Урок Размножение и развитие папоротников

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : Размножение и развитие папоротников.

Цели урока:
Обучающая: изучить особенности строения, размножения и развития папоротников на примере щитовника мужского;
Развивающая: развивать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательная: формировать ценностное отношение к окружающей природе; на примерах показать уязвимость папоротников и необходимость осторожного обращения с растениями в лесу.

Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, описание, «биологический диктант», рассказ с демонстрацией гербарных экземпляров.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: жизненный цикл, спорофит, гаметофит, спора, архегонии, антеридии, оплодотворение, зигота.
Вводимые понятия: папоротники, вайи, сорусы, заросток.
Материалы и оборудование: гербарный материал, лупы, раздаточный материал, различные виды комнатных папоротников, таблица «папоротник щитовник мужской», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
- характеризовать строение, размножение и развитие папоротников.

1. Проверка домашнего задания.
- Деятельность учителя.
Проводит графический диктант, в котором необходимо отметить верные суждения знаком «+», неверные - знаком «-».
1. Среди высших растений моховидные представляют собой обособленную и тупиковую ветвь развития. Они произошли около 350 млн лет назад от первых наземных растений псилофитов - потомков прибрежных водорослей.
2. Мхи прикрепляются к почве с помощью корней, через которые они всасывают питательные вещества.
3. При разработке торфа были найдены хорошо сохранившиеся остатки рыцаря в доспехах. Это объясняется тем, что сфагновые мхи выделяют обладающие бактерицидными свойствами гуминовые кислоты, которые убивают бактерии и гниение не происходит.
4. Споры хвощевидных используют в медицине в качестве детской присыпки, в ветеринарии, а также в промышленности для получения желтой и зеленой красок.
5. Важные условие полового размножение мхов, плаунов, хвощей - наличие воды.

- Деятельность учащихся.
Предполагаемые правильные ответы: 1- «+»; 2- «-»; 3-«+»; 4-«-»; 5-«+».

- Деятельность учителя.
Нескольким учащимся может предположить выполнить индивидуальные задание по карточкам:

Карточка №1. Сделать подписи к рисунку «Строение сфагнума и кукушкина льна»

Карточка №2. В схеме «Размножение мха» вставить недостающие элементы:

- Деятельность учащихся.
Выполняют индивидуальные задание, на которые отведено по 5 минут.

- Деятельность учителя.
Задает вопросы: 1. Почему мхи называют «земноводными» в мире растений?
2. Чем мхи прилепляются к почве?
3. Какое поколение доминирует в жизненном цикле мхов?
4. Где находится половое и бесполое поколение у мхов.
5. Из чего вырастает растение мха?
6. Почему процесс образование торфа связан со сфагновым мхом?

- Деятельность учащихся.
Предполагаемые правильные ответы: 1. Клетки мхов легко теряют или поглощают воду. Для полового размножением им необходима водная среда.
2. Ризоидами.
3. Гаметофит.
4. На одном растении.
5. Из споры.
6. Он задерживает влагу и не гниет в толще отложениях.

2. Организационный момент, постановка проблемы.

- Деятельность учителя.
Сообщает учащимся, что на уроке они продолжат изучение высших споровых растений, среди которых выделяются представители отдела Папоротниковидные. Это древнейшая группа настоящих наземных растений, известна с девонского периода. Сейчас известно коло 12 тыс. папоротников. Демонстрирует слайд №1.
- Деятельность учащихся.
Слушают объяснение учителя.
- Деятельность учителя.
Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает вспомнить и рассказать то, что им известно о папоротниках.
- Деятельность учащихся.
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
Вспоминают все, что знают о папоротниках.

- Деятельность учителя.
Знакомит учащихся с преданием: «Только один раз в году - в ночь на Ивана Купалу - в густом лесу в полночь раскрывается удивительный цветок папоротника». Читает отрывок из произведения Н. В. Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и других около себя. Только смелый и удачливый человек смог заполучить цветок папоротника - разрыв - травы, от которого распадались все замки и запоры и сами в руки давались клады.»

- Деятельность учащихся.
Слушают отрывок.
3. Изучение нового материала.

- Деятельность учителя.
Задает вопрос: «Можно ли верить преданию о цветке папоротника и его чудодейственной силе?»
- Деятельность учащихся.
Отвечают на поставленный вопрос. Выдвигают собственные гипотезы. Деятельность учителя.
«Чтобы ответить на поставленный вопрос, нам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельности папоротников. Возникновение легенды связано с тем что у некоторых видов папоротников, например, у щитовника мужского , одна часть листа выполняет функцию фотосинтеза, а другая спороношения. Спороносная часть листа похожа на нераскрывшийся бутон цветка.» Демонстрирует слайд №2.
- Деятельность учащихся.
Записывают в тетради новые понятия.

- Деятельность учителя.
Рассказывает, что тело папоротника делится на корень и побег. Как у настоящих наземных растений, приспособленных к жизни на суше. Побег образован стеблем и листьями. Демонстрирует слайд №3.
- Деятельность учащихся.
Предполагаемый правильный ответ: Корень обеспечивает растение водой и минеральными солями, а побег синтезирует органические вещества

- Деятельность учителя.
Сообщает, что листья папоротников очень специфичны и называются «вайи». Для них характерен длительный рост вершины, проявляющийся в образовании улитки. Задает вопрос учащимся: «Какую функцию, по вашему мнению, выполняют листья и стебель папоротников?».
- Деятельность учащихся.
Записывают понятие «вайи» в рабочих тетрадях.
Предполагаемый правильный ответ: Основная функция листьев - фотосинтез и спорообразование, а стебля - транспорт веществ и вынос листьев на поверхность.

