое планирование
№ урока в теме
Тема урока
Проверочные работы
Дата проведен. урока
планируемая
фактическая
а
б
в
а
б
в
1 Введение. Наука о человеке (3 ч)
1
Науки о человеке и их методы
2
Биологическая природа человека. Расы человека
3
Происхождение и эволюция чело-
века. Антропогенез
2. Общий обзор организма человека (3 ч)
1-2
Строение организма человека
Л\ р№1 «Изуче-
ние микроск стро ения тканей организма человека
3
Регуляция процессов жизнедея-
тельности. Гомеостаз
Самонаблюд
«Выявление плоскостопия (BЫПолн яется дома)
3. Опора и движение 7 часов
1
Опорно- двигательная система.
Состав, строение и рост кости
Л\№2р «изучение микроск строения кости»,«Изучение
внешнего вида отдельных костей
скелета человека»
2
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.
3
Скелет туловища. Позвоночниккак основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов
4
Строение и функции скелетных
мышц. Основные группы скелет-
ных мышц
5
Работа мышц и её регуляция.
л\р№3 Изучение
влияния стати ческой и динами че-ской работы на утомление мышц
Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в дви жениях рук»
6
Нарушения опорно- двигательной
системы. Травматизм.
Самонаблюдение
«Выявление плоскостопия
Самонаблюдение
«Выявление плоскостопия
7
1помощь при травмах опорно-двигатель ной системы Профилактика нарушений
Практич. работа № 1
4
Внутренняя среда организма (4 ч)
1
Внутренняя среда организма и ее функции
2
Састав крови.
Л р№4«Изучение
микраскопич страения крови
3
Свёртывание крави. Переливание
крави. Группы крави
4
Иммунитет, фактары,влияющие на иммуни тет. Нарушения иммуннай системы челавека
5
Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
1
Органы кровообращения Строение и рабата сердца
2
Сосудистая система Лимфообращение
Л/ р№5 «Измерение кровяного давления».
3
Сердечна-сасудистые забалева-
ния
4
. Первая памащь при краватечении
Пр.раб№2
6
Дыхание (4 ч)
1
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
2
Механизм дыхания. Жизненная
ёмкость лёгких
Л\р№6«Измерение
обхвата грудной клетки в состоя-
нии вдоха и вьщоха
3
Регуляция дыхания. Охрана воздущной среды.
Лр№7«Определение частоты дыхания»
4
Заболевания органов дыхания и их профилактика
7
Питание 5 ч
1
Питание и его значение. Органы
пищеварения и их функции
2
Пищеварение в ротовой Полости.глотка и пищевод «Действие слюны на крахмал
Л.р.№8 «Определение положения слюннывх желез~
«
3
Пищеварение в желудке и кишеч-
нике.
4
Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник
5
Регуляция пищеварения. Гигиена питания
8
Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
1
Пластический и энергетический обмен
2
Ферменты !и их роль в организме
человека
3
Витамины и их роль в организме. Объяснять
человека
4
Нормы и режим питания. Нарушения
обмена веществ.
9
выделениеe продуктов обмена (3 ч
1
Вьщеление и его значение
2
Органы нымочевыделения
3
Заболевания органов мочевыделения
10
Покровы тела (3 ч)
1
Наружные покровы тела. Строение и Выделять существенные признаки покровов
функции кожи
Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверх ности кисти
2
Болезни и травмы кожи
3
Гигиена кожных покровов
11
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7ч
1
Железы внутренней секреции и их функции
2
Работа эндокринной системы и её нарушения
3
Строение нервной системы и её значение
4
Спинной мозг
5
Головной мозг
6
Вегетативная нервная система, её строение.
тест
7
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение
12
Органы чувств. Анализаторы 4ч
1
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
2
Слуховой анализатор, его строение
3
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание
4
Вкусовой и обонятельный анализаторы
13
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 6ч. (6 ч)
1
Высшая нервная деятельность. Рефлексы
2
Память и обучение. Виды памяти
тест
3
Врожденое и приобретенное поведение
4
Сон и болрствование
5
Особенности высшей нервной деятельности человека интеллектуаятельности человека
6
Сознание и мышление человека
Размножение и развитие человека (4 ч)
1
Органы размножения
2
Половые клетки.Оплодотворение
3
Беременность и роды
4
Рост и развитие ребенка после рождения
Человек и окружающая среда (4 ч)
1
Сопиальная среда человека
2
Окружающая среда и здоровье человека
3
Природная среда человека
4
Анализ и опенка влияния факто-
ров окружающей среды, на здоровье человека
Резерв 4 часа