- Преподавателю
- Биология
- Контрольно-обобщающий урок по биологии на тему Черви
Контрольно-обобщающий урок по биологии на тему Черви
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Панина Н.Л. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Контрольно-обобщающий урок
на тему:
Учитель биологии: Панина Н.Л.
Урок-игра на тему: «Плоские, круглые, кольчатые черви»
Задача: Закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с двусторонней симметрией, их значении в природе; проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания.
1.Урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов - альпинистов, покоряющих вершину знаний. Класс делится на 2 (3) команды. На магнитной доске изображаются 2 (3) горы с указанием отметок высот, которые соответствуют количествам конкурсов. Побеждает та команда, которая быстрее достигает вершины. Каждой команде выдаются карточки- счетчики, где будут фиксироваться прохождение каждой высоты в баллах. И эти баллы выставляются на магнитной доске.
1 конкурс: Метеосводка
На магнитной доске прикреплены вырезанные 3 облака, на обратной стороне которых написан текст заданий (по два каждой команде). Отвечая правильно, учащиеся меняют табличку на «Ясно» - восхождение разрешается.
-К какому типу червей относят планарию и печеночного сосальщика?
-Плоские или круглые черви имеют более сложное строение?
-Чем сходны между собой белая планария и пресноводная гидра?
Назвать черты отличия между белой планарией и пресноводной гидрой.
К какому типу червей относят дождевого червя и пиявку?
-Кольчатые или круглые черви имеют более сложное строение?
2 конкурс: Рассказ-небылица
На карточках написан рассказ, в котором учащиеся должны найти и объяснить ошибки.
«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, выбирали из почвы дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу».
3 конкурс: Чей признак
Каждой команде выдается карточка, где с помощью цифр, данных в списке необходимо указать признаки, характерные для той или иной группы червей.
1-команде: Ресничные черви; (А,Б,В,Д,Ж,З,И,К)
2-команде: Круглые черви; (А,Б,З,К)
3 -команде: Кольчатые черви (Б, Г,Е,З)
А- Паразитический образ жизни.
Б- Свободноживущие формы.
В- Тело состоит из члеников.
Г- Есть кровеносная система
Д- Передвижение с помощью ресничек.
Е- Полость тела разделена перегородками
Ж- Имеются присоски и крючки.
З- Двусторонняя симметрия тела
И- Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.
К- Живет в кишечнике человека.
4 конкурс: Рюкзачок
На столе лежат листочки, на обратной стороне которых написаны термин. Всего 9 (по3 каждой команде). Необходимо дать определения. (кто быстрее).
Кожно-мускульный мешок, энтодерма, первичная полость тела, вторичная полость тела, мезодерма, паразиты, паренхима, двусторонняя симметрия тела, эктодерма
5 конкурс:
Каждой команде выдается по два одинаковых задания. Кто быстрее выполнит, тот и отвечает.
Задание 1:
Выбери правильный ответ.
А. Основная роль дождевого червя в природе:
является основным кормом для рыб;
« предвещают погоду»
перерабатывают почву и органические вещества;
Б. Дождевые черви реагируют на свет, т. к. у них есть:
глаза;
антенны;
клетки, воспринимающие тепло.
В. Развитие у дождевых червей густой сети капилляров связано с:
кожным типом дыхания;
отсутствием органов выделения;
развитием нервной системы;
развитием кожно-мускульного мешка.
Задание: 2
4-е лишнее:
1.Эхинококк, пескожил, острица, сосальщик
2.Планария, многоглазка, пиявка, кошачья двуустка
3.Нематода, ришта, аскарида, нереис
6 конкурс: Головоломка
к
я
у
р
ч
у
о
в
с
е
Головоломка «Строение червей»
Найдите начало головоломки и
по непрерывной непересекающейся
линии прочитайте зашифрованную фразу
л
о
ю
и
е
я
г
е
с
ц
е
л
т
м
р
и
о
ш
е
о
т
с
с
р
в
т
р
ы
з
р
о
и
я
о
е
и
а
д
а
п
к
р
т
ф
й
в
з
о
р
в
к
я
у
р
ч
у
о
в
с
е
Головоломка «Строение червей»
Найдите начало головоломки и
по непрерывной непересекающейся
линии прочитайте зашифрованную фразу
л
о
ю
и
е
я
г
е
с
ц
е
л
т
м
р
и
о
ш
е
о
т
с
с
р
в
т
р
ы
з
р
о
и
я
о
е
и
а
д
а
п
к
р
т
ф
й
в
з
о
р
в
к
я
у
р
ч
у
о
в
с
е
Головоломка «Строение червей»
Найдите начало головоломки и
по непрерывной непересекающейся
линии прочитайте зашифрованную фразу
л
о
ю
и
е
я
г
е
с
ц
е
л
т
м
р
и
о
ш
е
о
т
с
с
р
в
т
р
ы
з
р
о
и
я
о
е
и
а
д
а
п
к
р
т
ф
й
в
з
о
р
в
В процессе зародышевого развития у червей формируются три слоя клеток.
Подведение итогов урока.
-К какому типу червей относят планарию и печеночного сосальщика?
-Плоские или круглые черви имеют более сложное строение?