- Деятельность учителя.
Задает вопрос: «Как вы думаете, какие особенности строения листьев связаны с выполнением названных функций?».
- Деятельность учащихся.
Предполагаемый правильный ответ: С фотосинтезом связано наличие хлоропластов, обуславливающих зеленую окраску листьев, и широкой листовой пластинки, обеспечивающей более полное использование света под пологом леса. Спороношение обеспечено наличием спорангиев на нижней поверхности листьев.

- Деятельность учителя.
Обращает внимание учащихся на то, что зародышевый корень у папоротников быстро отмирает и на смену ему появляются придаточные корни, возникающие на стебле.
- Деятельность учащихся.
Записывают в рабочих тетрадях следующий факт: «Корень, как орган минерального питания, поглощает из почвы воду и минеральные соли, которые по проводящей системе корня, стебля и листа поступают во все органы папоротника. Сам корень использует готовые органические вещества, синтезируемые в листьях и поступающие ко всем органам растения по проводящим тканям - ксилеме и флоэме».

- Деятельность учителя.
Ставит перед учащимися вопрос: «Каким образом происходит размножение и развитие папоротников?». Затем сообщает, что развитие папоротников происходит со сменой поколений спорофита и гаметофита. Демонстрирует слайд №4


- Деятельность учащихся.
Отмечают в рабочих тетрадях особенности размножения папоротников.
- Деятельность учителя.
Осуществляет актуализацию опорных знаний учащихся. Предлагает ответить на вопросы: 1. Какое поколение называют гаметофитом?
2. Какое поколение называют спорофитом?
3. Чем представлено половое поколение мхов?
4. Что собой представляет бесполое поколение мхов?
5. Какое поколение преобладает в жизненном цикле мхов?

- Деятельность учащихся.
Предполагаемые правильные ответы: 1. Гаметофит - половое гаплоидное поколение, на котором формируются половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды.
2. Спорофит - бесполое диплоидное поколение, на котором формируются споры.
3. Половое поколение мхов представлено зеленым травянистым растением.
4. Бесполое поколение мхов представляет собой коробочку на ножке, живущую на спорофите.
5. В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит.

- Деятельность учителя: Следующим вопросом, который необходимо рассмотреть на уроке, является изучение жизненного цикла папоротников.
Отмечает, что чередуются бесполое и половое поколение - спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита - именно его мы называем папоротником. На нижней стороне листа можно заметить маленькие округлые образования. Демонстрирует слайд №5.
Объясняет учащимся: «Отдельный спорангий трудно увидеть простым глазом. Его строение идеально приспособлено для разбрасывания спор. Зрелые споры высыпаются и разносятся ветром. Из споры вырастает крошечное растеньице, которое похоже сердцевидную пластинку. Это - заросток, являющийся гаметофитом. Заростки при внимательном осмотре можно обнаружить на поверхности лесной подстилки. На нижней стороне заростка имеются ризоиды. Там же образуются антеридии и архегонии, в которых развиваются половые клетки - соответственно подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Сперматозоиду, чтобы доплыть до яйцеклетки необходима вода. После слияния половых клеток образуется одна клетка - зигота. Из зиготы развивается - зародыш, которые вырастает во взрослое растение - спорофит (сам папоротник)».
- Деятельность учащихся.
Составляют опорную схему жизненного цикла папоротников и рисуют ее в рабочих тетрадях.
4. Закрепление изученного материала.

- Деятельность учителя.
Предлагает учащимся проанализировать записи, которые были сделаны в рабочих тетрадях в течении урока, и сформулировать вывод: что нового они узнали о папоротниках?
- Деятельность учащихся.
Формируют устно ответ на поставленный вопрос.

- Деятельность учителя.
Предлагает выполнить дифференцированные задания: 1. Сделайте подписи к рисунку «Строение папоротника».
2. В предложенных карточках учащимся необходимо подчеркнуть правильные ответы.
Пример карточки: 1. Что развивается из пор папоротников? (Гаметофит, спорофит).
2. Чем представлен гаметофит папоротника? (Травянистым растение с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком).
3. Чем представлен гаметофит? (Травянистым растение с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком).
4. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников? (Бесполое - спорофит, половое - гаметофит).
5. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (Воздух, вода, температура).
Деятельность учащихся.
Подписывают рисунок.
Предполагаемые правильные ответы: 1. Гаметофит.
2. Заростком.
3. Травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями.
4. Спорофит.
5. Вода.
5. Рефлексия.
Деятельность учителя.
Создает рефлексивную ситуацию, чтобы получить качественную оценку работы на уроке каждого учащегося и всего класса в целом.
Оценивает активность учащихся на уроке, благодарит за работу. Предлагает учащимся прикрепить смайлик, выражающий их отношение к уроку к доске.

- Деятельность учащихся.
Оценивают результаты собственной работы на уроке. Прикрепляют смайлик к доске

6. Домашнее задание.

- Деятельность учителя.
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить параграф 38 учебника биологии 6 класс. Ответить на вопросы после параграфа.
Сообщает учащимся, что на следующем уроке речь пойдет о многообразии папоротников, поэтому необходимо подготовить презентации по темам: « Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека», « Охрана растений и мест их произрастания.» Благодарит учащихся за работу на уроке.
- Деятельность учащихся. Записывают домашнее задание. Готовят дома сообщение.









© 2010-2022