-Чем сходны между собой белая планария и пресноводная гидра?
Назвать черты отличия между белой планарией и пресноводной гидрой.
К какому типу червей относят дождевого червя и пиявку?
-Кольчатые или круглые черви имеют более сложное строение?
Найти и объяснить ошибки.
«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, выбирали из почвы дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу».
Найти и объяснить ошибки.
«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, выбирали из почвы дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу».
Найти и объяснить ошибки.
«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, выбирали из почвы дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу».
Кожно-мускульный мешок, энтодерма, первичная полость тела
вторичная полость тела, мезодерма, паразиты
паренхима, двусторонняя симметрия тела, эктодерма
А- Паразитический образ жизни.
Б- Свободноживущие формы.
В- Тело состоит из члеников.
Г- Есть кровеносная система
Д- Передвижение с помощью ресничек.
Е- Полость тела разделена перегородками
Ж- Имеются присоски и крючки.
З- Двусторонняя симметрия тела
И- Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.
К- Живет в кишечнике человека.
А- Паразитический образ жизни.
Б- Свободноживущие формы.
В- Тело состоит из члеников.
Г- Есть кровеносная система
Д- Передвижение с помощью ресничек.
Е- Полость тела разделена перегородками
Ж- Имеются присоски и крючки.
З- Двусторонняя симметрия тела
И- Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.
К- Живет в кишечнике человека.
А- Паразитический образ жизни.
Б- Свободноживущие формы.
В- Тело состоит из члеников.
Г- Есть кровеносная система
Д- Передвижение с помощью ресничек.
Е- Полость тела разделена перегородками
Ж- Имеются присоски и крючки.
З- Двусторонняя симметрия тела
И- Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.
К- Живет в кишечнике человека.
Задание 1:
Выбери правильный ответ.
А. Основная роль дождевого червя в природе:
является основным кормом для рыб, «предвещают погоду», перерабатывают почву и органические вещества;
Б. Дождевые черви реагируют на свет, т. к. у них есть:
глаза; антенны; клетки, воспринимающие тепло.
В. Развитие у дождевых червей густой сети капилляров связано с:
кожным типом дыхания; отсутствием органов выделения; развитием нервной системы;
развитием кожно-мускульного мешка.
Задание: 2
4-е лишнее:
1.Эхинококк, пескожил, острица, сосальщик
2.Планария, многоглазка, пиявка, кошачья двуустка
3.Нематода, ришта, аскарида, нереис
Задание 1:
Выбери правильный ответ.
А. Основная роль дождевого червя в природе:
является основным кормом для рыб, «предвещают погоду», перерабатывают почву и органические вещества;
Б. Дождевые черви реагируют на свет, т. к. у них есть:
глаза; антенны; клетки, воспринимающие тепло.
В. Развитие у дождевых червей густой сети капилляров связано с:
кожным типом дыхания; отсутствием органов выделения; развитием нервной системы;
развитием кожно-мускульного мешка.
Задание: 2
4-е лишнее:
1.Эхинококк, пескожил, острица, сосальщик
2.Планария, многоглазка, пиявка, кошачья двуустка
3.Нематода, ришта, аскарида, нереис
Задание 1:
Выбери правильный ответ.
А. Основная роль дождевого червя в природе:
является основным кормом для рыб, «предвещают погоду», перерабатывают почву и органические вещества;
Б. Дождевые черви реагируют на свет, т. к. у них есть:
глаза; антенны; клетки, воспринимающие тепло.
В. Развитие у дождевых червей густой сети капилляров связано с:
кожным типом дыхания; отсутствием органов выделения; развитием нервной системы;
развитием кожно-мускульного мешка.
Задание: 2
4-е лишнее:
1.Эхинококк, пескожил, острица, сосальщик
2.Планария, многоглазка, пиявка, кошачья двуустка
3.Нематода, ришта, аскарида, нереис
к
я
у
р
ч
у
о
в
с
е
Головоломка «Строение червей»
Найдите начало головоломки и
по непрерывной непересекающейся
линии прочитайте зашифрованную фразу
л
о
ю
и
е
я
г
е
с
ц
е
л
т
м
р
и
о
ш
е
о
т
с
с
р
в
т
р
ы
з
р
о
и
я
о
е
и
а
д
а
п
к
р
т
ф
й
в
з
о
р
в
к
я
у
р
ч
у
о
в
с
е
Головоломка «Строение червей»
Найдите начало головоломки и
по непрерывной непересекающейся
линии прочитайте зашифрованную фразу
л
о
ю
и
е
я
г
е
с
ц
е
л
т
м
р
и
о
ш
е
о
т
с
с
р
в
т
р
ы
з
р
о
и
я
о
е
и
а
д
а
п
к
р
т
ф
й
в
з
о
р
в
к
я
у
р
ч
у
о
в
с
е
Головоломка «Строение червей»
Найдите начало головоломки и
по непрерывной непересекающейся
линии прочитайте зашифрованную фразу
л
о
ю
и
е
я
г
е
с
ц
е
л
т
м
р
и
о
ш
е
о
т
с
с
р
в
т
р
ы
з
р
о
и
я
о
е
и
а
д
а
п
к
р
т
ф
й
в
з
о
р
в